Адония Уоллес, «лучшая фигура британских островов», журнал «Здоровье и сила», 1935



Со‑обладатель титула «Лучшая фигура Британских островов» мисс Адония Уоллес (еще один визуально захватывающий пример) утверждала, что приобрела свое призовое телосложение благодаря экстремальным упражнениям на растяжку, которые здесь изображены. В этих упражнениях можно сразу же опознать продвинутые позы современной постуральной йоги (H&S, July 1935). Это, если пользоваться терминологией Айенгара ‑ Эка Пада Раджакапотасана (одноногая поза царя голубей, верхняя слева), Урдхва Дханурасана (поза перевернутого лука, верхняя справа), Эка Пада Випарита Дандасана (одноногая поза перевернутого посоха, внизу посредине), и два варианта Натараджасана (поза танцовщицы, нижние слева и справа).

Это показывает, следовательно, что женщины 1930‑х были поголовно увлечены теми же формами телесной активности, что они практикуют сегодня под именем йоги, и что сама растяжка имеет на Западе свою собственную богатую историю, совершенно независимую от йоги. И в самом деле, еще в 1869 году Арчибальд Макларен (сам, как и Майлз, противник «избыточных» режимов растяжки), отметил, что эти упражнения на гибкость становятся признанной частью британской и европейской физической культуры. Хотя, замечает он, эта французская система делает больший упор на упражнения «специфичные для релаксации» («propres à l’assouplissement»), и «можно видеть широкое распространение и растущее признание этой идеи, разделяемой как дома, так и за границей, как гражданскими, так и военными, о необходимости растянуть человека, до того как его укрепить». (Maclaren, 1869, 82).

Принцип растяжки был неотъемлемой частью западного возрождения физической культуры начиная с середины девятнадцатого века, и становится все более связанным (по крайне мере с начала 20 века) с женской гимнастикой. «Важность правильной осанки» Байкердайка (Bickerdike, 1934) и «Испытай растяжку на прочность» Стэнли (Stanley, 1937), являются образцами этого тренда. Гендерное разделение, установленное на заре современной физической культуры между режимами, нацеленными на маскулинную силу и энергию, с одной стороны, и теми, которые стремились культивировать женственную грацию и легкость движений, с другой, сохраняется на протяжении двадцатого и в двадцать первом веке.

Эта дихотомия не всегда была строгой и устойчивой, как мы видели, мужчины также увлекались «упражнениями на гибкость», и женщины часто разрушали гендерный шаблон, принимая энергичные силовые режимы, существенно отличающиеся от ортодоксального формата художественной гимнастики (особенно интересен здесь случай Дио Льюис, см. Todd, 1998). Однако, несмотря на эти отклонения, женские упражнения все в большей степени означают программу растяжки и художественной гимнастики, часто с сильным компонентом «духовности», типа проповедуемой Стеббинс, Колл и Стэк.

Гендерные йоги?

Дихотомия между мужской и женской физической активностью в H & S продолжает нести гендерное разделение, формализованное в ранних проявлениях современной европейской гимнастики, в которых мужчины прежде всего ассоциируются с силой и энергией, в то время как женщины должны неукоснительно культивировать телесную привлекательность и изящные движения (см. Todd 1998 , 89). В ранних современных Олимпийских играх основными критериями для включения вида спорта в женские соревнования были, по сути, критерии эстетического удовольствия, и «отображает ли спорт женское тело выгодно» (Mitchell, 1977, 213‑14).

Статьи по женскому фитнесу в H&S, авторство которых неизбежно принадлежит мужчинам, демонстрируют подобное беспокойство.

Поскольку этот гендерный формат современного спорта и гимнастики был транслирован в международную хатха‑йогу в двадцатом столетии, мы можем различать маскулинизированные формы постуральной йоги, исходящие из «Мускулистого Христианства», его националистического и боевого контекста (см главы 4,5) и «гармониальными» версиями постуральной йоги, происходящими из синтеза женских гимнастик и пара‑христианского мистицизма.

