О том,как Чжан Саньфэн обрел Путь
Посредством боевого искусства
Прежде чем появляются Небо и Земля, уже существует принцип1. Принцип – это господин начал Ян и Инь в ци мироздания. Благодаря верховенству принципа рождаются Небо и Земля, а Путь пребывает посередине их.
Когда начинает действовать путь начал Инь и Ян в ци мироздания, все противоположности встают на свои места. Взаимодействие противоположностей и есть действие Инь и Ян, оно же представлено в числах. Один раз Инь, один раз Ян образуют Путь2.
Путь, не имеющий имени, есть начало Неба и Земли. Путь, имеющий имя, есть матерь всех вещей3. Прежде чем появятся Небо и Земля, нет ни пределов, ни имен. После того, как появятся Небо и Земля, имеются
1 В оригинале употреблен термин ли, который в русской литературе обычно передается понятиями «принцип» или «истина». Перевод Д. Уайла: «естественный закон».
2 Слегка измененная цитата из классического комментария к «Книге Перемен».
3 Парафраз 1‑й главы «Дао‑Дэ цзина».
пределы и имена. То, что предшествует появлению Неба и Земли, называется принципом. А то, что следует за появлением Неба и Земли, называется Матерью. Таково превращение принципа.
Прежденебесные Инь‑Ян, ци и числа рождаются от матери. Посленебесные яйца растут в водной среде материнской утробы. Путь, пребывая посередине Неба и Земли и питая все живое, осуществляется в непреложном согласии. Посему силы Цянь и Кунь – это наши великие отец‑мать, и они относятся к прежденебесному миру. Наши родные отец и мать – это наши малые отец‑мать, и они принадлежат к посленебес‑ному миру. Мы рождаемся в этот мир, получая силы Инь и Ян, а также прежденебесное и посленебесное ци: с этого начинается человек. Рождаясь в этот мир, мы получаем нашу жизнь и природу, содержащие в себе верховный принцип, от великого отца‑матери, а семя, кровь и плоть получаем от малых отца и матери. Соединив в себе прежденебесную и посленебесную жизни, мы становимся людьми. Если мы хотим составить триединство с Небом и Землей, можем ли мы потерять корень своей при‑роды1? Если мы действуем в согласии со своей природой, мы не утратим ее корень. И если мы не отходим от своего изначального облика, природы, как можем мы лишиться естественных способностей своего тела?
|
|
Желая претворить способности своего тела, мы должны прежде знать, откуда они происходят. Зная же, где находятся врата, мы найдем к ним путь, ибо у нас будет все необходимые средства. Что же это за средства? Не что иное, как наши врожденные способности и знания. Любой человек, будь он сообразительный или несмышленый, добродетельный или нет, может воспользоваться своим врожденным знанием и врожденными способностями, чтобы обрести Путь и совершенствоваться в нем. Умея совершенствоваться в Пути, мы будем знать, куда идти. Зная, откуда и куда мы идем, мы будем знать, как нужно совершенствоваться. Вот почему говорится, что от императора до последнего простолюдина все находят жизненную опору в совершенствовании себя.
|
|
Но как нужно совершенствовать себя? Основой этому должны служить врожденные знания и способности. Наше зрение дает нам ясность видения, а наш слух дает нам чуткость вслушивания. Руки и ноги имеют свои естественные движения, и они заключают в себе начала как учтивости, так и воинственности. Так мы должны «расширять наши знания» и «изучать вещи», «делать волю искренней» и «выправлять сердце»2. Сердце – господин тела, и поэтому мы должны выправлять волю и делать сердце искренним.
1 Различие между «природой» и «корнем природы» имеет очень большое значение в даосской традиции.
2 Здесь перечисляются популярные формулы неоконфуцианского мировоззрения, восходящие к древнему трактату «Да сюэ».
Движения ног соответствуют Пяти Стихиям мира, а движения рук – Восьми Триграммам. Когда руки и ноги осуществляют Четыре Образа в их разнообразных проявлениях, мы сполна претворяем наши врожденные способности. Когда наши глаза различают «три согласия»1, а наши уши – «шесть путей»2, глаза и уши действуют заодно со всем телом, тело становится одним целым и наше врожденное знание может претвориться в полной мере.
|
|
Глаза и уши, руки и ноги разделяются наподобие Инь и Ян, а их единение соответствует Великому Пределу. В таком случае внешнее сосредоточивается внутри, а внутреннее выражается вовне. Так мы можем развивать в себе и внешнее, и внутреннее, и грубое, и тонкое, достигать всепроницающей сообщительности и видеть великие достижения мудрецов и достойных мужей былых времен. Знание всеобъятное, мудрость и духовность – вот благодаря чему претворяется наша природа и получает опору наша жизнь, осуществляются наши духовные способности и великие перемены бытия. Поистине, путь Неба и путь Человека – это искренность и не более того!
1 Три согласия – один из важнейших принципов движения и внутреннего состояния в Тайцзицюань.
2 Вероятно, имеются в виду Шесть сторон мироздания.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!