Оппозиция Марку Антонию и смерть



После убийства Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон вернулся к политике, решив, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена.

В борьбе за власть между Марком Антонием и молодым Октавианом, наследником Цезаря, он принял сторону последнего, считая, что сможет манипулировать юношей и с его помощью добиться власти. С целью ослабления позиции Антония он произнёс 14 направленных против него речей, которые он назвал «филиппиками» по аналогии с речами Демосфена, в которых он обличал Филиппа Македонского. Однако когда Октавиан благодаря поддержке, оказанной ему Цицероном, пришёл к власти, он заключил союз с Антонием и Лепидом, образовав Второй Триумвират. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.

Цицерон был убит при попытке к бегству 7 декабря 43 года до н. э. Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал рабам, несущим его: «Поставьте тут же паланкин», а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под меч центуриона, посланного убить его. Его отрубленные голова и правая рука были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума.

 

Мать из знатного рода, отец неизвестен. Жил в эпоху, когда римская республика стала терять свои позиции, пытался всячески отстоять интересы республики. Занимался юридической практикой, был адвокатом, выигрывал важные дела, благодаря ораторскому искусству, учился у Филона, и когда демонстрировал свою ораторскую речь, все аплодировали, кроме Аполлония, который сказал что ему горестно, что все от греков. Цицерон был человеком справедливым. Плутарх рассказывает как он рискуя защитил в суде некоего Верраса, взяточника. Цицерон помог цезарю одержать победу над сенатом. Закончил жизнь тем, что его убили, ему отрезали сначала руки а потом голову.

 

Цицерон Предтече теории общественного договора, он называет Римское гос-во Республикой. Республика – дело народа. Переходом от общины к Государству была своя причина – необходимость охраны собственности. Главная роль Г – защита собственности ( Дж Локк в дальнейшем будет развивать эту теорию, он включал в собственности и жизнь и свободу человека, его гражданские интересы). Идея о том, что основным элементом Г является индивид – собственник.

Развивал учение о формах государства, говорил об их круговороте. Круговорот форм приводит к тому, что 1 Государственная форма сменяет другую. Все формы государства делятся на простые (царская власть, власть оптиматов, власть народа – относился негативно, т.к. Считал, что они будут обязательно перерастут в противоположные – охлократия, тирания…, и сложные -  смешанные формы государства)

Идеалом для него была Римская Республика, Цицерон пытался защитить республиканские институты. В смешанной форме – все слои общества. Цицерон выступает под лозунгом согласия всех сословий. Он говорит, что тот кто не научился подчиняться не сможет и править. Под действие закона должны попадать все. Обращает внимание не то, что философ, должен стремиться меньше заниматься политикой, больше заниматься поддержанием мира среди граждан. Понятие юридического лица правовой персоны.

Вклад Цицерона заключается в практической стороне дела. Особых теоретических достижений философского понимания права не возникло.

Средние Века

476 г. – время падения Рима под натиском германских племен – остготов, и разрушения варварами. в течении многих веков право делает уступку в пользу морали. Христианская религия становится на передний план. Христианство – примирение с народом, объединение государства. Философия занимается теологией, правовая философия тоже перестает быть самостоятельной областью, является частью теологии, в средневековой теологии можно найти некие элементы философии права, которые получили иную окраску.

Общая характеристика политико- правовой мысли средневековья (5 – нач 14 вв. с 14 века – эпоха возрождения.)

Возникла политико правовая мысль поэтапно

5- 11 века , господствовала Патристика – Аврилий Августин – теолог – не него ссылались как на библию, он создает концепцию государства в этот период времени – о граде Божьем и о Граде земном – выражает картину мира, в нем есть элементы платонизма, неоплатонизма, влияние стоиков, деление мира на 2 части – небесный, идеальный и земной. У него негативная оценка государству и праву. Он систематизирует идеи относительно к божественной теории происхождения Государства. И эта идея становится главной в средние века. Августин считает, что государство появилось в результате грехопадения человека. Августин характеризует историю не циклично, а в прямой линии, прошлое он связывает с Адамом и Евой, когда они жили по божески, настоящее он связывает с их грехопадением, настоящий мир в состоянии морально упадка движется к концу, все движется ко 2му пришествию, страшный суд, и апокалипсиса, Даты которого неоднократно назывались.

