БУДДИЗМ. ИСТОРИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА



 

Буддизм так же, как и христианство, - миссионерская религия, распространившаяся по миру из одного центра. Обе эти религии имеют предшественников. Христианство произошло от иудаизма, а буддизм - от индуизма. Воздействие буддизма в Азии вполне сопоставимо с влиянием христианства в Европе и обеих Америках.

Основателем буддизма был царевич Гаутама, родившийся около 560 года до нашей эры. Его род правил небольшим государством, расположенным на границе Индии и Непала. В возрасте 29 лет он решил помочь страдающим людям в поисках истины и стал аскетом-отшельником.

Через 6 лет у него созрело убеждение в близости открытия истины, и Гаутама погрузился в состояние медитации, в котором пребывал неделю без еды и питья. В результате он достиг просветления, стал Буддой, которому открыты все законы мироздания. В своей первой проповеди в Бенаресе (Индия) он изложил свои 4 благородные истины: существует страдание, оно имеет причину, его можно прекратить, имеется путь к его прекращению.

Этот путь состоит из 8 ступеней - понимания, стремления, мысли, речи, действия, образа жизни, усилий и концентрации. Если следовать этим путем, можно прийти к нирване, или свободе от постоянного цикла перерождений и связанных с ним страданий. Этот путь называется в буддизме Средним, потому что он избегает двух крайностей - самоистязания и чувственного сладострастия.

Вплоть до царствования индийского императора Ашоки в III веке до нашей эры, распространение буддизма было ограничено. Ашока, оценив по достоинсту буддистскую концепцию единодержавного правителя, стал светским последователем буддизма. При нем началось грандиозное строительство монастырей, во все известные тогда страны мира были отправлены миссионеры. В то время в буддизме доминировали тхеравадины. Они считали, что только немногие могут достичь нирваны, и нетерпимо относились к малейшим отклонениям от правил поведения, принятых в буддистской монашеской общине. Но на рубеже тысячелетий в буддизме возникло новое направление - махаяна (Большая колесница).

Цель махаянистов - достижение состояния бодисатвы, отказ от личного спасения ради того, чтобы помочь другим существам. Именно эта форма буддизма распространилась в Тибете, Монголии, Китае, Корее и Японии.

 

БУДДИЗМ В РОССИИ И СССР

 

На территорию, вошедшую в состав Российской империи, буддизм проникал в разное время и несколькими путями. Судя по археологическим свидетельствам, буддизм был широко распространен в домусульманской Средней Азии. В XVIII веке он появился в Забайкалье и быстро распространился среди бурят. В 1917 году здесь было 47 монастырей (дацанов), в которых молилось более 10 тысяч лам и послушников. Калмыки, также исповедующие буддизм, приобщились к нему в конце XVI века в Китайской Джунгарии. Отсюда в XVII веке они перекочевали в Нижнее Поволжье, сохранив свою религию. На территории Тувы буддизм утвердился в конце XVIII века, вобрав в себя местные культы полидемонизма и шаманизма. В 1930-е годы буддизм в СССР был полностью разгромлен, дацаны закрыты, а ламы заключены в лагеря или расстреляны.

В 1946 году после некоторой нормализации отношений между церковью и государством в Бурятии начали действовать 2 дацана - Иволгинский и Агинский. Иволгинский дацан, расположенный недалеко от Улан-Удэ, служит с тех пор резиденцией главы российских буддистов - бандидо-хамбо-ламы (ученого первосвященника). В начале 1990-х годов открылось несколько десятков новых общин, в том числе в обеих столицах, Новосибирске, Элисте, Кызыле, а также более десятка новых дацанов в Бурятии, Читинской и Иркутской областях.

 

ИУДАИЗМ

 

В отличие от христианства или ислама иудаизм не является мировой религией. Это вера всего лишь. одного народа, еврейского. Основателем иудаизма был Авраам, вождь кочевых семитских племен, приведший их в Палестину около 2000 года до нашей эры. Но основной источник вероучения - письменная Тора или пятикнижие Моисея. Письменную Тору невозможно понять без Торы устной, основанием которой является Талмуд - запись рассуждении древних мудрецов, живших с II веке до нашей эры по IV век нашей эры.

Иудаизм - монотеистическая религия. Бог - создатель и абсолютный повелитель вселенной. Но люди также могут играть активную роль во взаимоотношениях Бога и человека. Они не только постигают волю бога, но и в значительной мере формируют ее. Особое ударение в иудаизме сделано на этическом поведении, как форме истинного

Богослужения.

Традиция насчитывает в Торе 613 заповедей, относящихся ко всем областям человеческой жизни. Их соблюдение важно потому, что повседневность - творение Бога и потому должна обладать святостью. В силах человека освятить все, даже самые грубые уровни бытия и превратить тем самым землю в небо.

 

ГЕОГРАФИЯ ИУДАИЗМА

 

Историческая география иудаизма - отражение многовековых испытаний и миграций, выпавших на долю еврейского народа. Царь Вавилона Навохудоноссор захватил Иерусалим в 597 году до нашей эры, и его жители были выселены из города, хотя позже, после победы персов они смогли вернуться. Вслед за персами пришли греки, а потом римляне.

Трения между ними и иудеями привели в 66 году до нашей эры к войне, вызвавшей самую мощную волну эмиграции.

В средние века мусульмане относились к евреям более терпимо, чем христиане, частично из-за этнического сходства и близости культуры.

