Формы проявления авторского я в путевом очерке



В путевом очерке активен действующий тип авторского самовыражения. Конструкции «я чувствую», «я вижу», «я останавливаюсь» и т.д. придают повествованию необходимую эмоциональность, привлекают внимание читателя, создавая эффект непосредственности переживания.  

 

Выразительные средства путевого очерка

Пейзаж (картины местности, по которой проходит путешествие: природы, города и т.д.) может появляться и в других типах очерков, однако в путевом очерке его роль наиболее активна. При создании пейзажа в путевом очерке важно осознавать необходимость его работы на общую тему, общую цель изображения. Создавая образ места путешествия, образ его жителей и стиля жизни, журналист должен уметь выделить главное качество, главную особенность, которую он потом представит в разных фрагментах текста.

Панорамность изображения и широта материала могут привести к безосновательной описательности путевого очерка. Поэтому необходимо продумать внутренний сюжет движения текста, внутреннюю логику. Даже хронологическое изображение должно быть подчинено внутреннему сюжету: это может быть последовательность тем, сюжет внутренней трансформации героя (изменение его представлений о месте) и т.д. Кроме того, помощниками могут стать детали – опорная деталь, повторяющаяся в тексте, или микродетали, которые послужат своеобразными скрепами повествования.

В качестве композиционного приема авторы путевых очерков нередко используют прием воспоминания. Воспоминание позволяет проводить параллели, сопоставлять.

Итак, основными признаками путевого очерка являются панораммность изображения, свободная манера изложения при открытости и четкости авторской позиции, которая проявляется в отборе каждой детали текста.

 

Художественно-публицистические очерки предполагает создание целостного образа человека в совокупности его психологических и социальных особенностей. Однако показать всю сложность человеческой личности в формате одного очерка чрезвычайно трудно. Многоплановость изображения человека обусловила многообразие видов этого типа очерков:

· биографический портретный очерк;

· портретно-проблемный, который можно еще разделить на психологический и профессиональный (например, политический портрет). 

Публицистический образа человека строится на основе социальной типизации, т.е. на выявлении связей человека с общественной средой и социальными процессами времени. При всей индивидуальности психологических и характерологических особенностей персонаж интересен публицистике как актуальный для современного общества тип.

Биографический очерк из всего массива сведений о человеке (психологические особенности, профессиональная судьба, личная жизнь, убеждения) выбирает наиболее характерные, показательные для судьбы героя, его творческого или нравственного роста события.

При этом важно выявить наиболее яркий момент биографии, оказавший на его судьбу или его характер определяющее влияние. Сделать это не так просто, как кажется. Сам человек не может иногда идентифицировать этот момент. Поэтому для создания портретного, биографического очерка необходимо провести не одно интервью, а несколько, привлечь архивные и печатные материалы. Обозначить такой крутой поворот в жизни персонажа – это значит создать концепцию личности. Кроме того, это значит найти сюжет для очерка.

Для биографического очерка важной задачей становится изображение характера героя. Поэтому главными приемами художественной выразительности в биографическом портретном очерке являются разнообразные приемы психологической характеристики (см. предыд. лекцию).

Рассказывая о человеке, важно показать, какие черты характера он проявляет в той или иной ситуации, как комментирует свой выбор, как реагирует на происходящее.

Второй тип портретного очерка – юбилейный - пишется по определенному общественному поводу и к определенной дате. Такой очерк посвящен творческому или профессиональному вкладу личности в жизнь общества. В нем рассматриваются вехи творческой биографии персонажа, этапы его карьеры, оценивается его творческий вклад. Очерк сосредоточен вокруг профессиональной реализации персонажа, хотя, как правило, даже юбилейный очерк будет неполным без психологической конкретизации характера.

Для написания такого очерка журналисту нужно владеть необходимыми базовыми знаниями в той сфере, с которой связан персонаж, поскольку нередко очерк превращается в исследование профессиональных навыков героя. Чтобы оценить их, необходимо быть подготовленным. При этом журналисту необходимо предложить нечто новое, представить оригинальный и актуальный взгляд на известную личность.

 

Исследовательские очерки отличаются тем, что рассматривают человека в призме конкретной публицистической проблемы. В центре исследовательских очерков – человек в конфликтной ситуации. Конфликты могут быть самыми разными: нравственными, психологическими, профессиональными, политическими, социальными и другими. Журналист должен проанализировать субъективные и объективные факторы, вызвавшие этот конфликт.

 Выделяют несколько устойчивых разновидностей исследовательских, или проблемных, очерков:

· очерки-расследования,

· судебные очерки,

· очерки нравов.