Почему человек совершил грехопадение – трактат о свободной воле, причина – бог наделил человека свободной волей. Свобода – возможность выбора между добром и злом. Т.к. символ добра – Бог, все христиане говорят -  бог есть любовь, добро. Смысл человеческой истории – научиться различать добро и зло. Так вот грехопадение из за свободной воли, выбора. Если он выбирает зло он становиться зависим от государства, полит институтов, т.е. от дьявола. А если добро – то обретает свободу на небесах. Свобода – значит следовать христианской морали, возлюби Бога. Человек живущий в соответствиями с заповедями не захочет делать ничего плохого.

Право связано с моралью. Политическая система того времени не предполагала формировать понятие о праве. Феодальная раздробленность, у каждого своя правда ( Русская, салическая, общих понятий там не формируется) Право в реальной жизни связано с обычаями, ритуалами, с моралью, вместо юристов идите в церковь, она узурпирует и семейное право и купцов. Церковь претендует на главенство в политической жизни. Поэтому Августин и говорит о Теократии – подчинение Государства церкви.

Перелом происходит в эпоху расцвета средних веков с конца 11 в.  и 13 в – эпоха расцвета ср веков. Появляются учения Глоссаторов. 1я школа возникла в конце 11 в в Болоньи. Там был создан университет. ( с 11 века перенос культуры из сельской местности в города. В городах возникли очаги гражданского общества, появляются городские корпорации, цеховые, ремесленные корпорации).  Корпорации студентов, преподавателей отстаивают права в борьбе с королевской властью. Борются за самоуправление. Они получили хартию. Обучение в университете иное, возможен был диспут. Глоссаторы сделали много – стали восстанавливать кодекс Юстиниана, который не сохранился на западе. Труды Аристотеля привези с востока с комментариями (глоссы – это комментарии). Юрико – догматический метод толкования, догматический момент в том, что они пытались объяснить смысл римского закона с позиции букв – что они значат, т.к. многое вышло из употребления, юридический момент - сверить смысл нормы в кодексе с современным пониманием справедливости.

1е глоссаторы были легистами, если возникли противоречия, то они должны были разрешаться королевской властью.

 Постглоссаторы – 13- 14 в. решали вопрос в пользу справедливости, они изучали логику Аристотеля, создавали собственные учения, истолковывали глоссы в соответствии с реальной практикой. Им удалось легатимизировать многие моменты. Благодаря их деятельности купцы получили возможность покупать землю ( которая считалась федеральной собственностью и давалась за военную службу). Они добились того, что гражданские корпорации стали получать хартии вольностей, получать права, которые фиксировались в НА, разрабатывали такие институты как свобода договора. Они способствовали рецепции, возрождению Римского права, подготовили основы для будущей кодификации законодательства и появлению континентальной правовой системы. 1 из известных постглоссаторов – Раймонд Луллий, привнес формально – логический подход, рассматривал закон не только с позиции справедливости, но и непротиворечивости, положения закона должны быть связаны между собой.

С конца 13 века в самостоятельное направление складывается идеология еретиков. Еретические движения возникли в конце 11 в. в эпоху появления городов, в местах скопления городов. Общее для всех еретических движений – борьба против политического гнета, требования демократизации церкви, сделать её более доступной народу, крайние еретики - против Государства, против семьи и собственности – борьба за свободу совести. Свобода понималась как духовная свобода – борьба за выбор религии. Их идеология в основе 1х буржуазных революций. Некоторые из движений добились национализации церкви, церковные книги теперь не только на латыни, но и на чешском.

Все ереси – городские (у них как правило был предводитель, например Ян Гус в Чехии – они делали акцент на разграничении сфер влиянии церкви и государства) и христианско – плебейские (более дикие)

Фома Аквинский. Его учения о праве и государстве1226 – 1276 (прославился классификацией средневековой схоластики.)

