Правило веры , Литургическое Предание , творения свв . Отцов .



Первоначально Священное Предание существовало в форме устной апостольской проповеди, на основании которой и было создано Священное Писание. Однако Священное Писание никогда не являлось единственной формой, в которой воплотилось богооткровенное учение, ему предшествовали, а затем наряду с ними сосуществовали еще по крайней мере две формы: правило веры (regula fidei) и богослужебно-литургическая практика Церкви, литургическое предание. Позднее появились и другие формы, в которые облеклось Священное Предание. Из них наибольшее значение для нас имеют творения свв. отцов и учителей Церкви. Со стороны содержания учение свв . отцов не отличается от Предания апостольского, ибо святым отцом и называется тот, кто адекватно толкует учение апостолов применительно к потребностям своего времени: «Апостолов проповедание и отец догматы Церкви едину веру запечатлеша» (Кондак в Неделю 7-ю по Пасхе, свв. отец [Катихизис].

Правило веры

Правило веры, историческое связанное с совершением таинства крещения, изначально являлось общим выражением самосознания Церкви в области веры.

Указания на существование в Церкви такого Правила содержатся в Новом Завете. Ап. Павел призывает христиан « твердо держаться исповедания нашего » (Евр. 4, 14) и напоминает своему ученику Тимофею о « добром исповедании », которое Тимофей « исповедал ... перед многими свидетелями » (1 Тим. 6, 12).

Тертуллиан утверждает, что

« Иисус Христос всем народам преподал точное и неизменное Правило веры , которому весь свет обязан верить ».

Крещальные исповедания древних апостольских церквей, несмотря на некоторое различие в формулировках, по содержанию являются выражением единой апостольской веры, восходящей к учению С амого Иисуса Христа. Древнейшее Правило веры, несомненно, лежит и в основании Никео-Цареградского Символа веры, составленного и утвержденного на I и II Вселенских Соборах. Исторически, в соответствии с нуждами Церкви, Правило веры дополнялось, в него были включены вероопределения Вселенских Соборов. Все догматические определения, входящие в состав Правила веры, неразрывно связаны друг с другом и представляют собой единое тело Богооткровенной Истины.

От Священного Писания Правило веры отличается не содержанием , а формой . Если Священное Писание раскрывает Богооткровенную Истину как историю домостроительства спасения, то Правило веры представляет собой « истины веры », которые «в кратких словах вмещают все ведение благочестия, содержащегося в Ветхом Завете и Новом» [ Катихизис].

Правило веры как форма Свщ . Предания .

Свщ. Предание является источником и хранителем истинного вероучения. « Мы храним то правило веры , которое Церковь получи‑ ла от апостолов , апостолы от Христа , Христос от Бога », – пишет Тертуллиан.

Ириней Лионский: « Церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас . И это служит самым полным доказательством , что одна и та же животворная вера сохранялась в Церкви от апос‑ толов доныне и предана в истинном виде ».

Итак, истинное вероучение, принятое от апостолов, неизменно пребывает в Церкви, в Ее Предании. Именно Преданию Церкви при‑ надлежат догматы веры. « Это некое средство , некое разумное ору‑ дие , дающее нам возможность участвовать в Предании Церкви , не‑ кий свидетель Предания , его внешняя грань или , вернее , те узкие врата , которые в свете Предания ведут к познанию Истины . Продик‑ тованные необходимостью борьбы , – продолжает В.Н. Лосский, – од‑ нажды сформулированные 1 догматы становятся для верных « правилами веры » и остаются незыблемыми , определяя грань Православия и ере‑ си , знания в Предании и знания , обусловленного естественными факторами ». Говоря далее о соотношении между «Преданием Церкви Кафолической», т.е. способностью познавать Ис‑ тину в Духе Святом, и «учением отцов», т.е. хранимыми Церковью правилами веры, В.Н. Лосский пишет: « Мы находим между ними то же соотношение , в котором могли удостовериться , говоря о Преда‑ нии и Писании : нельзя ни смешивать их , ни разделять 1 , не лишая их той полноты , которой они совокупно обладают . Так же , как и в Писании , догматы живут в Предании , но с той разницей , что ка‑ нон Свщ . Писания образует законченный корпус , исключающий всякую возможность какого бы то ни было последующего роста , а « догма‑ тическое предание », сохраняя свою неизменность « правил веры », из которого ничто не может быть изъято , может расширяться и по мере необходимости включать новые , сформулированные Церковью вы‑ ражения Богооткровенной Истины ».

