Три основные течения в светской литературе Средневековья



Характеристика эпохи и культуры Средневековья. «Темные века».

Периодизация средневековой культуры. Роль христианства в ее сохранении и последующем развитии в Средние века.

 

Примерно границы выглядят следующим образом:

IV-VI – переход от античности к средним векам (476 – императора убили, падение Рима)

V – X/XI – распад цивилизации, темные века, раннее средневековье

XI-XIII – высокое средневековье

>XIII – Возрождение в Италии, >XV – везде

 

Периодизация курса. Своеобразие литературы и культуры средних веков

Начало исторически известной западноевропейской культуры, а следовательно, и литературы относится к IV – V вв. н.э., когда после распада Римской империи на арену мировой истории выступили новые, варварские народы со своим особым общественно-политическим устройством, бытом и нравами. Зарождение и развитие литературы средневековья определяется взаимодействием античного мира и христианства.

Деление средневековой литературы на периоды определяется этапами общественного развития европейских народов за это время. Прежде всего следует различать в ней два больших периода – период литературы разложения родового строя и зарождения феодальных отношений и период литературы развитого феодализма.

Первый из них простирается примерно до конца X в., однако эта дата имеет условный характер, так как разные народы развивались далеко не одинаковыми темпами. Быстрее всего развитие происходило во Франции, где уже в IX в. Феодализм в основном сформировался. Несколько отстают от нее Германия и другие континентальные страны, а также Англия. Последнее место занимают периферийные, северные и северо-западные области Европы, занятые скандинавами и кельтами. Поэтому литература первого большого периода представлена памятниками поэтического творчества почти исключительно кельтов и скандинавов, к которым в силу специфических условий развития Англии следует присоединить еще и англосаксов. Хотя хронологически эти памятники в некоторых случаях относятся к довольно позднему времени (гораздо позднее 1000 г.), по своему характеру они принадлежат еще к первому периоду. Хорошей сохранности раннего поэтического творчества названных народов способствовало то, что после обращения их в христианство духовенство, состоящее из местных людей, отдаленное от Рима и менее ревностно проводившее в жизнь его директивы, проявляло большую терпимость к национальным языческим преданиям. По этой причине монахи у кельтов и скандинавов, как и всюду в средневековой Европе, являвшиеся долгое время единственными носителями грамотности, считали возможным записывать произведения народного поэтического творчества, даже проникнутые языческими представлениями. Наоборот, в странах континентальных, где связь с Римом была гораздо теснее, церковь проводила политику жесткой борьбы с «нечестивыми» народными песнями. Поэтому памятники подобного рода там почти полностью пропали.

В общем литература периода разложения родового строя довольно однородна по своему составу и представляет единое целое. Гораздо сложнее обстоит дело с литературой периода развитого феодализма, расцветающей на континенте и в Англии с XI по XV в. Здесь надо различать несколько слоев и этапов литературного творчества, определяемых путями развития этих стран.

Поворотным моментом является чрезвычайный подъем – около XII в. – городов как новой общественно-политической силы, получившей в скором времени преобладающее значение. До этого момента борьба в основном ведется между феодалами, т.е. земельным дворянством, и крестьянами, иначе говоря, народными массами. Между ними в культурном отношении особое место занимает духовенство, которое примыкает согласно своему внутреннему расслоению к двум выше названным силам, именно: крупное и среднее духовенство – к классу феодалов, низшее – к народным массам. Обладая монополией грамотности и школьной образованности, духовенство разрабатывает наиболее раннюю, на живых языках, письменную литературу, имеющую более или менее «ученый» характер.

Резкий подъем городов около XII в. существенно меняет картину. В XIII в. интенсивно развиваются и быстро занимают ведущее положение городское искусство и городская литература. В связи с изменением культурных условий клерикальная литература теряет свою обособленность и вливается в новую городскую литературу как органическая ее часть. Феодально-рыцарская литература продолжает самостоятельное существование до самого конца средневековья, но быстро приобретает эпигонский характер. Что касается народной поэзии, то она очень часто оказывается корнем, из которого вырастают наиболее значительные явления городской литературы, однако в специфических условиях городского развития народная поэзия облекается в новые формы, типические для этого времени.

