БУДЕТ ЛИ УМЕСТЕН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКА ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА, ПОЧЕМУ?

Тема урока: Тематическое рисование. Художники иллюстраторы.

 

цель: изучить структуру и особенности проведения урока тематического рисования. познакомить с художниками иллюстраторами нашей страны, выполнить практическую работу на тему "сказочный подводный мир и упражнение "водоросли".

Задачи:

1. познакомить с особенностями урока рисования на темы и художниками иллюстраторами

2. научить выполнять упражнение водоросли без предварительной прорисовки карандашом

3.развивать творческое и пространственное воображение, зрительную память, неординарность мышления.

4. воспитывать самостоятельность, чувство эстетического вкуса.

5. формировать художественно – творческую активность учащихся.

Тип урока:

По дидактической цели - изучение нового материала

По содержанию - рисование по представлению

По способу проведения - урок выполнения практической работы

По форме организации учебной деятельности учащихся - индивидуальный

По познавательной деятельности – репродуктивный.

методы:

-словесные: беседа, объяснение нового материала.

- демонстрационные: демонстрация репродукции картин художников иллюстраторов

-практические: выполнение упражнений, практическая работа.

инструменты и оборудование:

Для учеников: кисти, акварель, непроливайка, карандаш, ластик, альбом, палитра, салфетки бумажные или тканевые.,

Для учителя: репродукции картин художников иллюстраторов.

 

Ход урока.

1. орг момент. проверка готовности к уроку

Обьяснение нового материала

       Сегодня мы поговорим об уроках рисования на темы.

       К урокам тематического рисования относятся уроки, на которых дети занимаются композиционной деятельностью, т.е. сочиняют рисунки на заданные сюжеты, темы. По тематическому содержанию эти уроки можно подразделить на следующие виды:

 

- рисование по памяти пейзажей и сцен из окружающей жизни («Осень в городе», «В лесу зимой», «Новостройки», «Спортивные соревнования», «На уроке труда», «Наш хор», и т.д.);

 

- рисование по представлению сцен из истории страны, города и пр. («Куликовская битва», «В крестьянской избе» и пр.);

 

- рисование по воображению фантастических композиций («Прилунение корабля», «Мы на Марсе», «Гости из космоса» и пр.);

 

- иллюстрирование литературных произведений.

 

       Программа так определяет задачи этого вида рисования: «Рисование на темы закрепляет знания, навыки и умения, содействует развитию наблюдательности и творческих способностей учащихся».

       Как и всякая самостоятельная работа, тематическое рисование требует от учащихся применения их жизненных наблюдений.

       Роль учителя в занятиях по этому разделу заключается в том, чтобы путём предварительной беседы вызвать у детей яркие и правильные представления о событиях, предметах, явлениях природы, которые необходимы для данной темы, и дать указания, какими средствами выполнить её.

       Элементам композиции (размещению предметов на листе бумаги) следует уделять большое внимание с первых же самостоятельных работ детей. Точно так же, для выработки пространственных представлений у детей, нужно отвести их от схемы расстановки предметов по одной или нескольким горизонтальным линиям, и подвести их к изображению одних предметов ближе (на рисунке помещаются ниже), других дальше (на рисунке располагаются выше), а в дальнейшем – к перспективному сокращению предметов и уменьшению вида их в зависимости от расстояния.

       Поэтому самостоятельные работы детей по тематическому или иллюстративному рисованию требуют после предварительного наброска (эскиза) детей обязательного просмотра, указаний и исправлений со стороны учителя.

       Дальнейшая работа по выполнению рисунка может происходить в порядке домашнего задания.

       В этом задании надо дать указание детям, чтобы они рассмотрели в натуре те предметы, которые необходимы им при разработке темы, а также сделали наброски с натуры тех предметов и в том повороте, в каком намечены в эскизе.

       Какими наглядными пособиями можно пользоваться на уроках тематического и иллюстративного рисования? Прежде всего необходимо осудить неправильный методический приём, когда в классе вывешивается готовая картина на заданную тему или даётся учителем готовая иллюстрация на классной доске. Ни о какой самостоятельности детей здесь не будет и речи, и это в корне противоречит целевой установке данного раздела рисования.

       Другое дело, если к указанной теме показаны будут отдельные предметы. Например, по теме «Новогодняя ёлка» (II класс) можно показать изображение ёлки, игрушек; но теме «Ворона и Лисица» (V класс) можно показать отдельное изображение вороны, отдельное изображение лисицы, ели и т. д. Дети могут с показанных предметов сделать наброски и применить эти наброски, с некоторыми изменениями в своём рисунке на тему.

       Предварительный набросок рисунка на тему в процессе работы с помощью указаний учителя может изменяться и дополняться при окончательной обработке рисунка.

       Необходимо подчеркнуть, что любой рисунок на тему или иллюстрация к какому-либо произведению должен изображать один момент и этот момент должен являться главным, исчерпывающим содержание темы.