Литургическое1 Предание

Богослужение и таинства – это легкие и сердце церковной жизни; именно в богослужении, таинствах Церковь является тем, что она есть по существу. Правильно организованная духовная жизнь, невозможная без участия в таинствах, является залогом чистоты веры. Уже в III столетии римский папа Келестин сформулировал общий принцип:

« закон веры определяется законом молитвы ».

Однако литургическое предание не сводится только к преемственной передаче благодатного освящения. Чинопоследования церковных таинств и священнодействий, молитвы и песнопения наполнены вероучительным содержанием. Прот. Георг ий Флоровский делает точное замечание о характере христианского богослужения:

« Христианское богослужение от начала имеет характер скорее догматический , нежели лирический ... С человеческой стороны богослужение есть , прежде всего , исповедание , – свидетельство веры ...».

Со стороны своего содержания литургическое предание не отличается ни от апостольского предания, ни от Священного Писания.

Свщмч. Ириней Лионский отмечает, что

« наше ... учение согласно с Евхаристией , и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение ». 

Свт. Василий Великий пишет:

« У меня вера <...> всегда одна и та же , ибо <...> как веруем , так и славословим » [ Катихизис ].

[ Давыденков ]: Истинное догматическое учение обуславливает и правильность духовной жизни, а также правильно организованная духовная жизнь объявляется залогом чистоты догматического учения.

Эти две истины, очевидно, взаимосвязаны. Конечно, повреждения1 вероучения, заблуждения в области догматики оказывают влияние на духовную жизнь, но верно также и обратное: ошибки в духовной жизни могут иметь весьма серьезные догматически последствия.

По словам Евагрия Понтийского: «истинный богослов есть тот, кто правильно молится, правильная духовная жизнь как бы гарантирует и чистоту вероучения. Практика показывает, что ошибки в духовной жизни влекут за собой искажение учения.

То , что именно литургическая жизнь является ядром церковного Предания , видно 1 из посланий святого апостола Павла . В этом можно убедиться из 1 Кор. 11, 23-25:

« Ибо я от [ Самого ] Господа принял то , что и вам передал , что Господь Иисус в ту ночь , в которую предан был , взял хлеб и , возблагодарив , преломил и сказал : приимите , ядите , сие есть Тело Мое , за вас ломимое ; сие творите в Мое воспоминание . Также и чашу после вечери , и сказал : сия чаша есть новый завет в Моей Крови ; сие творите , когда только будете пить , в Мое воспоминание »

Для апостола литургия, Евхаристия – это, по существу1, главное содержание Предания. В Предании Господь Сам Себя предает верным . И это предание Христом Себя Своим ученикам осуществляется именно в Литургии в Евхаристии. Исходя из правильного перевода прот. Георгия Флоровского 28-го послания свт. Василия Великого к Амфилохию Иконийскому о Духе Святом, в котором говорится, что « из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий …мы приняли апостольское предание преемственно посредством таинств », можно сделать вывод, что Предание в древней Церкви сохранялось именно посредством таинств, само Предание было укоренено в чинопоследованиях, молитвословиях и обрядах

Огромное значение в богослужебной жизни имеют не только таинства, но молитвы, службы суточного круга, песнопения. Послание Восточных Патриархов свидетельствует, что « все сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней или выбранных из Священного Писания , или составленных по внушению Духа , так что в наших песнопениях только слова другие , нежели в Писании , а собственно мы поем то же , что в Писании , только другими словами ».

