В СЕДМИЧНЫЙ ДЕНЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ЛЕКЦИЯ 25  

И 4 ЗАУПОКОЙНЫЕ СУББОТЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

Эти заупокойные субботы - гласовые. Сложность службы заключается в том, что в ней есть комбинация 4-х книг: Октоих, Триодь, Минея и на каноне еще служба храма.

Содержание заупокойной службы начинается с вечерни. Пяток вечера всегда служится утром и переходит в Литургию Преждеосвященных Даров:

На «Господи, воззвах» стихир на 10: самогласен Триоди дважды

4 мученична Октоиха (4-я, 5-я и 6-я стихиры с «Господи, воззвах» и 1-я стихира со стиховны)

4 стихиры Минеи

СЛАВА: если есть - Минеи, если нет, то мертвен Октоиха со стиховны.

И НЫНЕ: Догматик гласа.

И обычное последование Преждеосвященных.

 

Если в храме суббота делится на утро и вечер, то вечером служится малое повечерие, утреня и 1-й час, а утром - 3-й и 6-й часы и Литургия Иоанна Златоуста.

Но на приходах очень неохотно служат чин малого повечерия, поэтому гораздо чаще можно встретить такую вариацию, что в субботу утром служат утреню, 1-й, 3-й и 6-й часы и Литургию Иоанна Златоуста.

В Часослове малое повечерие дается очень непонятно, постоянно даются отсылки, да еще и один псалом дан не тот. Чин малого повечерия не отражает тематики служения. В нем нет ничего, что относилось бы к содержанию службы.

 

 

НА УТРЕНИ

На утрени субботы отменяются постовые распевы.

Двупсалмие.

Шестопсалмие.

Великая ектения заупокойным распевом (часто на ней читают записки) и важно на автомате после «Тебе, Господи» не петь «Господи, помилуй».

Вместо «Бог Господь» - «Аллилуия» на 2-й глас с заупокойными стихами (предваряет тропари 2-го гласа).

«Апостоли, мученицы...» 2 раза!!! Это утреня!

СЛАВА: «Помяни, Господи...»

И НЫНЕ: «Мати Святая...»

 

16-я кафизма с опевами хора. По традиции сокращается.

 

17-я кафизма на две статии с опевами хора.

На 1-й статии припев «Благословен еси, Господи».

На 2-й статии припев «Спасе, спаси мя».

Между статиями малая заупокойная ектения.

 

Тропари по Непорочны (по 17-й кафизме) «Святых лик...»

Малая ектения заупокойным распевом.

Седален «Покой, Спасе наш...» СЛАВА И НЫНЕ: «От Девы возсиявый миру...»

 

50-й псалом.

КАНОН

Канон субботы - штука уникальная и серьезная.

Канон заупокойной субботы сложен тем, что структура канона до середины одна, а после середины другая.

Всего в организации канона участвуют три книги: канон храма (обители), канон Минеи и канон Триоди.

Канон Триоди представлен только 4-мя песнями: 6-й, 7-й, 8-й и 9-й и называется четверопеснцем (в каждой из песен по два канона).

С 1-й по 5-ю песнь участвуют каноны храма и Минеи. Их очередность зависит от того, какой статус у канона храма:

1. если храм Владычнего чина (господский или Богородичный), то сначала идет канон храма, а потом канон Минеи;

2. если храм в честь святого, то сначала идет канон минеи, а потом канон храма.

С 6-й песни оставляется канон храма (любого чина) и остаются Минея и Триодь.

 

В храме Владычнего чина:

  ирмос тропари тропари ирмос
1 Храма Храма на 4: Минеи на 4: -
3 Храма Храма на 4: Минеи на 4: Минеи

Малая ектения,

кондак и икос рядового святого

4 Храма Храма на 4: Минеи на 4: -
5 Храма Храма на 4: Минеи на 4: -
6 Минеи Минеи на 4: Триоди на 8: Триоди

Малая ектения,

кондак «Со святыми...» и икос «Сам един еси...»

