Основные положения концепции хосписов.



ХОСПИСЫ*

История хосписов.

Определение понятий «хоспис» и «паллиативная помощь»

Слово «хоспис» имеет латинское происхождение. Латинское слово « hospes » первоначально означало «чужестранец», «гость». Но в позднеклассические времена значение его изменилось, и оно стало обозначать также «хозяина», а слово « hospitales », прилагательное от « hospes », означало «гос­теприимный, дружелюбный к странникам». От этого слова произошло и дру­гое — hospitium , означавшее дружеские, теплые отношения между хозяином и гостем, а впоследствии, и место, где эти отношения развивались. Эквива­лент в древнееврейском языке имеет то же значение гостеприимства. В поздние времена латинское « hospes » трансформировалось в английское слово « hospice », которое по данным Большого англо-русского словаря (1989) означает «приют», «богадельня», «странноприимный дом».

Р. Поллетти отмечает, что хосписом называлась ночлежка или богадель­ня, где останавливались паломники на пути в Святую землю.

Обычно первые хосписы располагались вдоль дорог, по которым прохо­дили основные маршруты христианских паломников. Они были своего рода домами призрения для уставших, истощенных или заболевших странников. Однако хосписы не отказывали в помощи и окрестным жителям.

Слово «хоспис», этимологически не связанное со смертью, в более поздние периоды получило ряд неожиданных значений, перекликающихся с целями и задачами сегодняшнего хосписа. Хотя большинство раннехристиан­ских хосписов заботилось в большей мере о душевном покое своих гостей, в хосписах заботились и о теле заболевших. Конечно, первые хосписы не были созданы специально для ухода за умирающими. Однако, без сомне­ния, их заболевшие гости были окружены заботой и вниманием.

Сегодняшние принципы работы хосписов, создававшихся для облегче­ния страданий, в основном, раковых больных на поздних стадиях развития болезни, берут свое начало еще в раннехристианской эре. Зародившись вначале в Восточном Средиземноморье, идея хосписов достигла Латинско­го мира во второй половине четвертого века нашей эры, когда Фабиола, римская матрона и ученица святого Jerom открыла хоспис для паломников и больных. С этого времени множество монашеских орденов прилагали значительные усилия, чтобы выполнить заповедь из притчи об овцах и козлах (Мф.25:35—36) — накормить алчущего, напоить жаждущего, принять стран­ника, одеть нагого, посетить больного или узника. Эти принципы наряду с заповедью «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне» (Мф.25:40) были основой благотворительной деятельности, распространившейся по всей Европе.

Заботу о неизлечимо больных и умирающих принесло в Европу христиан­ство. Античные медики, следуя учению Гиппократа, полагали, что медицина не должна «протягивать свои руки» к тем, кто уже побежден болезнью. Помощь безнадежно больным считалась оскорблением богов: человеку, даже наделенному даром врачевания, не пристало сомневаться в том, что боги вынесли больному смертельный приговор.

Первое употребление слова «хоспис» в применении к уходу за умираю­щими больными появилось лишь в 19 веке. К этому времени часть сред­невековых хосписов закрылась из-за Реформации. Другие стали домами призрения для престарелых больных. Большая часть работы, которую они выполняли раньше, перешла к «больницам», врачи которых, переняв идеи Гиппократа и Галена, занимались только больными, имеющими шансы на выздоровление. Безнадежно больные пациенты могли уронить авторитет врача. Они доживали свои дни почти без всякой медицинской помощи в домах призрения. В начале девятнадцатого века врачи редко приходили к умирающим больным, даже чтобы констатировать их смерть. Эту обязан­ность выполняли священники или чиновники.

В 1842 году Jeanne Garnier , молодая женщина, потерявшая мужа и де­тей, открыла первый из приютов для умирающих больных в Лионе. Он назывался хоспис, а также «Голгофа». Еще несколько были открыты позже в других местах Франции. Некоторые из них действуют и сейчас, и, по край­ней мере, один из этих хосписов участвует в подъеме движения паллиатив­ного ухода в этой стране.