Многие евреи уехали в Х-XI веке в Испанию, которая в то время находилась под властью мусульман-мавров. Здесь вплоть до XIII века еврейская культура переживает свой золотой век. Но с XIII века в Европе начинаются еврейские погромы. Причиной их послужила не только религиозная нетерпимость христиан, но и торговая активность еврейских купцов, ставших опасными конкурентами. Спасаясь от преследований, сефарды (афро-азиатские евреи) бежали в Турцию, Сирию и Палестину, а ашкенази (европейские евреи) сконцентрировались в Польше. Там, где евреи жили в городах, их заставляли селиться в гетто - сегрегированных городских кварталах.

Как реакция евреев на эти преследования, достигшие пика во время Холокоуста (Катастрофы) европейского еврейства в годы Второй мировой войны, возникло сионистское движение.

Сионизм считает, что самым лучшим выходом для всех евреев было бы возвращение на историческую родину, в Палестину. К 1947 году, когда под эгидой ООН было создано государство Израиль, в Палестине уже проживало 650 тысяч евреев. Через 40 лет население Израиля возросло до 4 миллионов человек.

 

ИУДАИЗМ В РОССИИ И СССР

 

Заселенные евреями территории Польши, Литвы и Белоруссии вошли в состав Российской империи в конце XVIII века, после разделов Польши между Россией, Германией и Австро-Венгрией. Тогда здесь была сконцентрирована большая часть еврейского населения мира, а в Вильно, Минске, Витебске, Белостоке находились крупнейшие центры еврейской религиозной культуры. Но иудаизм вскоре оказался на положении фактически и юридически дискриминируемой религии.

*

Рис. 78. Евреи в Россия в конце ХX века

1 - города, находившиеся - пределах черты оседлости, которые были закрыты для евреев; 2 - черта оседлости; 3 - территории, закрытые для проживания всех евреев без исключения.

Доля еврейского населения по переписи 1897 года (в %): 4 - более 20; 5 - 15-19; 6 - 10-14; 7 - 5-9; 8 - менее 5.

В дореволюционной Россия евреям приходилось жить за так называемой "чертой оседлости", которая включала в себя 15 западных губерний европейской России и Царства Польского.

По переписи 1897 года в этих губерниях проживало 4,9 миллиона евреев, или 94% их общего количества. В пределах черты оседлости евреям можно было жить лишь в городах, за исключением Николаева, Севастополя, Ялты и некоторых районов Киева, или в местечках, сельских поселках.

Вне черты оседлости разрешалось жить лишь купцам первой гильдии, выпускникам высших учебных заведений, а также ремесленникам, акушерам, фельдшерам, дантистам и фармацевтам. За попытку заниматься другим делом 1171 статья Уголовного Уложения предусматривала конфискацию имущества и высылку в пределы черты оседлости. Московская губерния, области Терская и Войска Донского были закрыты для всех евреев без исключения.

Источник: Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Т.ХI. С.463,464.

*

Евреям запрещалось покидать пределы черты оседлости, жить в сельской местности и заниматься сельским хозяйством. В еврейских школах запрещалось преподавать русский язык. Существовала также 10% норма приема евреев в гимназии и университеты.

Эта дискриминация усилила секуляризацию евреев, ускорила их отход от иудаизма. Для евреев, порвавших с общиной, нужны были новые идеалы. Ими стали сионизм и социализм, предлагавшие свои рецепты выхода из того ненормального положения, в котором находилось еврейство как народ. При этом сионизм унаследовал традиционную для иудаизма идею собирания изгнанников и возвращения к Сиону, а социализм опирался на нравственные ценности Библии и пророков.

Одним из течений сионизма был территориализм, движение за создание еврейского государства на любой территории, необязательно в Палестине. И в 1920-е годы в СССР началось образование еврейских территориальных автономий в форме национальных районов. Они были созданы на базе еврейских земледельческих колоний в Новороссии и переселенческого движения в Крыму. В 1928 году на Дальнем Востоке был образован Биробиджанский еврейский автономный район, но позднее все попытки создания "еврейской социалистической государственности" пресекались в зародыше.

В 1937-1938 году развернулся настоящий этноцид советских евреев.

В пределах бывшей черты оседлости, там, где еще сохранились районы компактного проживания евреев, были закрыты все высшие учебные заведения с преподаванием на идиш и иврите, ликвидированы почти все еврейские общественные организации, резко уменьшено количество синагог и репрессированы многие общественные и религиозные деятели.

После Второй мировой войны, сократившей еврейское население страны вдвое, Сталин сначала пообещал передать евреям земли депортированных крымских татар, но после того, как ему не удалось поставить под свой контроль только что образованный Израиль, он уничтожил Еврейский антифашистский комитет, созданный во время войны, и развернул новый тур борьбы с "безродным космополитизмом", возведя антисемитизм в ранг государственной политики. Эти преследования, чуть было не окончившиеся массовой высылкой евреев на Дальний Восток в 1953 году, вызвали массовый отток репатриантов в Израиль, который вскоре принял такие масштабы, что был полностью запрещен властями.

Победа Израиля в шестидневной войне 1967 года над Египтом, Сирией и Иорданией, а также размах движения отказников, то есть тех, кому отказали в выезде из СССР, способствовали еврейскому религиозному возрождению и росту интереса к традициям иудаизма. В конце 1970-х годов в нескольких крупных городах сложились устойчивые религиозные объединения, среди которых наиболее заметными были любавичские хасиды, уделявшие особое внимание распространению иудаизма среди ассимилированного еврейства всего мира.

Сейчас в большинстве крупных городов России существуют ашкеназские общины, но религиозная активность здесь невысока. В сефардских общинах Кавказа и Средней Азии иудаизм более активен. В конце 1980-х годов, когда была разрешена эмиграция в Израиль и большинство преподавателей Торы покинуло территорию СССР, уровень еврейского религиозного образования в большинстве общин заметно упал.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!