7 Минеи Минеи на 4: Триоди на 8: Триоди
8 Минеи Минеи на 4: Триоди на 8: Триоди
9 Минеи Минеи на 4: Триоди на 8: Триоди

 

В храме святого:

  ирмос тропари тропари ирмос
1 Минеи Минеи на 4: Храма на 4: -
3 Минеи Минеи на 4: Храма на 4: Храма

Малая ектения,

кондак и икос рядового святого

4 Минеи Минеи на 4: Храма на 4: -
5 Минеи Минеи на 4: Храма на 4: -
6 Минеи Минеи на 4: Триоди на 8: Триоди

Малая ектения,

кондак «Со святыми...» и икос «Сам един еси...»

7 Минеи Минеи на 4: Триоди на 8: Триоди
8 Минеи Минеи на 4: Триоди на 8: Триоди
9 Минеи Минеи на 4: Триоди на 8: Триоди

 

Есть традиция вместе с постовыми распевами упразднять и библейские стихи.

По Уставу библейские стихи положены (как и во все Великопостные дни).

С 1-й по 5-ю песнь канона в каждой песни тропарей всего 8: 4 тропаря храма и 4 тропаря Минеи. Стихов поскору нет. Здесь стихов всего 8. Каждая песнь начинается с ирмоса.

(В патриархийной публикации «Службы 1-й седмицы...» дается неверное толкование Устава: «...до 6-й песни оставляется стихословие библейских песней и поются обычные припевы (?)». Типикон же говорит о том, что до 6-й песни нет стихословия библейских песен поскору, т. е. до ирмоса каждой песни.)

 

С 6-й по 9-ю песнь канона оставляется канон храма, а канон Минеи соединяется с четверопеснцем Триоди.

6-я песнь начинается с ирмоса потому что в ней стихов всего 12 и больше нет. Если бы их было больше, то мы бы их тоже читали поскору, как и 7-ю с 8-й песнью.

7-я и 8-я песни начинаются не с ирмосов, а со стихословия библейских стихов.

Самые длинные стихи поскору, которые встречаются во 2-й и 7-й песнях, с благословения настоятеля, до ирмоса могут читаться монолитом. Это легче, чем петь.

В каждой песни четверопеснца Триоди после последнего Богородична есть по два «довеска» с припевами «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Души их во благих водворятся».

 

По 3-й песни - малая ектения обычная, кондак и икос рядового святого (Минеи).

По 6-й песни - малая ектения заупокойная, кондак «Со святыми...» и икос «Сам един еси...»

По 8-й песни - «Честнейшую...» обычным распевом.

По 9-й песни - «Достойно есть...» Самое удобное и бесконфликтное - перевести напев ирмоса в «Достойно есть...» Это избавляет от пауз и передачи тона (и батюшка не успеет вставить малую ектению).

Малая ектения.

Ексапостиларий Триоди.

Хвалитные псалмы.

Хвалитные стихиры Октоиха на 4: наряду, но по традиции чаще сокращают.

Читаемое славословие.

Просительная ектения.

Стиховные стихиры Октоиха наряду.

«Благо есть...»

«Апостоли, мученицы...» 1 раз, СЛАВА: «Помяни, Господи...» И НЫНЕ: «Мати Святая...»

Сугубая ектения.

Малый отпуст.

1-й час.

Полный отпуст.

 

НА ЧАСАХ тропари «Апостоли, мученицы...» СЛАВА: «Помяни, Господи...», кондак «Со святыми...»

 

НА ЛИТУРГИИ Блаженны Октоиха, на 6.

По Входе тропари: «Апостоли, мученицы...», «Помяни, Господи...»

СЛАВА: кондак «Со святыми...»

И НЫНЕ: Богородичен, глас 8: «Тебе и стену...»

Прокимены: «Веселитеся о Господе...» и «Души их во благих...»

Причастны: «Радуйтеся праведнии...» и «Блажени, яже избрал...»

Нужно оговорить с настоятелем, будет ли сокращаться все, кроме заупокойной тематики.

После Литургии по традиции служится панихида.

 

 

ПРАЗДНИЧНАЯ СЛУЖБА

В СЕДМИЧНЫЙ ДЕНЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

Таким праздником может оказаться:

1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи

40 Севастийских мучеников

«Державная» икона Божией Матери

храмовый праздник.