 

Проблемный очерк посвящен расследованию важной публицистической проблемы. В отличие от аналитического расследования, такой очерк имеет более разноплановую и полифоничную структуру: в нем могут присутствовать пейзаж, портреты, развернутые диалоги, авторские отступления. В этом типе очерка большую содержательную нагрузку приобретает прием построения версии. Уметь построить свою версию на основе собранных и подмеченных деталей и фактов – это главное условие успешного проблемного очерка. Журналисту необходимо выявить цели противоборствующих сторон, спрогнозировать развитие конфликта, наконец, сделать правильные выводы.

Характерной чертой судебного очерка является реконструкция состава преступления и морально-этическая его оценка. Задачей журналиста становится попытка разобраться в социальных и психологических причинах, которые привели к этому преступлению. Анализ мотивов преступления и характеристика морального облика преступника – это два основных содержательных элемента судебного очерка. Журналист создает свою версию преступления, основываясь на увиденных и проанализированных им самим деталях и обстоятельствах.

 Высшим мастерством такого очерка является динамизм повествования, убедительность и логичность версий, а также яркая характеристика образа преступника в его психологических подробностях. При этом владение техникой портретной характеристики в этом типе очерка также ценится, как и в портретном очерке.

Очерки нравов посвящены разработке актуальной нравственно-психологической проблематики. Как правило, они рассматривают конкретную бытовую ситуацию (проблемы «отцов и детей», уважения старости, защиты детства, взросления подростков и т.д.) с точки зрения психологии ее участников. В этих очерках на первый план выходит показ психологических и характерологических причин, приведших к социальному конфликту.

 

 

Композиция очерка

Очерк – чрезвычайно многообразный по содержательным компонентам и формальной организации жанр. Очерк может сочетать в себе рассуждение и рассказ, пейзажное описание, монолог героя, диалоги, портретные характеристики. Для объединения этих структурных элементов автором используются специальные композиционные приемы. Прежде чем приступить к их характеристике, необходимо дать определение самого понятия «композиция», назвать основные принципы композиционного единства текста, выяснить соотношения понятий композиция, сюжет, фабула.

Михаил Кольцов говорил, что 95 процентов времени при написании очерка он тратит на отбор и расположение фактов. «Для меня красочность состоит не в прибавке жира в блюдо, а в конструировании очерка, в умении бесконечно по-новому располагать материал… чтобы он внутренне сталкивался», - писал знаменитый журналист.

Многообразие текстовых фрагментов каждый раз должно быть выстроено автором в соответствии с авторской концепцией и внутренней логикой материала. При этом каждая мелочь должна быть на своем месте, а лишнего не должно быть вовсе. Важным требованием к организации очеркового произведения является соподчиненность его частей, которая обеспечивает формирование целостного произведения. Композиция - это структурная организация целостного произведения, опосредованная авторской концепцией изображаемого. Е.Прохоров отмечал: «Композиция и оказывается прежде всего расположением в пространстве произведения осмысленных автором событий, ситуаций и лиц в характерности их взаимоотношений и развития».

Основным принципом организации материала в художественной публицистике при большом объеме материала, с одной стороны, и ограниченности формата, с другой, становится монтаж. Монтажный подход позволяет разбить произведения на отдельные тематические блоки и распределить внимание читателя по всему пространству текста. Автор отбирает наиболее важные фрагменты и монтирует их в соответствии с авторской концепцией образа. Этот принцип позволяет менять реальную последовательность событий, делает изложение более динамичным, а также позволяет находить неожиданные сопоставления.

Монтаж делит очерк на несколько главок. Каждая главка может содержать свой собственный сюжет, она может быть посвящена разным событиям, главное – расположить главки так, чтобы их взаимоотношения работали на общую логику созданного автором образа. В этом случае нужно обратить особое внимание не только на компоновку этих глав, но и на их название. Фиксируя ход событий, названия в то же время должны закрепить основное значение этих событий в процессе построения образа.

Другим способом формирования композиции можно назвать разработку мотива. Автор в самом начале выявляет ударный эпизод, которым может стать случай, встреча, история, событие, а потом динамично разворачивает его. Так в уже названном очерке Юрия Беликова о Борисе Гашеве таким ударным эпизодом становится рассказ о том, как герой в полном забвении и одиночестве справлял свой юбилей: «В день своего юбилея он принял ударную дозу, пал на диван и начал выкрикивать: Я не хочу жить!». … Пермь не заметила юбилея своего поэта. Как пар уходит в гудок, так вся Пермь ушла в балет». А затем в очерке пронзительно рассказывается о поэте-невидимке, поэте-схимнике, всю свою талантливую и очень неустроенную жизнь отдавшего творчеству.