       Следует также при заданиях конкретизировать тему и научить учащихся различать тему от сюжета. Например, учитель даёт тему «Осень» (V класс). По этой теме можно выбрать целый ряд сюжетов ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ: «Лес осенью», «Поле осенью», «Осенний отлёт птиц», «Осенний сбор овощей» и т. д.

       Эта конкретизация поможет учащимся по своему желанию выбрать сюжет, характеризующий осень

БУДЕТ ЛИ УМЕСТЕН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКА ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА, ПОЧЕМУ?

       Осуществляя принцип индивидуального подхода те в обучении рисованию, в некоторых случаях учитель может взять какую-то незначительную часть работы на себя (например, наметить расположение элементов рисунка), а иногда просто помочь ребенку нарисовать какой-либо предмет. Такую помощь следует считать вполне оправданной, так как она является активизирующим и стимулирующим средством. Даже самые отсталые дети, к кото­рым учитель приходит на помощь, проявляют активность и же­лание лучше выполнить рисунок.

       Необходимо отметить, что в младших классах в тематиче­ских рисунках все предметы изображаются, как правило, в один ряд, т.е. на первом плане. Начиная с четвертого класса рису­нок на тему разрабатывается с двумя планами. Ученикам надо объяснить ЗАКОНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ, что одни предметы можно расположить на переднем плане, другие – на заднем. Размеры предметов на разных пла­нах сильно отличаются друг от друга. Чтобы учащиеся поняли разницу в передаче величины предметов, целесообразно рас­смотреть эскиз пейзажа, в котором на переднем плане предметы изображены крупно, а на заднем – мелко.    

       Учебно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая подготовительная работа. Сюда следует отнести:

· определение сюжета, перечисление и словесное описание учащимися объектов, включаемых в рисунок,

·  дополнительное рассматривание и изучение объектов изображения в натуре, различных конструктивных элементов для передачи образа предметов (различные постройки, игрушки с двигающимися частями, и т.д.),

· организацию комбинаторной деятельности учащихся с моделями для лучшего расположения элементов рисунка в пространстве,

·  объяснение и показ приемов работы, использование игровых моментов и игровой ситуации.

       Кроме того, для обогащения зрительных представлений школьников важно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, таблицы с изображением людей и животных, различные репродукции, плакаты, открытки, фотографии. Не следует забывать и о применении диафильмов и диапозитивов. В оборудование уроков тематического рисования должны входить также игрушки, модели, муляжи, чучела птиц и животных и т.д.

       Деятельность учащихся становится значительно активнее, а их работа над рисунком более целенаправленной, если учитель включает в урок выразительное чтение отрывка литературного произведения (в соответствии с темой), песню, стихотворение, загадку.

       Для того чтобы знания и умения по композиции рисунка за­креплялись, важно систематически проводить показ и анализ детских работ, выполненных на уроке. Это помогает школьникам понимать достоинства и недостатки своих рисунков.

       Оценивая работы, учитель, прежде всего, обращает внимание на то, насколько полно передана тема, проявил ли ученик твор­чество или содержание раскрывается шаблонно, имеется ли сходство между нарисованными объектами и объектами в нату­ре, насколько правильно использован цвет.

Критерии оценки детской творческой тематической композиции (на заданную тему).

· Раскрытие темы (полнота и глубина повествования).

· Творческая самостоятельность в выборе сюжета, уровень самовыражения идеи сюжета.

· Композиционное решение, как удачное выражение идеи, творческого замысла через композицию.

· Владение изобразительной грамотой, уровень навыков работы выбранным изоматериалом.

· Аккуратность и трудолюбие, в которых просматривается отношение детей к собственной работе. Уровень законченности работы.

 

       В рисунках на темы лучше сочетать работу цветными каран­дашами с акварельными и гуашевыми красками. При выполне­нии рисунков в цвете необходимо объяснить и показать, что надо раскрашивать в первую начинать с ровной заливки больших площадей (небо, земля, тра­ва), а потом переходить к раскраске отдельных предметов, цвет которых на переднем плане всегда должен быть более насыщен­ным, чем на заднем. В рисунках на темы, связанные с зимой, лучше использовать белую гуашь и цветную бумагу (голубую, серую).

       далее мы поговорим о художниках иллюстраторах. скажите мне что такое иллюстрация?

 Так что такое иллюстрация? Это любой рисунок или изображение, поясняющее или дополняющее текст произведения. Термин иллюстрация можно понимать в широком или узком смысле. В широком значении - это всякое изображение, которое поясняет текст произведения. Они помогают уяснить, что сказано в произведении, делают смысл наиболее образным и понятным. Это могут быть научно-познавательные рисунки (например, чертежи, карты или схемы) или художественно-образные.

