Ответ на этот вопрос нужно смотреть в программах, которые будут лежать на столах в кабинете.

Методика обучения цветоведению и основам технологии живописи. Развитие представлений о цвете в искусстве и в окружающей действительности.

В любом виде искусства цвету придается особое значение как средству достижения особой эмоциональности и выразительности.

Основополагающими знаниями учителя изобразительного искусства в области теории цвета являются знания свойств цвета, механизм образования и способов получения цветов и их оттенков, специфики использования цвета в произведения искусства: живописи, декоративно-прикладного и народного искусства, дизайне, архитектуре, синтетических видах искусства.

Необходимы также знания:

- основные и дополнительные цвета;

- цветовой спектр; ахроматические и хроматические свойства цвета;

- «теплые» и «холодные» цвета;

- изменения цвета в пространстве (воздушная перспектива);

- взаимное влияние цветов (цветовые контрасты и нюансы);

- колорит;

- цветовых тональных переходов (растяжки);

- различные живописные техники.

Свойства и качества цвета можно разделить на группы: «собственные» и «несобственные» цвета.

«Собственные» цвета те, которым присущи постоянные характеристики:

-цветовой тон - качество хроматического цвета, которое выражается в названиях: красный, желтый, синий и т.д.;

- светлота - степень светлоты цвета, отраженного предметом по отношению

- насыщенность - степень отличия хроматического цвета от ахроматического (серого) той же светлоты.

«Несобственные» цвета - воспринимаются нами в следствие эмоциональных реакций и называются – «теплые», «холодные», «тяжелые», «глухие», «выступающие», «отступающие» и т.д. «Несобственные» цвета рассматриваются как отражение отношения связи предмета с человеком и очень важны для всех видов искусства, так как усиление этих качеств позволяет усилить выразительность произведения. Также художниками часто используются такие характеристики цвета как глухие, звонкие, легкие, тяжелые, спокойные, активные и др.

Способы получения и смешения цветов.

Оптическое смешение (вращение диска с цветными пластинами или наложение цветных стекол друг на друга), механическое смешение (на палитре, на холсте или на рисунке).

Специфика использования цвета в произведения искусства Использование свойств, качеств цвета, закономерностей цветовых сочетаний, различных способов смешения и получения цвета зависит от видов искусства, в котором будет использован цветовой эффект. Так в живописи и декоративном искусстве распространенным и привычным способом получения сложного цвета считается механическое смешение, в экранных и пространственных искусствах в большей степени используется оптическое смешение, хотя не исключаются и обратные варианты. Степень контрастности цветовых отношений в любом виде искусства зависит от художественной задачи автора произведения.

 

Цвет в изобразительной деятельности ребенка

Проявление цвета в изобразительной деятельности детей многообразно и выступает как в качестве формообразования (технического воплощения рисунка), так и в содержательном качестве. Существуют определенные закономерности использования ребенком цвета в рисовании, требующие описания и объяснения.

Первое общение с цветными изобразительными материалами происходит в младшем возрасте и имеет для ребенка скорее ознакомительное,исследовательское значение технических возможностей кисточки, фломастера, карандаша как инструментов, оставляющих след на бумаге, чем осмысленное применение цвета для характеристики предмета.

Развитие восприятия цвета у ребенка происходит постепенно. «Свсем маленькие дети воспринимают только два цвета: черный и белый» Фрилинг и К. Ауэр)

Лишь с трех лет дети начинают различать синий и желтый цвет. Способность различать зеленый и красный цвет возникает только на четвертом году жизни, а часто и гораздо позднее (по наблюдениям автора данной это не соответствует действительности).

С трех до семи лет дети постепенно начинают различать все цветовое многообразие, хотя... самым любимым их цветом является красный». В. Гёте. также отмечает пристрастие детей к яркому цвету, и в особенности к желто-красному.

К пяти годам дети могут свободно назвать и отличить до семи и более цветов и их оттенков (затрудняясь в словесной характеристике оттенка цвета). Это означает, что ребенок воспринимает цветовое многообразие мира. В детских рисунках, особенно 4-6-летних авторов,цветовая гамма ограничена: выбираются яркие, открытые цвета, почти не используются смешанные цвета и оттенки.

Это обусловлено следующими причинами.

1. В раннем возрасте ребенок, стремясь отобразить то или иное действие в своем рисунке, подчиняется более процессу созидания, чем отслеживанию цветовой характеристики изображаемого. Им движет желание определить форму предмета, характеризующую его функцию и назначение, передать наиболее важную информацию о нем возможным для него способом.

