Современная периодизация отечественного искусства XX века:
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема 2.1. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ (IX-XVII ВВ.)
Древнерусская культура IX - XIII вв.
Общие тенденции:
Ø Принятие православия как фактор объединения культурных традиций русских земель.
Ø Развитие культуры преимущественно в рамках православного религиозного мировоззрения.
Ø Высокая степень открытости древнерусской культуры для культур других народов.
@ литература | G архитектура | иконопись | ||||
Киевская Русь | - Илларион «Слово о законе и благодати». - Владимир Мономах «Поучение». - Нестор «Повесть временных лет». - «Житие Бориса и Глеба» | - Десятинная церковь в Киеве - Святая София в Киеве - Святая София в Новгороде | - Икона Владимирской Богоматери. - Мозаика Богоматерь оранта. - Мозаика Дмитрий салунский. | |||
Раздробленность | Южная Русь - Ипатьевская летопись. - «Слово о полку Игореве». - «Слово о погибели земли русской». | Северо-вост. Русь - Лаврентьевская летопись. - Радзивиловская летопись. - «Моление Даниила заточника». | Северо-вос. Русь - Успенский собор во Владимире. - Дмитриевский собор во Владимире. - Церковь Покрова на Нерли | Северная Русь - Георгиевский собор Юрьева монастыря - Церковь Спаса на Нередице | Северо-вост. Русь - Ангел златы власа - Святой Георгий | Северная Русь - Богоматерь Великая панагия |
|
|
С наступлением татаро-монгольского ига культура приходит в упадок, а земли Южной Руси (территория современной Украины и Белоруссии) на длительный период подпадают под культурное влияние Западной Европы.
Культура московского государства XIV - XVI вв.
Основные культурные явления:
Ø Москва – культурный и политический центр, объединения русских земель и противостояния Золотой орде. Создание централизованного государства.
Ø Возрождение русской культуры.
Ø Создается первый после раздробленности общерусский летописный свод – «Троицкая летопись».
Ø Пергамент заменяется бумагой, в письме устав заменяется на полуустав, что приводит к ускорению письма и удешевлению письменной продукции.
Ø 1563 г. – начало книгопечатания (всего к концу XVI в. – около 20 книг)
@ Литературные жанры | G архитектура | иконопись |
- Исторические повести: «О битве на Калке», «О Мамаевом побоище», «Задонщина». - Хождения: «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. - Жития: Епифаний Премудрый «ЖитиеДмитрия Донского», «Житие Стефана пермского». - Публицистика: «Сказание о князьях владимирских». - Эпистолярный жанр: Челобитные И. Пересветова, переписка А. КУрбскогои Ив. Грозного. | - Московский кремль и его основные соборы: Успенский, Архангельский, Благовещенский. - Грановитая палата. - Церковь Вознесения в Коломенском. - Церковь преображения в Кижах. - Храм Покрова на рву (Василия блаженного). | - Ф. Грек деисусный чин Благовещенского собора. - А. Рублев «Троица», «Спас». - Дионисий – роспись рождественского собора Ферапонтового монастыря. |
Культура московского государства XVII вв.
|
|
Основные тенденции – освобождение от церковного влияния, развитие мирской культуры, расширение культурных связей с Западной Европой.
Просвещение:
& Развитие книгопечатания. Первый букварь В. Бурцева.
& Первые высшие государственные школы:
- Школа подготовки подьячих для приказов;
- Школа по изучению греческого языка и других наук (при печатном дворе).
- Славяно-греко-латинское училище (затем академия) – для изучения светских и духовных наук.
Литература:
@ «Новый летописец» - официальная версия событий Смутного времени.
@ Оппозиционная литература - «житие протопопа Аввакума».
@ Симеон Полоцкий - поэзия, драматургия и публицистика.
@ Новый жанр – бытовая повесть (анонимная): «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о ерше-Ершовиче».
|
|
Архитектура: новый стиль – нарышкинское (московское) барокко. Его основные элементы – цветные изразцы, фигурные кирпичи.
G Теремной дворец московского кремля;
G Церковь Покрова в Филях.
Изобразительное искусство:
Строгановская школа в иконописи: Симон Ушаков «Спас нерукотворный».
Появление бытового портрета – парсуны (от слова «персона»).
Театр:
® Первая театральная постановка в честь рождения царевича Петра.
® «Зимний» театр в кремле.
