Семинарское занятие 4. Своеобразие художественных исканий в конце XIX – нач. XX вв.
План:
1. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Рассказчик и автор в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина («За рубежом», «Современная идиллия» и др.).
2. Изображение душевной силы людей из народа в рассказах В.Г. Короленко «Сон Макара», «Река играет», «Лес шумит».
3. Тематика и проблематика творчества А.С. Серафимовича (анализ произведений).
4. Образ русской деревни в рассказах Н.С. Лескова («Погасшее дело», «Язвительный» и др.).
5. Жизнь и нравы помещиков в произведениях С.Н. Терпигорева («Желтая мгла», «Чайная роза», «Сморчки»).
Семинарское занятие 5. Жизнь и творчество М.Горького. Ранние рассказы М. Горького
План:
1. Общая характеристика творчества М.Горького до 1917 года в работах литературоведов: особенности типа художественного мышления; жанровое своеобразие; место рассказов в раннем творчестве писателя.
2. Сюжетно-композиционное своеобразие ранних рассказов М.Горького (художественный анализ одного из рассказов).
3. Жанровое своеобразие ранних рассказов М.Горького (художественный анализ одного из рассказов).
4. Авторская позиция и формы её проявления в тексте ранних рассказов М.Горького (художественный анализ одного из рассказов).
5. Смысл заглавия рассказов «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».
· Способы создания образа главного героя в ранних рассказах М.Горького: экспозиция образа главного героя; портрет героя; основные положения философии героя, суть его поучений; место героя в художественном пространстве рассказа; судьба героя, её роль в раскрытии авторского замысла.
|
|
· Легенды в художественной структуре ранних рассказов М.Горького: событийная линия легенд; система художественных образов в легендах; смысл столкновения Рады и старого магната, Лары и старейшин, Данко и толпы.
6. Образ рассказчика-путника и его функции в художественной системе рассказов: художественное пространство рассказчика; эволюция образа рассказчика.
Семинарское занятие 6. Противостояние личности и государства в русской литературе ХХ века. Проблема «простого человека» в малой прозе А.И.Солженицына
План:
1. Значение творчества А.И. Солженицына в русской литературе и общественной жизни страны II половины ХХ века.
2. Изображение лагерной жизни в рассказе «Один день Ивана Денисовича»: быт и бытие.
- Судьба человека в рассказе «Один день Ивана Денисовича»: образ Ивана Денисовича.
- Проблема «человек в неволе» в рассказе «Один день Ивана Денисовича»: образы Алёши и капитана Буйновского.
- Изображение власти в рассказе «Один день Ивана Денисовича»: лейтенант Волковой.
3. Советская деревня и «матрёнин двор» в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»: пространство и время в произведении.
|
|
- Тема праведничества в рассказе «Матрёнин двор»: образ Матрёны Васильевны.
- «Русский характер» в рассказе «Матрёнин двор»: концепция национальной судьбы по Солженицыну.
4. Тематика и проблематика малой прозы А.И. Солженицына.
Семинарское занятие 7. Деревенская проза: прошлое и современность
План:
1. В.Шукшин: личность и творческие поиски. Кино и литература в его творчестве.
2. Жанрово-стилевое своеобразие новеллистики Шукшина (характеристика новелл).
3. Ситуации и конфликты в циклах рассказов «Сельские жители», «Характеры», «Земляки».
4. Специфика героя новеллистики В.Шукшина:
· герой-чудик: природа поступка-чудачества, его варианты;
· герой-мыслитель: атмосфера спора и раздумья в шукшинском рассказе;
· образы стариков и матерей в рассказах Шукшина: постижение законов бытия.
5. Образ героя-чудака в современной прозе. Творчество М. Курочкина (цикл повестей об участковом Аниськине, «Хомячок на переподготовке»).
Семинарское занятие 8. Оппозиция «игра – реальность» в прозе Маши Трауб («Ласточ…ка», «Нам выходить на следующей», «Собирайся, мы уезжаем»)
1. Функциональная и смысловая роль приема «текст в тексте» в прозе Маши Трауб.
|
|
2. Замкнутое игровое пространство и открытое пространство жизни. Правила игры и законы жизни.
3. Оппозиция «мужчина – женщина» в игровой системе координат.
4. Гендерный конфликт и поэтика женского образа.
5. Оппозиция «отцы – дети» в текстах М.Трауб.
6. Мотив двойничества.
7. Библейские аллюзии в повести «Ласточ…ка».
8. Поэтика заглавий.
Художественные тексты для чтения: «Домик на юге», «Плохая мать», «Продается дом с дедушкой», «Пьяная стрельба», «Я никому ничего не должна», «Глазами ребенка», «Семейная кухня», «Холодная голова», «Ласточ…ка», «Нам выходить на следующей», «Собирайся, мы уезжаем».
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!