Внешняя политика Ивана Грозного



1. Задачи и направления в области внешней политики

2. Присоединение Казани (1552) и Астрахани (1556)

3. Отношения с Крымским ханством

4. Ливонская война (1558-1583): причины, ход, итоги

5. Присоединение Западной Сибири (поход Ермака 1581)

6. Отношения с другими государствами

1. Основными задачами внешней политики России в XVI веке являлись:

На Западе: борьба за выход к Балтийскому морю

На Юго-востоке и на Востоке: борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири

На Юге: защита страны от набегов крымского хана

Перед Россией при Иване Грозном стояли 4 задачи:

1. Овладение Волжским торговым путем для развития торговли со странами востока;

2. Создание условий для беспрепятственного продвижения на восток – в Приуралье и на Урал;

3. Обеспечение безопасности на границе с Крымом;

4. Укрепление на берегах Балтийского моря.

2. На Восточном направлении главной была казанская проблема, потому что образовавшееся после распада Золотой Орды Казанское и Астраханское ханство не просто держали в своих руках Волжский торговый путь, но и постоянно угрожали русским землям. Из-за набегов на русские земли в Казани скопились массы русских пленников, которых продавали в турецкое рабство. К тому же, это были районы плодородной земли, о которых давно мечтали русские дворяне. К освобождению от ханской зависимости стремились народы Поволжья – марийцы, мордва и чуваши. В случае победы России над Казанским ханством эти народы готовы были войти в состав России.

Москва попыталась Казань подчинить в 1549 году. Но поход был неудачным. К новому походу готовились серьёзно: в 1551 году при впадении в Волгу реки Свияги была построена деревянная крепость Свияжск, и она стала опорным пунктом русских войск. К тому же, с постройкой Свияжска Казань утратила владения на правом берегу Волги – чуваши, мари и мордва, проживавшие здесь, признали русское подданство.

В 1552 году из Москвы двинулось огромное войско, которое возглавлял сам Грозный. В Казань был отправлен гонец, предлагавший покориться без бою. Но казанцы отказались. По дороге к Казани русские войска разбили крымского хана, пытавшегося напасть на Москву. Наконец, русские войска осадили город. Опытные помощники Ивана Грозного князья Михаил Воротынский, Горбатый-Шуйский, Андрей Курбский и двоюродный брат царя Владимир Андреевич Старицкий умело организовали осаду, в том числе, подкоп. 2 октября 1552 года подкоп был взорван, но казанцы продолжали обороняться, ведя уличные бои. В этот раз Иван IV, взяв Казань, не стал по примеру предшественников садить на казанский престол послушного ставленника, а присоединил ханство, и в пышном титуле московских государей прибавилось «царь казанский». Так было присоединено к русскому государству Среднее Поволжье.

В 1556 году без боя было присоединено Астраханское ханство. Народ воспринимал случившееся как освобождение христианское от варваров. Титул Ивана Грозного пополнился «царем Астраханским и Сибирским», а это царскому титулу придавало историческое обоснование – на Руси ханов Орды называли царями. Таким образом, реформы Избранной рады и успехи во внешней политике обеспечили общественно-политический подъем в стране.

Волга стала русской рекой, но, чтобы уберечь центральные уезды страны, русские рати собирались на берегу Оки и её притоков в ожидании набегов крымцев. Когда избавились от угрозы со стороны Казани, то началось строительство Тульской засечной линии.

3. Крымское ханство оказалось очень беспокойным соседом, и в XVI веке оно стало вассалом Османской империи и превратилось в самого опасного противника русского государства. Крымцы предпринимали набеги на русские границы, захватывали в плен и угоняли в рабство население, нанося огромный ущерб хозяйству. Сам образ жизни крымцев исключал возможность решить проблему, потому что крымские ханы заявляли: «наша земля живет войной». Крымская конница прорывалась к южнорусским городам, уклоняясь от генеральных сражений с русским войском.

Однако, в свою очередь, Иван IV мечтал о завоевании Крыма и даже вел переговоры с Литвой о совместном походе против ханства. Но успеха не добился. Пытался против Крыма поднять Ногайских татар, но начать регулярное наступление на крымский полуостров не смог. Выступить против Крыма в одиночку значило втянуться в большую войну против Турции, а на это у Москвы сил не было. Поэтому Иван IV вынужденно перешел к оборонительной тактике и ограничился оборонительными мероприятиями. Важнейшим элементом стали засечные линии – своеобразные китайские стены на русский манер. Позже засечные линии протянутся на сотни верст, и их смысл заключался в создании непрерывной линии препятствий, которые крымская конница не могла бы ни обойти, ни одолеть. В состав засечной линии входили не только обширные труднопроходимые лесные массивы, крупные крепости, лесные завалы, земляные укрепления, но и выдвигаемые вперед сторожи – наблюдательные пункты из 6-10 человек – и станицы из нескольких десятков человек. Именно сторожи и станицы решали задачу сторожевой службы: замечали наступление врага и спешили в крепость, чтобы сообщить воеводам, а уж те выдвигали русские полки навстречу врагу.

Первая засечная линия – Тульская. Её построили недалеко от Тулы и Рязани. Завершал строительство Тульской засечной линии уже Фёдор Иванович.

4. В конце 50х годов в правительстве возникли разногласия в выборе главного направления внешней политики: часть Избранной рады (в том числе Адашев) считала, что нужно продолжить борьбу с татарскими «царствами», а часть Избранной рады и сам Иван IV обратили внимание на западное направление. Сторонники западного направления его аргументировали острой нуждой в расширении связей с европейскими странами, причем не только торговых, но и политических, культурных. Главным противником на этом направлении был признан Ливонский орден, который к тому времени ослаб, и это обещало легкую победу. В западном направлении было заинтересовано и русское дворянство, мечтавшее получить хорошо освоенные земли Прибалтики. На этом направлении нужно было обеспечить безопасность западных границ России, которые стратегически были расположены неудачно – существовала постоянная угроза со стороны Польши, Литвы, Швеции и Ливонского ордена. Ливонская война вызвана также политическими амбициями Ивана IV и историческим стремлением Москвы вернуть земли, утраченные в период феодальных усобиц и монголо-татарского ига.

Поводом для начала Ливонской войны стал отказ Ливонского ордена платить «Юрьеву дань» и задержка западных специалистов, приглашенных на русскую службу.

Ливонская война началась в январе 1558 года. По началу ситуация на театре военных действий складывалась вполне успешно для России: в течение 1558-61 годов русские войска овладели такими крупнейшими городами как Нарва, Дерпт (Тарту), Феллен, Мариенбург и вышли к границам Восточной Пруссии и Литвы. Таким образом, Ливонский орден был уничтожен, его магистр взят в плен и доставлен в Москву. Однако начиная с 1559 года положение стало меняться. В окружении Ивана IV появились те, кто настаивал на приоритете Южного направления, и под влиянием этой группировки в мае 1559 года Иван Грозный заключил перемирие с Ливонией, а русские войска отправил на Крым, но поход на Крым закончился неудачей.

В августе 1560 года военные действия в Ливонии возобновились, но обстановка к этому моменту резко изменилась: новый магистр Ордена Кетлер отказался помогать разгромленной Ливонии и смог договориться о помощи с польским королем. Он признал вассальную зависимость от Польши и ей отдал всю Ливонию. Себе Кетлер оставил герцогство Курляндское. Дания и Швеция тоже захотел получить ливонское наследство: Швеция забрала северную Эстонию с Ревелем, а Дания – остров Эзель. Таким образом, Ливонский орден окончательно распался, а у России вместо одного слабого противника появилось 3 сильных – объединенные великое княжество Литовское и Польша (в 1569 году подписана Люблинская уния, объединившая Литву и Польшу в одно государство – Речь Посполитую), Швеция и Дания.

