Место и роль права в системе социального регулирования.



Место и роль права в системе социального регулирования.
Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядоче-ние поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Упорядочение осуществляет-ся с помощью норм, которые подразделяются на технические и социальные.
Технические нормы - правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. (например, правила выполнения определенных строительных ра-бот, нормы расходования сырья, топлива, государственные стандарты, технические усло-вия).
Особенности технических норм: предмет регулирования не социальные отношения, а тех-нические; субъектами являются не только люди, но и природа, техника.
Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они объ-единены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, вы-ражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественно-го сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и ин-тересами.
Юридическая наука подразделяет социальные нормы исходя из таких критериев, как спосо-бы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения сле-дуют нормы: обычаи, традиции и деловые обыкновения, религиозные, политические нормы, нормы общественных объединений (корпоративные), моральные и правовые.
Между техническими и социальными нормами осуществляется взаимодействие, т.к. некото-рые технические нормы затрагивают существенные интересы определенных социальных общностей и становятся технико-социальными. Есть общеобязательные нормы, которые поддерживаются не только силой природы, но и государством, их невыполнение влечет юридические последствия. Например, УК предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ.
Обычаи - устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила пове-дения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привыч-кой, соблюдаемой добровольно.
Виды:
• - Правовые (получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу). Могут быть прямо закреплены в законе, подразуме-ваются или логически вытекают из других правовых норм. Являются одним из ис-точников (форм) права.
• - Неправовые (одни право поддерживают, к другим относятся безразлично, с третьи-ми ведут борьбу (пьянство, кровная месть).
Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в сфере отношений между предпринимателями и делового партнерства.
Исторически право как система норм в значительной степени выросло из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости.
Близки к обычаям и во многом идентичны им традиции, создание которых не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе рас-пространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памят-ных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мне-ния, но также и на психологические факторы: стремление людей следовать модному пове-дению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и тради-ции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стерео-тип поведения.
Можно выделить также и такой вид правил, как деловые обыкновения, складывающиеся в производственной, научной, учебной деятельности людей и направленные на повышение ее эффективности.
В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, кото-рые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умы-кание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основан-ные на идеях коллективизма, добра и человечности.
Религиозные нормы — правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Ко-ран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собрания-ми духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нор-мы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиоз-ные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого завета: не убий, не укради, почитай родителей своих и т.д.).
В древности и в Средние века многим религиозным нормам придавался юридический ха-рактер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских госу-дарствах основными источниками права являются религиозные книги — Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права приме-нялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.
Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением об-щественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.), однако правового зна-чения такого рода акты не имеют.
Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный ком-пас благоденствия, нормального существования человечества.
Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, политических партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Они существуют как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономи-ки и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государствен-ной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая про-грамма, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки полити-ческого бытия.
Политические нормы содержатся во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно их задач и функций, общих и конкретных программ и направлений деятельности, структуры и характера госу-дарственной власти. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры вза-имодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное со-гласование,и противоборство.
Политические нормы не должны иметь первенства над правом. Иное порождает политиче-ский произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны под-линно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, по-литические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.
Корпоративные нормы – правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы и другие образования негосударственного характера (профессиональные, творческие, жен-ские, научные). Содержатся в уставах, решениях, положениях, программах и других доку-ментах. Тесно связаны с правовыми (которые определяют порядок образования, регистра-ции и деятельности общественных организаций и объединений). Специфика зависит от специфики организации.
Корпоративные нормы - один из видов социальных норм, входят в нормативно-регулятивную систему общества, регламентируют внутренние вопросы и отношения (цели, задачи, функции, права и обязанности членов, условия вступления и выхода, членские взносы).
Мораль — взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о че-сти, совести, долге, справедливости. Одновременно это и нормы, принципы поведения, ис-ходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое по-веде ние с точки зрения добра, справедливости и порядочности.
Будучи формой общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический харак-тер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и в первую очередь эко-номические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладение, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.
Мораль предполагает ценностную оценку личности не тольжо во взаимоотношениях к дру-гим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его совесть, порядочность, чест-ность, осознание собственного долга.
Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как чест-ность, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность, трудолюбие, при-званы быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений. Гуманное со-держание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще с древних времен «золотом правиле»: «Поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Общее правовое предписание современного гражданско-го общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции), гармонично дополняет и раз-вивает это правило.
Норма права – обязательное для всех и формально определенное правило поведения, уста-новленное и санкционированное государством, обеспечиваемое возможностью государ-ственного принуждения, являющееся регулятором общественных отношений.
Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы служат главными регуляторами человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения и гармонизации личных и группо-вых отношений. Право и мораль — фундаментальные исторические ценности, показатели цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса.

26. Механизм охраны Конституции РФ.
Особая правовая охрана Конституции РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов.
Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент рФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.
1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
2) Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.
3) Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.
4) Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду РФ. Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ:
а) издает акты официального толкования конституционных положений;
б) проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ;
в) в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие; г) проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.
Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции рФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.
Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства иностранных государств, представительства международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию РФ.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 646; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!