О том, как служить такой праздник, Устав нас отсылает в праздник Предтечи.

Если праздник попадает на понедельник 1-й седмицы поста, то праздник переносится на день раньше, на Неделю Сырную.

Если праздник попадает на вторник, среду, четверг или пятницу 1-й седмицы поста, то праздник переносится либо на Неделю Сырную, либо на субботу 1-й седмицы поста (Типикон, 24 февраля, Маркова глава).

 

С понедельника по пятницу 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмицы поста ради праздника может быть выслужена Литургия Преждеосвященных Даров.

 

Первое упоминание о празднике - на вечерне, которая служится накануне. Эта вечерня уже праздничная.

Накануне праздника вечером служится праздничная утреня с 1-м часом, к которой добавляется Великое повечерие.

 

Утром накануне: праздничная вечерня.

Вечером накануне: Великое повечерие, полиелейная утреня, 1-й час (некий тип Всенощного бдения).

Утром в сам день праздника: 3-й, 6-й и 9-й часы, Изобразительны и вечерня, переходящая в Литургию Преждеосвященных Даров.

 

ВЕЧЕРНЯ НАКАНУНЕ

Если вечерня не переходит в Литургию Преждеосвященных Даров:

На «Господи, воззвах» стихир на 8: 3 Триоди + 5 Минеи. СЛАВА: Минеи и И НЫНЕ: тоже. Если это вечерня вторника или четверга, то И НЫНЕ: Крестобогородичен по гласу Славы.

Стиховна будет из Триоди.

Если вечерня переходит в Литургию Преждеосвященных Даров:

На «Господи, воззвах» стихир на 10: 6 Триоди + 4 Минеи. СЛАВА: Минеи и И НЫНЕ: тоже.

 

Окончание Великого повечерия зависит от того, будет ли лития или нет.

I без литии (только полиелей):

по 90-м псалме - «С нами Бог...»

по 1-м Трисвятом - тропарь праздника, СЛАВА И НЫНЕ: Богородичен воскресный по гласу Славы.;

по 2-м Трисвятом - «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...»

по 3-м Трисвятом - кондак праздника.

Заканчивается Великое повечерие как обычно, с ектенеей. После Великого повечерия сразу служится утреня.

Стоит оговорить с настоятелем о поклонах на «Пресвятая Владычице Богородице...» потому, что Устав об этом ничего не говорит и они должны быть, но ради праздника их могут вообще сократить, либо, если, их оставляют, чтец читает их поскору без поклонов.

II с литией: (Великое повечерие - по красному, Всенощное бдение)

по 90-м псалме - «С нами Бог...»

по 1-м Трисвятом - тропарь праздника;

по 2-м Трисвятом - кондак праздника.

по читаемом славословии - лития (она «обрывает Великое повечерие, не доходя до Трисвятого) и окончание праздничной вечерни по обычаю. На окончании вечерни все постовые напевы упраздняются.

 

Постовой напев - понятие не Уставное, а традиционное.

Ради праздника могут совсем отменить постовые напевы. Но Литургию Преждеосвященных Даров без постовых напевов представить невозможно.

Существует не примитивный способ решения этой проблемы. Служба постоянно курсирует между Постной Триодью и праздничной Минеей. Хорошо бы все, что предваряет Триодь (например, ектения) петь постовым напевом, а все, что предваряет зону вхождения в Минею, петь обычным напевом. Таким образом, служба волнообразно переходит из содержания праздника в постовое содержание.

Так, если Великое повечерие заканчивается полностью, то ектению в конце петь постовым напевом. Если повечерие переходит в литию, то все петь празднично.

 

НА УТРЕНИ

Шестопсалмие.

Великая ектения (обычным напевом).

«Бог Господь...»

Тропарь праздника дважды, СЛАВА И НЫНЕ: Богородичен воскресен по гласу Славы.

 

3 кафизмы:

По 1-м и 2-м стихословии седальны Триоди (те, что в самой Триоди даны как седальны по 2-м и 3-м стихословии).

Ектений нет, опевы постовые.

По 3-м стихословии - малая ектения (обычным напевом) и седален Минеи. Опевы обычные.