Тридцать лет спустя в 1879 году ирландские Сестры Милосердия неза­висимо от хосписов Jeanne Garnier основали в Дублине Хоспис Богомате­ри для умирающих больных. Орден Матери Mary Aikenhead был основан значительно раньше, еще в начале века, этот орден всегда заботился о бедных, больных и умирающих, но хоспис Богоматери был первым местом, созданным специально для ухода за умирающими. К тому времени, когда орден открыл еще один хоспис, хоспис Святого Иосифа в лондонском Ист-Энде в 1905 году, в городе уже действовали, по меньшей мере, три протестантских хосписа, которые назывались «Дом отдохновения» (открылся в 1885 году), «Гостиница Божия», позднее «Хоспис Святой Троицы» (открылся в 1891 году) и «Дом Святого Луки для бедных умирающих» (открылся в 1893 году). Последний, основанный Говардом Барретом и Методистской миссией в Восточном Лондоне, публиковал подробные и живые Годовые отчеты. Док­тор Баррет размещал там захватывающие истории об отдельных пациентах, их личности. Он писал очень мало о симптоматическом лечении, но живо описывал характер своих пациентов, их мужество перед лицом смерти. Он глубоко сочувствовал семьям умерших, оставшимся дома в такой нищете, которой не могла помочь ни одна социальная организация. Так, в 1909 году он писал: «Мы не хотим говорить о наших больных как о простых «случаях из нашей практики». Мы осознаем, что каждый из них — это целый мир со своими особенностями, своими печалями и радостями, страхами и надеждами, своей собственной жизненной историей, которая интересна и важна для самого больного и небольшого круга его близких. Нередко в эту историю посвящают и нас».

Именно в этот хоспис в 1948 году пришла Cicely Saunders , основательница современного хосписного движения. И даже в то время, спустя 40 лет,
молодым сотрудникам раздавали экземпляры Годовых отчетов, чтобы дать
им представление о духе настоящей хосписной работы.         

Основным вкладом Cicely Saunders в хосписное движение и, таким образом, в целую отрасль паллиативной медицины было установление режима приема морфина не по требованию, а по часам. Такой режим выдачи обезболивающего был действительно огромным и революционным шагом, вперед в деле ухода за больными с неизлечимыми стадиями рака. В то время как в других больницах пациенты просто умоляли персонал избавить их от боли и часто слышали фразу «Вы еще можете немного потерпеть»
(врачи боялись сделать своих пациентов наркоманами), пациенты хосписа
Святого Луки почти не испытывали физической боли. Хоспис использовал
для снятия боли так называемый «Бромптонский коктейль», состоящий из
опиоидов, кокаина и алкоголя, используемый врачами Бромптонской больницы для пациентов с поздними стадиями туберкулеза. 

В 1935 году Альфред Ворчестер опубликовал маленькую книжку «Уход, за больными и умирающими», впоследствии ставшую классической. Это были три лекции, прочитанные студентам-медикам в Бостоне. Когда книга увидела свет, автору было уже восемьдесят лет, большую часть которых он  проработал семейным врачом. Однако доктор Ворчестер смог написать эту книгу не только благодаря своему огромному опыту, но и благодаря помо­щи, которую он получил от диакониса дома Отдохновения и парижских монахинь ордена Святого Августина. Этот автор по праву считается пионе­ром в паллиативном уходе.

Другая важнейшая работа, посвященная уходу за умирающими, была опубликована мемориальным Фондом Марии Кюри в 1952 году. Этот док­лад был составлен по результатам вопросника, разосланного районным медсестрам. Он систематически описывает симптомы физического и социаль­ного стресса у раковых больных, находящихся дома. Основываясь на полу­ченной информации, Фонд Марии Кюри начал организовывать стациона­ры и выездные службы, готовить медсестер для домашнего ухода, проводить фундаментальные исследования и создавать образовательные программы.