Первое время успешное наступление русских войск продолжалось в Ливонии, и к 1560 году вся Ливония была в руках Ивана Грозного, а в 1563 году он заключил перемирие со Швецией, которая воевала с Данией. У России возникла возможность воевать только с одним противником – Речью Посполитой, и 15 февраля 1563 года русские войска взяли Полоцк. Тут Иван Грозный совершает ошибку: в поражениях русских войск под Невелем и Оршей он видит измену воевод, жестоко с ними расправляется, и другие воеводы цепенеют от страха. Ведомый страхом Курбский бежит в Литву. В 1566 году возникла возможность заключить перемирие с перспективой сохранить свои завоевания в Ливонии. Иван собрал земский собор, и его участники решили продолжать войну. В 1568 году война возобновилась и шла с переменным успехом. В этот момент в Швеции произошла смена королей, и новый король Иоанн был настроен по отношению к России резко негативно. Все попытки Ивана Грозного договориться о возобновлении перемирия провалились. Правда, в 1570 году Ивану Грозному удается заключить с Речью Посполитой трехгодичное перемирие, и когда в Речи Посполитой в 1572 году умер король Сигизмунд II, то Речь Посполитая на некоторое время из Ливонской войны вышла. Началась борьба за польский престол, и свою кандидатуру выдвинул Иван IV. Он собирался решить сразу 2 внешнеполитические задачи: вывести Речь Посполитую окончательно из борьбы за ливонское наследство и под эгидой Москвы объединить все восточнославянские народы. В этих планах Иван мог рассчитывать на поддержку австрийского императора, надеявшегося на антиосманский союз с русскими. Однако на польский престол был избран брат французского короля, и в 1574 году он ненадолго прибыл в Польшу. Однако Генрих Анжуйский бежал во Францию, а польский престол в 1579 году занял Стефан Баторий – молдавский правитель, талантливый полководец. Недолго инициатива в Ливонской войне была у Москвы – как только Стефан Баторий закрепился на престоле, он возобновил войну и уже в 1578 году вернул многие ливонские города. Его союзником стала Дания, в 1579 году возобновила военные действия Швеция, и Россия оказалась в тяжелейшем положении. Баторий захватил Полоцк, Великие Луки и в 1581 году осадил Псков. Шведы заняли Нарву. Все попытки Ивана Грозного договориться с противниками провалились, и только 5-месячная оборона Пскова, организованная И.П.Шуйским, спасла Россию от позора. Баторий отступил и в 1582 году Речь Посполитая, которая нуждалась в мире не меньше России, пошла на заключение Ям-Запольского перемирия: Москва отказалась от земель, завоеванных в Литве и Ливонии, а Польша вернула Великие Луки.

Со Швецией было подписано перемирие в 1583 году в Плюссе: Россия потеряла не только Нарву, которой она владела в ходе Ливонской войны, но и часть побережья Финского залива, которая была у России до Ливонской войны.

Причины поражения России в Ливонской войне:

А) война затяжная и российская экономика не смогла выдержать испытания

Б) опричнина подточила военный потенциал страны

В) непродуманная дипломатическая деятельность правительства Ивана IV

Г) противостояние трем серьёзным противникам – Швеции, Дании, Речи Посполитой

Д) пришлось отражать набеги крымского хана (Девлет-Гирей в 1571 году пожег Москву)

5. Завоевание Казанского и Астраханского княжеств обеспечило саму возможность продвижения русских в западную Сибирь, подвластную Сибирскому ханству. В 1555 году правителем западной Сибири стал хан Едигер, и он признал себя вассалом московского царя. Но после походов крымского хана на Москву (1571, 1572) на троне сменился хан, и им стал хан Кучум. Он порвал отношения с Россией и даже попытался захватить западное Приуралье. Но тут его интересы столкнулись со Строгановыми.

В 1558 году богатые сольвычегодские купцы Строгановы получили от Ивана Грозного жалованную грамоту на земли по Каме к югу от Соликамска. Для охраны владений им было разрешено «прибирать охочьих людей», и Строгановы создали собственное войско. На своих землях они селили крестьян-переселенцев, которые занимались соледобычей, рыбной ловлей, пушным промыслом, поиском месторождений железа. Строгановы на границах с Сибирским ханством возводили городки. Они были очень состоятельными и владели деревнями, городом Сольвычегодском, монастырем и целой линией острогов. Иван Грозный всячески поддерживал Строгановых, потому что они пополняли царскую казну пушниной. Царь поддерживал стремление Строгановых продвигаться на восток, и в 1574-75 годах выдал им жалованные грамоты на земли по рекам Тура и Табор, но их ещё нужно было завоевать.

Тем временем, на Волге и Дону скопилось не мало беглых крестьян, бродили вооруженные ватаги с атаманами, которые грабили купеческие суда. Среди них прославился атаман Ермак – то ли казак с Волги, то ли выходец с Урала Василий Тимофеевич Аленин. Строгановы пригласили Ермака к себе на службу. Он пришел с отрядом в 750 казаков. Строгановы дали ему всё необходимое и наказали: «Очистить землю сибирскую и выгнать безбожного султана Кучума».

Предположительно, 1 сентября 1581 года или 1582 года Ермак с войском двинулся за Урал. Сибирское ханство составляли не только татары, но и племена, недовольные притеснениями Кучума и готовые перейти в подданство России. Поход был успешным, местные племена объясачивались (ясак – натуральный налог, который платили нерусские народы; объясачивание означает приведение в подданство русскому царю). Решающее сражение состоялось у столицы Кучума – Кашлыка (на Иртыше). Решающее значение имело огнестрельное оружие, которого у хана не было, и его войско, состоявшее из татар, остяков и вогулов, просто разбежалось. Сам Кучум ушел в степи. Окрестное население признало власть Ермака и объясачилось, но местные князья отношения с Кучумом не порвали. Нередкими были столкновения казаков с населением, и войско Ермака редело. В августе 1585 года Ермак остался ночевать на Иртыше и погиб из-за неосторожности.

Однако не изменилось главное: в западную Сибирь пришли новые отряды русских, и к концу века Сибирь была окончательно покорена. Создавались города-крепости: Тюмень, Тобольск, Сургут, Тара, Пелым, Верхотурье, Обдорск, Нарым. Столицей Сибири стал Тобольск.

С присоединением Казанского, Астраханского и Сибирского ханств русское государство становилось всё более многонациональным, а в результате национальный вопрос приобретал особое значение и тесно переплетался с социальным.

6. На протяжении XVI века российская внешняя политика носила ярко выраженный региональный характер, то есть все попытки установления более тесных политических отношений с отдаленными европейскими и азиатскими странами серьезных результатов не давали. Однако речь не идёт об изоляции, например, с 1553 года начинают развиваться активно русско-английские, прежде всего торговые, отношения. Это связано с посещением Москвы английским мореплавателем Ричардом Ченслером. Он получил от Ивана Грозного грамоту на право свободной торговли с Россией, и в Англии была создана «Московская компания». Прочные торговые связи налаживаются с Германией и итальянскими государствами. Иран, Индия и Османская империя посылают в Москву свои посольства. И всё же, российская дипломатия XVI века стояла ещё на очень низком уровне, и ее интересы ограничивались, в основном, ближайшим окружением России (Дания, Швеция, Литва, Польша), а её представления даже о соседних странах часто носили недостоверный характер. Важнейшие дипломатические сведения обычно запаздывали, а то и вообще терялись. Уровень редких представителей России за рубежом не соответствовал тем обязанностям, которые они пытались выполнять. Посольский приказ был создан в середине XVI века и долго оставался аморфной структурой, перегруженной работой, которая никакого отношения не имела к дипломатической деятельности.

Русская культура в XVI веке

1. Особенности

2. Литература. Общественно-политическая мысль

3. Архитектура

4. Изобразительное искусство

5. Начало книгопечатания. Просвещение. Развитие научных представлений

 

1. Изменения в политической и социально-экономической жизни России в XVI век способствовали формированию в русской культуре тех принципов, которые будут характерны и для последующих веков.