 

Полиелей.

От «Хвалите Имя Господне...» и до канона - все по красному, все празднично, из Минеи.

 

КАНОН

Праздника со ирмосом на 8:

Трипеснец Триоди сохраняется. В песнях с трипеснцем канон праздника со ирмосом на 6: и Триоди на 8:

Ради праздника по традиции отменяют библейские стихи (если служат по Уставу, то стихи поются не постовые, а праздничные).

Катавасия «Отверзу уста моя...» по каждой песни.

В песнях, где есть Триодь, катавасия Триоди.

По 3-й песни седален Минеи.

По 6-й песни кондак и икос праздника.

«Честнейшую...» - по красному.

По 9-й песни - малая ектения обычная.

Светилен праздника из Минеи.

Хвалитные стихи до на 4:

Хвалитные стихиры Минеи.

Читаемое славословие (со слов чтеца «Слава Тебе, показавшему нам свет»). Славословие читается даже на Благовещение.

Просительная ектения постовым напевом, т. к. предваряет стихиры Триоди, ради которых и читалось славословие.

Стиховные стихиры Триоди.

«Благо есть...» 1 раз.

Трисвятое. «Отче наш...»

Хор: «Аминь» и тропарь праздника, СЛАВА И НЫНЕ: Богородичен.

Сугубая ектения обычным распевом.

Молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами без отпуста.

 

НА 1-М ЧАСЕ кафизма есть.

«Стопы моя направи...» читается.

Тропарь и кондак праздника.

(Если Маркова глава умалчивает, читать ли вместо тропаря часа тропарь праздника, то нужно оговорить это с настоятелем. Если читается тропарь часа, то читается так: тропарь + 1-й стих + 2-й стих. Поклонов на нем нет.)

Молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами и сразу полный отпуст, начиная с «Христе, Свете истинный...»

 

На всех остальных часах все также.

На 6-м часе остается вставка из Триоди.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ

«Во Царствии...» читается и без припевов «Помяни нас, Господи...»

«Помяни нас, Господи (Владыко и Святый), егда приидеши...» - читается.

Кондак читается только праздника??? На Предтечу в Типиконе дано так: кондак храма Христова, Слава: кондак Предтечи, И Ныне: кондак либо кондак храма Богородицы, либо «Предстательство христиан...»

Окончание Изобразительных обычное, с «Достойно есть...» на два возгласа.

 

ВЕЧЕРНЯ, ПЕРЕХОДЯЩАЯ В ЛПД

103 псалом.

Великая ектения.

18 кафизма с перенесением Святых Даров.

На «Господи, воззвах...» мы обычно поем стихиры Минеи следующего дня. Здесь это не проходит. Любая Маркова глава скажет, что стихиры поем с вечерни праздника.

Стихир 10: самогласен Триоди (дважды), мученичен и подобны Триоди 3, 4 стихиры - из Минеи.

СЛАВА: Минеи

И НЫНЕ: тоже из Минеи. Во вторник и четверг вечера - Крестобогородичен.

Вход с Евангелием. «Свете тихий...»

1-й прокимен, 1-я паремия Триоди,

2-й прокимен, «Свет Христов...», 2-я паремия Триоди

+ три паремии праздника Минеи.

По 5-й паремии - «Да исправится...»

Молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами.

Далее из Литургии праздника вводится Священное Писание.

Сразу после молитвы Ефрема Сирина - прокимен, Апостол, аллилуия и Евангелие.

1-й опев Евангелия - обычный, а 2-й - постовой, т. к. мы возвращаемся в постовое служение.

Сугубая ектения «Рцем вси...» и прочее последование Преждеосвященных.

Причастных стиха два: «Вкусите и видите...» и праздника (либо святому - «В память вечную...», либо иконе «Божией Матери - «Чашу спасения...»).

Конечно, никто не умрет, если «Вкусите и видите...» будет петься на распев, а причастен праздника - читком на одной ноте, но это прозвучит неестественно. Петь причастны желательно на один напев. Для этого регенту нужно расписать причастен праздника на напев «Вкусите и видите...» И сделать это нужно заранее!

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!