Не смейся над моей пророческой тоскою.



Билет№1 1..Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонви зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение. Классицизм — литературное направление, осно ванное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении норма тивности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на поло жительных и отрицательных, использование «гово рящих» фамилий, правила «трех единств», соблюде ние иерархии жанров — вот основные черты классицизма. Русский классицизм отличает сатирическая на правленность произведений, преобладание нацио нально-исторической тематики над античной.

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..» (Узник)

Билет№2

Система художественных образов

Образ госпожи Простаковой

Полновластная хозяйка в своем имении. Правы или виноваты крестьяне, решение это зависит только от ее произвола. Она о себе говорит, что «рук не покладает: то бранится, то дерется, на том дом и держится». Называя Простакову «презлой фурией», Фонвизин утверждает, что она вовсе не исключение из общего правила. Она неграмотна, в ее роду считалось, чуть ли не грехом и преступлением учиться.

Она привыкла к безнаказанности, простирает свою власть от крепостных до мужа, Софьи, Скотинина. Но сама является рабой, лишенной чувства собственного достоинства, готовой пресмыкаться перед сильнейшим. Простакова — типичная представительница мира беззакония и произвола. Она — пример того, как деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.

Образ Тараса Скотинина

Такой же рядовой помещик, как и его сестра. У него «всякая вина виновата», никто не может лучше, чем Скотинин, обдирать крестьян. Образ Скотинина — пример того, как «скотская» и «животная» низменность берут верх. Он еще более жестокий крепостник, чем его сестра Простакова, и свиньям в его деревня живется намного лучше, чем людям. «Разве дворянин не волен, поколотить слугу, когда захочет?» — поддерживает он сестру, когда она обосновывает свои зверства ссылкой на Указ о вольности дворянской.

Скотинин позволяет своей сестре играть собой, как мальчиком; он пассивен в отношениях с Простаковой.

Образ Стародума

Он последовательно излагает взгляды «честного человека» на семейную мораль, на обязанности дворянина, занятого делами гражданского правления и военной службой. Отец Стародума служил при Петре I, воспитал сына «по-тогдашнему». Образование дал «по тому веку наилучшее».

Стародум вею свою энергию, все свои знания решил посвятить своей племяннице, дочери умершей сестры. Он зарабатывает деньги там, где «не променивают их на совесть» — в Сибири.

Он умеет властвовать собой, не делает ничего сгоряча. Стародум — это «мозг» пьесы. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор.

2.Помимо Теркина и второстепенных персонажей, в книге важную роль играет автор-поэт. Это не обязательно во всем сам Твардовский, правильнее говорить о специально созданном по законам искусства, художественно обобщенном образе автора-повествователя. Характер автора-повествователя, личность его вырисовывается из произведения, сообщены даже внешнебиографические сведения, совпадающие с реальной биографией Твардовского. Автор – посредник между героем и читателем, ведет свободный разговор с читателем, присутствие которого тоже ощущается в поэме. Кроме "эпических" глав в книге есть четыре "лирические" главы "От автора". В них автор то представляет своего героя читателю, то размышляет о сюжете самой книги. Чувства и мысли Теркина – это в то же время чувства и мысли самого автора и всего народа. Этим и объясняется, что трудно уловить грань между тем, что говорит автор о себе и что непосредственно относит к своему герою.

Однако дистанция между автором и героем на протяжении книги не одинакова. Вначале герой раскрывается большей частью в действии, о его внутреннем мире говорится мало, и эту "недостачу" психологизма возмещает автор. Автор размышляет и эмоционально "подсвечивает" сюжет. Например, в главе "Переправа" вначале Теркина нет, а общий тон авторского повествования отличается сдержанной скорбью

Появление Теркина с его шутливой просьбой налить вторую стопку переводит главу в иной план, вносит эмоциональную разрядку.

По мере развития сюжета граница между героем и автором стирается. В главе "О себе" автор говорит о своей близости с героем:

Однако полного слияния автора и героя не происходит. Автор видит перспективу событий, его кругозор шире, чем кругозор его героя, он рассматривает события с точки зрения всего народа. Автор, как и его герой, рос в ходе войны, становился мудрее, печальнее становился его голос и взгляд на войну.

Автор и герой... Но в книге присутствует еще и читатель – тот, с которым ведет разговор автор. "Книгу Твардовского Л. Озеров удачно определил как не только книгу про бойца, но и как книгу для бойца, подспорье в жизни, солдатскую библию, “которую откроешь в любом месте, ткнешь пальцем и – читаешь”"1. Это во многом справедливо. И тем не менее читательская аудитория книги Твардовского намного шире: она включает и авторские обращения к женам бойцов, и скрытое обращение к брату-литератору – критику его поэмы:

Читательская аудитория поэмы Твардовского лишена профессиональных, возрастных, географических, социальных границ. Хотя, пожалуй, границы все же существуют: границы эстетические (глухота к живому русскому слову) и национально-языковые, поскольку адекватное (конгениальное) переложение поэмы на иные языки вряд ли возможно. Но это уже проблема перевода.

Вокруг села бродили грозы,

И часто, полные тоски,

Удары молнии сквозь слезы

Ломали небо на куски.

Хлестало, словно из баклаги,

И над собранием берез

Пир электричества и влаги

Сливался в яростный хаос.

А мы шагали по дороге

Среди кустарников и трав,

Как древнегреческие боги,

Трезубцы в облако подняв.

 

Билет№3

Проблемы долга, чести, верности и дружелюбию. К примеру Гринев проиграл 100 рублей, но он их вернул, хотя Савельич уговаривал его этого не делать. Петруша до смерти верен своей возлюбленной и стоит за нее до конца. Также он был готов отдать свою жизнь за честь, не присягнувши Пугачеву как Иван Кузьмич, но Гринева помиловали. Швабрин - это полное противопостовление Гриневу. Он подлый, лживый, всегда ищет только выгоду. Он принуждает Машу силой за него выйти, пытается убить Петрушу, обманывает Пугачева и в конце концов получает заслуженное. Сейчас большинство людей утратили такую верность, честность, службу своей родине. "Капитанская дочка" - наглядный роман показывающий все пороки человека, его недостатки и положительные стороны

Не смейся над моей пророческой тоскою.

Я знал: удар судьбы меня не обойдёт;


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 344; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!