 

Письменная, высокоразвитая латинская культура начала соединяться с бесписьменной (у варварских народов не было письменности) культурой варварских народов, ориентированной на фольклор. Из этого синтеза родилось явление, которое мы называем культурой средневековья.

Первые письменные памятники этих малых варварских народов появились в 8 веке н.э. Но это была еще не литература, это были документы, своды законов, переводы Библии. А вот литературные произведения появились уже в период зрелого средневековья, т.е. с 11 века.

Особое значение имела клерикальная (религиозная) литература. Она создавалась в монастырях. Самые ее распространенные жанры:

- литургическая литература (гимны, обращенные к создателю),

- дидактическая литература (гимны, обращенные к людям),

- жития святых,

- миракли (чудеса).

Параллельно развитию клерикальной литературы развивалась светская литература. Уже начиная с 11 века языком светской культуры становится французский язык. Французский язык в период средневековья выполняет особую международную миссию как общеевропейский язык светской культуры. Получалось двуязычие: клерикальная литература создавалась на родном языке (английский, например), а светская – на французском.

В советских книгах Средневековье рассматривалось как шаг назад в истории культуры. Современные исследователи полагают, что Средневековье – противоречивая, сложная эпоха, но как безусловный шаг вперед в развитии человечества, как открытие духовных знаний, которые помогали человеку познать мир, познать себя.

 

Особенностью средневекового видения мира является разделение материи и духа. Эти понятия стали противоположными. Двумирность, т.е. с одной стороны маленький грешный земной мир, который является слабой тенью, подобием вечного, безграничного, бесконечного мира духовного.

Возникает вертикальная структура мира.

Человек в своей земной жизни был антинамичным, т.е. разорванным внутренне, потерял целостность, которая была в античности. Он был противоречивым, был разорван на дух и плоть. Плоть была грешна, а дух он мог проявить только когда умрет. Т.е. бренная жизнь человека была греховна и непонятна. Существовало двойное представление о пространстве и времени. Было время (грешное, земное) от рождения до смерти, и время (большое) от рождения человечества до страшного суда. Было пространство: узкое, зажатое, маленькое земное, и бесконечное пространство духа.

Т.е. в средневековье мы говорим о теоцентрическом видении мира. Человек как личность ничего собой не представляет. Он важен только в своем социальном статусе (феодал, крестьянин, рыцарь).

В конце 14, начале 15 века эта вертикаль превращается в вечную горизонталь, т.е. и земной и духовный мир становятся равнозначными. Все ученые Возрождения признавали Бога, но считали, что и земная и божественная жизнь – равноценны.

 

Три основные течения в светской литературе Средневековья

В литературе Средневековья кроме огромного потока клерикальной литературы, существовали:

- народная смеховая культура,

- героический эпос,

- куртуазно-рыцарская литература.

Куртуазный – придворный. Т.к. монастырь – был центром клерикальной литературы, точно также двор был центром светской литературы. Придворная куртуазная литература по отношению к 11 веку не имеет никаких отрицательных аннотаций, это зачатки, основы, всей светской европейской культуры.

 

Народно-смеховая культура

Ее отличал гротескный характер (гротеск – выходящий за пределы здравого смысла). Опираясь на средневековые авторитеты (традиции, церковные догмы, нормы), она их не просто осмеивала, а выворачивала наизнанку и создавала особый жанр дураческой драмы. Под колпаком шута – истина в дурацком освещении, в преувеличении – становилась необычайно понятной. Все, что считалось традиционным обретало смеховой и совершенно не клерикальный, а светский характер. Эти дураческие драмы были своеобразным ответом на аскетизм, догматизм клерикальной литературы. Это те устные сказания, которые пелись (передавались устно, не записывались). Люди, которые устно передавали эти побасенки устраивали потешное скоморошье представление на остроактуальные в определенный период темы.

Уже с 11 века начинается разделение между скоморохами и бардами. Рождается новый жанр – героический эпос средневековья, который исполняют барды.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 408; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!