Фома Аквинский родился в Аквино в 1225 г. (или в 1227 г.) в семье графа Ландольфа Аквинского. С детства был отдан в бенедиктинский монастырь Монте Кассино на юге Италии. В 11 лет Фома перешел в доминиканский монастырь, где находился до 17 лет. Здесь он принял монашеское пострижение. Фома был молчаливым, тихим и добрым и не обращал внимания на насмешки и обидные прозвища своих товарищей.
В 1245 г. монастырь послал его учиться в Париж. Здесь его учителем был Альбер фон Больштедтский, прозванный Великим за свою эрудицию. Альбер обратил внимание на необыкновенные способности несколько неуклюжего, медлительного монаха-студента и прочил ему, вопреки студентам-насмешникам, огромное ученое будущее. В 1248 г. – 1250 гг. Фома учился в Кельнском университете, куда переехал вслед за своим учителем.
В 1257 г. Фома получил степень доктора и вел занятия в Парижском университете. Затем с 1259 г. в течение десяти лет преподавал богословие на родине – в Ананьи и Риме, одновременно писал философско-богословские сочинения. Практически всю остальную часть жизни провёл в Италии, за исключением 1268—1272 годов, в течение которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелева учения о бессмертии активного интеллекта.

Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.

 

Родился во время, когда церковь поняла необходимость развития научного философского подхода ввиду изменения общественных реалий, «если зло искоренить невозможно, то умный политик его искоренит». Перед людьми стояла серьезная нравственная проблема – шла борьба не только внешняя между церковью и исследователями, а борьба каждого человека. В произведении – отречение Абеляр писал : «если меня обвиняют в том что мои идеи близки к Аристотелю, то я готов отречься, т.к. я не с Аристотелем, а с богом». Борьба внутри человека быть с богом или открыться уму?

В 13 веке нужны были люди, которые бы начали доказывать, что картина мира Аристотеля не противоречит Библейской, и что их можно примерить, Фома Аквинский как раз был из тех, кто мог это сделать

Неотомизм – его учение, или Томизм ( т.е. имя Томас). Попытка примерить научные открытия и религию, т.к. противоречий нет. Как говорил Аквинский -  между верой и разумом противоречий нет. (Тертуллиан – «верю потому что абсурд» , Августин: «верю чтобы понимать»  Фома Аквинский «Знать чтобы верить» ) его политическая теория, связана с этим схоластическим методом – рационально можно обосновывать и право в том числе.

Фома Аквинский хочет создать гибкую теорию – поддержка Г и возможность Ч вмешиваться в политику

Г – полит система, он выделяет в ней составляющие, рассматривает не само Г в его реальном, материальном представлении, а именно понятие Г, где выделяет:

- сущность власти – это порядок. Господство, подчинение, воля вышестоящих движет волей нижестоящих, такой порядок заведен Богом. Это следствие божественного устройства, а значит это есть добро. Поэтому власти надо подчиняться. Он повторяет формулировку оп. Павла – «любая власть от бога, и всякая власть на земле имеющаяся – богом дана». Но использует власть человек, поэтому возможны злоупотребления. Это происходит тогда, когда власть захвачена неправильным путем, т.е. не по наследству, а при помощи интриг, обмана, убийств… и когда правитель правит несправедливо, это даже важнее 1го(!). В этом случае народ имеет право свергнуть тирана, но не народу решать стоит его свергать или нет, это право римской католической церкви.

-Теория закона. Все законы он делит на несколько видов: естественные, человеческие, условные. Но естественный закон – не главный вид закона, т.к. над ним есть еще Вечное право. Вечный закон – принципы божественного разума, он тождественен Богу. До Фомы многие рассуждали так: т.к. божественные(?) принципы – принципы Абсолюта, могут ли они быть поняты человеком? Нет! Многие замыслы бога человек понять не может, поэтому создавать универсальные нормы жизни – это кощунство! Но Фома говорит что Человек – не только божье создание. Августин: «Человек – это душа обремененная трупом», Аквинский: «Человек – это одновременно и труп и душа», т.е. тело и душа в единстве, а значит человеку угодна не только душа, но и тело, значит есть законы, которые идут из вечного разума, и они могут быть осмысленны. Человеческий разум – часть божественного. Естественные законы – та часть вечного закона, которая человеком может быть осмыслена. Это стремление человека к самосохранению, физические требования, моральные требования, нравственные требование естественного закона – искать бога, истину, т.к. разум Человека устремлен к божественному в своей цели. Фома Аквинский пытался доказать бытие бога, он использовал о теорию Аристотеля о тождестве причины и цели. Если есть движение – должна быть причина и цель.

