Правосознание: общая характеристика



 

Связанность правовой культуры определенным уровнем отношения к праву очевидна, поскольку такое складывающееся у правового лица отношение составляет неотъемлемую часть качественного состояния самого субъекта права. Отношение к действующему, прошлому либо желаемому праву проявляется в одобрительной, деятельно-критической, отрицательной либо безразличной реакции на правовую составляющую общества.

Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, убеждений и оценок в отношении права, правовых явлений, институтов и процессов в государственно-организованном обществе.

Основными функциями правосознания являются:

- познавательная, направленная на процессы повышения информированности лица в правовой сфере, на освоение правового наследия человечества;

- оценочная, позволяющая составлять собственные представления как о сути права, правовых явлений, институтов и процессов в обществе, так и давать оценку собственному поведению и поступкам иных субъектов права на основе их правильности (правомерности) или неправильности (неправомерности);

- регулятивная, предполагающая процессы согласования на основе внутренней мотивации поступков лица с требуемыми правом стандартами (образцами) правомерного поведения;

- прогностическая, дающая возможность лицу участвовать в процессе правового развития на основе собственного видения будущих моделей права и его институционных воплощений.

Правосознание возможно различать по ряду оснований:

- по уровню познания правовой реальности:

- обыденное, основанное на собственном правовом опыте лица (или его отсутствии у субъекта права);

- компетентное, подтверждаемое уровнем приобретенных правовых знаний, дающим возможность реально оценивать право и его проявления;

- профессиональное, связанное с непосредственным практическим вовлечением лица в правовую деятельность;

- научное, отражающее концептуальные воззрения лица, которому свойственно теоретическое освоение права;

- по носителю правового сознания:

- индивидуальное, отражающее отношение к праву конкретного его субъекта;

- групповое, носящее в себе правовую оценку социальным окружением лица (неформальной группы, коллектива, профессионального сословия);

- общественное, воплощающее восприятие правовой реальности всего общества;

- по качественному проявлению:

- правовая инфантильность, определяемая незнанием права в силу возрастных или иных факторов;

- правовой нигилизм как негативное (неуважительное, пренебрежительное) отношение лица к праву в силу несогласия с правовыми требованиями и установками, отрицания и/или неприятия правовых ценностей, нежелания руководствоваться ими в качестве ориентиров своего поведения;

- правовой идеализм, проявляемый в абсолютизации роли права в обществе, фетишизации закона как средства социального регулирования, идеализации роли законодательных новаций в разрешении общественных и государственных проблем;

- правовой реализм, основанный на знании права, уважении его ценностей и требований, конструктивном отношении к правовым решениям, осознанном желании участвовать в их реализации, что практически проявляется в социально активном правомерном поведении.

 

Юридически значимое поведение: норма и отклонения

 

Непосредственное обращение к исследованию общественно полезного поведения в сфере права следует выделить как характерную черту современного российского правоведения. Данная тенденция связана с оживлением процессов обновления и обогащения методологических основ в юридической науке, поворотом от традиционно догматических трактовок правовых категорий, от фетишизации нормативного воздействия государства на поведение людей к изучению "права в жизни", в динамике, рассмотрению всего процесса действия права.

Подтверждением значимости обращения к проблемам правового поведения, выявлению закономерностей закрепления правомерности в поступках граждан, к разработке типологии юридически значимого поведения, его побудительных сил, механизму обеспечения сознательного соблюдения личностью правовых предписаний является и то место, которое занимает должное правовое поведение в изучении важнейших юридических категорий.

Такое поведение выступает необходимым инструментальным компонентом многих понятий современной теории права, таких как законность и правопорядок, правовая культура и правовой статус личности, социальной механизм обеспечения прав человека и гражданина, реализация правовых норм и т.д. Да и само право все более оценивается с позиции его самореализации в массовом действии, деятельности людей, их правомерном поведении.

В настоящее время более жизненными становятся высказанные ранее в юридической литературе мнения о том, что юриспруденция должна становиться все более наукой о социальном поведении человека в правовой сфере, а поведение соответственно должно рассматриваться в качестве конечного результата осуществляемого или осуществленного права.

Поведение было и остается важнейшей социальной характеристикой личности. В зависимости от формы выражения оно может быть вербальным (словесным), складывающимся из различных высказываний, суждений и оценок, которые дают представление о внутреннем состоянии индивида, и реальным (практическим), которое заключает в себе определенные действия людей.

На основании сопоставления этих действий с нормативными представлениями о должном и неправильном, которые зафиксированы в моральных правилах, эстетических канонах, религиозных догмах, в иных социальным предписаниях, человеческое поведение расценивается обществом положительно, если оно не противоречит общепринятым эталонам поступков, а человек руководствуется ими в своей повседневной жизни. В то же время поведение людей, не совпадающее с нормами, нарушающее общественные правила, квалифицируется как отклоняющееся и антиобщественное.