Рисование протекает как игра, которой сопутствует эмоциональное, личностное отношение к происходящему на рисунке. Ребенок не обращает внимание на то, какого цвета герои и предметы, для него важно то, что они делают, что с ними происходит, какой они формы, к чему предназначены. Поэтому в первых детских работах, выполненных цветными материалами, цвет не дифференцирован или дифференцирован в крайне малой степени; чаще всего встречаются одноцветные рисунки, сделанные без всякого внимания к реальному цвету предмета или объекта.

К 4—5 годам отношение к цвету лишь как к возможности графического осуществления замысла встречается все реже. В этом возрасте дети уже твердо знают и осознанно применяют в рисовании 6-12 и более цветов и оттенков. Цвет становится характеристикой предмета, его неотъемлемой принадлежностью, его шаблоном, своеобразным каноном (солнце — красное, небо — синее, трава - зеленая и т. д.). Одноцветные предметы в рисунке ребенка этого возраста, в реальности отличающиеся друг от друга, могут возникнуть, только если ребенок сильно увлекся процессом воплощения замысла и «забыл» поменять цвет на соответствующий данному предмету.

В раннем возрасте выбор цвета зачастую зависит и от случайности (например, краска находится ближе к рисующему. или наносится только контур рисунка и для этого выбирается первый попавшийся под руку цветной карандаш. Невнимание к выбираемому цвету говорит о том, что для ребенка главное — сам объект изображения и действия, происходящего с предметом.

Ребенок, знающий и употребляющий в речи достаточное количество названий цветов и оттенков не стремится показать их, т. к. его приоритеты - события и действия, которые он и сообщает в рисунке

2. Вболее старшем возрасте, когда дифференциация цвета относительно различных объектов окружающей среды становится присущей детской изобразительной деятельности, остаются условность, лаконизм, декоративность цвета в рисунках. Изображение, хоть все более и насыщается локальными, открытыми цветами, не содержит, за редким исключением, нюансировки цветовых оттенков. Если в композиции, например, применен желтый цвет (охра светлая) или красный (кармин), то, как правило, в ней не появится другой желтый (крон желтый, лимонный, стронциановая) или красный (алый, краплак).

Ребенок, используя тот или иной цвет, применяет его в качестве признака для обозначения всех предметов, относящихся к тому или иному его оттенку. Важным для маленького художника остается эмоциональное отношение к происходящему в рисунке, к разворачивающемуся действию, событию. Главным для него является содержательность, повествовательность композиции — что и как происходит в рисунке. Цвет и его оттенки в этом случае становятся второстепенными признаками изображения, отходят на второй план.

3. Цвет в рисунках детей иногда принимает символическое значение. Происходит это тогда, когда автору необходимо рассказать в своей работе о чем-то таком, что невозможно передать средствами выражения, имеющимися в его распоряжении, из-за недостатка мастерства. Ребенок пытается заменить недостающие изобразительные способности, необходимые для обозначения, посредством рисунка, живописи, композиции каких-либо качеств или состояния объекта, цветом, придавая ему ту или иную значимость. Он не имеет возможности дополнить или описать изображенное словесным пояснением так, чтобы объяснить свое эмоциональное отношение к создаваемым образам. Цвет в такой ситуации превращается в зашифрованную мысль, идею, становится выразителем чувств, демонстрирующих отношение автора к сюжету, герою, объекту рисунка.

Иллюстративная символика, условность цвета в детских работах придают им необычность, фантастичность, декоративную красочность, воспринимаемую зрителем, не знакомым со спецификой художественного процесса и логикой мышления ребенка, не как продукт сознательного изобразительного творчества, а как чудо, случайно возникающее в процессе изобразительной деятельности. Лицо красавицы или доброго и симпатичного автору героя рисунка может стать ярко-красным, в то же время отрицательный герой изображается с холодным, белым, голубым, синим, фиолетовым, зеленым лицом (чаще всего такая участь постигает ведьм, колдуний, злодеев и т. п.) и зачастую в намеренно небрежной

4. Цвет используется ребенком в рисовании и как устойчивое, общепринятое обозначение предметов и явлений окружающего мира. В этом случае он приобретает характер штампа, шаблона, стереотипа. В начале своей художественной практики ребенок осваивает цвет как характеристику окружающих его предметов и явлений реального мира. Осознание принадлежности того или иного цвета конкретному объекту и устойчивое его применение в рисунке имеет для развития ребенка прогрессивное значение.