Первая группа выдвигает на передний план классические идеалы мужественности и религиозно‑патриотическую культивацию силы мускулов, это иллюстрируется такими бодибилдерами как Айер и Гхош; йогами‑борцами за свободу как Тирука, ранний (до Пондичерри) Ауробиндо и Маник Рао. Это также доминирующая форма режимов йоги «боевиков», таких как индуистская националистическая организация РСС (Раштрия Сваямсевак Сангх, см. Alter, 1994; McDonald, 1999).

С другой стороны, мягкие растяжки, глубокое дыхание и «духовная» релаксация, на бытовом языке известная на сегодняшнем западе как «хатха‑йога», лучше всего иллюстрируются версиями гармониальной гимнастики, разработанной Стеббинс, Пайсон Колл, Кайзоран Али, Стэк и другими, а также стретчинг‑режимами светской женской физической культуры, с которыми они взаимно перекрываются.

На практике, однако, это в лучшем случае эвристическое различение, поскольку формы современной постуральной йоги редко полностью попадают в одну или другую категорию. Это, однако, предоставляет основу для размышлений о влияниях, стоящих за сегодняшним многообразием постуральных стилей в целом.

Моя цель в этой главе заключалась в том, чтобы продемонстрировать, что на Западе существовала твердо установленная традиция, которая включала в себя формы и способы практики, которые почти невозможно отличить от ряда разновидностей «хатха‑йоги», популярной сегодня в Америке и Европе.

В результате и без того огромное число позиций и движений, которые могут быть классифицированы с тех пор как асаны, увеличилось и продолжает расти. Например, Бахнеман (Bühnemann, 2007) и Сьюмэн (Sjoman, 1996) указывают на отсутствие стоячих поз в досовременных описаниях асан.

Совпадение стоячих асан и упражнений современных гимнастик достаточно широко и позволяет предположить, что практически все они являются поздним дополнением к канонической йоге, посредством диалога постуральной йоги с современной физической культурой. Те же самые гипотезы выходят за пределы стоячих поз, распространяясь на многие, по‑видимому, новые формы асан.

Ян Тодд утверждает, что «в сотканных из множества упражнений предписаниях для женщины двадцатого века можно найти самые базовые принципы целенаправленной подготовки, (т.е. здоровья и фитнес режимов) начала девятнадцатого века» (Todd 1998, 295).Таким же образом, в режимах, которые сегодня принимаются как «хатха‑йога», мы можем различить тематическую и формальную живучесть долгой и разнообразной традиции гимнастик, в частности систем, предназначенных «главным образом для дам». 19

Генеалогия этого обмена интересует меня, однако, меньше, чем тот способ, каким допущения и ассоциации рассекают, позы и упражнения и накладывают сами себя на своих «иностранных» двойников.

Генеалогия этого обмена интересует меня, однако, меньше, чем тот способ, каким допущения и ассоциации склеиваются с конкретными позами и упражнениями и накладываются на своих «иностранных» двойников

Так, например, скручивание тела в узел, предназначенное стать составной частью проекта пробуждения Кундалини в хатха‑йоге, может посредством этого наложения возродиться в новом контексте, как «упражнение на гибкость» для здоровья и красоты.

Тем самым телесные позы становятся «плавающим означающим», значение которого определяется в зависимости от контекста (см. Urban [2003, 23–25] «плавающее означающее Тантры). Когда та же самая поза снова появляется в западной постуральной йоге, следы обоих контекстов сохраняются в ней, хотя, как правило, хатха‑контекст понимается очень смутно (если понимается вообще).

Например, перевернутая Випарита карани мудра (и более перпендикулярная «стойка на плечах» Сарвангасана), представляет как раз такой случай. Нет сомнений, что такие перевернутые позы являются составной частью средневековой хатха‑йоги. Эта позиция, которую называли «тайной всех Тантр», (sarvatantresu gopita ̣Гхеранда Самхита 3.32), обращает поток солнечной и лунной энергий тела, так, что эндогенный эликсир (Амрита), что капает из «луны» (расположенной в нёбе), не потребляется «солнцем» (расположенным в пупке), тем самым отводя смертную дряхлость.

