Йоги западного побережья: Вассан, Хари Рама, Бхагван Гьяни



Другие самостийные индуистские йоги, работающие в Америке 1920‑х годов, предоставляют нам сходную картину. Йог Вассан, йог Хари Рама и Бхагван Гьяни, все они, современники Йогананды и Гхервала; все, что они проповедовали, сравнимо с формулами духовного и телесного прогресса в натуропатии и в религии «Новой Мысли». Книга Вассана из Пенджаба «Индуистская система развития здоровья» (Wassan,1924) и его же практически идентичная «Система Сорода Йога Философии» («Soroda System of Yoga Philosophy» ,Wassan1925) начинаются с экуменических «Сорода песнопений» и исполнения речитативом аффирмационной мантры «Хун, молод, молод, молод». Эти песнопения – подготовительная техника в терапевтической программе омоложения и процветания, призванная научить «Как вызывать вибрации головного мозга, тела и бизнеса»(1925:5). Названием, идеологией, а также большим количеством выражений из естественной религии Новой Мысли в сочетании с деловой хваткой, система Вассана очень сходна с Йогодой (техникой Йогананды).

«Если наши вибрации правильные», – говорит нам Вассан, – то мы находимся в гармонии с природой и пребываем в полном здравии и счастье, мире и равновесии» (58). В труде Вассана присутствует также случайный привкус евгеники, в таких его напутствиях, как: «если бы мы следовали мудрости йоги, мы стали бы суперменами и суперженщинами». Его «Индуистская система физической культуры» (Wassan 1925: 89‑111) состоит из серии упражнений на основе современных гимнастических режимов, подобных «Моей системе» Мюллера, и в отличие от системы Гхервала, никак не схожа с асанами из текстов хатха‑йоги.

Упражнения сопровождаются линейными рисунками вместо общепринятых в 1920‑х фотоиллюстраций западных руководств по физической культуре. Такие же рисунки использует Хари Рама в его «Обучении Системе Йоги» (Hari Rama1926: 73–81). Судя по отзывам учеников, которые занимают почти полкниги, Вассан разъезжал по всей территории Соединенных Штатов (в особенности по западному побережью), проводил массовые лекции с демонстрациями, давал индивидуальные уроки и имел как учитель огромный успех, особенно среди «занятых бизнесменов и женщин, у которых не было времени беспокоиться о многих вещах» (Wassan 1925 : 40). Для тысяч американцев такие режимы художественной гимнастики, глубокого дыхания, диеты 34 , натуропатии и позитивного самовнушения складывались в йогу.

Как и Рамачарака, Гьяни – автор множества руководств по самопомощи «Новой Мысли», с такими названиями как «Секс: почему мужчина терпит неудачу», «Концентрация», «Творческая мудрость», «Жемчужины мудрости» (стихи), «Путь к совершенству», «Любовь, брак и развод», «Еда, которая создает нас и разрушает», «Тайны и функции подсознательного разума», «Наука вечной молодости», и «Семь научных законов жизни» (названия перечислены из Gyanee 1931:1). Движения и позы, описанные в «Упражнениях Йоги», явно представлены в качестве эквивалентов «близких отраслей» йоги – «магнетизма, остеопатии, природолечения и натуропатии» (Gyanee 1931: 7‑10). Хотя подразумевается, что все они происходят из «традиционных восьмидесяти четырех асан» (9), на самом деле они имеют полное родство с общими режимами европейских гимнастик, тех, что мы рассмотрели в главе 4.

Единственная поза, которую можно было бы опознать сегодня как современную йогасану, присутствует у Гьяни под названием «баланс тела», что соответствует ардха чандрасане в номенклатуре Айенгара (1996). Эта поза, однако, является стандартным упражнением в западной физической культуре и часто изображалась на страницах журналов по бодибилдингу. В одном случае она истолковывается как «полезное нудистское упражнение» (Buckley 1932: 22). Есть основания полагать что ее вхождение в современную йогу состоялось благодаря статусу общепринятого упражнения на равновесие.

Как и многие режимы новой хатха‑йоги, которые я исследую, эти интернациональные, коммерческие разновидности постуральной йоги переформулируют индийские системы с учетом местных вкусов и ожиданий, и во многом, так же как и веданта в версии Вивекананды, «представляют собой ступень стратегической «глокальной» доводки принимаемой индийской традиции» (Beckerlegge 2004 : 309) 35.