В XVI веке прекратили свое существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это и был результат завершающегося процесса складывания единого государства. Те самобытные черты, которые отличали одну школу от другой, нивелировались, а оригинальные творческие методы и приемы мастеров просто исчезли. Но это не было свидетельством упадка культуры, более того, это демонстрировало её поступательное прогрессивное развитие. Дело в том, что Москва превратилась в общерусский центр культуры, собрала лучших мастеров со всех земель, и их творчество обеспечило мощный толчок развитию культуры во всех её сферах. В основе складывания общерусской культуры лежало формирование великорусской народности, и оно во многом предопределило характер и дальнейшее направление историко-культурного процесса.

Религиозное мировоззрение продолжало оставаться единственным, и именно оно определяло в XVI веке направление духовной жизни общества. Однако в это время уже появились элементы светской культуры. Большое значение для развития русской культуры имели решения Стоглава: он определил каноны для иконописцев, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, но это не привело к снижению уровня их творчества, и более того, это способствовало росту профессионального мастерства.

Формирование централизованного государства и изменения в социальной и политической сферах приводили к столкновению различных мнений и точек зрения, отражавших, в конечном счете, интересы различных групп населения.

На вопросы эпохи мыслители того времени нередко отвечая апеллировали к разуму, то есть их трактовки событий отличались рационализмом, и, таким образом, прорастали первые ещё очень робкие ростки секуляризации культуры (секуляризация – от слова «светский», «мирской»).

2. В литературе появились новые жанры, и изменились уже существовавшие.

В XVI веке усилился официальный характер летописания. Главная цель летописцев теперь состояла в том, чтобы показать преемственность власти московских князей и царей, а те летописи, которые включались во вновь создаваемые летописные своды, подвергались в политических целях определенной обработке. Сознательно искажаются характерные черты летописного жанра, иногда нарушается хронология изложения, а летописи больше не претендуют на описание истории от начала до конца, они уделяют внимание отдельным сюжетам. Например, «Летописец начала царства» описывает только первые годы правления Ивана IV.

Самым официальным историческим произведением XVI века стала составленная по инициативе митрополита Макария «Степенная книга царского родословия». Это систематическое изложение русской истории в виде жизнеописаний великих князей от Владимира Святого до Ивана Грозного. Причем киевские князья рассматривались как наследники римского императора Августа и, соответственно, владимирские и московские князья имели к этой династии непосредственное отношение.

Никоновская летопись – это едва ли не самый большой летописный свод. Она была составлена на основе многочисленных источников с целью показать главную роль московских князей в процессе образования русского государства. Свое название Никоновская летопись получила потому, что в XVII веке принадлежала патриарху Никону. Один из списков Никоновской летописи содержит около XVI тысяч миниатюр (цветных иллюстраций), и за это он получил название Лицевой летописный свод (лицо – изображение). Он состоял из 10 томов и представлял собой своеобразную историческую энциклопедию XVI века.

Разработке официальной теории происхождения великокняжеской власти посвящено «Сказание о князьях владимирских». В его основу положены две легенды, согласно которым московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа, а Владимир Мономах получил свои регалии от византийского императора Константина Мономаха, его деда.

Хронографы – это сборники нравоучительных и занимательных повестей по всемирной истории. Хронограф был составлен в 1442 году сербом Пахомием Логофетом, но в XVI веке этот хронограф переписывался и был очень популярным.

Воинские повести – это светские произведения, в основу которых положены конкретные исторические события и факты, а персонажи – реальные исторические лица. Воинские повести близки к фольклору, но многие из них подверглись переработке в духе церковной идеологии. В это время развиваются исторические повести, и в XVI веке появились повести «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков».

Продолжает развиваться житийная литература, но она несколько политизировалась, то есть церковная проповедь сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви, как главном условии усиления Руси.

В XVI веке появились книги для широкого читателя. Это свидетельствовало об обмирщении русской культуры. Первой книгой для широкого читателя стали «Великие читьи-минеи», которые были составлены под руководством митрополита Макария. Они состояли из 12 томов, в них вошли жития святых, которых расположили по месяцам в соответствии с днем памяти каждого святого, а также множество других «душеполезных» произведений.

«Домострой» представляет собой сборник житейской мудрости и наставлений. Составлен по инициативе Сильвестра. Много внимания в этой книге уделяется отношениям между членами семьи. В «Домострое» много бытовых советов, отсюда и название (домострой – домоводство).

XVI век нередко называют веком публицистики, но в этом есть некоторое преувеличение, потому что жаркие споры были только в первой половине XVI века, а уже при Иване IV все споры пошли на убыль. Своими спорами публицисты формировали ту атмосферу, без которой были бы невозможны реформы Избранной рады. Но вопросы, темы, которые поднимали мыслители того времени, были значительно шире сделанного в 1550е-60е годы. Известными писателями-публицистами того времени были Иван Пересветов и Андрей Курбский. Иван Пересветов – это противник боярства, он отстаивал право дворян продвигаться по службе согласно личным заслугам. Он – сторонник самодержавной власти и ратовал за укрепление сильного централизованного государства («Царю нельзя быть без грозы: как конь под царем без узды, тако царство без грозы»). Таким образом, отдельные мысли Пересветова оказались созвучны опричной политике.

Андрей Курбский – один из участников Избранной рады. Он вступил в полемику с Иваном Грозным, когда бежал в Литву, по вопросам о характере царской власти и об её взаимоотношениях с подданными. Идеал Курбского – сословно-представительная монархия («Царь…должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и всенародных человек»). В ответ Иван IV, исходя из тезиса о божественном происхождении самодержавной власти, делал вывод, что власть монарха не ограничена никакими земными законами и установлениями. Только государь по своей воле судит и наказывает. («А жаловати есьма своих холопей вольны, а и казнити вольны же есьма»). В этой полемике царя и беглого князя столкнулись две политические концепции, сложившиеся в XVI веке и отразившиеся как две тенденции в развитии государственности: реформы Избранной рады и опричнина Ивана IV.

Андрей Курбский кроме писем Ивану Грозному написал «Историю о великом князе московском».

Вольнодумцами XVI века являются Матвей Башкин, Феодосий Косой и Фёдор Карпов. Матвей Башкин из столичного дворянства, и он выступил не только как церковный вольнодумец (отрицал иконы, церковные обряды, даже таинство исповеди), но и социальным (осудил холопство и все своих холопов распустил). Ещё более решительных взглядов был беглый холоп Феодосий Косой, который выступал против официальной церкви и проповедовал равенство людей (его учение назвали «рабьим»). Фёдор Карпов – дипломат, знакомый с богословием и древнегреческой философией, главная его мысль заключалась в том, что общество и государство должны строить отношения на основе твердого соблюдения законов. Он сетовал по поводу падения нравов и утверждал, что правитель должен нести в мир закон и правду. По его мнению, для государства необходима законность, иначе «сильный погнет бессильного».

В XVI веке русская литература развивалась в неблагоприятных для творчества условиях (опричнина, подавление реформационно-гуманистических движений), и в ней, тем не менее, обнаруживаются новые черты, получившие свое развитие в XVII веке.

3. В XVI веке архитектура развивалась достаточно успешно, причем в нескольких направлениях. Она получила мощный импульс, благодаря деятельности итальянских зодчих. Работая рядом с ними, русские мастера обрели необходимый опыт, и это им позволило создать уникальные сооружения. Поиск новых архитектурных форм привел к возникновению шатрового стиля. Историки не пришли к единому мнению о том, откуда в русскую архитектуру пришел шатер. Некоторые утверждают, что это – влияние западноевропейской архитектуры, прежде всего итальянской, а другие указывают на связь шатра с древнерусской северной архитектурой. Шатёр ярко выразил национальное своеобразие русского зодчества и открыл новый простор для творчества русских зодчих, которые отступили от привычного крестово-купольного типа храмов. Шатровый стиль отличается уникальностью конструкции, сложностью технического воплощения (отсутствие опорных столбов, шатровое перекрытие) и необыкновенным художественным эффектом.

