Историческое значение полиции



 

Связывая самодеятельность обывателя, полиция была, конечно, бессильна доставить благосостояние широким слоям населения. Тем не менее, известную историческую роль она так или иначе сыграла. Историческое значение полиции лежит в том, что она способствовала укреплению государственного начала. Проникая в самую глубину самостоятельных ячеек феодальной эпохи, полиция несла и утверждала повсюду верховенство единой государственной власти.

Но, подавив силой принуждения центробежные элементы средневековья, полиция не могла составить прочной основы для дальнейшего развития государства. Полицией достигалась в лучшем случае лишь "невозможность сопротивления" государственной власти со стороны обезвреженных мерами благочиния обывателей. Между тем сами полицеисты признавали, что "твердейшим основанием" повиновения частных лиц государству в лице его верховной власти "есть неоспоримо свободное покорение каждой воли особо, которое поддерживается очевидной добротой законов" (Зонненфельс). Для того, чтобы вызвать "самопроизвольное повиновение" граждан закону, необходимо было заменить полицию, с ее характерными свойствами правительственной опеки над безличными обывателями, более совершенными методами управления, рассчитанными на подъем общественного самосознания и общественной самодеятельности.

 

Перелом

 

В эволюции государства ступень полицейской опеки или т. наз. полицейского государства уступает место высшей ступени правового государства. Абсолютную монархию сменяет конституционный уклад.

Как на причину перелома, указывают на изобретение паровой машины Уатта в 1775 г. и на переход от натурального хозяйства к товарному. Освобождение от полицейской опеки в области хозяйства было насущной потребностью для новых форм экономического быта: экономическая свобода, - лозунг физиократов и манчестерской школы (Адам Смит), - составляла первостепенное условие для беспрепятственного развития капитализма.

Переворот в хозяйстве составлял, несомненно, важную, но не единственную причину перелома в государственном укладе: свою роль здесь сыграло и влияние городского населения и, в частности, интеллигенции. Да и вообще обыватель раньше или позже должен был духовно вырасти,-и пеленки полицейской опеки должны были стать для него тесными.

В Англии конституционный уклад укрепился с развитием капитализма, но возник н оттенил абсолютную монархию еще в XVII веке. Здесь перелом совершался постепенно... Напротив, -тяжелым путем революционных катастроф во Франции. Девятнадцатый век был веком конституционных побед на Западе. Начало двадцатого века открывает переход от полицейского государства к правовому и на Востоке.

 

Кантианство

 

Философским обоснованием правового государства явилось учение Канта. По этому учению человек отнюдь не должен быть средством для достижения каких-либо целей; человек есть цель в самом себе: признание человеческого достоинства абсолютной целью составляет безусловное требование нравственного закона (категорический императив). Отсюда неотъемлемые свойства (атрибуты) граждан: свобода, ограниченная только такими законами, в создании которых гражданин участвовал своим голосом; юридическое равенство и гражданская самостоятельность, заключающаяся в том, что своим существованием и самосохранением гражданин обязан своим собственным силам, а не чьему-либо усмотрению. Таким образом патриархальный уклад полицейского государства был осужден безусловно, как "самый больной деспотизм, какой только можно себе представить".

 

Внутреннее управление в правовом государстве

 

В правовом государстве тяжесть государственной власти в большей или меньшей степени переносится с личности монарха на население. Поскольку задачи внутреннего управления осуществляются в порядке законодательном, общество участвует в их выполнении в форме народного представительства. Для дальнейшего осуществления этих задач подзаконной деятельностью, рядом с правительственными органами, развиваются органы общественного управления. По мере того, как население приобретает участие в государственной власти, обыватель из безличного объекта для полицейских мер правительства превращается в гражданина. Он становится определенной единицей, не поглощаемой в своей индивидуальности государством. За ним признается известное "святое святых", - определенная сфера свободы, куда власть не в праве вторгаться. Опираясь на граждан, правовое государство должно последовательно признать подъем инициативы и самодеятельности в населении за лучшее средство для достижения общественного благосостояния.

Однако, предоставив разумению и энергии граждан заботы о наилучшем удовлетворении своих потребностей, современное государство мало-помалу проникается сознанием того, что начало невмешательства отнюдь еще не разрешает проблемы общественного благополучия. Необходима поддержка со стороны государства, когда силы и средства отдельных лиц и их соединений недостаточны для удовлетворения потребностей индивида в существовании, достойном человека. Задача этой поддержки достигается обыкновенно уже одной попечительной деятельностью государства, чуждой какого-либо принуждения: указаниями, поощрениями, пособиями, устройством общедоступных полезных для народа учреждений и т. д. Полиция, в смысле принудительного вмешательства, получает при таких обстоятельствах здесь-в деле обеспечения условий благосостояния - значение крайнего средства. Так, принудительность признается целесообразной в деле начального обучения, в деле страхования на случай болезни, инвалидности, старости и т. д. Для обеспечения же условий безопасности и порядка полицейское принуждение и в правовом государстве применяется весьма широко.

Итак, внутреннее управление в правовом государстве становится совершенно отличным по своему характеру от полицейской деятельности в период абсолютизма. Впрочем, в действительной жизни грань между различными ступенями политического развития проявляется далеко не с такой определенностью, как в теории. Уже в период абсолютизма создаются органы самоуправления, открывается известный простор для экономического почина населения (устранение регламентации производства, ослабление системы монополий и т. д.), и возникает попечительная деятельность государства, чуждая полицейского принуждения. И, с другой стороны, в государстве правовом правительственные органы нередко продолжают играть преобладающую роль во внутреннем управлении, а личная самодеятельность граждан долгое время парализуется полицейскими мерами в таких ее коренных условиях, как свобода печати, собраний и обществ.

Литература

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!