Учебно-методическое и научное обеспечение дисциплины.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«Тюменский региональный центр искусств «ПЕРВОЦВЕТ»

 

Утверждаю

Директор

______ Д.Б. Чернышов

«22» апреля 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине

«Художественное слово»»

Для учащихся младших и средних классов

Общий объем учебных часов:                                                                            48 час.

в том числе:

Основы литературного анализа и стихосложения                                                 16 час.

Сценическая речь и литературное произношение                                                 16 час.

Выразительное исполнение художественного произведения                  16 час.

Продолжительность курса:                                                                       3 мес.

Тюмень – 2013 г.

 

Пояснительная записка.

В настоящее время остро стоит проблема отношения молодежи и школьников к традиционной русской культуре и традиционному русскому языку как ее носителю. В деле воспитания детей и молодежи достойными гражданами России возникает необходимость обучения их классическим речевым практикам, включающим уверенное и правильное произношение, размеренное дикционное интонирование, в целом осмысленное и эмоционально-выразительное использование средств русского языка.

Молодые граждане нашей страны должны считать устную русскую речь своим достоянием, ориентируясь на классическую русскую литературу, на нормы литературного произношения. Усвоенные правила устной речи позволят обучающемуся оберегать себя от недопустимых речевых форм, и напротив, уметь грамотно и вежливо изъясняться, убедительно и доходчиво строить речь, уверенно владеть голосом и дикцией, а в конечном счете – максимально реализовывать идейное и эмоционально-художественное содержание живого русского языка.

Для комплексного решения проблемы усвоения правил русской устной речи необходимо использовать тесную связь сопутствующих дисциплин. К ним относятся: классическая литература и теория стихосложения в частности, ораторское искусство и сценическая речь; мастерство актера-исполнителя. Изучение литературных произведений в таком ракурсе будет не программным и дидактическим, а позволит на практике приобщить обучающегося к идеалам классики, явится стимулом для его повседневной речевой деятельности и научит красиво и правильно говорить, а кроме того – выразительно читать литературные произведения перед аудиторией.

1. Цель дисциплины: на материале классического искусства, средствами сценической речи и актерского мастерства привить вкус и любовь к русскому литературному произношению, к грамотной и выразительной устной речи.

Содержание дисциплины и решаемые задачи.

Дисциплина состоит из трех тематических модулей: основы литературного анализа и стихосложения; развитие голоса, произношения и дикции; выразительное чтение художественного произведения. Освоение модулей происходит комплексно, при работе над конкретным выбранным литературным текстом.

А). Основы литературного анализа и стихосложения. В процессе занятий происходит чтение и анализ произведений классической литературы, определение идейности, содержательных и формальных особенностей произведений; формируется собственная позиция читателя по отношению к произведению. Читатель учится понимать произведение, овладевает литературоведческой и эстетической терминологией, учится объяснять свою точку зрения окружающим. Помимо того, в нем воспитывается вкус к классической литературе, стимулируется его собственное литературное творчество.

Б). Развитие голоса, произношения и дикции.  В процессе занятий усваиваются нормы русской устной речи, определяется уверенное дыхание, правильная артикуляция, формируется сознательный подход к голосообразованию. Участники определяют благозвучный тембр голоса, устраняют дефекты произношения, развивают мимику. Усиливаются дикционные возможности, доходчивость и эмоциональная окраска речи, появляется интонационная выразительность.

В). Выразительное чтение художественного произведения. В процессе занятий формируются навыки самостоятельной работы надо литературным текстом, над его театральной интерпретацией, происходит понимание не только смыслового, но и эмоционального содержания, определяется позиция и создается образ чтеца. Участники привыкают быть на публике, в целях наибольшей выразительности чтения, они учатся пользоваться жестикуляцией, выбирать пластические позы и оправданно располагать тело в пространстве, учатся поддерживать эмоциональную связь с аудиторией, уверенно и убедительно вести роль.

 

3. Образовательные технологии. Лекции и доклады по теории литературы, консультирование и дискуссии, голосо-речевые и дикционные тренинги, актерские показы и этюдная работа над ролью.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 48 часов. Каждый модуль требует занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа. Занятия проводятся на неделе или по выходным малыми группами до 15 человек в каждой.

Учебно-методическое и научное обеспечение дисциплины.

1. Станиславский, К.С. Работа актера над собой. – М., 2010.

2. Сценическая речь \ Под ред. И.П. Козляниновой, И. Ю. Промптовой. – М., 2002.

3. Чернышов, Д.Б. Об эстетической ценности языка. – Смоленск, 2006.

4. Чехов, М.А. О технике актера. – М., 2010.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!