Примерами шатровых построек служат Церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 году по случаю рождения Ивана IV, и Покровский собор на рву, получивший в конце XVI века название Храм Василия Блаженного после захоронения под его стенами известного в Москве юродивого Василия Блаженного. Считается, что Покровский собор был построен в 1555-60 годах русскими архитекторами Бармой и Постником в связи со взятием Казани. Композиция собора уникальна: в центре располагается самая высокая шатровая церковь Покрова, а вокруг нее в строгом порядке восемь церквей – 4 большого размера по сторонам света и 4 маленькие по диагонали, причем все церкви стоят на одном основании и соединены между собой переходами как внутренними, так и внешними. Внутренняя отделка собора очень скромна (побелка стен, покраска под кирпич, орнамент), а внешней отделкой сначала была покраска под кирпич и побелка. И только центральный шатер был облицован цветной майоликой. Только в XVII веке храм Василия Блаженного расписали снаружи разноцветными красками.

Шатровые храмы строились не только в Москве, но и в других городах. Например, в Коломне, Ярославле, Новгороде и других.

В XVI веке широкое распространение получили наряду с шатровыми храмами большие по размерам пятиглавые крестово-купольные храмы, возведенные по образцу кремлевского Успенского собора. Его Стоглав объявил каноном в архитектуре. Но эти храмы настолько соответствовали мироощущению людей той эпохи, что множество подобных храмов появилось в большом числе городов. Наиболее известный Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Ещё одним направлением в архитектуре XVI века стало строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов, которые являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому.

В это время велось широкое строительство каменных кремлей. В 1530-е годы прилежащая с востока к московскому кремлю часть посада была обнесены кирпичной стеной, которую назвали Китайгородской (Китай-город). Стены Китай-города защищали торг на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI века русский архитектор Фёдор Конь возвел белокаменные стены длиной в 9 км по линии современного Бульварного кольца, а затем в Москве по линии современного Садового кольца построили 15-кмтровую, но деревянную крепость (скородом). Стены Белого города просуществовали до конца XVIII века, а затем по приказу Екатерины Второй их снесли и на их месте разбили бульварное кольцо.

Каменные крепости построили в Поволжье (Нижний Новгород, Казань, Астрахань), в южных городах (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленск), а также на северо-западе (Псков, Новгород, Изборск) и даже на далеком севере (Соловецкие острова).

Таким образом, фортификационное зодчество достигло высокого уровня развития, соединив новейшие достижения инженерной, строительной и военной мысли.

Архитектура должна была продемонстрировать возросшую мощь российского государства, и она с этой задачей справилась.

4. Центром иконописи становится Москва, куда собрали мастеров из разных мест. Ведущее значение в иконописи XVI века сохраняют традиционные сюжеты, цвета, символы, но существенно изменился главный принцип – духовное содержание. На иконах отныне допускалось изображение царей, князей, святителей, народов и так далее, то есть то, что в прежнее время не соответствовало канону. Появились сложные символические изображения и многофигурные иконы.

В самом начале XVI века украшал Успенский собор в Москве Дионисий, творчество которого близко работам Рублева. Его самое знаменитое произведение – фрески Ферапонтова монастыря. На иконах Дионисия появились новые черты, в частности декоративные элементы.

Манера письма становится более сухой, усиливается символизм образов, растет техническое мастерство, но все эти изменения не произошли разом, а накапливались в течение века.

Продолжает развиваться фресковая роспись. До нас дошли фрески XVI века – фрески из Благовещенского собора московского кремля, выполненные артелью художников во главе с Феодосием.

В это время получили распространение светские росписи, например, золотая Царицына палата кремлевского дворца была расписана в середине века по сюжетам «Сказания о князьях владимирских».

Значительное количество работ русских иконописцев было выполнено в жанре книжной миниатюры. Книжная миниатюра получила широкое распространение, и к числу её уникальных памятников относятся Лицевое евангелие 1507 года, иллюстрированное «Житие Бориса и Глеба» и Лицевой свод (16 тысяч миниатюр).

В это время продолжает развиваться деревянная скульптура. Интересным примером является Царское место в Успенском соборе, где деревянный позолоченный рельеф рассказывает легенду о шапке Мономаха.

В прикладном искусстве были достигнуты большие успехи. В конце XV- начале XVI века в Москве на основе великокняжеской сокровищницы была создана Оружейная палата, где хранились ювелирные украшения, символы царской власти, драгоценное оружие и т.д. Каждый из этих объектов были изготовлены царскими ювелирами, оружейниками, кузнецами и другими мастерами.

5. XVI век примечателен выдающимся событием – началом русского книгопечатания. В 1564 году Иван Фёдоров вместе с Петром Мстиславицем напечатал первую русскую датированную книгу «Апостол», но до неё уже существовало 7 книг без точной даты издания. Типографские работы велись сначала в кремле, а потом на Никольской улице для типографии построили специальное здание. Не всегда находили понимание первопечатники, их обвиняли в колдовстве, и в конце концов Фёдоров и Мстиславец ушли в Речь Посполитую, но продолжили свое дело и в 1574 году выпустили во Львове первый русский букварь – азбуку.

За весь 16 век типографским способом было издано всего 20 книг. Так что ведущее место и в 16, и в 17 веках занимала рукописная книга.

Уже Стоглав обсуждал вопрос о развитии просвещения и принял решение увеличить число школ при церквях и монастырях. Среди бояр, богатых купцов было принято приглашать частных учителей к своим детям. В XVI веке появились первые «азбуковники» - краткие словари, которые содержали элементарные сведенья о грамматике, арифметике, истории и географии. Но уже тогда писались специальные учебники, например, по грамматике – труды Максима Грека.

XVI век – это время, когда заметно вырос уровень технических знаний. В строительном деле велись сложные математические расчеты, в соледобыче  использовали поршневой насос и ещё в XV веке научились делать часы с системой зубчатых колес. Русские мастера лили медные и бронзовые пушки, самая знаменитая – Царь-пушка – создана Андреем Чоховым в 1586 году. Она до сих пор является крупнейшим по калибру артиллерийским орудием в мире (89 сантиметров), вес 40 тонн. С 1590 года стали делать пушки на лафетах, а это увеличило их подвижность.

Появились книги, посвященные отдельным областям знаний, например, «Травники», «Книга сошному письму» (о приемах измерения земельных площадей, о подсчете налога с земли разного качества), вернувшиеся казачьи атаманы из Монголии и Китая Петров и Млычев описали увиденное в «Сказке и росписи». В это время были составлены рукописные карты северного пути в Европу вокруг Скандинавии, а также отдельных районов Белого, Баренцева (Студеного) и Карского морей.

 

 

Смутное время

1. Предпосылки и причины

2. Избрание Бориса Годунова на царство и период его деятельности (1598-1605)

3. Авантюра Лжедмитрия I (Григория Отрепьева) и его царствование (1605-06)

4. Правление Василия Шуйского (1606-10):

А) Внутренняя политика

Б) Движение под руководством Болотникова

В) Борьба против «Тушинского вора»

Г) Борьба против открытой интервенции Польши и Швеции

5. «Семибоярщина» (1610-1612)

6. Первое ополчение (П.Ляпунов, Заруцкий, Трубецкой)

7. Второе ополчение (Минин, Пожарский) и освобождение Москвы от поляков (4 ноября 1612 года)

8. Земский собор 1613 года и избрание Михаила Романова на царство (февраль 1613 года)

9. Завершение Смуты

10. Последствия Смуты

 

1. Смута – это глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала XVII века и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьба за национальную независимость и национальное выживание. Такое название началу XVII века дали современники, и они, в первую очередь, имели ввиду «смущение умов», то есть резкое изменение моральных, поведенческих стереотипов, которое сопровождалось беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией, то есть всё то, что поставило Россию на грань национальной катастрофы.