 

Notes:

1. Параферналия – термин средневековой латыни, относящийся к parapherna , собственности замужней женщины без учета ее приданого. Это предметы личного имущества, переданного замужней женщине ее мужем до или во время брака и рассматривается законом как ее имущество, над которым она имеет некоторую степень контроля. «..В английском языке слово «параферналия» имеет гораздо более широкое значение. Оно относится к любому имуществу, одежде, личным вещам даже рыболовным снастям или наборам для вышивания» («Призрак свободы» Луис Бунюэль 1974). Известно даже такое сочетание, как «наркотическая параферналия «Drug paraphernalia». Самым адекватным русскоязычным термином могло бы быть слово «прибамбасы». Тем не менее, есть основания предположить, что Марк Синглтон употребляет здесь «параферналия» в изначальном средневековом смысле. Параферналии современной науки, применительно к исследованиям« физиологических эффектов хатхи, пранаямы, крии и бандхи», говорит, с одной стороны, о частичности контроля ею своего имущества – методов, используемых ее, науки, мужьями (научными мужьями, в данном случае Кувалайанандой и его группой, но не только), об отсутствии рефлексии этих методов, их применимости к объекту исследования. С другой стороны, здесь не менее важно то, что параферналия не включала ту часть «имущества замужней женщины» – науки, которое составляло ее приданное, европейское «до – естественно научное мышление». Месседж историциста Синглтона в употреблении в этом контексте термина «параферналии», понятен: естественные и медицинские науки эпохи модернити не способны к исторической рефлексии своих оснований, а значит и не могут сконструировать объект своего исследования, адекватный задаче. Поэтому они всякий раз вынуждены исследовать отображение своих собственных проекций на предмете исследования, в данном случае проекции на «Тело Йоги». Прим.пер.

2. «…Его «Йогическая семейная динамическая гимнастика» «Yaugik Sangh Vyayam». В своем письме, адресованном Шриватса Рамасвами, датированном серединой сентября 2010, Марк Синглтон, исследуя факторы влияния на систему Паттабхи Джойса, пишет: «… Две ближайшие родственные формы этой системы, как я полагаю, широко распространённые в режимах детских гимнастик «Yaugik Sangh Vyayam» Свами Кувалайананды, и инновационная система датчанина Нильса Буха, названная «Первичной гимнастикой», которая до второй мировой войны оставалась в Индии второй по популярности системой физических упражнений. Прим. пер .

3. Mımamsa, в частности – расследование, дознание (греч. ἱστορία). Почему‑то этот аспект слова миманса не отражен ни в русскоязычной Википедии, ни в Новой философской энциклопедии РАН. Прим.пер .

4. См. у Альтера (Alter 2004a) о «медикализации» хатха‑йоги Кувалайанандой и мой обзор этой книги (Singleton 2006); Также у Альтера представен анализ вклада Кувалайананды в физическую культуру (Alter 2007), и (Singleton 2007g), краткое резюме его творческой жизни и работ.

5. Бенедикт Луст (3 февраля 1872 – 5 сентября 1945 года), американский натуропат родом из Германии. В юности работал официантом в Женеве, затем в Нью‑Йорке. Заболел чем‑то, но решил, что это туберкулез, и отправился в Германию пройти курс водолечения у Себастьяна Кнайпа. После значительного улучшения самочувствия вернулся в США проповедовать слово, где открыл магазин здоровой пищи, и в конце концов американскую школу натуропатии. В его журнале «Путь природы» читатели могли ознакомиться не только с немецкими, но и с индийскими методами – Аюрведой, йогой. В 1918 году опубликовал «Всеобщую энциклопедию натуропатии». Сама мода на натуропатию сходит на нет в 1930‑х в связи с новой модой на антибиотики и стероиды. Прим. пер.

Джон Харви Келлог – американский санаторный врач, в его лечении особое место занимают диета (вегетарианская), клизма (европейский аналог йогической пракшаланы, хотя в качестве наполнителя Келог использовал не воду, но йогурт), и упражнения. Со своим братом Кейтом Келлогом изобрел кукурузные хлопья. Считал также, что большинство болезней можно вылечить путем изменения кишечной флоры, бактериального состава кишечника. Его вегетарианская диета включала низкое содержание белка и волокнистую пищу. В быту был адвентистом Седьмого дня, сторонником евгеники, борцом за обуздание секса, расистом – в убеждениях, но не в медицинской практике. Прим. пер.

7. Канпхаты (Kanphatas), канпхаты, даршани или канфата йоги, члены садху, практикующие внутренний пирсинг ушной раковины: («кан» означает ухо, а «фат» – рассечение.). Индусы считали их прорицателями и колдунами. Увесистые серьги (даршаны или кундалы) из агата, рога или стекла, вставлялись в ушную раковину во время инициации. Если одна ломалась, вторая также должна быть заменена, до тех пор канфата йог не имеет права разговаривать, принимать пищу, выполнять ритуальные предписания. Эти серьги связываются авторами « с энергиями солнца и луны, циркулирующими в тонком теле. При равновесии этих токов йогин достигает совершенства тела – кая‑сиддхи». Те же самые авторы связывают «орден каппхатов» с традицией натхи, практикующих «кая‑садхану», метод достижения телесного бессмертия. Традицию эту основал «Горакшанатх, великий реформатор традиции Натхов», которая «окончательно сформировалась с VII по XII вв. н. э.». Прим.пер .