Музыка:
¯ Канты – светские музыкальные произведения.
¯ Многоголосное пение в духовной музыке.
¯ Унифицированная линейная нотная запись
Тема 2.2. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА
Основные тенденции – преимущественное развитие светской культуры, ориентация на западные образцы, создание национальной художественной школы, отвечающей мировым культурным тенденциям.
Развитие светского гражданского просвещения:
& Введение гражданского шрифта.
& Развитие книгопечатания, преимущественно учебной литературы («Арифметика» Л. Магницкого, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича).
& Издание первой российской газеты «Ведомости».
|
|
& Развитие организованной книготорговли – книжные лавки.
& Зарождение музейного дела.
& Открытие государственной библиотеки в Петербурге.
& Открытие специализированных высших школ (артиллерийская, медицинская, горная и т.п.), затем университетов.
& Формирование системы общеобразовательной школы.
& Открытие Академии наук.
& Открытие Академии художеств.
Научные достижения:
ì Первые географические экспедиции по изучению российских территорий.
ì Ученый-энциклопедист - М. В. Ломоносов.
ì Деятельность В. Н. Татищева: «История российская» в 5 томах, незаконченный первый российский энциклопедический словарь.
ì Математические, физические, астрономические исследования Л. Эйлера.
ì Инженерные изобретения И.П. Кулибина и И.И. Ползунова.
Литература:
@ «Гистории» - повести петровского времени. Показывают «нового героя».
@ Заложение основ русской поэзии:
- А.Д. Кантемир – сатиры;
- В.К. Тредиаковский – реформа стихосложения;
- М. В. Ломоносов – оды, привнес в литературный язык разговорную речь.
@ Классицизм 2-ой пол. XVIII в.
- А.П. Суиароков – теоретик русского классицизма – сатирическая и лирическая поэзия, первые русские стихотворные трагедии.
- Д.И. Фонвизин – драматические произведения критической направленности.
- Г.Р. Державин – зарождение реалистической лирики.
@ Сентиментализм конца XVIII в.
- А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
- Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».
Архитектура:
G В градостроительстве – переход к регулярной застройке, создание крупных архитектурных ансамблей.
G «Петровское барокко»:
- Д. Трезини – Петропавловский собор;
- Д. Трезини, М.Г. Земцов – здание 12 коллегий;
- Д. Трезини, А. Шлютер – Летний дворец Петра в Летнем саду;
- И.П.Зарудный – Меньшикова башня (церковь архангела Гавриила) в Москве.
G Барокко 2-ой пол. XVIII в.
- Ф.Б. Растрелли – Зимний Дворец в Петербурге;
- Д.В. Ухтомский – колокольня Троице-Сергиевой лавры.
G Классицизм 2-ой пол. XVIII в.
- И.Е. Старов – Таврический дворец;
- В.И. Баженов – Дом Пашкова;
- М.Ф. Казаков – Здание Сената в Московском Кремле.
Изобразительное искусство:
И. П. Никитин - Портрет Петра на смертном одре.
А. Матвеев - Автопортрет с женой.
А.Ф. Зубов - Панорамы Петербурга – гравюры. 1-я пол. XVIII в.
К.Б. Растрелли - Скульптурный портрет Петра I
Портретная живопись 2-ой пол. XVIII в.:
- И. П. Аргунов – Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.
- Ф.С. Рокотов – Портрет А.П. Струйской.
- Д.Г. Левицкий - Серия из 7 портретов «Смолянки».
- В.Л. Боровиковский – Портрет М.И.Лопухиной.
Скульптура 2-ой пол. XVIII в.:
- Э.М. Фальконе – Медный всадник – Памятник Петру I.
- Ф.И. Шубин – скульптурные портреты современников (М.В. Ломоносова).
Театр:
® Создание государственных, частных и крепостных театров.
® Театральная деятельность Ф. Волкова.
Музыка:
¯ Развитие оперного искусства (П.И. Ковалева-Жемчугова).
¯ Создание хоровой музыки (Д.С. Бортнянский)
Тема 2.3 . РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА
Основные факторы культурного развития:
¯ Развитие общественно-политической жизни.
¯ Создание единой системы народного образования.
¯ Становление литературного русского языка.
¯ В пореформенный период дворянство утрачивает приоритетные позиции в сфере культуры и искусства.
¯ Российская культура получает мировое признание.