В 1947 году доктор Cicely Saunders , тогда недавно аттестованный со­циальный работник и бывшая медсестра, встретила на своем первом обхо­де в хосписе Св. Луки пациента лет сорока, летчика по имени Давид Тасма, который приехал из Польши. У него был неоперабельный рак. После нескольких месяцев он был переведен в другую больницу, где доктор Cicely Saunders  навещала его еще два месяца до его смерти. Они много беседо­вали о том, что могло бы помочь ему прожить остаток жизни достойно, о том, как, освободив умирающего от боли, дать ему возможность примириться с собой и найти смысл своей жизни и смерти. Эти беседы и положили начало философии современного хосписного движения.

После смерти Давида Тасмы, Cicely Saunders пришла к убеждению, что необходимо создавать хосписы нового типа, обеспечивающие пациентам свободу, позволяющую найти собственный путь к смыслу бытия. В основу философии хосписа были положены, прежде всего, забота о личности, от­крытость разнообразному опыту, научная тщательность психологических, медицинских, социальных разработок.

После того, как в 1967 году хоспис Святого Кристофера, первый совре­менный хоспис, созданный усилиями Cicely Saunders, открыл в Великобрита­нии свой стационар, а в 1969 году организовал выездную службу, туда приехала делегация из Северной Америки. Флоренс Вальд, декан школы медсестер в Еле, и Эдд Добингел, священник Университетского госпиталя, стали основателями первой выездной службы хосписа в гор. Нью-Хэвен, штат Коннектикут. В 1975 году хоспис появился и в Канаде, в Монреале.

Этот хоспис был основан на базе очень скромного отдела паллиативной помощи и включал в себя выездную службу, а также несколько врачей-консультантов. Так как во франкоязычной Канаде слово «хоспис» означало опеку или недостаточную помощь, именно в Канаде родился термин «пал­лиативная помощь».

В 1969 году выходит в свет книга «О смерти и умирании», написанная Элизабет Кюблер-Росс. Эта книга произвела революцию в общественном сознании того времени. Доктор Кюблер-Росс в своей книге утверждает, что смерть — это не «недоработка медицины», а естественный процесс, заклю­чительная стадия роста человека. Проработав много лет с неизлечимо больными в медицинском центре университета Колорадо, она имела воз­можность наблюдать и описывать переживания человека, стоящего на по­роге смерти — от паники, отрицания и депрессии до примирения и приня­тия. Именно Элизабет Кюблер-Росс положила начало обсуждению темы смерти в медицинском сообществе, доказывая врачам, что высокотехноло­гичная медицина не способна решить всех проблем человеческого суще­ствования.

С начала 1980-х годов идеи хосписного движения начинают распрост­раняться по всему миру. С 1977 года в хосписе Святого Кристофера начи­нает действовать Информационный центр, который пропагандирует идео­логию хосписного движения, помогает только что созданным хосписам и группам добровольцев литературой и практическими рекомендациями по организации дневных стационаров и выездных служб. Регулярно проводи­мые конференции по хосписному уходу позволяют встречаться и обмени­ваться опытом врачам, медсестрам и добровольцам, представителям раз­личных религий и культур. Очень часто именно на таких конференциях воз­никало решение создать хоспис в той или иной стране, как это было на шестой международной конференции, когда старшая медсестра клиники в Лагосе написала обращение к министру здравоохранения Нигерии с просьбой содействовать организации хосписа в Найроби.

В некоторых странах хосписное движение развивалось именно таким образом, в других же — хосписы формировались на базе более традицион­ных медицинских учреждений. Как, например, в Индии, где по статистике из 900 миллионов населения, каждый восьмой человек заболевает раком, и 80% обращается за лечением, когда уже слишком поздно. В 1980 году, на Первой международной конференции, посвященной хосписному уходу выступал доктор де Суза, заведующий отделением крупной больницы в Бомбее. Он очень убедительно говорил о проблемах хосписного движения в разви­вающихся странах, о голоде и нищете, а также о физической боли. «Доста­точно плохо само по себе быть старым и немощным. Но быть старым, боль­ным на последней стадии рака, голодным и нищим, не иметь близких, кото­рые бы позаботились о тебе, наверное — это верх человеческих страданий». Благодаря доктору де Суза в 1986 году в Бомбее открылся первый хоспис, а затем и еще один. Сестры из ордена Святого Креста, получившие специ­альное медицинское образование, взяли на себя заботу о пациентах. В ноябре 1991 года в Индии в честь 5-летия основания первого в этой стране хосписа проводилась, международная конференция «Поделимся опытом: Восток встречается с Западом».