Например, в другом инциденте, произошедшем с Йогендрой в более позднем возрасте, когда его сына Джайаведу излечил от хронической экземы странствующий факир. Как Йогендра, так и его отец, по своей природе «относятся с недоверием к садху и факирам», но не могут отрицать эффективности лечебного средства. Более того, благородный факир не принимает вознаграждения за свое лечение (Rodrigues 1997 : 149). Этот эпизод указывает на амбивалентность, окружающую йогина, которую Джозеф Альтер диагностировал в ее практических современных формулировках: хотя современная медицинская йога была очищена от мистики и магии, она унаследовала элементы возможностей, связанные с «другой историей» йоги, историей секса, магии и алхимии. См. также у Бригса о репутации некоторых йогов, лечащих больных детей (Briggs1938 : 128).

В гимнастике Мюллера присутствуют также упражнения ритмического дыхания: «Вдыхая, следовало шире раскрывать грудную клетку, а выдыхая, сильно поджимать живот, работая диафрагмой». Прим.пер.

10. Следующее примечание, из институтского бюллетеня 1962 года, является хорошим примером более позднего изменения его официального мировоззрения: « В новое время хатха‑йога рассматривалась, в лучшем случае, как система физической культуры. Это абсолютный нонсенс. Хатха‑йога раскрывает образ жизни, и ее идеалы находятся в совершенном соответствии с идеалами других индийских культурных дисциплин, таких как политика, социология, художественное образование, и.т.д.» (Sondhi 1962 : 80). Хатха‑йога, настаивает автор в этом же пассаже, никогда не была ни «извращенной или магической», ни «только … философской ученостью» (80). Отмечу также, что я надеялся включить в этот пункт обсуждения несколько изображений из руководства Йогендры «Упрощенная Йогасана» (Yogendra 1928), но мне было отказано в разрешении доктором Джайаведа Йогендрой, сыном Шри Йогендры, который сегодня руководит институтом Йоги.

11. Эта книга является сборником сочинений Йогендры, которые изначально появлялись в периодике института Йоги на протяжении 1930‑х.

12. К сожалению, издание 1989 года, с которым я работаю, является перепечаткой оригинала 1928, и содержит некоторые дополнения и изменения, которые, как таковые не помечены в тексте. Я не смог отследить оригинальной редакции. Даже в собственном институте Йоги Йогендры, по‑видимому, нет копии оригинала.

Йогендра был отнюдь не одинок в своем увлечении евгеникой и инженерией человека; многие другие авторы также способствовали масштабному проникновению идей социального дарвинизма в популярную современную йогу (см. Singleton 2007p). Еще одного примера будет здесь достаточно: речь пойдет о сотрудничестве Кувалайананды с вышеупомянутым эволюционным биологом и евгеником Дж. Б. С. Холдейном, который, несомненно, представляет интересный пример случая «Свами» в исследовании Альтера «Йога в современной Индии, Тело между Наукой и Философией» (Alter 2006). Холдейн, предсказавший в своей научной фантастике «Дедал и Икар» (1924), что к концу двадцатого века будут господствовать «дизайнеры детей из пробирки», был очарован индуизмом и йогой и даже жил в Индии между 1958 и 1963 годами (Dronaraju 1985). Иногда он называл себя «индуистом агностиком» (Dronaraju 1985, 171), и все больше подвергался влиянию индуизма, его «вклада в дискуссии об эволюции человека»(98).

14. Моя информация о жизни Айера исходит главным образом из интервью с его единственным ребенком К.В. Карна (17 сентября, 2005) и его главным учеником, которому сейчас 100 лет, Анант Рао (19 сентября, 2005), который возглавлял школу физической культуры в начале 1930‑х, в том же крыле Джаганмохан дворца в Майсуре, где преподавал гуру современной постуральной йоги Т. Кришнамачарья, см. главу 9, и у Гольдберга (Goldberg, в печати). Эллиот Гольдберг помог мне собрать многие подробности жизни Айера. Надеюсь, что предстоящая публикация работы Гольдберга существенно расширит и дополнит представленный мной здесь набросок об Айере. Отметим также, что фотографии этого знаменитого «Гимназиума Геркулеса» можно найти в «Вьяям, Бодибилдер» за август 1927 года (том 1, выпуск 8).

Эту книгу, так же как другие книги Айера «Совершенное Телосложение» (1936), «Телосложение и Фигура» (1940) и короткий биографический фильм можно найти на сайте Роджера Филлари о Сандове, веб сайт www.sandowplus.co.uk/sandowindex.htm


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!