Из всего вышесказанного складывается совершенно явное свидетельство того, что литургическая практика Церкви – это не часть Предания, а именно одна из форм его наряду со Священным Писанием и другими формами.

Творения святых отцов и учителей Церкви

Пятошестой Собор своим 19 правилом устанавливает следующий подход к толкованию Священных книг: « аще будет исследуемо слово Писания , то не иначе да изъясняют оное , разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях ».

Кого называют отцами Церкви, и что отличает отцов Церкви от прочих богословов и церковных писателей? Формально можно выделить три принципа, по которым тот или иной богослов считается отцом Церкви:

1) Sanctitas vitae – святость жизни;

2) Sanitas doctrinae – здравость учения, истинность, верность учения;

3) Ecclesial declaratio – свидетельство Церкви.

Почему святость жизни лежит в основе признания того или иного богослова святым отцом и учителем? По той причине, что святость1 расширяет познавательные способности человека: «… духовный судит о всем » (1 Кор. 2, 15).

Свт. Мефодий Патарский (III в.) следующим образом развивает мысль апостола Павла: « Совершеннейшие по степени преуспеяния составляют как бы одно лицо и тело Церкви . И подлинно , лучше и яснее усвоившие истину , как избавившиеся от плотских похотей через совершеннейшее очищение и веру , делаются Церковью ,... чтобы приняв чистое и плодотворное семя учения , с пользою содействовать проповеди для спасения других ».

Связь между чистотой учения того или иного отца и церковным Преданием устанавливается через свидетельство Церкви, ecclesial declaratio. Именно свидетельство Церкви подтверждает достоинство богословской мысли того или иного отца.

Естественно, могут возникнуть вопросы: как отличить подлинное учение отцов, имеющее авторитет, от частных мнений тех или иных отцов, в том числе и ошибочных?

Для этого существует специальное понятие: consensus patrum, согласие отцов . В святоотеческом учении принимается та его часть1, по которой имеется единодушное мнение всех, либо значительного большинства святых отцов. Как правило, по важнейшим вопросам догматического характера разночтений у отцов нет. Эти разночтения имеют место в основном по второстепенным вопросам.

Св. Иоанн Дамаскин следующим образом поясняет наличие такого согласия: « Отец не противоборствует отцам , ибо все они были общниками Единого Духа Святого ». Поэтому для каждого, то занимается богословием и пытается утверждать истинность того или иного богословского1 мнения, в качестве подтверждения необходимо приводить всегда мнение многих отцов, а не мнение какого-то одного отца.

При этом следует иметь в виду, что согласие отцов по тому или иному вопросу представляет собой теологумен , с которым необходимо считаться, если желаешь остаться верным Преданию. Блаженный Августин говорит: « Кто отступает от единодушного согласия отцов , тот отступает от всей Церкви ».

Если по основным догматическим вопросам можно декларировать наличие согласия отцов, то по второстепенным вопросам такого согласия нет и не надо считать, что у святых отцов можно найти однозначные ответы на любой вопрос догматического характера.

Существуют различные вопросы, по которым такого согласия мы не находим. По вопросу, например, об образе и подобии Божием в человеке. В то же время, по другим вопросам такое согласие есть. В качестве примера можно привести отношение древних Отцов к догмату о папском примате, принятом в Римо-католической церкви.

В прошлом веке англиканский богослов Кендрик, провел подробное исследование и собрал толкования 44 отцов периода Вселенских Соборов, т. е. до VIII века включительно, у которых имеются толкования на Мф. 16, 18: «... ты – Петр ( камень ), и на сем камне Я создам Церковь Мою , и врата ада не одолеют ее ».

И только 8 отцов из 44 понимали эти слова Спасителя в римо-католическом смысле. Если учесть, что все эти отцы были западными, причем, большинство из них сами являлись Римскими Папами, то можно утверждать, что у отцов древней Церкви по этому1 поводу имелось вполне определенное мнение, а мнение тех отцов, которые давали толкование не соответствующее Преданию, мы вправе рассматривать как их частное ошибочное мнение.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!