В 1972 году в Польше, в одной из первых среди социалистических стран, появляется первый хоспис в Кракове. К концу восьмидесятых годов, когда была создана Клиника паллиативной медицины при Академии медицин­ских наук, паллиативный уход стал частью структур общественной службы здоровья. Сейчас в Польше существует около 50 хосписов, как светских, так и принадлежащих церкви.

В России первый хоспис появился в 1990 году в Санкт-Петербурге по инициативе Виктора Зорза — английского журналиста и активного участни­ка хосписного движения. Первым врачом Первого хосписа в России стал Андрей Владимирович Гнездилов. Через некоторое время в Москве создает­ся Российско-Британское благотворительное общество «Хоспис» для ока­зания профессиональной поддержки российским хосписам.

В 1992 году в Москве организуется небольшая группа добровольцев и медицинских работников, помогающая неизлечимо больным на дому. В 1994 году при финансовой и административной поддержке Правительства Москвы, в центре города, на улице Доватора открывается новое здание для Перво­го Московского хосписа.

Идеи хосписного движения продолжают распространяться по всей России. Всего в России сейчас существует около 45 хосписов, в том числе в Казани, Ульяновске, Ярославле, Самаре, Кемеровской области и других городах.

Развитие хосписного движения и открытие огромного числа этих учреж­дений в различных странах постепенно привело к тому, что понятие «хоспис» стало включать в себя не только тип учреждения для неизлечимо больных, но и концепцию ухода за умирающими больными (Mount).

Такое двуединое толкование слова «хоспис» органически связывает тип медико-социального учреждения с системой ухода за умирающими боль­ными, что дает возможность расширить рамки этого понятия.

К понятию «хоспис» тесно примыкает понятие «паллиативная помощь». Система ухода, которая направлена на оказание больному помощи для облегчения его соматического и психического состояния, а также на поддер­жание его социального и духовного потенциала получила название системы паллиативной помощи.

Паллиативная помощь — это активная общая помощь больному в той стадии заболевания (терминальной), когда лечение оказывается неэффек­тивным. В этой ситуации борьба с болями и иными соматическими про­явлениями, а также решение психологических, социальных или духовных проблем больного приобретает первостепенное значение. Формы и методы систе­мы паллиативной помощи используются в хосписах.

Паллиативное лечение:

—поддерживает у больного стремление к жизни, рассматривая смерть как естественный процесс;

—не торопит смерть, но и не оттягивает ее наступление;

—обеспечивает уменьшение боли и смягчение других беспокоящих больного симптомов;

—включает психологическую и духовную поддержку больного;

-- предлагает систему, поддерживающую у больного способность как можно более длительно вести активную жизнь вплоть до самой его смерти;

—   предлагает систему оказания помощи семье больного во время его
болезни, а также после его кончины.

 

Основные положения концепции хосписов.

Заповеди хосписа.

Идея создания хосписов родилась не в отрыве от общечеловеческих потребностей, а благодаря им. Создание условий, при которых не было бы унижения личности болью, страхом, обреченностью, позволила бы в последние дни сохранить ему мир с его любовью и ценностями и, в конечном счете, уйти из него спокойно и с достоинством. По образному выражению А. В. Гнездилова это будет «нравственная смерть», и возможно только такая смерть будет давать права судить о нравственности общества.