Образование:
¯ Учреждение министерства народного просвещения.
¯ Открытие университетов в административных центрах окраин империи.
¯ Сеть гимназий для дворян и разночинцев.
¯ Лицеи для подготовки высших государственных чиновников.
¯ Технические институты и училища.
¯ Церковно-приходские и земские сельские школы.
Научно-технические достижения:
математика | Н.И. Лобачевский – «неевклидова» геометрия. П.Л. Чебышев – научная математическая школа. С.В. Ковалевская – первая в мире женщина-профессор. |
Физика | Б.С. Якоби, В.В. Петров – исследования по практическому применению электричества. А.Г. Столетов – открытие фотоэффекта. А.Н. Лодыгин и П.Н. Яблочков – варианты электрической лампы накаливания. |
Химия | А.М. Бутлеров – фундаментальная теория строения органических веществ. Д.И. Менделеев – периодическая система химических элементов неорганической химии. |
Биология и медицина | И.М. Сеченов – основатель русской физиологии. И.И.Мечников – один из основоположников иммунологии. В.В. Докучаев – почвовед. К.А. Тимирязев – физиология растений – раскрыл суть процесса фотосинтеза. Н.И. Пирогов – основоположник военно-полевой хирургии, впервые применил эфирную анестезию. |
техника | А.С.Попов – изобретатель радиосвязи. А.Ф. Можайский – создание первого в мире самолета. |
Научные экспедиции | М.П.Лазарев и Ф.Ф.Беллинсгаузен - открытие Антарктиды. П.П. Семенов-Тян-Шанский – исследование Средней и Центральной Азии. Н.М. Пржевальский – 5 экспедиций в Центральную Азию. Н.Н. Миклухо-Маклай – этнографические исследования на Канарских островах, в Марокко и Новой Гвинее – вывод о видовом единстве человеческих рас. |
история | Н.М. Карамзин – «История государства российского». С.М. Соловьев – «История России с древнейших времен». Т.Н. Грановский – работы по истории средневековой Западной Европы. В.О. Ключевский – Курс лекций по русской истории. |
Литература:
@ Золотой век русской поэзии – 1-я половина XIX в.
- Романтизм В.А. Жуковского и К.Ф. Рылеева.
- Поэтическое творчество А.С Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
- Лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
- Гражданская лирика Н.А. Некрасова
@ Наиболее яркие явления русской прозы:
- Романтизм и реализм А.С. Пушкина.
- Романтизм, мистицизм и реализм Н.В.Гоголя.
@ Критический реализм – господствующее направление 2-ой пол. XIX в.
- Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.С.Лесков.
Архитектура:
G Расцвет русского ампира
- А. Н. Воронихин – Казанский собор в Петербурге
- А. Д. Захаров – Адмиралтейство.
- К. И. Росси – Михайловский дворец (здание русского музея, Петербург).
G Псевдорусский стиль - 1-ой половины XIX в.
- А.А. Портланд – Церковь Воскресения «на крови» (Петербург).
- А.Н. Померанцев – Верхние торговые ряды (Москва).
G Эклектика
- А.А. Монферран – Исаакиевский собор (Петербург) – классицизм с элементами ренессанса.
- К.А. Тон – Храм Христа Спасителя (Москва) – русско-византийский стиль.
Изобразительное искусство:
o Скульптура:
- И.П. Мартос – Памятник Минину и Пожарскому (Москва)
- П.К. Клодт – четыре группы «Укрощение коня» на Аничковом мосту (Петербург).
- А.М. Опекушин – памятник А.С. Пушкину (Москва).
- М.М. Антокольский – станковые скульптуры «Нестор-летописец», «Иван грозный».
Живопись 1-ой половины XIX в.
- О.А. Кипренский – романтические портреты – портрет В.А. Жуковского.
- В.А. Тропинин – жанровый портрет – «Кружевница».
- К.П. Брюллов – пересечение классицизма и романтизма – «Последний день Помпеи».
- А.Г. Веницианов – родоначальник русского реализма – сельские идиллические картины. «На пашне. Весна».
- П.А. Федотов – критический реализм – «Свежий кавалер», «Анкор, еще анкор!».
- А.А. Иванов – академизм – «Явление Христа народу».
«Товарищество передвижных художественных выставок» 2-ой половины XIX в.
- И.Е.Репин – «Иван Грозный убивает своего сына»
- В.И. Суриков – «Боярыня Морозова» исторический жанр.
