Товарищество Передвижных выставок - появление организации, художественное направление передвижников.



Товарищество передвижных художественных выставок (передвижники) - творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах. 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок». Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный исследователь искусства и критик В. В. Стасов; П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. ля картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.

В состав передвижников в разное время входили:

  * И. Е. Репин,

* В. И. Суриков,

* Н. Н. Дубовской,

* В. Е. Маковский,

* И. М. Прянишников,

* А. К. Саврасов,

* И. И. Шишкин,

* В. М. Максимов,

* К. А. Савицкий,

* A. M. и В. М. Васнецовы,

* А. И. Куинджи,

* П. И. Келин,

* В. Д. Поленов,

* Н. А. Ярошенко,

* Р. С. Левицкий,

* И. И. Левитан,

* В. А. Серов,

* А. Е. Архипов,

* В. А. Суренянц

Творчество Перова.

Дата жизни: 1833 - 1882 гг.

Василий Григорьевич Перов был незаконнвм сыном барона Криденера. Русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты. Закончил художественную школу, после чего в 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Когда Перов отправляется в Европу, он пишет картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»). Перов с 1865 по 1871 год создал картины «Очередная у фонтана», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале». В 1878 году пишет картину «Христос в Гефсиманском саду», в 1880 «Первые христиане Киева». В 1866 году он получил степень академика, а в 1871 году — место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примерно в это же время он примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. Художник скончался от чахотки в селе Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). Похоронен на Донском кладбище.

Присуждённые Императорской академией награды:

-большую серебряную медаль за картину « Приезд станового на следствие » (1858)

-этюд головы мальчика (1856)

-малую золотую медаль за картины « Сцена на могиле » и « Сын дьячка, произведенный в первый чин » (1860)

-большую золотую медаль за картину « Проповедь в селе » (1861)

Творчество Крамского.

Дата жизни: 1837 - 1887 гг.

Русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.Иван Николаевич Крамской родился в городе Острогожск Воронежской губернии, в семье писаря. В 1853 году он поступил ретушером к харьковскому фотографу. В 1856 году он приехал в Петербург, где занимался ретушерством в известной тогда фотографии Александровского. В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова. Академия художеств присудила ему золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской, вместе с художниками Венигом и Кошелевым. Он преподавал в школе рисования общества поддержки прикладного искусства. В 1869 году Крамской получил звание академика. В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской, где отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства. Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей: Лев Николаевич Толстой; И. И. Шишкин; Павел Михайлович Третьяков; М. Е. Салтыков-Щедрин - все находятся в Третьяковской галерее. Демократические взгляды Крамского нашли отражение в его портретах крестьян. Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне». Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века. Художник умер во время работы над портретом доктора Раухфуса.

Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах:

- « Н. А. Некрасов в период „Последних песен“ » ( 1877—1878 )

- « Неизвестная » ( 1883 )

- « Неутешное горе » ( 1884 )

Творчество Айвазовского.

Дата жизни: 1817 - 1900 гг.

Художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века. Иван Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина и Рипсиме Айвазовских. Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении. Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор Я. Х. Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Айвазовский учился за казённый счёт в Академию художеств Санкт-Петербурга и был зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва. За пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Через полгода он был определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. В это время он получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Отправившись в Крым, он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши». В Италии художник выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба. Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ. На заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии и галерею, стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов. За заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей. Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.

Самые известные работы:

-Девятый вал. 1850

-Тонущий корабль. 1854

-Буря на море ночью. 1849

-Утро на море. 1849

-Буря. 1851

-Восход солнца. 1870

-Неаполитанский залив утром. 1843

Творчество Шишкина.

Дата жизни: 1832 - 1898 гг.

Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Иван Иванович Шишкин родился в городе Елабуга Вятской губернии в семье купца Ивана Васильевича Шишкина. В семнадцать лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме. В Дюссельдорфе написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. Академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». В 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге работая над новой картиной. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Всего богаче рисунками Шишкина московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей поступили картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) трактованы с большей живописной свободой. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».

Творчество Куинджи.

Дата жизни: 1841 - 1910 гг.

Российский художник, мастер пейзажной живописи. Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе, в семье бедного сапожника-грека. С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту — лишь толок краски. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного художника. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро». В 1874 г. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 г. — знаменитую «Украинскую ночь». Куинджи становится членом Товарищества передвижников; в 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине», возбудивший массу споров и создавший много подражателей. В 1879 г. он выставляет «Север», «Берёзовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества. Он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела огромный успех. В 1881 г Куинджи выставил «Берёзовую рощу», имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой своей смерти Куинджи нигде больше картин своих не выставлял. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. Архип Иванович Куинджи умер в Санкт-Петербурге. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшие его ученики знали глубину души его.

Забытая деревня. 1874г.

Днепр. 1901г.

Березовая роща. 1901г.

После дождя. 1879г.

Север. 1879г.