Работа хосписов предполагает изучение вопросов, связанных с содер­жанием основных теоретических положений концепции их функционирования. Это предполагает изучения круга вопросов, который непосредственно связан с пациентами хосписа:  

- характер заболевания поступающих больных;

- формы медицинской помощи;

- характеристика первичного объекта обслуживания;

- вопросы сообщения больным их диагноза и прогноза;

- особенности лечения болевого синдрома;

- формы обеспечения психологического комфорта.

По данным многих авторов основной контингент больных хосписа — это онкологические больные с признаками генерализации опухолевого про­цесса (IV стадия заболевания), когда «возможно применение лишь паллиативного или симптоматического лечения» (А. В. Чаклин и др.).

Важным моментом является медицинская документация, в которой долж­ны быть представлены результаты биопсии и других лабораторно-инструментальных исследований, подтверждающих диагноз (А. В. Гнездилов].

Hockey , James , Mor выделяют три основных подхода в отношения посту­пающих в хоспис больных:

1) не госпитализируются очень пожилые больные, так как они пассивно
воспринимают лечение, сами не участвуют в лечебном процессе;

2) не госпитализируются агонирующие больные, умирающие в течение
нескольких часов, так как в этом случае девальвируется идея хосписов;

3)    не госпитализируются больные, не знающие своего диагноза.
Представляется, что ограничения, касающиеся очень пожилых больных, а

также больных, не знающих своего диагноза, являются весьма дискуссион­ными и отражают лишь точку зрения авторов.

Кроме злокачественных новообразований, являющихся по литератур­ным данным основным диагнозом у больных хосписа, ряд авторов говорят и о других болезнях, являющихся причиной госпитализации в хоспис. Так, Джим Кесли упоминает о хосписах для больных СПИДом в терминальной стадии. Sachner , описывая хоспис в Сан-Франциско, сообщает, что на 30 его койках госпитализируются как онкологические больные (15 коек), так и больные СПИДом (15 коек). Liegner упоминает о больных с параличами и другими неврологическими заболеваниями, которые являясь «долгожителями», могут оказывать положительное эмоциональное воздействие на онкологических больных. Broun сообщает, что программа хосписов рассчитана не только на онкологических больных, но и на больных с прогностически неблагоприятными диагнозами (3—6 месяцев до смерти), которые также требуют анало­гичного медицинского ухода. При этом автор не конкретизирует характер заболеваний.

Однако чаще всего речь идет все же о больных раком IV стадии, под­твержденным клиническим и гистологическим исследованиями.

Важным концептуальным положением является оказание помощи уми­рающим больным не только в стационаре, но и на дому, а также в условиях пребывания больных в хосписе только в дневное или ночное время — днев­ной (ночной) стационар.

Поллетти отмечает, что в хосписах должны быть предусмотрены различные возможности оказания помощи больным. Но независимо от первоначаль­ною выбора больной всегда может рассчитывать на полную госпитализа­цию, обеспечивающую преимущество постоянного ухода. Twycross считает необходимым сочетать домашний уход за больными с уходом за ними в хосписе. Broun в качестве основной цели хосписов выделяет обеспечение обслуживания умирающих на дому до тех пор, пока это возможно; койки для стационарных больных используются лишь в тех случаях, когда у боль­ных появляются очень тяжелые симптомы или же нет возможности ухода на дому. По данным многих авторов помощь на дому оказывается специаль­ными бригадами, в состав которых входят врачи, средний медперсонал, со­циальный работник, психолог, иногда священнослужитель и юрист. Очевид­но, что состав бригады определяется конкретной ситуацией у больного и возможностями персонала и учреждения.

Вопрос о формах медицинской помощи (амбулаторная, стационарная) зачастую оказывается вопросом о том, где умирать больным. Решение это­го вопроса зависит от состояния больного, житейских и бытовых условий, обуславливающих возможность (или невозможность) ухода за больным в домашних условиях. В то же время с учётом всех этих факторов импониру­ет мысль П. Калиновского, который отметил, что «умирать дома легче, если есть, кто тебя любит».