3й вид закона – человеческие. Они имеют всеобщий х-р как и естественное право. они конкретизируют естественно– правовые требования в бытовых отношениях.Все положительные чел законы – право народов(общее что есть в законах всех народов) и право граждан отдельных стран ( все специфическое что есть в законах отдельных народов)

4й вид закона – божественное право, имеет своим источником библию. Оперирует понятиями добра и зла. В библии все четко написано что есть хорошо а что плохо. Только те человеческие законы положительные, которые не противоречат праву естественному и праву божественному.

Строится пирамида законов на иерархии и подчиненности. Несправедливое правление – когда монарх действует против естественного и божественного права. Кто будет определят , акты власти они соответствуют божественному и естественному праву? Что касается естественного права – должно контролировать общество, закон – это общее правило всех поступков и действий людей, а следовательно закон должен создаваться всем обществом или лицами на то уполномоченными. А с позиции божественного права – представители церкви, т.к. языки на которых библия могут понять не все. Монархия для Аквинского – лучшая форма правления. Но все монархии нужно делить абсолютные и политические (сословно- представительная монархия, король – 1й среди равных).Разделяет использование власти и  происхождение власти. Дифференциальный подход: никогда понятие использование власти и происхождение власти не рассматривались отдельно, он отделяет.Связывает естественное право с вечным разумом.

Необходим особый метод чтобы критиковать действующее законодательство – юридико - догматический (школа глоссаторов) предполагающий, что закон надо рассматривать не только с позиции буквы закона но и с морали, справедливости.

Право и Государство (Аквинский)– лучшая форма правления – сословно – представительная монархия, это естественно, смешение права и морали. Делит все монархии на 2 вида – абсолютная и политическая ( сословно – представительная) король – 1й среди равных, правит с помощью сословий, с князьями «Светскими и духовными» указы короля должны подвергаться критике общества. Закон – общее правило, лежит в основе всех человеческих действий, должно устанавливаться всем обществом, представителями, теми, кто оказывается в верховной власти. В результате выдвижения из своего сословия, поэтому эта форма монархии наилучшая, закон признается только тот, которые опубликован. Править несправедливо – несправедливые акты короля те, которые не соответствуют требованиям естественного и божественному праву. С позиции христианской морали вопрос о правомерности актов власти решает церковь. Естественное право было возрождено, хотя и связано с религиозными источниками, в дальнейшем это имело положительный резонанс в эпохе возрождения

Эпоха возрождения и реформации

Началось в Италии в конце 13 в, 14 – нач 16в.

В городах скалывается республиканская форма правления, даже тираны должны были считаться с достижениями республики и создавать видимость свободы. Происходит расцвет культуры, расцвет городов. Демонстративное обращение к античности, модно говорить на классической латыни. В университетах изучали Цицерона и проч. Элита общества складывается не на основе социального происхождения, а на основе уровня образования. Благодаря университетам стало возможным выходцам из низов сделать карьеру даже на королевской службе, или же по церковной линии. Человек свободен благодаря собственным усилиям. ( Мирандолла пишет, что человек сам определяет свое место во вселенной). Однако реальных условий в обществе, чтобы человек определил свое место еще нет. Поэтому эпоха противоречива. Недаром Шекспир обращается в эту эпоху. Темы власти и морали.

 

Политико - правовая теория носит гуманистический характер, признание человека высшей ценностью, свобода волеизъявления, уважение достоинства, необходимо создать такое публичное право, которое бы это все признало. Возникает естественно правовая школа и гуманистическая философия права. Новая школа – естественное право перестает связываться с религиозными источниками, философы пытаются доказать его рациональными методами. Спиноза, Гроций берут на вооружение данный подход. Подражание точным наукам.

Идея субъективного права. Человек носитель прав и свобод.

Новое представление о гражданственности. Человек не просто субъект, участвующий в политической власти. Человек как правило бескорыстно служит своему отечеству (даже и денег не получали за свои должности). Если человек не является представителем власти, он пытался своими делами позиционироваться себя власти, даже художники, скульпторы создавали произведения, прославляющие городские республики.