Двойник этой позы, однако, занимает видное место в гимнастике Линга и обычно называется «шведская свеча». Таким образом, эта поза была знакома британской читающей публике с 1930‑х годов и служила иконкой, сопровождающей в H&S рубрику «Главным образом для дам».

Хотя она также ассоциировалась с омоложением в этом контексте, но то, с чем эта поза связывается в Гхеранда Самхите, и то, что означала на страницах H&S, конечно радикально различается.

Когда йога представлялась западным читателям в таких изданиях, позы сами вырывали себя из орбиты хатха‑йоги гораздо большей контекстуальной гравитацией физической культуры, и фразами, как у Музумдара о сарвангасане и ширшасане, «интерпретируемых на языке современных гимнастик для выгоды читателей» (Muzumdar 1937a , 861). Эта поза до сих пор сохранила название «die Kerze» в Германии и в Италии «la Candela», что, несомненно, связанно с влиянием шведской гимнастики.

Notes

1. См. в (Singleton, 2005) более широкое рассмотрение йогической релаксации и ее обусловленность гармониальной религией.

2. См. у Шона (Shawn, не датировано), его ранний обзор жизни и работ Дельсарта и о влиянии последнего на современный американский танец. См. также более свежее научное рассмотрение Дельсарта у Рейтера (Ruyter, 2005)

3. Именно от своего наставника по системе Линга, Джорджа Тейлора (George H. Taylor), Стеббинс узнала о «терапевтическом значении различных форм упражнений» (Stebbins 1893, vi). См. работы Тейлора (Taylor, 1860 и 1885). Как отмечает Жан Тодд, Тейлор экспериментировал, работая в паре, с увеличением диапазона движений в различных позах (Todd, 1998, 147).

4. См. также известный сегодня анализ Бхарати «эффекта пиццы» в транснациональном индуизме (Bharati, 1970). Прим. авт.

«Эффект пиццы», термин, используемый сегодня в социологических исследованиях широкого ряда феноменов, особенно религиозных, – например, процессов, в которых формы культурного экспорта трансформируются и ре‑импортируются, и только после этого они приобретают признание на своей культурной родине. Или процессы осознания обществом своего собственного влияния посредством (навязанных ему или импортируемых) иностранных источников. Название происходит из истории технологии изготовления пиццы, которая была разработана итальянскими эмигрантами в Америке (а не у себя на родине, в Италии, где на нее в простой, изначальной форме, обычно смотрели свысока), и ее экспорт в Италию был интерпретирован как слабость итальянской кухни. Ряд соотносящихся с «эффектом пиццы» рабочих понятий включает, «герменевтическая петля обратной связи», «пере – инкультурация», «само‑ориентализация». Сам термин «эффект пиццы» был придуман индуистским монахом и профессором антропологии Сиракузского Университета Агеханандой Бхарати (имя при рождении – Леопольд Фишер) в 1970 году, в работе « Возрождение индуизма и его апологетические паттерны». (Agehananda Bharati, 1970). Примеры «эффекта пиццы», которые приводит в этой работе Бхарати еще в 1970 (т.е. почти за треть века до «глокализации»),

1) Фильм‑трилогия «Апу» индийского режиссёра Сатьяджит Рея (Satyajit Ray), премьера которого полностью провалилась в Индии, но фильм получил статус «индийской классики» у себя на родине после многочисленных призов в западных странах.

2) Популярность в Индии Махариши Махеш Йоги и Международного Общества Сознания Кришны, приобретенную только после получения ими признания на Западе.

3) Популярность йоги вообще, а также некоторых гуру и других индийских систем и учений после их популяризации на Западе.

4) Несмотря на то, что статус Бхагавадгиты в индуизме всегда был высок, она заняла столь важное место в общественном сознании Индии только после попытки Запада определить единый канон «Индуистской Библии».