В этом проявляется социальная сторона этого явления: с раннего возраста ребенок получает информацию о правильном или неправильном употреблении цвета, усваивает цветовые признаки объектов, закрепленные в сознании данного народа. В дальнейшем опыт применения обусловленных сознанием ребенка цветов для определенных предметов и объектов природы (земля — черная, солнце — красное, песок — желтый, вода — синяя и т. п.) начинает использоваться для обозначения в рисунках всего многообразия окружающего мира.

5. Цвет используется детьми в декоративных целях, как украшение. Часто он всегда выглядит как декоративная работа, потому что ребенок использует, как правило, яркие, открытые цвета.

6. Нелогичный цвет предмета делается для того, чтобы было «красиво», в плане выразительности. Здесь критерий употребления цвета как признака красивого зависит от индивидуальности ребенка: его национальности, общественно-культурной среды воспитания, эстетического уровня развития, психики, цветоощущения. Благодаря желанию украшать что-то изображаемое с большой любовью, в рисунке ребенка могут появиться синие или красные кони, фиолетовые слоны, необычные фантастические, декоративные цветы и бабочки, удивительные сочетания цвета в пейзаже

Стремление ребенка декорировать не всегда касается всего изображенного на листе. Часто объектом украшения становится тот герой или предмет, ради которого делался рисунок, а остальное пространство листа может быть заполнено, закрашено как попало, наспех. Цвет в таком случае выбирается ребенком именно как декоративный, по принципу: не важно, как это выглядит в природе, главное, чтобы было красиво.

Цветовосприятие детей по возрастам:

Главное внимание детей в картине обращено:

в 3 года — на перечисление отдельных предметов;

— в 6—7 лет — на описание, в котором характерно то, что делают люди;

в 9 лет - при помощи наводящих вопросов на объяснение того, что происходит (т. е. сюжета);

в 12 лет - на объяснение сюжета без наводящих вопросов.

Ребенка интересует, что и как происходит в картине, а не то, какой она несет смысл и какими средствами он выражен.

Методика обучения основам цветоведения:

1-3 классы – изучаются основные и дополнительные цвета; цветовой спектр; смешения цветов, светлота, цветовой тон, теплота и холодность, насыщенность; ахроматические и хроматические свойства,

4-6 классы - изменения цвета в пространстве — воздушная перспектива; теплота и холодность; смешения цветов; колорит; цветовые и тональные растяжки; цветовые контрасты и нюансы на материале произведений живописи, графики, ДПИ, народного искусства,

6-8 классы – цвет в архитектуре, дизайна, рекламе, промышленной графике и учебно-творческой деятельности учащихся.

 

В каждом классе цвет изучается в зависимости от учебных целей, задач и направленности учебной программы. Но в любом случае основы цветовой организации живописного произведения рассматриваются на уроках в контексте художественного направления, стиля эпохи и творческой индивидуальности художника (привести примеры моделей цветовой организации из истории искусства: эпоху средневековья, классицизма, импрессионизма, и.т.д. и пояснить какие факторы влияют на колорит произведений).

Методы развития цветовосприятия детей:

  1. Методы развития целенаправленного восприятия и наблюдения (беседы, экскурсии).
  2. Метод эксперимента, подбора и поиска цвета (поисковая практическая деятельность).
  3. Метод сравнения и сопоставления.
  4. Рисование по ассоциации.
  5. Выполнение упражнений.
  6. Игровой метод.
  7. Изучение теории цвета, новых понятий по цветоведению.

Критерии оценки детских работ по развитию цветовосприятияв процессе изобразительной деятельности.

Критерии оценки определяются учителем в зависимости от поставленной задачи рисования.

  1. Соответствие цвета образному решению темы (тематическое рисование).
  2. Соответствие цвета изображаемой натуре (предметное рисование, рисование с натуры).
  3.  Использование сложных, не открытых цветов.
  4. Достижение цветовой гармонии в рисунке.
  5. Передача тепло-холодных отношений в рисунке.
  6. Умение использовать локальные цвета.
  7. Умение использовать многие оттенки одного цвета.

 

«Как отражено изучение основ цветоведения в различных типовых программах по изобразительному искусству»

Ответ на этот вопрос нужно смотреть в программах, которые будут лежать на столах в кабинете.

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!