Фактически события начала XVII века представляли собой гражданскую войну. В ней одна часть общества, пестрая по своему социальному составу (служилые «по отечеству» и «прибору» южных и юго-западных районов, посадские, казаки, беглые холопы, крестьяне и даже представители аристократии), выступила против другой, не менее пестрой в социальном отношении, но населявшей центральные и северные уезды. При этом какой-то непроходимой грани между ними не существовало, поэтому нередко шел обмен «кадрами». Была и другая часть населения – в первую очередь, крестьянство, которое выступало в качестве пассивной массы и страдало от действия как той, так и другой группировки.

Ученые причины и характер Смуты объясняли по-разному. Так Карамзин обратил внимание на политический кризис, вызванный пресечением династии, а Соловьев основное содержание Смуты увидел в борьбе государственного начала с анархией, которую, в первую очередь, представляло казачество. Более комплексный подход был присущ Платонову: он определил Смуту как сложное переплетение действий и устремлений разных политических сил, социальных групп, личных интересов. В советской литературе понятие Смута долго не употреблялось, а события начала XVII века характеризовались как «первая крестьянская война».

Важнейшей предпосылкой Смуты стал хозяйственный кризис XVI века, вызванный Ливонской войной и опричниной. Этот кризис получил название «поруха 1570х-80х годов»: запустели Москва и северо-западные районы страны, часть населения разбежалась, другая погибла, более половина, а местами и 90% пашни не обрабатывалось. Бедствовали не только крестьяне, но и феодалы-землевладельцы. В стране начался голод, крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, а помещики не могли выполнять свои обязанности перед государством. В этих условиях многие «боевые холопы» оказались не удел, и они, не имея опыта производительного труда, создавали шайки, которые терроризировали мирное население, а со временем превратились в угрозу власти (например, отряд Хлопко Косолапа 1603). Многие из них стали вожаками Смуты.

Предпосылкой Смуты явилось и дальнейшее закрепощение русского крестьянства: в 1581 году введены «заповедные лета», а в 1597 году впервые издан указ о пятилетнем сыске беглых («урочные лета»); в 1607 году Шуйский срок беглых установил в 15 лет. Таким образом, русские крестьяне попали в наиболее полную форму зависимости от феодалов. А это привело к резкому обострению социальных противоречий в стране и создало базу для массовых народных выступлений.

Однако закрепощение обострило отношения между различными группировками служилого населения: дворяне с удовлетворением воспринимали меры государства по удержанию крестьян в поместьях. Зато бояре к этим мерам относились неодобрительно, так что внутри класса феодалов полного единства не было.

Служилые «по прибору» пытались улучшить свое материальное положение и поднять свой социальный статус до уровня служилых «по отечеству». Особенно ярко о себе заявило во время Смуты казачество. Численность казачества возросла, и оно было недовольно политикой центральных властей (им запретили появляться в порубежных городах и вести там торговлю).

Большое значение имело пресечение династии Рюриковичей. Это вызвало политический кризис, и началась борьба различных боярских кланов за власть. Но это вызвало и духовный кризис общества: власть царя воспринималась как идущая от Бога, а отсутствие «природного» царя осознавалось как страшная угроза всему русскому народу и стране. Отсюда – появление самозванцев, за которыми шел народ, потому что видел в них спасителей.

Кроме внутренних причин Смуты огромное влияние на развитие обстановки в обществе оказали внешние факторы: соседи попытались воспользоваться «нестроением» русской земли и вмешивались в её внутренние дела, выступая как интервенты.

2. 6 января 1598 года Фёдор Иоаннович умер, и началась острая политическая борьба за опустевший престол, причем Годунов столкнулся со своими недавними союзниками, а именно Романовыми. Ещё в 1586 году брат Анастасии Никита Романович Юрьев умер, и Романовых возглавил его сын – Федор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила Романова). Но у Годунова были преимущества перед своими соперниками:

- он контролировал деятельность администрации, и в его руках были внешнеполитические нити

- он осуществлял служебные назначения, пожалования, и многие из придворных ему были обязаны

- опирался на поддержку патриарха Иова.

Всё это и предопределило победу фактического правителя страны: в 1598 году Земский собор избрал Бориса Годунова царём.

Борис Годунов – человек опытный, обладавший государственным умом, но он не мог преодолеть своего прошлого, когда интригами и политическими комбинациями он поднялся до трона. Он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, имел прекрасную библиотеку, обладал звучным голосом и даром красноречия, приветлив в обращении и при этом имел величественные манеры. Он с отвращением относился «к богомерзкому винопитию». Годунов отказался от политики устрашения своих подданных и массовых казней. Но со своими врагами не церемонился, и, как писал русский историк Соловьев, «очень скоро обнаружил «недостаток нравственного величия» ». Борис так и остался венчанным царедворцем.

Печать выборности сильно стесняла нового государя, то есть многие его шаги были предопределены необходимостью упрочить свое положение. Так в 1600 году он расправился с Романовыми: глава Романовых – Фёдор Никитич – был насильно подстрижен под новым именем Филарета и отправлен в один из северных монастырей. Трое его младших братьев вскоре умерли в ссылке. Но опала Романовых, носившая отчасти превентивный характер, успокоения не принесла.

Курс Бориса-царя был продолжением курса Бориса-правителя, но складывался он в крайне неблагоприятных условиях – росла социальная и политическая напряженность. Ситуацию усугубил страшный неурожай 1601-1603 годов. Попытки Годунова смягчить бедствия вызывали лишь озлобление низов, видевших, как на народном бедствии наживаются светские и духовные феодалы. Царь Борис частично разрешил крестьянский переход: в 1601 и в 1602 годах появились указы, разрешавшие крестьянам покидать помещиков, но восстановленный выход не затрагивал крупных землевладельцев. Так Годунов пытался не допустить разорения основной массы служилых людей, но эта мера радикальным образом ситуацию не изменила, а вызвала озлобление помещиков, боявшихся остаться без рабочих рук.

Толпы голодных людей сбивались в шайки, многие уходили на юг, пополняя казацкие общины. Большие неприятности правительству приносил отряд Хлопка, действовавший недалеко от Москвы. С одной стороны, это было уголовное по своей направленности движение, но с другой стороны, оно отразило социальное недовольство низов. Против Хлопка Годунов направил большое войско во главе с воеводой Иваном Басмановым. В ожесточенном сражении под Москвой осенью 1603 года отряд Хлопко был разгромлен, раненый Хлопко был взят в плен и казнен, но в бою погиб и царский воевода. Очень многие повстанцы не были пленены и бежали либо в нижнее Поволжье, либо на юго-запад – в Северскую землю.

Смутное лихолетие в правлении Бориса Годунова осложнилось появлением самозванца. В Москве поползли слухи, что убитый в Угличе царевич Дмитрий на самом деле жив, и он готов занять отцовский престол, чтобы облегчить жизнь народу, а народ бедствие терпит, потому что принял не «природного» царя. В основе этих слухов было объявление беглого монаха Григория Отрепьева себя чудом спасшимся царевичем.

Григорий Отрепьев – молодой, небогатый Галичский дворянин. Служил у Романовых, а когда Романовы попали под опалу, то он принял монашеский постриг. Он попал даже в окружение Иова, но это только потешило его честолюбие, и он решил бежать в Речь Посполитую. Там нашел поддержку крупных магнатов Вишневецких и самого короля, Сигизмунда III, который неофициально ему пообещал поддержку для «возвращения московского трона». Чтобы окончательно склонить поляков на свою сторону и получить поддержку римского папы, самозванец тайно принял католичество.

Борис Годунов не сумел противостоять самозванцу и допустил ряд ошибок:

- поздно объявил указ, разоблачающий те силы, которые стоят за самозванцем

- не организовал на границе такую систему, которая помешала бы появлению самозванца в России

- не возглавил сам поход против самозванца.

Борис Годунов умер 13 апреля 1605 года, а через сутки состоялась церемония присяги новому царю – 16-летнему Фёдору Борисовичу Годунову. Фёдор Годунов не представлял для самозванца серьёзного препятствия.