Подобно тому, как американцы сами разработали сложную пиццу, а затем приняли ее за укорененный итальянский продукт, также и Запад создал рациональный протестантский буддизм и затем принял его, как коренной продукт из Шри‑Ланка. И также как итальянцы приняли американскую пиццу и сегодня продают ее миллионам американских туристов, буддистский делегат из Шри‑Ланка Анагарика Дхармапала на Всемирном Парламенте Мировых Религий в 1893 году, продал протестантизированный буддизм обратно Западу.

Другой пример – Теософское общество, учрежденное Е.П.Блаватской и Генри Стилом Олкоттом, члены которого, под влиянием «восточной идеи», распространили свои собственные версии этой идеи на Востоке, которые вернулись затем на Запад в виде исконно индуистских традиций.

Ещё пример, Ганди не интересовался религией, пока не отправился в Лондон изучать право, где он изучил заодно и английский перевод Бхагавад‑гиты сэра Эдвина Арнольда, после чего она глубоко повлияла на его мировоззрение и национальное самосознание.

Распространяя метафору, можно говорить даже об «инвертированном эффекте пиццы», когда «уникальные европейские философы, (например Хайдеггер), вдохновляются самой мыслью Востока – но эта мысль сама поставляет им «протестантские» или «западные» очки», как отмечает Боруп в работе «Дзен как искусство инвертированного ориентализма». («Jørn Borup (2004), Zen and the Art of Inverting Orientalism») Прим. пер.

5. «haṭha yoga prāṇāyāma». Я выделил здесь хатха‑йога пранаяму транслитерацией, потому что в российских классах йоги хатха‑йога и пранаяма обычно рассматриваются как две различные ступени йоги. Пранаяма закрепилась в восприятии как следующая ступень йоги, после хатха‑йоги, представляющей с 1960‑х асаны в сочетании с ритмическим дыханием. Прим. пер.

6. Термин Стеббинс «ритмическое дыхание» быстро становится синонимом пранаямы в «Хатха‑Йоге» Рамачараки, относящего «ритмическое дыхание» к «основной части хатха‑йога практики» (Ramacharaka, 1904, 159). Йогендра также заявляет «уникальную» систему «ритмического дыхания», которая имеет общие черты с системой Стеббинс (Yogendra, 1928). См. также у Пратинидхи (Pratinidhi, 1938 ) о роли «ритмического дыхания в практике сурьянамаскар.

7. Другим плодотворным направлением исследования традиции «эзотерической гимнастики» будет ее акцент на мышцах тазового дна, – упражнениях, превалирующих не только у Стеббинс, но также в работах таких светил медицинской гимнастики как Остин (Austin), Бьюкенен (Buchanan), Келлог (Kellogg) и Тейлор (см. Ruyter, 1999, 108). Этот акцент, я бы предположил, мог способствовать (через Пилатес) современному пониманию «замков» хатха‑йоги (мулабандха и уддиянабандха), как упражнений для «укрепления мышц тазового дна» и «центра силы».

8. Шуази также основала психоаналитическое движение «Психея» (в котором Жак Лакан начал свою карьеру) и была значительной фигурой в непрекращающемся диалоге между йогой и психоанализом ( см. Choisy, 1949 и Ceccomori, 2001). См. Также ее «Упражнения йоги» (Exercises du Yoga).

9. По‑видимому, это одна из серии книг, которая включала «Позы контроля разума» и «Культуру дыхания» (Ali, 1928, 7). Я, однако, не смог отследить другие названия.

10. Я взял информацию о жизни Стэк из биографии, написанной ее дочерью Прунеллой Стэк «Жар жизни» («Zest for Life», Stack, 1988).