- В.М. Васнецов – «Три богатыря»
- И.И. Левитан, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин – пейзажная живопись.
- В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов, В.Е. Маковский – жанровая живопись.
В.В. Верещагин – батальный жанр, философское осмысление войны – «Апофеоз войны».
Театр:
® М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова - основоположники реалистической актерской школы.
® Зарождение реализма в драматургии – А.С.Грибоедов «Горе от ума», Н.В.Гоголь «Ревизор».
® А.Н. Островский – ведущий драматург 2-ой половины XIX в. Создатель разнообразного по жанрам репертуара русского национального театра.
Музыка:
Ø 1-я половины XIX в. – творчество Ф.М. Глинки – основоположника русской национальной классической музыки. Оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила».
¯ Романсы Ф.М. Глинки, А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева.
¯ 2-я половины XIX в. – «Могучая кучка» -
- М.А. Балакирев – 2 сборника обработок русских народных песен.
- А.П. Бородин – опера «Князь Игорь».
- Ц.А. Кюи – романсы на стихи Пушкина.
- М.П. Мусоргский – опера «Борис Годунов», фортепьянный цикл «Картинки с выставки».
- Н.А. Римский-Корсаков - оперы «Садко», «Снегурочка».
¯ П.И. Чайковский – крупнейшее явление музыки XIX в.
- Оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин»
- Балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Тема 2.4 . СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)
Основные тенденции:
Ведущее художественное направление — модерн. (Характеристику стиля смотри во«Введении в историю мировой художественной культуры. Часть II.)
Декадентские настроения.
Разнообразие художественных течений, группировок, отражающих как новаторские так и традиционалистские устремления.
Российское искусство выходит на мировую арену.
Влияние на художественный процесс русской философско-религиозной мысли.
Важную роль начинают играть меценаты и организаторы (продюсеры) художественного процесса (Морозов, Мамонтов, Дягилев, Бахрушин).
Основные направления литературного процесса:
реализм | Проза Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, A.M. Горького. |
Символизм | Поэзия В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока. |
Акмеизм | Поэзия А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама. |
Футуризм | Творчество В. Маяковского, В. Хлебникова; |
Имаженизм | Поэзия С. Есенин и поэтов его круга |
Театральное искусство:
¯ Создание К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Московского Художественного театра, заложившего основы российской театральной школы, получившей признание во всем мире
¯ Начало творческого пути В.Э. Мейерхольда. Постановка пьес А. Блока «Балаганчик» и «Незнакомка».
¯ Музыкальный театр: время расцвета уникальных дарований Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, Н.В. Неждановой, А.П. Павловой, М.М. Фокина, В. Нижинского.
¯ «Русские сезоны» в Париже, организованные С. Дягилевым.
Музыкальное искусство:
Поиск новых средств выразительности, стремление к синтезу искусств в музыкальном творчестве:
1. С.С. Рахманинова (фортепианные пьесы, романсы, концерты для фортепиано с оркестром);
2. А. Скрябина («Поэма экстаза», «Поэма огня»);
3. И. Стравинского (балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»)
Архитектура
Стремление создать стиль, отвечающий запросам времени, — высоко комфортный, элегантный, технологичный. Выдающиеся архитекторы русского модерна:
< Ф. Шехтель (особняки Морозовой, Рябушинского в Москве)
< А. Щусев (здание Казанского вокзала в Москве)
Живопись
Импрессионизм: | К. Коровин. Парижские пейзажи. В. Серов «Девушка, освещенная солнцем», «Девочка с персиками», «Портрет М.Н. Ермоловой». |
Символизм | М. Врубель «Демон сидящий», «Царевна-лебедь» В. Борисов-Мусатов «Водоем», «Призраки» |
«Мир искусства» | К. Сомов 'Эхо прошедшего времени» А. Бенуа «Прогулка короля» Б. Кустодиев «Купчиха» |
Тема 2.5 . ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Современная периодизация отечественного искусства XX века:
- 1917-20-е гг.: культура периода становления советского государства;
- 30-е-начало 50-х гг.: культура периода тоталитаризма;
- середина 50-х-60-е гг.: «оттепель» в культурной жизни общества;
- конец 60-х-середина 80-х гг.: период «застоя»;
- 1985-1991: период «перестройки»;
- после 1991 г.: культура постсоветского периода.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 611; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!