3. Григорий Отрепьев, по мнению Ключевского, лишь «испечен в польской печке, а заквашен в Москве», то есть к самозванству он был подготовлен усилиями московских бояр, и в первую очередь, Романовых. Он получил поддержку польского короля Сигизмунда III, который решил использовать самозванца для ослабления Бориса Годунова и вмешательства во внутренние дела России. Сигизмунд III заручился обещанием, что в случае успеха самозванца к Речи Посполитой отойдут Смоленск и Северская земля.

В Сандомире, где Лжедмитрий I увлекся дочерью местного воеводы Юрия Мнишек Мариной, самозванец готовился к походу. Он был щедр на обещания и невесте обещал Новгородскую волость. Тем не менее, отряд, который удалось собрать самозванцу, не был большим (около 4 тысяч). Он состоял из поляк-наемников, русских дворян-эмигрантов, а позже присоединились донские и запорожские казаки.

В октябре 1604 года Лжедмитрий перешел русскую границу около Чернигова и оказался на юго-западной окраине, где бурлила служилая мелкота, казачество, где собрались беглые крестьяне и холопы. По началу Лжедмитрию сопутствовал успех: города один за другим добровольно сдавались «царевичу» - Моравск, Чернигов, Путивль, Рыльск, Кромы. Отряд самозванца увеличился многократно, но в январе 1605 года под Добрыничами (близ Севска) самозванец потерпел поражение и даже хотел бежать, но ему помешали русские сторонники. Успеху самозванца способствовала смерть Бориса Годунова: известие о ней пришло в царские полки, и в мае 1605 года они перешли на сторону самозванца.

Царь Федор Борисович, его мать по требованию самозванца были арестованы и тайно убиты, а патриарх Иов, лично знавший Григория Отрепьева, был сослан в отдаленный монастырь. 20 июня 1605 года Лжедмитрий триумфально вступил в Москву. Этой победой были поражены сами современники («яко комар льва порази»). Но успех самозванца объясним: при остром недовольстве всех слоев населения победил не он, а мечта законного, доброго царя. С его именем были связаны самые сокровенные надежды, которые при всем желании самозванец оправдать не мог.

Новый царь оказался деятельным правителем, но он легко нарушал православные традиции и демонстрировал приверженность польским обычаям. Это настраивало против него. Но совсем не поведение предопределило короткий век его царствования. Против него очень скоро был составлен заговор, возглавляемый Василием Ивановичем Шуйским. И хотя заговор был раскрыт, самозванец проявил милосердие и помиловал приговоренного к смерти Шуйского. Самозванец не спешил выполнять обещания, данные полякам, понимая, что это вызовет возмущение русских, а потому Лжедмитрий лишился поддержки внешний сил. Духовенство настораживали элементы западничества во взглядах Лжедмитрия, и оно всерьез опасалось насаждения католичества. Служилые люди не получили ожидаемого: с одной стороны, территорию, которая его поддержала (юго-запад) он освободил на 10 лет от налогов, но с другой стороны, это тяжелым бременем легло на население центра страны. Кроме того, он объявил о подготовке к походу на Крым, и многие служилые этим были недовольны. Лжедмитрий был вынужден вывести казачьи отряды из Москвы, потому что они жили за счет грабежей и стремились получить положение привилегированного служилого сословия. Но таким образом самозванец лишился поддержки казачества. Он не улучшил положения низов, потому что продолжил крепостническую политику (восстановил 5-летний срок сыска) и замучил тяжелыми поборами. Он оттолкнул от себя боярство стремлением все вопросы решать самостоятельно, даже без участия Боярской думы.

Всё это и предопределило легкость совершенного в мае 1606 года переворота. Поводом к нему послужила свадьба Лжедмитрий I с Мариной Мнишек и поведение сопровождающих её поляков. Бояре стимулировали народное недовольство, натравив на царя и ближнее окружение москвичей. В результате боярского заговора около тысячи поляков было перебито, сам Лжедмитрий убит, убит Петр Басманов – его верный помощник, а царем на импровизированном Земском соборе «выкрикнули» возглавлявшего боярский заговор Василия Шуйского.

4. а) 19 мая 1606 года сторонники Василия Шуйского созвали импровизированный Земский собор. Шуйский не очень заботился о том, чтобы была представлена «вся земля», его заботила поддержка Боярской думы. Чтобы её привлечь, он дал «крестоцеловальную запись», которая ограничивала произвол царской власти: Шуйский обещал не налагать ни на кого опал, не казнить без суда и не отнимать имущество у родственников осужденных, не слушать «ложных доводов». Таким образом, аристократия получила ограждение себя от самодержавного произвола. Ряд историков в крестоцеловальных записях Шуйского увидели шаг к ограничению царской власти. Однако, в силу сложившихся обстоятельств, а также лицемерия и ничтожности самого Шуйского, это осталось только исторической альтернативой.

Шуйский не пользовался ни авторитетом, ни народной любовью, потому что главное качество его характера – лицемерие, а любимые способы борьбы – интрига и ложь. Его слову нельзя было верить, и он это доказал отношением к самозванцу: в 1591 году, возглавляя правительственную комиссию в Угличе, сделал заявление угодное тогдашнему царю об якобы нечаянной смерти царевича. При самозванце Лжедмитрии I свое мнение менял: то заявлял, что царевич остался жив, то разоблачал самозванство Гришки Отрепьева и возглавил против него заговор. А теперь, когда имя царя Дмитрия снова стало знаменем оппозиции (Болотников считался воеводой снова чудом воскресшего царя Дмитрия), Шуйский устроил церемонию перезахоронения мощей царевича и причисление его к лику святых. В Углич за гробом царевича был отправлен митрополит Филарет (Фёдор Никитич Романов), возвращенный из ссылки ещё Лжедмитрием I. Филарет надеялся стать патриархом, но Шуйский испугался его такого независимого, властолюбивого, и патриархом стал казанский митрополит Гермоген – человек фанатичный, твердой веры. А Шуйский в лице Филарета приобрел недовольного.

Шуйский вызвал недовольство населения сбором налогов, восстановлением урочных лет и их увеличением до 16 лет. Таким образом, Шуйский не сумел обеспечить политическую стабильность.

Б) Иван Исаевич Болотников был боевым холопом князя Телятевского. От него бежал к донским казакам и там был захвачен в плен крымскими татарами, продан в рабство в качестве гребца на турецкую галеру. Был освобожден и оказался в Венеции, а оттуда через Германию явился в Речь Посполитую. Там в Самборе в замке Мнишеков он встретился с Михаилом Молчановым, который внешне был похож на Григория Отрепьева и выдал себя вновь спасшегося царя Дмитрия. Молчанов выдал Болотникову грамоту, скрепленную государственной печатью, в которой Болотников назначался «воеводой царя». В качестве воеводы царя Дмитрия Болотников прибыл в Путивль. В Путивле он обнаружил массу недовольных Василием Шуйским, в том числе воеводу - князя Шаховского. Войско Болотникова быстро увеличивалось, а его опорой стала Комарицкая волость, где скопилось много казаков. Летом 1606 года Болотников из Кром двинулся на Москву. В состав его мощного войска вошли казаки, крестьяне, жители городов и отряды дворян во главе с Ляпуновым, Сумбуловым, Пашковым. В Чернигове воеводой был князь Телятевский, он тоже скомпрометировал себя службой Лжедмитрию I и сейчас подчинился «царскому воеводе», то есть своему бывшему военному холопу.

Болотников оказался блестящим полководцем, и правительственные войска были разбиты под Ельцом, и он овладел Калугой, Тулой, Серпуховом. В октябре 1606 года Болотников осадил Москву, и его армия расположилась у села Коломенского. В это время на стороне Болотникова было более 70 городов. 2 месяца длилась осада Москвы, а в декабре 1606 года у Коломенского состоялась решающая битва, и в самый ответственный момент дворянские отряды перешли на сторону Василия Шуйского, и армия Болотникова была разгромлена. Болотников сначала отступил к Калуге, а потом отошел к Туле – крепости более надежной. С Терека по Волге пришла армия «царевича Петра» (так себя назвал холоп Илья Горчаков – Илейко Муромец, объявивший, что он сын Фёдора Иоанновича). Болотников возглавлял оборону Тулы 3 месяца, но к Туле царские войска привел сам Василий Шуйский и действовал решительно. По его приказу река Упа, на которой стоит Тула, была перегорожена, и крепость затопило. Шуйский обещал сохранить жизнь восставшим, но когда они открыли ворота Тулы, были взяты под стражу и позже многие казнены (Болотников был ослеплен, отправлен в город Каргополь и там позже утоплен в проруби, а Илейко Муромец казнен в Москве, как «вор»).