Одно из фундаментальных положений концепции хосписа заключается в том, что первичным объектом обслуживания являются пациент и его семья. Хотя медицинское обслуживание фокусируется на больном, но вся система ухода требует общения с семьей и другими родственниками пациента. Broun выдвигает тезис о том, что «чем ближе пациент к смерти, тем больше внимания он требует от семьи».

Семья пациента, как объект обслуживания хосписа рассматривается большинством авторов в двух аспектах.

Krant , Saunders , Ward и др. отмечают, что целью многих хосписов является вовлечение в процесс ухода родственников больного. При этом многие
бригады по организации ухода на дому обучают родственников методам
ухода за умирающими. Такой подход позволяет снизить нагрузку медицин­ского персонала бригад, а родственников включить в активную фазу поддержки уходящего из жизни.          

Вторым аспектом работы с родственниками пациентов является проведение с ними психологической подготовки к потере близкого человека, а также соответствующей поддержки семьи после смерти близкого человека. Смерть больного является эмоциональным и физическим риском для его родственников. Печаль — нормальная реакция, но всепоглощающая печаль вызывает ухудшение соматического и психического состояния, вплоть до смерти,, большинство авторов указывают на разработанные методы по предотвра­щению эмоциональных и физических срывов у людей, потерявших близкого человека.

Основная задача «службы утешения» (Д. Кесли) — помочь родственникам преодолеть горе, так как «неизжитое горе создаёт психологический дефицит» (П. Калиновский).

Krant , изучая потребности родственников умирающих больных, выделил
следующие их требования:      

1) быть рядом с умирающим в момент смерти;

2) иметь возможность помогать больному;

3) быть уверенными, что больному комфортно;

4) получать ежедневную информацию о состоянии больного;

5) быть лично информированными о приближающейся смерти больного;

6) иметь возможность справляться со своими эмоциями;

7) иметь возможность успокаивать больного в любое время (свободный режим посещения);  

8) иметь поддержку медицинского персонала.

Очевидно, что выполнение этих требований предполагает целенаправленную работу персонала хосписа с родственниками больных.                                            

Одним из концептуальных положений в работе хосписа является «принцип открытости диагноза» ( Seale ).                                                                        

Вопрос о сообщении больным их диагнозов и прогнозов остается дискуссионным.

Hinton , Hockey и др. считают, что  больным необходимо говорить правду о диагнозе и прогнозе, подчеркивая при этом, что речь идет только об умирающих, неизлечимых больных. Обосновывая свою точку зрения, они мотивируют тем, что, поняв всю серьезность своего заболевания, больной при жизни должен выполнить ряд обязательств перед семьей, позаботиться о приведении в порядок своих дел. Seale считает, что открытость диагноза обусловлена невозможностью помочь больным, и именно это подталкивает врачей открывать правду. А. В. Чаклин, Н. Эльштейн и др. отрицают необ­ходимость сообщения больным диагноза и прогноза, считая, что во всех, даже в самых безнадежных случаях, больному следует оставить надежду. Р. Поллетти, Parkes , Saunders и др. считают, что к этой проблеме следует подходить индивидуально.

По данным специальных исследований в США правду больным раком говорили в 1961 г. — 12% врачей из 219 опрошенных, а в 1979 г. — 98% из 264 врачей. Таким образом, налицо увеличение численности врачей, разде­ляющих «принцип открытости диагноза».

Следует отметить, что имеющиеся в литературе разноречивые взгляды на эту проблему не всегда касаются одного и того же круга больных. С нашей точки зрения, следует разделять понятия «онкологический больной» и «умирающий онкологический больной». В первом случае тактика умол­чания и внушения надежды на выздоровление имеет очевидную гуманную окраску, во втором — должна быть строго индивидуальной с преобладани­ем тенденции «открытости».