11. Эти позы соотносятся (слева направо в номенклатуре Айенгара, 1966) с Саламба Сарвангасана (стойка на плечах), эка пада сарвангасана (стойка на плечах с одной ногой), вспомогательная поза сетабандх асана (общая опорная ‑вспомогательная поза, в йоге Айенгара), далее следует салабхасана, (дандасана, халасана) и пашчимоттасана. Прим. авт. В примечании автора перечислены семь поз, из которых на фотографиях в основном тексте представлены только четыре, слева – направо, сверху вниз – саламба сарвангасана (стойка на плечах), эка пада сарвангасана (стойка на плечах с одной ногой), салабхасана (соответствующая «морскому котику» на фотографии, Стэк, 1931) и пасчимоттасана (у Стэк, 1931, наклон вперед из положения сидя). Прим. пер.

12. Рассмотрим следующее высказывание Стэк: «Я верю,… что рассвет новой цивилизации, которая материализуется примерно в 2000 году, станет результатом, основы которого сегодня начинают закладывать просвещенные женщины и мужчины» (Stack,1931,3). Действительно, можно только удивиться предсказанию Стэк как предвидению бума йоги, начавшегося в конце 1990‑х.

13. «Вегетотерапия не имеет ничего общего с любым видом калистеники или дыхательными упражнениями, такими как йога. В любом случае, она диаметрально противоположна этим методам», – из интервью Райха 1952 года в (Reich, 1967, 77). В своем основополагающем труде «Биоэнергетика» 1975 года Лоуэн пытается «примирить» терапию Райха и йогу (Lowen,1975,71)

14. Обзор был обнаружен в разделе «Книжный уголок» независимого журнала «Йога и Здоровье», который не следует путать с сегодняшним популярным глянцевым изданием с тем же названием. Выражаю признательность Сюзанн Ньюкомб за эту ссылку.

15. Другой фигурой, достойной исследования по медицинской и целительной постуральной йоге, была Бесс Менсендик (1861 ‑ 1957). Ее система согласования и осознания тела оказала глубокое влияние на сегодняшнюю телесную терапию. См. (Mensendieck, 1906, 1918, 1937, 1954). Такое исследование ее работ могло бы быть проведено в широких рамках истории постуральной коррекции, связанной с йогой. Мрожек писал, что «На протяжении первой половины двадцатого столетия хорошо организованное движение по исправлению осанки, разработанное молодыми американцами, также связало заботу об индивиде с заботой об обществе в целом» (Mrozek, 1992,298).

16. «В культурное пространство, вырезанное гармониальной работой с телом и пермутациями пост‑Лингианских лечебных гимнастик, пришла новая модель йоги, разрабатываемая… пионерами асан». Синглтон употребил здесь «carve», «вырезать», «высекать из камня», образ, который подразумевает предварительное высвобождение пустот в культурном пространстве, для заполнения его конгруэнтными практиками (йоги), что делает его близким к геологическому образу «псевдоморфоз» у Освальда Шпенглера (когда расплавленная лава нового неорганического состава, заполняет формы ‑пустоты вымытых прежних пород». Наверное, здесь более адекватным был термин «выкроенный», поскольку этот образ предполагает процесс кройки, (а затем пошива), как осознанной ( и совместной) деятельности обоих фигурантов, как западного, так и индийского, что в большей степени соотносится с концептуальными схемами («непрекращающегося диалога») этой книги. Прим. пер.

17. Лига возникла на волне энтузиазма бодибилдинга и дисциплины (обуздания) тела в начале двадцатого века. Эта «организация рабочего класса и низших слоев среднего класса» разрослась от 13 000 членов в 1911 до 125 000 членов в 1935 году (Mosse, 1996, 137).

18. Например, Харахарананда Аранья комментирует Патанджали Сутру 3.24 («балесу хастибаладини» ‑ balesu hastibaladıni), следующим образом, «Все физические культуристы знают, что сознательно направляя силу воли на конкретные мышцы, можно развить их силу. Самьяма‑концентрация является только высшей формой того же самого процесса»(Aranya, 1983, 296).

19. Действительно, мы можем отметить, что «Современная Йога» в лице Вивекананды (согласно тезису Де Микелис 2004), и первые включенности американских женщин в системы целенаправленных упражнений «берут начало в Новой Англии» Todd, 1998 , 301). См. также (Park, 1978)

 

Глава 8


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!