По способу формулировки выделяют позитивные и негативные права.



Позитивные права представляют собой установление и закрепление обладания определенным правом. При этом используются формулировки: "имеет право", "вправе", "может" и т.д. Закрепление негативных прав предполагает запрещение нарушать или ограничивать определенное право. Характерными фразами в данном случае являются: "никто не должен подвергаться...", "запрещается...", "не допускается...".

По способу обеспечения прав (или в зависимости от роли государства в их осуществлении) права и свободы также можно разделить на позитивные и негативные.

Негативные права главным образом гарантируются и обеспечиваются путем невмешательства государства и третьих лиц при их осуществлении. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Для реализации позитивных прав от государства требуются определенные усилия и средства, в том числе материальные. Позитивные права фиксируют обязанности государства предоставлять человеку те или иные блага, осуществлять те или иные действия.

Так, гражданские и политические права являются негативными, а социально-экономические права - позитивными. При этом не нужно забывать, что даже при обеспечении гражданских и политических прав на государства в определенном объеме налагаются позитивные обязательства. Например, согласно практике Европейского суда по правам человека запрещение пыток и жестокого обращения предполагает обязательство государственных органов провести эффективное расследование в подобных случаях.

По назначению в механизме правового регулирования права человека условно можно поделить на "материальные" и процессуальные.

Материальные права обеспечивают целостность личности, неприкосновенность частной жизни и возможность самореализации. Процессуальные права дают возможность процессуальной защиты. Это право на справедливое судебное разбирательство и все соответствующие процессуальные гарантии (право на беспрепятственный доступ к правосудию, право на судебное разбирательство в разумный срок, право на защиту, право не свидетельствовать против себя и др.), а также все другие права и гарантии лица, "оказавшегося в сфере юстиции и деятельности правоохранительных органов" <1> (право на незамедлительное рассмотрение судом вопроса о законности ареста или задержания, право на компенсацию в случае незаконного ареста и т.д.).

--------------------------------

<1> Туманов В.А. Европейский суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М., 2001. С. 18.

 

По источникам (принадлежности к социальным нормам-регуляторам) права человека делят на естественные и позитивные.

Естественные права основаны на моральных нормах, они отражают объективные закономерности бытия человека. Естественная теория подходит к правам человека как к первичным, возникшим до закрепления их государством, а закон лишь фиксирует уже существующие права и свободы. Причем законодатель должен создавать нормы, отвечающие объективным закономерностям. К естественным правам относят: право на жизнь, свободу вероисповедания, свободу выражения мнений и др.

Противоположной естественной теории в сфере прав человека является позитивистская. Она подходит к правам человека как к категории, которая установлена государством ("без закона нет прав человека"), т.е. государство создает права человека. Таким образом, позитивные права формально определены, закреплены в нормах международного и национального права, что позволяет их использовать на практике.

По сфере реализации выделяют личные (естественные и гражданские), политические, социально-экономические, культурные права.

Данная классификация имеет, пожалуй, наибольшее практическое значение, так как она отражает специфику характера прав и свобод человека и тех сфер жизнедеятельности, в которых они реализуются. Как правило, в соответствии с данной классификацией права и свободы излагаются в национальном законодательстве, в первую очередь в конституциях. В большинстве международных и национальных актов данное разделение прав и свобод прямо не делается, но в изложении заметно объединение прав и свобод по указанным критериям.

Личные (естественные и гражданские) права - это те права, которыми человек наделен от рождения, и государства обязаны воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы. Эти права необходимы для охраны свободы и достоинства лица как человеческой личности и члена гражданского общества, обеспечивают неприкосновенность индивидуальной, частной жизни. К политическим правам относятся права, связанные с участием в управлении обществом и государством. Экономические и социальные права обеспечивают условия для достойной жизни и свободного развития человека, что предполагает развитие и государственное регулирование социальной сферы. Культурные права гарантируют духовное развитие человека и обеспечивают возможность творческой самореализации личности и участие в культурной жизни общества.

Хотя эта классификация является самой полезной, поскольку разделяет права по их природе, контролю, содержанию, но в данном случае также нарушается принцип единства прав человека. Трудность еще и в том, что не существует четких критериев, по которым то или иное право можно отнести к гражданским или к социальным, экономическим, культурным (например, право собственности, право на вступление в брак, право на забастовку и др.).

В соответствии с представленной классификацией права были поделены по концептуальным и по политическим основаниям. Это объясняется различным подходом государств к юридической силе разных категорий прав. Причиной является разная природа данных прав. Как уже отмечалось, гражданские и политические права являются негативными, т.е. главным образом гарантируют невмешательство государства и третьих лиц при их осуществлении; социально-экономические права - это позитивные права, для реализации которых от государства требуются определенные усилия и средства, в том числе материальные, что предполагает определенный уровень экономического развития. В то же время основные права и свободы человека и гражданина определяют меру возможного поведения индивида в различных сферах жизнедеятельности личности и общества, что обусловливает четко выраженную специфику самих прав и свобод.

Поэтому большинство государств исходят из того, что гражданские и политические права должны незамедлительно быть реализованы всеми государствами, а социально-экономические и культурные права являются целями и стандартами, к достижению которых они должны постоянно стремиться, учитывая свой уровень экономического развития. Исходя из этого, личные и политические права (права первого поколения), как правило, закрепляются в первых разделах национальных конституций и обеспечиваются надежными, в том числе судебными, гарантиями. В то же время социально-экономические права (права второго поколения) не относят к "классическим" и зачастую закрепляют их в качестве принципов и целей социальной политики.

На международном уровне наблюдается та же тенденция.

В рамках ООН в 1966 г. вместо одного было принято два отдельных пакта по правам человека (о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах). Причем для защиты прав первого поколения факультативным протоколом 1966 г. к Международному пакту о гражданских и политических правах предусмотрена возможность подачи индивидуальных жалоб в международный орган - Комитет по правам человека. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах в случае нарушения социально-экономических прав такой механизм не предусмотрен. Однако справедливости ради нужно отметить, что в преамбулах данных документов содержится указание на тесную связь между всеми категориями прав и возможность достижения "идеала свободной человеческой личности" только при условии, что каждый сможет пользоваться совокупностью всех этих прав.

В рамках Совета Европы сформировалась система, аналогичная системе ООН, где права первого поколения закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и обеспечены надежным и четким механизмом контроля и защиты со стороны Европейского суда по правам человека. Основополагающие социальные и экономические права нашли свое отражение в Европейской социальной хартии 1961 г., пересмотренной в 1996 г. В отличие от Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейская социальная хартия носит в значительной мере рамочный и программный характер и обладает некоторыми недостатками, связанными с характером и природой закрепленных в ней прав:

- ее контрольный механизм не закрепляет право индивидуальных жалоб и не предусматривает судебных органов;

- права, закрепленные в Хартии, распространяются исключительно на граждан государств - участников данного договора;

- государства имеют возможность не брать обязательство по выполнению всех положений Хартии, а выбрать для себя в качестве обязательных лишь определенное количество норм (селективные обязательства).


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 940; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!