Принципиальным фактором, определяющим место личности в обществе, является ее отношение к праву, социально-правовой действительности. О характере действий человека в сфере правового регулирования можно судить исходя из оценок, зафиксированных в юридических нормах. Такими правовыми действиями лица являются поступки - правомерные или противоправные. Все остальные действия могут быть причислены к юридически безразличным (индифферентным по отношению к праву), т.е. не отнесенным к категории действий, нуждающихся в каком-либо правовом опосредовании.

В последние годы внимание ученых-юристов все более сосредотачивается на проблеме личности как высшей ценности общества, в интересах которой и должны происходить коренные перемены: глубже стала исследоваться сама проблема истинных и мнимых ценностей в праве; острее чувствуются сегодня реалии жизни, политико-правовой действительности; по-иному проявляются направленность и уровень юридического мышления и поведения, их социально-духовные, нравственные характеристики; по-новому встают проблемы социально-правовой терпимости, допустимости в поведении, соотношении должного и запрещенного в поступках.

Традиционно правоведы обращались к проблемам, связанным с неправомерными действиями лиц, к проступкам и преступлениям. Конечно же, противоправные деяния - наиболее социально вредная и опасная разновидность антиобщественного поведения, они выступают решающим фактором в определении степени юридической ответственности личности за свои действия. Однако коренные различия, лежащие в основе двух форм правового поведения (в отношении к правовым предписаниям, по правовым последствиям каждой из них, юридической оформленности, специфике и масштабу практического проявления, неадекватности формирования и социальной оценке), требуют специального рассмотрения как противоправного, так и правомерного поведения.

Что же характеризует правовое поведение в целом? Его следует рассматривать как поведение субъектов права в сфере юридического воздействия, урегулированное правом и им соответствующим образам оцениваемое.

Оно представляет собой общественно значимое поведение, т.е. социальное окружение дает действиям лица определенную оценку. Первоначально ее встречаем уже в религиозно-нравственных трактатах, в библейских поучениях и заветах.

Так, например, в Библии от Иакова указывается следующее: "А потому, если вы знаете, как поступать правильно, но не поступаете, то повинны в грехе". Подобная оценка поведения могла быть изложена и точнее, связывая "грешника" непосредственно с юридическим обоснованными поступками: "Ибо тот, кто соблюдает закон в целом, но споткнется пусть даже на чем-то одном, виновен в нарушении закона в целом" (Библия от Иакова 4:17).

Вместе с тем поведение людей в юридической сфере непосредственно связано с правовой регламентацией, с закреплением в нормах действующего права. И потому правовое поведение всегда является объектом "наблюдения" со стороны государственных органов, призванных контролировать нашу жизнь в интересах самого общества. Подобный контроль выражается в выделении четко разграниченных вариантов поведения - социально полезного (правомерного) и социально вредного (противоправного).

В правоведении выделяют также и такую разновидность правового поведения как злоупотребление правом как социально вредное поведение, осуществляемое в противоречии с социальным назначением права, когда субъект причиняет вред другим участникам правоотношений. При этом лицо, злоупотребляя правом, зачастую не нарушает юридических предписаний, не посягает на чьи-либо права и законные интересы, но затрудняет и ограничивает их осуществление. В римском праве действовала юридическая презумпция, изложенная Гаем: "Никто не считается злоумышленником, если он пользуется своим правом". Однако со временем юристы стали обращать внимание на несоответствие подобных действий общечеловеческим принципам права.

 

Контрольные вопросы по теме

 

1. В чем отличия правового порядка от иных видов проявления общественного порядка?

2. Почему недопустимо противопоставление законности и целесообразности?

3. Назовите важнейшие структурные части правовой культуры?

4. Каким образом социальное окружение может оказывать влияние на формирование правовой культуры личности?

5. Возможно ли правовую культуру представить как негативную?

6. Что объединяет правовой нигилизм и правовой идеализм?

7. Как следует рассматривать поведение личности, исходя из характеристик ее действий в сфере правового регулирования?

8. Является ли правовое поведение социально полезным или социально вредным?

9. Может ли злоупотребление правом рассматриваться в рамках правомерного поведения?

 

Дополнительная литература по теме

 

Булавин С.П. Система гарантий законности в условиях формирования правового государства // История государства и права. 2010. N 6.

Галиев В.Х. Социальные нормы и правовая культура в призме исторического развития // История государства и права. 2010. N 2.

Гришнова Е.Е. Правовая культура в политическом пространстве современной России. М., 2005.

Антонов М.В., Поляков А.В. Право и правовые культуры в XXI веке: различие и единство // Правоведение. 2008. N 2.

Малиновский А.А. Правовой эгоцентризм как разновидность деформации индивидуального правосознания // Правоведение. 2008. N 6.

Мигущенко О.Н. Роль сознания в применении права // Юридический мир. 2007. N 6.

Папрыгин Е.С. Правопорядок в государствами с различными формами политико-правового режима: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

Смоленский М.Б. Правовая культура и идея государственности // Государство и право. 2009. N 4.

Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов и законность: Учеб. пособие. М., 2011.

Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2002. N 10.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1060; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!