Преобладание в хосписе тенденции «открытости диагноза» обусловле­но тремя факторами. Во-первых, аргументация исследователей, считающих необходимым говорить правду, представляется весьма сильной, так как па­циентам хосписа, как правило, действительно необходимо «устроить свои земные дела» (П. Калиновский). Во-вторых, обречённые больные очень чув­ствительны к фальши, вот почему Р. Поллетти считает, что «на их вопросы нужно отвечать честно и не отгораживать их от мира стеной молчания». В-третьих, большинство больных в терминальном состоянии и так знают или догадываются о серьезности болезни и прогноза. По этому поводу Р. Пол­летти пишет: «Покрасневшие глаза родственников, шепот, изменившееся к нему отношение, растерянность, перемена темы разговора, уклончивость в ответах говорят больному больше, чем слова».

«Открытость диагноза» далеко не всегда приводит умирающих к обостре­нию страданий. Н. Эльштейн отмечает, что «умирающие больные, проходя через стадии естественного внутреннего «противления» неизбежному, а за­тем депрессии, в конечном счете, становятся более спокойными и в то же время более восприимчивыми к психотерапии». Исследования Kubler - Ross показали, что личность через осознание (знание) неминуемой смерти прохо­дит 5 стадий (этапов) своего развития:

1. Отрицание («Это не так»).

2. Протест («Почему я?).

3. Просьба об отсрочке («Не сейчас»).

4. Депрессия.

5. Принятие («Пусть будет!»).

«Принятие», как финал психологического развития личности умирающе­го, и есть та духовная основа, которая дает возможность больному умереть спокойно и с достоинством. Вот почему «принцип открытости диагноза» является одним из ключевых в концепции хосписов.

Одним из принципиальных положений концепции хосписа является ликви­дация (уменьшение) боли при полном сохранении сознания. Боль никогда не носит чисто физического характера, не сводится к чисто физическим страданиям. Она связана и с душевными страданиями. Психика человека изменяется, он начинает иначе воспринимать себя и окружающий мир. Его отношения с окружающими людьми ухудшаются. И, что самое главное, боль изменяет его восприятие смысла жизни.

Для снятия болей применяют наркотические и ненаркотические аналь­гетики, психотропные средства, акупунктуру (иглоукалывание) и гипноз или сочетание этих средств. Liegner сообщает, что в хосписе Св. Кристофера наркотики назначают 1 раз в 4 часа, действуя по принципу: «Не ждать болей, а предупредить их». Важным аспектом проблемы обезболивания является передача среднему медицинскому персоналу хосписа широких полномочий по назначению анальгетиков. Такое сочетание систематическо­го и свободного назначения анальгетиков позволяет уменьшить количество больных с болями. Так, если боли по данным различных авторов испытыва­ют 58—87% больных, то благодаря обезболиванию их количество снижает­ся до 1%.

Необходимо отметить, что обезболивание является частью всего комплек­са медицинской помощи в хосписе, которая за рубежом получила название «паллиативной медицины» или «паллиативной службы», включающей мето­дики контроля над всеми симптомами болезни и, в первую очередь, методы контроля боли, не снижающих интеллектуальных способностей пациентов.

В связи с назначением наркотических анальгетиков чрезвычайно важно отрешиться от проблемы наркомании. Перед лицом смерти и во имя боль­ного опасения врачей, особенно бытующих в среде отечественных медиков, о возможном развитии пристрастия к наркотикам, являются несостоятель­ными, а в ряде случаев и лжегуманными, так как не позволяют разорвать порочный круг боли и страха.

Другим принципиальным положением концепции хосписа является необ­ходимость обеспечения психологического комфорта больного. Это достига­ется, прежде всего, атмосферой уважения его личности, удовлетворением его желаний, сохранением его связей с внешним миром, поддержанием в нем интереса к жизни. Содружество психотерапевта с медицинским психологом, социальным работником, юристом совместно с лечащим врачом позволяют обеспечить психологический комфорт больному. Важным аспектом этой работы является удовлетворение потребности больных, связанной с религией.

В наиболее полном виде основные положения концепции хосписов представлены в Московских городских строительных нормах (МГСН) 4.01 — 94 «ХОСПИСЫ»:

 

 

Извлечение из МГСН 4.01 – 94


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!