На острове Валаам. 1873г

Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875г

Березовая роща. 1879г

Ночь на Днепре. 1882г       

Лесная поляна. 1887г

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. 1890-1895 [

Эльбрус. Лунная ночь. Этюд. 1890-1895

Вечер на Украине. 1878-1901гг.

Ладожское озеро. 1873г.

Радуга. 1900-05 гг.

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении. 1869

Осенняя распутица. 1872

Лодка в море. Крым. 1875

Степь. 1875

Украинская ночь. 1876

Крыши. Зима. 1876

Закат зимой. Берег моря. 1876-1890

Зима. Пятна бунного света на крышах хат. 1876

Море с парусным кораблем. 1876

Солнечные пятна на инее. 1876

Эффект заката. 1876

Утро на Днепре. 1881

Вид на Москву с Воробьевых гор. 1882

Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья. 1882

Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного. 1882

Лесное озеро, облака. 1882

Кипарисы на берегу моря. Крым. 1887

Крым. Южный берег. 1887

Дали. Крым. 1889

Эльбрус. 1889

Эльбрус. 1889-1908

Березовая роща. Пятна солнечного света. 1890-1895

Зима. Оттепель. 1890-1895

Красный закат.Эскиз. 1890-е

Лесные дали. 1890-е

Осень. 1890-е

Пейзаж. Степь. 1890-е

Полдень. Стадо в степи. 1890-е

Снежные вершины. Кавказ. 1890-е

Сумерки. 1890-е

Лунное пятно в зимнем лесу. 1898

Море. Крым. 1898

Осень. Туман. 1899

Роща. 1900

Эльбрус вечером. 1899

На фоне заката.

После дождя. Радуга.

Крым. 1900-е

Ночное. 1905

Творчество Левитана.

Дата жизни: 1860 - 1900 гг.

Исаак Ильич Левитан - русский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения». Родился в Литве, в образованной обедневшей еврейской семье. Художник учился в «натурном» классе у Василия Перова. «Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» — вспоминал его товарищ, известный живописец Михаил Нестеров. В летние месяцы 1880—1884 он писал с натуры в Останкино. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень», «Дуб», «Сосны». Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода», «Мостик. Саввинская слобода». Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. По возвращении из Крыма Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей. Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов. Существует мнение, что картина «Над вечным покоем» является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин. В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. К весне 1892 года Левитан закончил картину «Осень» и выставил её на ХХ Передвижной выставке вместе с тремя другими картинами «У омута», «Лето» и «Октябрь». На озере Удомля и Островенском озере, сформировался сюжет картины «Над вечным покоем». За несколько сеансов он написал с дома Турчаниновых картину «Март». В августе Левитан написал «Ненюфары», а осенью - «Золотую осень». Также в 1895 году Левитан переписал картину «Свежий ветер. Волга». В Финляндии Левитан написал картины: «Крепость. Финляндия», «Скалы, Финляндия», «Море. Финляндия», «Пунка-Харью. Финляндия», «Остатки бывалого. Сумерки. Финляндия». В 1898 Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Из-за болезни врачи отправили художника в Ялту, но она не помогла. Последняя его работа — «Озеро. Русь.» — осталась не законченной. После смерти так же осталось 40 недоделанных картин и около 300 этюдов. В 1901 прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве.

Наиболее известные произведения:

-Осенний день. Сокольники (1879)

-Вечер на Волге (1888, Третьяковка)

-Вечер. Золотой Плёс (1889, Третьяковка)

-Золотая осень. Слободка (1889, Русский музей)

-Берёзовая роща (1889, Третьяковка)

-После дождя. Плёс (1889, Третьяковка)

-У омута (1892, Третьяковка)

-Владимирка (1892, Третьяковка)

-Над вечным покоем (1894, Третьяковка). Собирательный образ. Использован вид на оз. Островно и вид с Красильниковой горки на озеро Удомля, Тверская губ.

-Март (1895, Третьяковка). Вид ус. « Горка » Турчанинова И. Н. близ с. Островно. Тверская губ.

-Осень. Усадьба.(1894, Омский музей). Вид ус. « Горка » Турчаниновых близ с. Островно. Тверская губ.

-Весна — большая вода (1896—1897, Третьяковка). Вид реки Съежа в Тверской губ.

-Золотая осень (1895, Третьяковка). Река Съежа вблизи ус. « Горка ». Тверская губ.

-Ненюфары (1895, Третьяковка). Пейзаж на оз. Островно у ус. « Горка ». Тверская губ.

-Осенний пейзаж с церковью (1893—1895, Третьяковка). Церковь в с. Островно. Тверская губ.

-Озеро Островно (1894—1895, ус. Мелихово). Пейзаж от ус. Горка. Тверская губ.

-Осенний пейзаж с церковью (1893—1895, Русский музей). Церковь в с. Островно от ус. Островно (Ушаковых). Тверская губ.

-Последние лучи солнца (Последние дни осени) (1899, Третьяковка). Въезд в деревню Петрова Гора. Тверская губ.

-Сумерки. Стога (1899, Третьяковка)

-Сумерки (1900, Третьяковка)

-Озеро. Русь. (1899—1900, Русский музей)


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 935; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!