Правление Владимира Первого Святого (Красное солнышко) (980 – 1015 гг.)



1. Внутренняя политика

2. Внешняя политика

3. Принятие христианства и становление христианской церкви на Руси

 

1. Владимир – фигура противоречивая. В своих поступках он далёк от того идеализированного образа, который был создан в древнерусской литературе. Его воспитывал воевода Добрыня. Он был убеждённым и жестоким язычником, летописцы характеризуют его как нравственно распущенного человека, который любил выпить, был женолюбцем, трусливым и непорядочным. Но вместе с тем, он решался на действия крупного государственного масштаба. Его деятельность была направлена, в первую очередь, на решение внутренних проблем государства.

Восстановил единство русских земель. Во время усобицы от русской земли отложились племена радимичей и вятичей. 3 года понадобилось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племен и вернуть их в Русь.

Продолжил укрепление системы управления страной. Как и отец, он отправил своих сыновей (12) наместниками в русские земли. Так Ярослав (будущий Мудрый) был отправлен в Новгород. Бориса – в Ростов, Глеба – в Муром, у древлян – Святослав, во Владимире на Волыни – Всеволод, в Тмутаракани – Мстислав. Святополка (будущего Окаянного), приемного сына, Владимир держал при себе, т.к. не доверял ему и не дал в управление никакой земли. Из приближённых племенных князей в города он назначил посадников, которые могли вершить суд и собирать дань. Русь делилась на волости, которые состояли из княжеских уделов (собственные земли князей) и боярских вотчин.

Укрепление границ государства. Владимир Первый, стремясь оградить южные границы Руси от печенегов, предпринял попытку строительства крепостей на левом берегу Днепра. Здесь появились 4 линии обороны. Крепости располагались в 15-20 км друг от друга, находились у бродов на берегах рек, чтобы препятствовать переправам печенегов. В глубине этих 4х линий князь построил крепость Белгород, который стал местом сбора всех русских сил. Владимир ввёл систему предупреждения об опасности – световое оповещение. В крепостях постоянно находились воины со всей Руси. Были также построены засечные линии.

Создание общерусского войска. Владимир Первый, опираясь на варяжскую дружину, сумел захватить власть, но управлять государством с помощью варягов он не мог. Варяги требовали всё больше дани и жалования, поэтому Владимир начинает создание собственного сильного войска. Он привлекал в войско простолюдинов, сильных людей – богатырей. Таких, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка. В воинах ценилась сила, смекалка, а не знатность. Князь уделял большое внимание воспитанию дружинников. Он советовался с ними, устраивал для них пиры, т.е. создавал для себя опору в обществе. Но ему мешали варяги. Тогда он договорился с византийским императором, чтобы тот задержал варягов, которых Владимир отправил в Византию за данью.

2. Владимир Первый вёл активную внешнюю политику. Он вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии, но, встретив мощное сопротивление, заключил с болгарами мир. Важным направлением стало Западное. Главным противником здесь была Польша. Её возглавлял князь, основатель этого государства, Мешко Мешкович Первый из династии Пястов. Польша и Русь не поделили пограничные земли в Закарпатье – так называемая «червенская Русь». Борьба пошла за города Червень и Перемышль. В 981 году Владимир присоединил эти земли и основал здесь город Владимир-Волынский. Западное направление стало весьма удачным для Руси.

В 983 году Владимир предпринял поход на север против балтского племени ятвягов. Он завоевал его и подчинил все восточнославянские племена и финно-угорское население Прибалтики.