Среди приемов построения очерков выделяют сюжетный тип построения. Сюжет – это система событий, раскрывающая характеры персонажей и протекающая во времени и в причинно-следственных связях. Обязательными компонентами сюжета является экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Задача сюжетного построения состоит в том, чтобы показать динамику становления характера или судьбы.

Конечно, публицистический сюжет будет отличаться от сюжета в литературном понимании. Сюжет в публицистике как будто свернут, это событийная канва, а не подробный рассказ с развернутыми характеристиками. Т.А.Беневоленская отмечает, что для очерка в меньшей степени характерны развернутые экспозиция и завязка. Как правило, эти компоненты предельно сокращены: главное внимание сосредоточено на основном действии и кульминации. В сюжетном очерке важно показать динамику события, ситуации, характера, для этого нужно выделить наиболее яркие и показательные эпизоды.

Еще одно отличие публицистического сюжета от литературного связано с применением несюжетных «вкраплений», в которых появляются дополнительные сведения или прямая публицистическая реплика автора.  

Для характеристики этого типа композиционного построения обратимся к биографическому очерку Л.Мишлановой «Подкидыш», посвященного судьбе пермской писательницы Евгении Трутневой. Для раскрытия этого образа Лидия Мишланова делает сквозной тему взаимоотношений писательницы с приемной матерью, ставшей ее по-настоящему близким человеком. Журналистка строит очерк по принципу сюжетного построения, т.е. последовательного изложения наиболее значимых для становления характера и таланта Е.Трутневой событий. Динамика этих жизненных эпизодов подчинена раскрытию причин, повлиявших на формирование по-детски радостного и просветленного взгляда писательницы на жизнь. Подбор этих эпизодов связан с изображением атмосферы любви, которой окружена была писательница с детства. Во всех несчастьях тяжелого революционного времени, выпавших на долю писательницы, важной нравственной и психологической опорой становится ее любящая семья. Эта тема фокусирует развитие сюжета и соотношение композиционных элементов. Данная концепция делает необходимой раскрытие характеров ее близких. Большое внимание уделено психологической характеристике ее матери и мужа. Их истории жизни становятся вставными эпизодами в основном сюжете повествования. Таким образом, рассматриваемый очерк является примером развернутого сюжетного повествования с характерным для художественно-публицистических текстов включением вставных эпизодов, необходимых для более полного и объемного раскрытия темы.

Прием сюжетного построения в публицистическом тексте отличается от сюжетного повествования в литературе. Сюжет в художественном тексте – эта сложная эстетическая категория, которая предполагает организацию текста в целом: это и последовательность событий, и взаимоотношение персонажей, выстраиваемых автором в соответствии с основной идеей. Сюжет может быть не только событийным, он может быть лирическим (это движение эмоций), возможен сюжет развития авторской мысли. Таким образом, выделяя сюжетный принцип организации композиции, мы, прежде всего, имеем в виду изложение последовательности событий, повлиявших на формирование характера или проблемной ситуации, т.е. то, что в литературе принято называть «фабулой».

 

Теперь обратимся к характеристике композиционных форм в разных типах очерка. На основании временных и причинно-следственных связей в расположении материала принято выделять три композиционных типа:

· Хроникальный тип (в основе текста – последовательность событий).

· Логический тип (в основе - причинно-следственные связи, движение мысли). Для этих очерков характерна логическая последовательность, а не временная.

· Эссеистский тип. Для него характерны свободная форма изложения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. В текстах этого типа могут использоваться особенности построения двух предыдущих групп. В силу своей полифоничности и многогранности, эта форма изложения в очерке является наиболее распространенной среди журналистов.

Каждый из этих типов очерка может быть построен в соответствии с теми основными схемами, о которых мы уже говорили. Хроникальный очерк может быть и сюжетным, и построенным на развертывании мотива, а может быть монтажным – если опущены логические связки, и логику можно восстановить путем сопоставления фрагментов.

 Логический тип чаще всего будет использовать схему развертывания мотива. Эссеистский тип предпочтет монтажное построение, хотя использование мотивной схемы и сюжетной канвы может быть вполне уместным.

В центре хроникального очерка находится событие. Очерки этого типа выстраиваются в соответствии с последовательной сменой периодов, эпизодов, действий. Они отличаются по продолжительности во времени и по объему материала, но и период, и эпизод, и действие должны быть репрезентативны для характеристики персонажа.