Главная причина поражения Болотникова – это чрезвычайная пестрота социального состава движения. Практически социальный состав не отличался от тех сил, которые поддерживали Лжедмитрия I: дворяне, прежде всего юго-запада страны, посадские, холопы, казаки, крестьяне и при этом, участие крестьян стало более заметным. Зато у Болотникова меньше аристократов, увеличилась роль казаков, и они представляли собой главную военную силу движения.

Восстание Болотникова продолжило гражданскую войну в России. В нем проявился противоречивый характер: лозунг «бей бояр, бери их земли, чины, имущество и жён» по сути означал не свержение существующих порядков, а только замену одних обладателей власти и имущества другими. Неслучайно Болотников щедро раздавал своим сторонникам вотчины приближенных Шуйского. Большое число крестьян в войске Болотникова позволило советским историкам его движение назвать крестьянской войной, но крестьяне, принявшие участие в движении под предводительством Болотникова, уже потеряли связь с землей и надеялись изменить не только свой имущественный, но и социальный статус – стать служилыми дворянами или казаками.

В) Подавление восстания Болотникова не означало, что прекратилась Смута, потому что основные противоречия не были разрешены.

В то время, как Василий Шуйский осаждал Болотникова в Туле, летом 1607 года на Брянщине в городе Стародуб объявился новый самозванец. Неизвестно, кто был на самом деле этот человек. Предположительно, он из церковной среды. Стал Лжедмитрием II, благодаря польским шляхтичам гетманам Лесовскому, Ружицкому, Сапеге, которые, будучи противниками короля, объединились с казачьим атаманом Заруцким и выдвинули нового самозванца.

Лжедмитрий II сначала двинулся к Туле, чтобы соединиться с болотниковцами, но соединения не произошло, потому что Тула была уже взята, и тогда в январе 1608 года Лжедмитрий II предпринял поход на Москву. Летом 1608 года он подошел к столице, но взять её не смог и остановился в 17 км от кремля в местечке Тушино, отсюда и его прозвание «тушинский вор». Вскоре в Тушино перебралась и Марина Мнишек, «узнавшая» в новом самозванце своего спасшегося мужа. Лжедмитрий пообещал ей деньги и доходы с 14 русских городов после воцарения в Москве. Полякам самозванец обещал распространение католицизма в России.

Вокруг самозванца объединились чрезвычайно разнообразные силы, то есть примерно такой же состав, как у Лжедмитрия I и Болотникова, но особенностью сил Лжедмитрия II было ведущее положение польских отрядов. Поляки другой цели, как грабеж населения, не ставили. Отряд тушинцев осадил Троице-Сергиев монастырь, и в его обороне значительную роль сыграла помощь окрестного населения.

По сути, в стране установилось своеобразное двоевластие: 2 года - 2 столицы (Москва и Тушино), 2 государя (цари Василий Иванович и Дмитрий Иванович), 2 патриарха (в Москве – Гермоген, а в Тушино – Филарет), функционировали 2 системы приказов и 2 думы, причем в Тушинской – не менее знатные. Это было время «перелетов» - бояре и дворяне ради наград, сохранения нажитого переходили из одного лагеря в другой. «Перелеты» свидетельствовали о крайнем нравственном оскудении.

Шуйский нуждался в помощи, и в феврале 1609 года он пошел на соглашение со Швецией. Шведско-русские войска возглавил племянник Василия Шуйского – князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Он действовал умело, и в походе из Новгорода к Москве он освободил от тушинцев и поляков большие территории, снял осаду Троице-Сергиева монастыря и триумфатором вошел в Москву, где и был отравлен по приказу Василия Шуйского, ревниво следившего за популярностью племянника.

Однако обращение Шуйского к шведам послужило поводом польскому королю Сигизмунду III для перехода от скрытой к открытой интервенции. Сигизмунд III воспользовался тем, что фактически русской армии не существовало, и в сентябре 1609 года польские войска осадили Смоленск. Это ускорило раскол тушинского лагеря, потому что по приказу короля поляки покинули самозванца и отправились в смоленский лагерь Сигизмунда. Тушинский вор, потеряв поддержку поляков, бежал в Калугу и там в декабре 1610 года был убит своим телохранителем. Таким образом, если Лжедмитрий I 11 месяцев провел в кремле, то Лжедмитрий II 21 месяц только безуспешно осаждал Москву. Но именно действия тушинцев вызвали перелом в настроении народа: грабежи, бесчинства тушинцев и прежде всего, поляков, вызвали возмущение народа, и повсеместно стали создаваться народные ополчения. Ополченцы выбили поляков из Костромы и Галича и пресекли попытки захватить Ярославль.

Г) правительство Василия Шуйского, получив помощь шведов, столкнулось с новой бедой: осадой поляками Смоленска. Смоленск оборонялся более 20 месяцев, руководил обороной Шеин. Шуйский отправил часть войск на помощь к осажденному Смоленску, но навстречу русским войскам шли поляки, возглавляемые гетманом Жолкевским, которого Сигизмунд III отправил к Москве. У деревни Клушино состоялось сражение в июне 1610 года, в котором поляки нанесли сокрушительное поражение царским войскам. Это окончательно подорвало престиж Шуйского и привело к его свержению. Правительство возглавил Мстиславский, и оно получило название «семибоярщина». Никаких сколько-нибудь реальных сил за семибоярщиной не было.

После победы под Клушино для польских войск был открыт путь в Москве. Бедственным положением России воспользовались шведы, часть наемников ушла на север, и в 1611 году шведские отряды захватили Новгород и всё русское побережье Финского залива. Шведы силой добивались признания шведского принца русским царем. В это время в Пскове объявился новый «царь Дмитрий».

5. 17 июля 1610 года бояре и дворяне во главе с Захарием Ляпуновым – братом Прокопия – свергли Шуйского с престола, и насильно он был пострижен в монахи. Заговорщики в своем обращении к народу пообещали выбрать государя «всею землею», но до выборов царя власть перешла к правительству из 7 бояр во главе с Федором Мстиславским. В августе 1610 года Семибоярщина, несмотря на протесты патриарха Гермогена, заключила договор о призвании на русский престол сына Сигизмунда III – королевича Владислава. Москва присягнула Владиславу 27 августа 1610 года, и семибоярщина впустила войска поляков в кремль. Эти действия семибоярщины можно оценить как прямое предательство национальных интересов. Перед страной встала угроза потери независимости. Поляки, оказавшись в кремле, вели себя как завоеватели, королевич не появлялся, а от его имени правил наместник Александр Гонсевский. Он опирался на узкий круг предателей из числа русских (боярина Салтыкова, купца Андронова). Тем временем, осада Смоленска продолжалась, и, чтобы урегулировать все вопросы, в королевский лагерь под Смоленск было направлено Великое посольство. По настоянию поляков, в его состав были включены князь В.В. Голицын, бывший тушинский патриарх Филарет, а с ними и 2 брата Шуйских. Переговоры зашли в тупик: Сигизмунд III отказался снимать осаду Смоленска и отпустить сына в Москву, заявив, что он сам станет царем России. Стороны оказались в неравном положении и, когда король убедился, что русские послы проявляют неуступчивость, приказал их арестовать (Филарет вернется в Россию по условиям Деулинского перемирия, а братья Шуйские в плену умрут).