 

Макиавелли (общественный деятель, учение о Государстве, ввел термин Государство)

Никколо родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, ныне в Италии, в 1469 году, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (1426—1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (1441—1496). Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики.

Макиавелли жил в беспокойную эпоху, когда Римский папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств ― Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527 году. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён армией варваров-германцев.

В 1494 году Флоренция восстановила Флорентийскую Республику и изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. 4 года спустя Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол (в 1498 году). Макиавелли был включён в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору в Риме.

С 1502 до 1503 он был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твердость, а подчас и жестокость.

В 1503—1506 гг. Макиавелли был ответственен за флорентийскую стражу, включая защиту города. Он не доверял наемникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Об умонастроении Макиавелли в последние годы службы свидетельствуют его письма, в частности, Франческо Веттори.

Макиавелли оказался в опале и в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant’Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии.

Из письма Никколо Макиавелли:

«Я встаю с восходом солнца и направляюсь к роще посмотреть на работу дровосеков, вырубающих мой лес, оттуда следую к ручью, а затем к птицеловному току. Я иду с книгой в кармане, либо с Данте и Петраркой, либо с Тибуллом и Овидием. Потом захожу в постоялый двор на большой дороге. Там интересно поговорить с проезжающими, узнать о новостях в чужих краях и на родине, наблюдать, сколь различны вкусы и фантазии людей. Когда наступает обеденный час, я в кругу своей семьи сижу за скромной трапезой. После обеда я возвращаюсь снова на постоялый двор, где обычно уже собрались его хозяин, мясник, мельник и два кирпичника. С ними я провожу остальную часть дня, играя в карты…

С наступлением вечера я возвращаюсь домой и иду в свою рабочую комнату. У двери я сбрасываю крестьянское платье все в грязи и слякоти, облачаюсь в царственную придворную одежду и, переодетый достойным образом, иду к античным дворам людей древности. Там, любезно ими принятый, я насыщаюсь пищей, единственно пригодной мне, и для которой я рожден. Там я не стесняюсь разговаривать с ними и спрашивать о смысле их деяний, и они, по свойственной им человечности, отвечают мне. И на протяжении четырёх часов я не чувствую никакой тоски, забываю все тревоги, не боюсь бедности, меня не пугает смерть, и я весь переношусь к ним.»

В ноябре 1520 г. был призван во Флоренцию и получил должность историографа. Написал «Историю Флоренции» в 1520—1525 гг.

Макиавелли умер в Сан-Кашано, в нескольких километрах от Флоренции, в 1527. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции.

 

1469 – 1527 Дата смерти совпадает с падением Рима. Макиавелли защищал Флоренцию на баррикадах вместе с полицией и погиб.

 

До 1512 – активный гос д-ль, из рода тосканских маркизов, но, как и родители отказался от титула маркиза, став гражданином. 14 лет Был членом совета 10 флорентийской республики, потом республика пала, и Макиавелли был отправлен в ссылку в поместье без права занимать должности. Стал писать труды. Благодаря им был сформирован взгляд на политику в 17, 18 веке. Макиавелли пишет такие труды как «Князь или Государь» . История Флорентийской республики, и учебник о Военном искусстве.

 

Государь – рассуждения о роли, месте правителя 16 – 15 вв. Он не просто дает рекомендации правителю, он пытается выразить некую рациональность политики, близок к понятию политической закономерности. Т.е. Он рассуждает как обычный человек, говоря о том, что судьба, фортуна правит жизнью людей и народов, несмотря на то что случай играет важную роли в жизни. Все на самом деле зависит от энергии и личных качеств человека, случайность в политике можно преодолеть, зависит все от человека. Он делает ставку на сильную личность. Любой полит строй должен стать делом личности. Главное Воля и умение принять правильное решение. По новому он рассматривает политику ( У Аристотеля политика это – наука, у Платон – искусство. Макиавелли больше обращается к платоновскому пониманию, борьба за власть и удержание власти – это политика. Цель борьбы за власть – мир государства. Цели сродни тем, которые имел введу Платон – создать стабильное государство. Макиавелли мечтал о сильном, централизованном государстве. Для достижения этого – политическому деятелю даже можно перешагнуть через свою нравственную природу. Сильная, рациональная воля – главное качество правителя. В античности – власть мудреца, в средние века – духовные, а теперь не мудрость и не духовность, а сильная и рациональная воля ( В Борджиа(злодеи отравители ) он увидел то что не хватало пр-ву – единство принятия решений и умение довести эти решения до конца)