Этот тип очерка может быть представлен в двух ипостасях – с прямой и смещенной хронологией. Прямая хронология подразумевает последовательное во времени изложение событий. Такой тип построения характерен для биографических очерков. При этом нужно учитывать требования динамизма и увлекательности повествования. Чтобы не утонуть в массе фактов, необходимо выделить главное и двигаться от одного эпизода к другому. Справиться с описательностью поможет и динамичная фабула, т.е. действие, за развитием которой было бы интересно следить. Остросюжетные очерки могут быть использованы журналистами для написания и биографического, и юбилейного, проблемного очерка. Хронологический принцип может быть использован и в путевом очерке. В данном случае появляются дневники путешествий, в которых происходит последовательная фиксация впечатлений.

 Смещенная хронология также служит средством динамизации повествования. Происходит это за счет смещения временных периодов, эпизодов, действий. Рассказывая о сегодняшнем дне персонажа, автор может заглянуть в его прошлое, например, в детство. Перебив в хронологии достигается и путем вставных конструкций, а именно, появлением воспоминаний автора и героя, авторских размышлений.

В данном типе текстов нужно учитывать соподчинение фрагментов, смещение хронологии должно быть необходимым и связанным с общей авторской идеей. Эпизоды могут быть объединены при этом общей темой очерка, а также неким метаэпизодом, метасобытием, который «собирает» разрозненные и смещенные во времени действия. В этом случае рассказ об одном важном событии постепенно насыщается другими эпизодами, возникшими по ассоциации, как некая уточняющая деталь, дополнительный штрих.

Логический тип композиционного построения предполагает развертывание мысли по схеме: тезис, его разъяснения, аналитическая оценка. По этому принципу выстраиваются некоторые портретные очерки. При этом в тезисе должна быть выявлена та черта, которая, по мнению автора, является определяющей в характере героя.

Проблемный очерк должен ориентироваться на общую логическую схему, связанную с постановкой и разрешением проблемы. Основными элементами этой схемы являются: ввод в проблему, постановка проблемы, которая предполагает сопоставление разных точек зрения, столкновение тезиса и антитезиса, кульминация, и наконец, образный ориентир, обобщенная оценка, позволяющая вписать данное явление в ряд аналогичных проблемных ситуаций.

Главная опасность в написании проблемного очерка заключается в том, что, увлекшись логическими выкладками, автор может забыть о своих художественных задачах. В этом случае очерк превратится в статью. Важно не забывать, что автору необходимо передать эмоциональный, образный заряд проблемы. Это можно сделать путем использования исторических, культурных и литературных параллелей и сопоставлений, которые, активизируя в памяти читателя определенный образ действительности, способствуют эмоциональному переживанию поднятой в очерке проблемы.

Эссеистская форма построения очеркового произведения позволяет микшировать разные композиционные формы. Не случайно, ее называют веерной, мозаичной, ступенчатой, ассоциативной. Это вольная цепь ассоциаций по сходству и близости мыслей, образов, мотивов.

Тем не менее, при всей свободе, эссеисткая форма также предполагает цельность и выстроенность материала в свете авторской концепции. Все авторские ассоциации подготовлены и опосредованы общей идее текста. В этом отношении возрастает замысел произведения, который должен сформироваться на этапе анализа материала. Замысел – это микромодель текста, он включает выработку объединяющей идеи и основного сюжета, т.е. движения мысли.

По плавности и последовательности развития темы выделяются очерки с плановым развертыванием и скачкообразным. В первом случае одна тема подготавливает другую, происходит плавное перетекание мысли. При скачкообразном построении композиции логические связи между фрагментами текста намеренно разрушены, развитие темы подчинено только авторской ассоциации. Логические связки или опушены совсем, как это бывает в эссе, либо заменены вставными конструкциями. В их качестве выступают, как уже отмечалось, прямая речь героя, внутренняя речь автора, пейзажная заставка, развернутая деталь, авторские размышления, воспоминания героя. Они должны быть соразмерны в границах целого текста и органичны для общего замысла.

Эссеисткая форма построения текста требует от журналиста яркого образного и ассоциативного воображения, общекультурной и публицистической глубины этих ассоциаций, а также виртуозного владения техникой вставных конструкций, выполняющих роль смысловых мостиков.

И в заключение подчеркнем, композиция – это не только элемент внешней организации публицистического произведения. Композиция является важным элементом завершенности произведения, его выразительности.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1023; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!