Охранительные политико-правовые взгляды К.П. Победоносцева.



 

Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) - профессор кафедры гражданского права в Московском университете. Преподавал законоведение великим князьям - будущим императорам Александру III и Николаю II, на которых имел большое влияние.

Победоносцев выделял три формы государства: древнее народовластие, монархию, вторичное народовластие (современную демократию). Изначальной формой государства было древнее народовластие, когда каждый делал то, что ему казалось справедливым. Пример такой формы - библейский Израиль.

Монархия - более стабильная форма правления. Сверху она держится за счет сознания достоинства и долга власти, присущего царю и его должностным лицам. Деградация монархии возможна только при утрате властью своих духовных качеств, когда забывается долг служения народу и власть сама по себе начинает упиваться своим достоинством. Подданные также способствуют деградации монархии, когда народ, далекий по своей греховной природе от совершенства, утрачивая совсем видение Бога,

Народ и власть в учении Победоносцева взаимно определяют друг друга. Но на государстве лежит сугубая ответственность, так как в его руках сила, вручення свыше. Власть даруется, ниспосылается Провидением, уклониться для нее - значит восстать против воли Божьей, принять ее - принять крест. Следовательно, принятие власти как креста, как бремени есть жертва Богу.Причина начала распада монархии, по Победоносцеву, оказывается в утрате ею понимания своей божественной природы. Монархия теряет свое божественное назначение, обессмысливается и в результате гибнет. Для Победоносцева монархия - выражение абсолютной Правды, на которой строится мир. Монархия несет ответственность не перед обществом, а только перед Богом. На смену истинной монархии со временем приходит вторичное народовластие. К этой форме Победоносцев относится критически.

 Вторичное народовластие является как бы антитезой народовластия первичного. Оно существует только там, где религиозное переживание мира утрачено и человек, каков он есть, а не каким должен стать, превращается в высшую совесть, последнюю инстанцию истины. Потребность найти Божью волю при этом исчезает и возникает иное желание - выяснить <глас народный>, который и начинает рассматриваться как <глас Божий>. Отсюда, считает Победоносцев, и присутствие лжи в каждом из узлов парламентской системы: в выборах, в партиях, в их агитации, в ответственном министерстве и т.д. В избирательной системе Победоносцеву не нравится то, что кандидат сам выступает перед избирателями и старается убедить их, что он более чем всякий иной, достоин их доверия. Может ли человек, изолгавшись в погоне за властью на выборах, вдруг стать потом честным и бескорыстным представителем своего округа?. Ложь новой демократии Победоносцев усматривал и в том, что своим идеалом она видит уничтожение личности правителя, министра, депутата, поскольку неизбежно искажает их волю.

Характеризуя Российское государство, Победоносцев активно исследовал состояние духовности и ряд других особенностей русского народа. Для него народ - это единственная среда, в которой хранятся основополагающие начала народной и государственной жизни. Для стабильности и благополучия государство крайне важно не только сохранить, но и развернуть, проявить вовне эти начала.

Поэтому правильная монархия, по Победоносцеву, должна уподобляться семье, моделировать ее на макроуровне. Русское государство должно стать большой семьей с абсолютным отеческим авторитетом и отеческой заботой, с одной стороны, и абсолютным подчинением и любовью - с другой.

 

 

9.Духовные и национальные основы государства и права в учении И.А. Ильина.

 

Иван Александрович Ильин (1883–1954), юрист по образованию, приложил значительные усилия к прояснению взаимоотношений религиозной и правовой философии, истолкованию их в либерально-консервативном духе.

Исторический опыт человечества, писал Ильин, показывает, что авторитет положительного права и создающей его власти покоится не только на общественном договоре ("на общественном сговоре"), не только на признанных полномочиях законодателя, не только на "внушительном воздействии приказа и угрозы", но "прежде всего" на духовной правоте, или, что то же самое, на "содержательной верности издаваемых повелений и норм". В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила.

Власть есть сила воли, которая измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения властителя, но и авторитетной непреложностью его внешних проявлений. Властвование похоже на тонкий, художественно складывающийся процесс общения более могущественной воли с более слабой волей. Этот процесс создает незримую атмосферу тяготения периферии к центру, многих разрозненных воль к единой, организованной, ведущей воле.

Таково исходное толкование Ильиным природы и общего назначения власти в его социальном, психологическом и духовно-религиозном аспектах. Далее эта общая мысль конкретизируется у него через посредство идеальных требований к надлежащей организации власти в государстве, которые Ильин в привычной для него дидактической манере именует аксиомами власти. Согласно этим аксиомам, государственная власть должна принадлежать и применяться только на основе правового полномочия; она должна быть единой в пределах каждого политического союза ("как один Дух и его правота"); она должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу; политические программы могут включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес. Эти меры должны быть внеклассовыми и даже сверхклассовыми, равным

Ильин поясняет, что сама справедливость в ее правовом воплощении не сводится лишь к равенству фактическому (с его "слепотой к человеческим различиям"); она состоит в "беспристрастном, предметном учете, признании и отражении каждого индивидуального субъекта во всех его существенных свойствах и основательных притязаниях". Однако для претворения подобной "распределяющей" справедливости необходимо, чтобы сам индивид (как, впрочем, и народ, нация) обладал чувством достоинства.

 Определенную роль в воспитании чувства достоинства выполняет частная собственность. "Человеку необходимо вкладывать свою жизнь в жизнь вещей – это неизбежно от природы и драгоценно в духовном отношении". Поэтому частная собственность есть естественное право человека, которое и должно защищаться законами, правопорядком и государственной властью.

По мнению Ильина, правовое государство в отличие от тоталитарного – этого исторического и политического факта XX в. – основывается всецело на признании человеческой личности – духовной, свободной, правомочной, управляющей собою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный режим, напротив, покоится на террористическом внушении. Сама сущность тоталитаризма состоит не столько в особой форме государственного устройства (демократической, республиканской или авторитарной), сколько в объеме управления: этот объем становится всеохватывающим. Правосознание здесь заменено психическими механизмами – голода, страха, мучений и унижений. Поэтому тоталитарный режим не есть ни правовой, ни государственный режим.

Заслуживает упоминания позиция философа в вопросе о достоинствах и несовершенствах двух основных форм устройства власти в государстве – монархии и республики. Идеальная форма для России, по мнению Ильина, – единовластие, монархия. "История как бы вслух произнесла некий закон: в России возможны или единовластие или хаос; к республиканскому строю Россия неспособна. И еще точнее: бытие России требует единовластия – или религиозного и национально укрепленного, единовластия чести, верности и служения, т. е. монархии; или же единовластия безбожного, бессовестного, бесчестного и притом антинационального и интернационального, т. е. тирании" (О монархии и республике).

 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!