6. К осени 1611 года в стране сложилась критическая обстановка. В июне 1611 года поляками был взят Смоленск, в Новгороде хозяйничали шведы, и они осадили Псков. В этих условиях ускорилось формирование первого ополчения. Отряды первого ополчения складывались ещё в феврале 1611 года. Это было очень разнообразное по своему составу войско. В Рязанской земле отряд возглавлял Прокопий Ляпунов, к нему присоединились отряды служилых татар, казаков, отряды Шуйского, и первое ополчение направилось к Москве. Однако попытка взять Москву провалилась, потому что поляки подожгли Москву, и в упорных уличных боях были отбиты попытки ополченцев взять Москву.

После неудачи первое ополчение расположилось под Москвой. Оно создало высший временный орган власти – Совет всей земли, но он действовал нерешительно, скованный внутренними разногласиями: казаки не ладили с дворянами. Ляпунов захотел навести порядок силой, но 22 июля 1611 года был вызван на казачий круг и убит. Смерть Ляпунова привела к распаду первого ополчения, дворяне покинули подмосковный лагерь, но казаки под руководством Заруцкого и Трубецкого продолжили осаду. Но сил у них было недостаточно, чтобы справиться с польским гарнизоном.

7. Большую роль сыграла в это трагическое время церковь и церковные деятели, прежде всего патриарх Гермоген и настоятель Троице-Сергиева монастыря Дионисий. Патриарх направлял обращения, в которых призывал противостоять полякам, а Дионисий, ссылаясь на нарушение польской стороной договоренности, прежде всего о православии государя, освободил подданных от присяги Владиславу и призвал к сопротивлению. Именно церковь дала национально-освободительному движению идею – защита православия и восстановление православного царства. Церковь смогла объединить все патриотические силы страны. Поляки расправились с Гермогеном и в 1612 году его уморили голодом.

Сила, которая подхватила призывы церкви – это земщина. В провинциальных городах началось движение за организацию второго ополчения. Центром освободительного движения стал Нижний Новгород. Осенью 1611 года торговый человек Кузьма Анкудинович Минин обратился к жителям города с призывом помочь всеми силами и средствами освобождению России от захватчиков. Он сам показал пример, пожертвовав немалые деньги, и его примеру последовали многие купцы и состоятельные люди. А те, которые не хотели тратиться, облагались «пятой деньгой». Кузьма Минин понимал, что силами только нижегородцев врагов не одолеть, и рассылал грамоты с призывом к совместной борьбе. В Нижний Новгород стали подходить отряды ополченцев из других земель. Встал вопрос о командующем. Выбор пал на князя Дмитрия Михайловича Пожарского, участника первого ополчения, раненого при попытке захватить кремль. Пожарский возглавил ополчение, и вместе с Мининым они создали Совет всей земли, куда вошли представители различных слоев населения.

Второе ополчение не сразу пошло к Москве. Второе ополчение поднялось вверх по Волге и более 4 месяцев простояло в Ярославле, завершая организацию правительства, основных приказов, чтобы, во-первых, опираясь на менее разоренные северные города, собрать побольше сил, а, во-вторых, договориться с вольными казаками, чтобы не повторить ошибок первого ополчения.

В подмосковных таборах первого ополчения произошел раскол: Иван Заруцкий поссорился с Трубецким и ушел в Коломну, где находилась Марина Мнишек с сыном Иваном. Остальная часть первого ополчения присягнула Лжедмитрию III (псковскому самозванцу Сидорке), но идея самозванства уже была так скомпрометирована, что она плохо объединяла остатки первого ополчения.

Тем временем в Ярославле стало известно, что на помощь осажденным в кремле полякам идет отряд гетмана Ходкевича. Чтобы опередить Ходкевича, второе ополчение в августе 1612 года пришло под Москву. Здесь Пожарскому удалось договориться с Трубецким, и они совместно отбили отряд Ходкевича, после чего окружили кремль и Китай-город, где засели поляки. Сигизмунд III в это время столкнулся с большими трудностями, и главная из них – его не поддерживала шляхта в стремлении занять московский престол. И Сигизмунд III отступил. Осажденные голодали, и 22 октября 1612 года ополченцы взяли Китай-город, также 22 октября (по новому стилю 4 ноября) взяли кремль. Главный итог деятельности второго ополчения – освобождение Москвы и подготовка Земского собора 1613 года, который избрал нового царя.

8. Земский собор 1613 года собирался из числа выборных из всех городов и из всякого чина людей. Этот собор – самый представительный и многочисленный, на нем оказались выборные от дворянства, посада, белого духовенства, черносошного крестьянства, но большую роль в деятельности собора играли казаки. На соборе возникли острые споры, и около 2 месяцев обсуждался главный вопрос: кто же будет новым царем? Решили сразу отклонить кандидатуры иностранцев (королевича Владислава, сына шведского короля Карла-Филиппа), отклонили кандидатуру сына Марины Мнишек, прозванного «ворёнком». После жарких споров выбор остановили на Михаиле Федоровиче Романове, и 21 февраля 16-летний Романов был избран царем. Выбор обусловлен следующими факторами:

- родственные связи с предшествующей династией (он – внучатый племянник первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны), что соответствовало народным представлениям о «природном» царе

- род Романовых не был связан с опричниной, и тем не менее, их связь с тушинским вором позволяла надеяться, что не будет репрессий всем, кто активно участвовал в Смуте

- для аристократии Романовы были «свои», как почтенный старомосковский боярский род

- надежды аристократов на слабого государя («нам будет поваден»).

Венчание на царство Михаила Федоровича состоялось летом 1613 года. Этому событию предшествовал подвиг Ивана Сусанина, который помешал полякам отыскать уже избранного на царство Михаила Романова и завел их в леса.

9. Избрание Михаила Романова царем формально завершало Смуту, но перед новым правительством встали чрезвычайно сложные задачи преодоления розни и восстановления государства, государственного порядка. Сам Михаил Федорович для этой роли подходил мало, но ему были готовы активно помогать. Большую опасность представляли отряды Заруцкого, и наконец в 1614 году уже близ Астрахани Заруцкий, Марина Мнишек с сыном были схвачены, Заруцкий и «воренок» казнены, а Марина Мнишек угасла в тюрьме. Другая важнейшая проблема – это освобождение страны от интервентов, которые не спешили признать власть Романова и стремились к расчленению русского государства. В 1615 году шведы осадили Псков, но потерпели неудачу. Однако Столбовский мир со Швецией был подписан только в 1617 году: побережье Финского залива и Корела отошли во владение Швеции (Ям, Копорье, Орешек, Ивангород), а Новгород и новгородская земля вернулись в состав России.

Мира с Речью Посполитой было добиться ещё сложнее, потому что Владислав, считая себя законным московским царем, был готов побороться за престол. В 1618 году он отправился завоевывать свой «законный престол». 1 октября поляки подошли к Москве и попытались овладеть Белым городом. Их приступ был отбит с большим трудом, но и силы Владислава исчерпаны, поэтому в декабре 1618 года близ Троицкого монастыря было заключено Деулинское перемирие на чрезвычайно тяжелых для России условиях: к Польше отошли Смоленск, Новгород-Северская и Черниговская земли, а Владислав от своих прав на российский престол не отказался, что осложняло положение новой династии (отказался от претензий на русский престол только в 1634 году – по итогам Смоленской войны).

Таким образом, закончилась Смута.

10. Россия из Смуты вышла крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным, погибло до трети населения, и преодоление хозяйственной разрухи оказалось возможным лишь на путях укрепления крепостничества.

Резко ухудшилось международное положение страны. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб её военный потенциал, и долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи.

В стране усилились антизападнические настроения, а это привело к усугублению культурной и в итоге цивилизационной замкнутости.

Таким образом, главные последствия Смуты в том, что народ сумел отстоять независимость, но плата чрезвычайно высока, и создались все условия для возрождения самодержавия и развития крепостного права. Однако историки делают вывод, что других условий, других путей спасения и сохранения российской цивилизации в тех экстремальных условиях, наверное, и не существовало.

 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 546; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!