Южное направление: главное здесь – борьба с печенегами. Русь начала испытывать сильный натиск кочевников именно в конце 10 века. Печенеги перерезали дорогу по Днепру, и это затрудняло торговлю с Византией. Они доходили до Киева. В 992 году войска Владимира и печенегов встретились на реке Трубеж. Началось стояние, но оба войска решили начать бой со схватки богатырей. От русского войска выступил Никита Кожемяка, которого предложил отец – дружинник Владимира. Поединок закончился победой русского богатыря и, соответственно, победой Владимира. На этом месте Владимир основал город Переяславль. Назвал он его так в честь того, что «переял» - перенял славу у печенегов. В 996 году печенеги предприняли поход на Киев. Около городка Василёв состоялось сражение (только дружина без ополчения). Владимир потерпел поражение. Он в одиночку бежал с поля боя, укрылся под мостом, и в это время им был дан обед, что на этом месте будет построена церковь, если князь спасётся. Именно тогда Владимир принял решение укрепить границы Руси и меньше воевать. Он решал проблемы дипломатическим путём.

3. Первая религиозная реформа Владимира проведена в 980 году. С объединением славян под началом Киева потребовалась единая идеология, т.е. государственная религия. По распоряжению Владимира, в Киеве установили идолы 6 божеств - «и повелел он поставить кумиры на холму вне двора теремного». Это был пантеон (союз) языческих богов во главе с Перуном. Здесь состоялась церемония жертвоприношения. Владимир считал, что, объединив богов, он объединит и все племена. Но эта попытка потерпела крах. Каждое племя по-прежнему поклонялось своему богу. А иностранные державы по-прежнему воспринимали языческую Русь как варварскую страну.

Предпосылки принятия христианства:

  1. Интересы развивающегося государства требовали отказа от многобожия. Один бог – один князь – единое государство.
  2. Почти весь европейский мир перешёл к христианству, что осложняло международное положение Руси.
  3. Христианство могло помочь в развитии культуры.
  4. Христианство требовало гуманного отношения к человеку и укрепляло семью.
  5. Христианство могло объяснить углубление социального неравенства людей, появление богатых и бедных. Оно способствовало снятию социального напряжения.

Выбор веры

Летопись рассказывает о выборе веры Владимиром Первым. В результате посещения русскими послами разных государств, бесед с проповедниками мусульманства из Волжской Булгарии, иудейства из Хазарии и православия из Византии, по словам летописца Владимир выбрал христианство. Наиболее убедительными были аргументы в пользу византийской церкви, т.к. она поразила своей красотой храмов, обрядов, строгостью нравов. Фактическая причина принятия этой веры – это существующие прочные связи Руси с Византией. Легенда рассказывает о распространении христианства к северу от Чёрного моря апостолом Андреем Первозванным, одним из учеников Иисуса Христа. Согласно «Повести временных лет», Андрей поднялся до среднего Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет матерью городов русских. Он побывал и в Новгороде, где его в изумление привела русская баня.

Для обращения Руси в христианство Владимир Первый выбрал самый подходящий момент: Византийская Империя переживала внутриполитический кризис. В ней начались мятежи, она потерпела поражение от болгаров. Владимир пообещал военное содействие в обмен на то, что Русь будет крещена без ущемления её независимости. Кроме того, он потребовал в жёны сестру византийского императора – принцессу Анну. Греки приняли все условия. Но после подавления мятежа Анна не захотела ехать на Русь. В ответ на это в 988 году Владимир осадил город Херсонес (Корсунь) – византийские владения в Крыму, захватил его хитростью (предателем оказался священнослужитель Анастас, именно его впоследствии по настоянию Владимира поставили во главе русской церкви). Владимир пригрозил, что если Анна не прибудет в Корсунь, то он направит войско на Константинополь. Но он пошёл и на уступку: он принял здесь крещение, подчеркнув свою независимость от Византии. В крещении он принял имя Василий. Анна приехала в Киев, но привезла с собой священников, кроме того – много книг, тем самым способствовала развитию христианской культуры. Возвратившись в Киев, Владимир приказал «опрокинуть идолы, а статуи Перуна привязать к конским хвостам и волочь к «ручью» (Днепру)». Язычники плакали, видя свержение кумиров, но на следующий день всем киевлянам было приказано придти на реку Днепр и принять крещение. «Кто не придёт завтра на реку, будет мне враг». Это происходило в 990 году.