 

Он дает реалистический анализ к республиканской форме правления, пытается выделить плюсы и минусы. Пути избавления от недостатков. Он высоко ценит политическую свободу. Он считает, что республика воспитывает в людях волю к свободе. Он показал, что во многом возможность завоевания государства и удержание власти в нем зависят от формы правления. Что касается деспотического правления – то сложно завоевать государство с деспотическим устройством, т.к. армия из личных рабов султана ( они с детства воспитываются в духе подчинения, преданности аллаху и султану, готовы отдать жизнь) такую армию сложно сломить, она сильна духом, минус в том, что если кому то удастся захватить власть, то удержать её будет легко. Народ привык подчиняться, народ, как пишет он похож на животное, животное будет искать того, кто вновь накинет это ярмо. Что касается республик и сословных монархий – то завоевать их легко – потому что нет единства во власти ( борьба полит группировок, власть не стабильна, единства нет) Плюс в том, что тиран долго не продержится, т.к. надо считаться с правами граждан. Поскольку они имеют тоже свои исторические традиции, жить в свободе и отстаивать свои права.

 

Так же он говорит что республика обладает моральным достоинством, воспитывается главная добродетель гражданина – законопослушание. У немецких Бюргеров законопослушание хорошо развито. В период сбора налогов у них, каждый человек может скинуть налог в деревянный ящик, и нужное к-во денег всегда набирается. Почему они законопослушны? Они 1) сами участвуют в создании тех законов, по которым живут и 2) они терпеть не могут дворян. Он рекомендует завоевателю – если правитель хочет сделать республику – то он должен уничтожить соц базу монархии – дворянство, если монархическим – но наоборот создать дворян, которые были бы обязаны государству своими поместьями.

Каким бы ни был строй, он должна быть делом рук 1 человека. Государственный строй создается сильной личностью. Он приводит пример – что Ромул и Рим создавали Рим, и Ромул даже убил Рима, управление должно быть единолично

Его идеал – республика с сильной центральной властью.

 

Макиавелли формулирует основные принципы республики

1) Принцип законности – хорошие законы

2) Гражданская армия – против кондотты, считая что наемники продажны, и армия такая склонная к мятежам, нужно внутренняя армия.

3) Мирная внешняя политика. Республика не должна стремиться к расширению своей территории. ( Большие территории надо больше охранять. Опять таки к наемникам)

Макиавелли формулирует понятие Государства – это аппарат управления, который должен быть в одних курах, и в который входит центральная администрация, министры.

Функции государства –

1) Военно – полицейская

2) Покровительство ремеслу и торговли.

 

Эти функции связаны с природой людей. Он считает, что природа человека асоциальна. Народ корыстен, знать думает о привилегиях, отсюда государь должен учитывать эту природу в отношении к поданным. В аристократии должен делить людей на 2 категории – 1) которые не хотя признавать государя, не хотят подчиняться, их уничтожать 2) те, кто поддерживает государя – к ним относиться диф-но, те кто из страха – ими пользоваться, те кто от души – тех одарять,

Чтобы удержать власть – методы кнута и пряника. Обиды наносить разом, милости растягивать на большой срок. Государь это такой опекун народа.

 

В целом – Средний путь в политике неприемлем. Когда необходимо правитель должен использовать качества разных животных. В 1е были проведены границы между политикой и моралью. Политика вне моральная сфера ( Аристотель считал обратное) В методологическом плане – 1 из первых вообще не оперирует к религии. Тексты священного писания вне его аргументации, основы историко - сравнительного анализа, приводит примеры из политической жизни разных государств. В 1е право и политика рассматриваются как социальные явления, элемент социологии права, Для современников, Макиавелли был человеком страшным, поскольку нередко приводит в пример Борджиа)). Он 1м выражает соотношение политики и морали в обществе . Он реалист. Он заложил мину замедленного действия – в том плане, что политика стала без морали и этики – это привело и к последующему террору. Для достижения каких либо целей используются неадекватные методы.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!