ГЕОГРАФИЯ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ



 

В течение десятилетий имперской экспансии Россия включала в свои границы все новые территории, народы которых имели свои нормы права. В XIII-XVI веке Русь граничила с Великим княжеством Литовским, позднее - с Речью Посполитой, где с 1529 года действовал Литовский статут. Он применялся и на тех территориях России, которые попадали на время под власть Польско-Литовского государства (Полтавщина и Черниговщина). Его отдельные нормы в качестве местного территориального закона действовали вплоть до начала XX века.

В городах Литвы, Белоруссии и Украины до 1830- 1840-х годов применялось Магдебургское право.

В Молдавии с XV века действовало византийское право, а с 1646 года - кодекс Василия Лупу, дополненный в XVIII веке новеллами Юстиниана.

В Прибалтике до XIX века существовало Лифляндское рыцарское право, ленное право Вольдемара-Эриха и Сааре-Ляэнемасское крестьянское право.

В Армении были составлены сборники светских законов - судебник Мхитара Гоша, применяемый в Восточной Армении и Сумбата Спарапета - в Киликии. В Грузии в начале XVIII века было кодифицировано грузинское феодальное право. Кодекс Вахтанга I, помимо его собственного судебника, включал законы Моисеевы, нормы Византийского и армянского права.

В Азербайджане и Средней Азии правовая система была основана на мусульманском праве - шариате и на обычае - адате. Правовых кодексов здесь никогда не было, их заменяли богословско-юридические книги и сборники судебных прецендентов - принятых ранее решений по судебным делам.

На Северном Кавказе и Азербайджане русские власти препятствовали исполнению законов более жесткого шиитского варианта шариата, и роль обычного права здесь всегда была более заметной, чем в Средней Азии.

В 1835 году по всей России был введен Свод законов Российской империи, в который вошли многие местные правовые нормы, сохранившие свое влияние в гражданских делах. Фактически географические правовые различия сохранялись вплоть до 1920-х годов, но затем начавшаяся централизация способствовала унификации законодательств союзных республик. После распада СССР процесс национального законотворчества возобновился, и различия национальных правовых систем неизбежно будут усиливаться.

*

Рис.75. География правовых систем Российской империи (до введения в 1835 году Свода законов Российской империи):

Романо-Германская правовая семья:

1 - скандинавское право;

2 - Гражданское Уложение Царства Польского 1825 года, составленное на основе французского Кодекса Наполеона I;

3 - рыцарское датское ленное право Вольдемара-Эриха, 1315 год, Сааре-Ляэнемааское крестьянское право, Любекское городское право XIII века;

4 - Среднее право Ливонии XV века, крестьянское право куров, ливов и эстов, Любекское городское право XIII века;

5 - 3-я редакция Литовского Статута(1588), Магдебургское городское право XIV-XVII века, иудейское (талмудическое) право;

6 - Львовское право Подолии и Галиции, Магдебургское городское и иудейское право;

7 - Кодекс Василия Лупу, 1646 год, новеллы Юстиниана и Мудрого, XVIII век;

8 - Соборное Уложение 1649 года, царские указы, уставы, регламенты и манифест (XVIII-XIX века);

9 - законы Мхигар Гоша, XIII век;

10 - законы Вахтанга VI (1707).

 

Мусульманская правовая семья:

11 - мусульманское право (шариат) и обычное право (адат) с преобладанием шариата;

12 - адат и шариат с преобладанием адата;

13 - Жеты-Жарги (обычное право киргизов) и законы шариата. Смешанное и обычное право:

14 - Соборное уложение. 1649 год и мусульманское право;

15 - обычное право народов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Источник: История государства и права СССР. М., 1986.

 

ГЕОГРАФИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Политическую культуру, так же, как и культуру вообще, невозможно разделить на высокую и низкую. Политическая культура присуща каждому члену общества, потому что она представляет собой отношение к власти, о которой у каждого есть свое собственное мнение.

Даже тот факт, что человек стремится игнорировать власть и политические проблемы, вовсе не означает, что у него нет политической культуры, поскольку аполитичность - лишь один из ее видов.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

 

На территории России Л. В. Смирнягин выделяет 3 политические субкультуры - западную, азиатскую и русскую.

Западная политическая субкультура на территории России в основном существует в Москве и Петербурге, а также в крупных городах страны, где она, впрочем, не является преобладающей. Эта субкультура пытается усвоить традиции западной парламентской демократии, верит в эффективность ее институтов и считает, что политическая справедливость может быть достигнута посредством выборов.

Здесь снисходительнее относятся к инакомыслию, предоставляя каждому возможность выразить свою точку зрения, но допускают и даже признают необходимым манипуляции с общественным сознанием. Политика считается скорее уделом специально подготовленных профессиональных политиков, чем "простых людей из народа". Но вместе с тем освоение традиций западной демократии идет далеко не гладко и с точки зрения европейских политологов проявляется в гибридных, весьма причудливых формах.

Например, явно завышенные требования к депутатам, в которых желают видеть не столько квалифицированных управленцев, сколько "выразителей чаяний народных".

В азиатской политической субкультуре политика отделена от повседневной жизни, а парламентская демократия не имеет никаких исторических корней. Простые мусульмане мало могут влиять на тех, кому дается власть, но и власть скована традициями. Их нарушение может вызвать взрыв народного негодования. Власть ценится прежде всего за силу, а коррупция и жестокость считаются ее неприятными, но неизбежными чертами. Наряду с официальными властями в азиатской субкультуре существует институт старейшин, авторитет которых освящен традицией и застрахован от покушения на него со стороны властей. Религия оказывает сильнейшее косвенное воздействие на власть, но не претендует на нее, хотя мусульманские священники оказываются для рядовых избирателей идеальными депутатами. Они по определению знают грамоту, ведут более или менее праведную жизнь и склонны защищать интересы всей общины, а не какой-либо ее части.

Женщины не участвуют в политической жизни, но это не значит, что они не могут косвенно влиять на власть, оставаясь в рамках традиции.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!