В Киеве крещение прошло мирно. Из Царьграда прибыл киевский митрополит Михаил, который начал действовать осторожно. Проехав по всей Руси, он не стал разрушать капища, но приказывал везде строить христианские храмы. В 996 году в Киеве было окончено строительство главного храма Руси – каменного собора Пресвятой Богородицы. На его содержание Владимир пожаловал 1/10 часть княжеских доходов. С тех пор эта церковь стала называться Десятинной. После Михаила митрополитом стал Леон – заносчивый и вспыльчивый. Он не стал терпеть язычества. В Новгород была отправлена дружина. Новгородцы подняли восстание, которое было подавлено, поэтому говорили: «Добрыня крестил Новгород мечом, а Путята – огнём». Христианство устанавливалось на Руси трудно. Митрополиты не смогли полностью изжить язычество. Так сложилась уникальная ситуация, когда в обществе уживается новая и старая религии. Это называется двоеверие.

Последствия и значение крещения Руси:

  1. Крещение способствовало консолидации русского общества
  2. Оно привело к смягчению нравов и распространению христианской морали (христианство повлияло на самого Владимира: он стал более терпим, милостив к людям. Известны его частые раздачи денег бедным)
  3. Крещение способствовало развитию культуры
  4. Появилась славянская письменность – кириллица и глаголица (Кирилл и Мефодий – первые славянские апостолы)
  5. Появились монастыри, которые стали центрами летописания и образования
  6. Русская церковь стала надёжной опорой государства во всех важнейших делах
  7. Крещение повысило международный статус Руси и укрепило власть князя

 

Характеристика русской православной церкви

Уже в конце 10 века появилась стройная система организации религиозной жизни. Она была создана по образцу византийской, во главе которой стоял патриарх. Русская церковь формально подчинялась Византии. Во главе русской церкви стоял митрополит киевский и всея Руси, который назначался из Константинополя (до 1589). Вся страна была разделена на епархии – церковные округа во главе с епископами, а в Новгороде был архиепископ (владыко), т.к. эта земля была очень велика. Здесь он выполнял роль казначея. Во главе крупных храмов стояли священники – попы. Князья поддерживали церковь. Был установлен налог в её пользу – церковная десятина. Постепенно князья стали предоставлять церкви земли и крестьян, живущих на них. Так система господства одних людей над другими стала проникать в церковную среду. Значительную роль в жизни общества стали играть монастыри. Первым монастырём стал Киево-Печёрский, основанный в первой половине 11 века монахом Илларионом. Затем сюда пришли Антоний из Любеча, монах Феодосий. Все трое объявлены церковью святыми. Ярослав Мудрый предложил Иллариону занять пост митрополита. Это был первый русский митрополит, назначенный киевским князем. Илларион в благодарность написал произведение «Слово о законе и благодати», где прославлял Ярослава Мудрого и Киевскую Русь.

Главу монастыря называли игуменом (игуменья – в женском монастыре). В монастырях жили монахи, которых называли иноки. Они отказывались от мирской жизни, давали обет безбрачия, отказывались от имущества. В монахи обращение происходило путём пострижения. Монах не имел права вернуться в мирскую жизнь. Если это происходило, его называли расстрига. Общество относилось к нему пренебрежительно. Каждый монастырь имел свой устав, определяющий порядок жизни. Монахи жили в кельях, трапезничали вместе, трудились сообща. Имуществом монастыря заведовал келарь. Постепенно сложилось русское духовенство – служители бога. Оно делилось на белое и чёрное. Белое духовенство жило среди мирян, имело право жениться, иметь дом, имущество. Чёрное духовенство – это монашество. Церковь выполняла обязанности по отношению к обществу: обучение грамоте, нравственное воспитание, обрядовая деятельность, впоследствии церковь вела запись актов рождения и венчания, смерти. Таким образом, церковь в древнерусском государстве стала важнейшей составляющей в обществе.

 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!