.Что такое иллюстрация в узком значении этого слова? Это картинки, которые поясняют текст, толкуют его и помогают читателю лучше понять. Еще до чтения они дают возможность сориентироваться в содержании произведения. Существует множество картин известных художников, которые иллюстрировали книги.

       Среди художников иллюстрировавших сюжеты русских народных сказок можно особо выделить художников, это:

Виктор Васнецов и его иллюстрации к сказкам "Иван царевич и Серый волк" "Конек Горбунк", "Три богатыря".

       Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973, Вятка, Ленинград) - народный художник и иллюстратор. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы.

      Иван Яковлевич Билибин (1876-1942, Ленинград) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Билибин проиллюстрировал большое количество сказок, в том числе Александра Сергеевича Пушкина. Разработал свой стиль – «билибинский» - графическое представление с учетом традиций древнерусского и народного искусства, тщательно прорисованный и подробный узорчатый контурный рисунок, расцвеченный акварелью. Стиль Билибина стал популярен и ему стали подражать.

       Сказки, былины, образы древней Руси для многих уже давно неразрывно связаны с иллюстрациями Билибина.

так же нужно вспомнить художников Бориса Зворыкина и Евгения Рачева.

       Евгений Михайлович Рачев (1906-1997, Томск) – художник-анималист, график, иллюстратор. Иллюстрировал преимущественно русские народные сказки, басни и сказки классиков русской литературы. В основном иллюстрировал произведения, в которых главные герои – животные: русские сказки про зверей, басни.

        Леонид Викторович Владимирский (1920 г.р., Москва) — русский график и самый популярный иллюстратор книг про Буратино А. Н. Толстого и про Изумрудный город А. М. Волкова, благодаря которым он получил широкую известность в России и странах бывшего СССР. Рисовал акварелью. Именно иллюстрации Владимирского многие признают классическими для произведений Волкова. Ну а Буратино в том виде, в котором его знает и любит уже несколько поколений детей, бесспорно его заслуга.

       Владимир Григорьевич Сутеев (1903-1993, Москва) - детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры.

        Евгений Иванович Чарушин (1901-1965, Вятка, Ленинград) – график, скульптор, прозаик и детский писатель-анималист. В основном иллюстрации исполнены в манере свободного акварельного рисунка, немного с юмором. Нравятся детям, даже малышам. Известен иллюстрациями животных, которые он нарисовал к своим собственным рассказам: «Про Томку», «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья» и многим другим. Иллюстрировал также других авторов: Чуковского, Пришвина, Бианки. Самая известная книга с его иллюстрациями «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака.

       Многие иллюстрации художников воспринимаются сейчас как самостоятельные произведения, хотя часто их сюжет непонятен в отрыве от текста. Ведь они должны соответствовать содержанию и дополнять его. Художник помогает читателю лучше понять текст, представить героев и их окружение. Обычно он выбирает книгу, которая ему нравится и близка его восприятию мира. Кроме того, художнику-иллюстратору нужно много знать о быте и нравах людей того времени, которое описано в книге.

Урок №2

Практическая работа

"ПОДВОДНЫЙ СКАЗОЧНЫЙ МИР"

       Еще с детства многих из нас привлекали мультфильмы про рыб, русалок и других жителей морей и океанов. Это вовсе не удивительно, так как красота подводного мира может покорить любое сердце. Постичь все его тайны практически невозможно, и с каждым разом Вы будете открывать для себя что-то новое и увлекательное.

какие сказки, фильмы, мультфильмы вы можете вспомнить, которые соответствуют нашей теме?

(немо, лунтик, русалочка, человек амфибия, садко и др)

я хочу прочитать вам сказку одной маленькой девочки,Анастасии Добротиной, ученицы

4б класса, которая называется

Подводный мир »

       Жили-были лягушки и они говорили наоборот. Они спали в маленьких, удобных пузырьках. Жители этой страны были разные: рыбы, которые умели петь, осьминоги, которые играли на фортепиано, пучеглазики (это морские ежи с большими глазами) и Морчики со своими питомцами. Морчики – это маленькие человечки. У них бывают разные питомцы. У кого - черепахи, у кого - медузы, а у кого - самые опасные животные: акулы!!! А еще в этом городе есть такси (это скаты) и сокровища!

       Приготовте лист бумаги, краски и кисточки. мысленно разделите лист на 6 квадратов.

выполнение упражнения "ВОДОРОСЛИ"

· коричневой краской нарисвать камушки и или песок на дне водоема

· зеленой краской выполнить волнообразные линии на всех картинках

· прорисовывая листочки разной формы и или утолщая волнообразную линию дорисовать водоросли.

 

приготовить новый лист бумаги, кисти краски, карандаш, воду.

Огромное количество рыб живут в морских глубинах и океанах, реках и озерах, и все они очень разные: мелкие и крупные, хищные и нехищные, яркие, декоративные и совсем незаметные, похожие на песок или камень.

Из чего состоит любая рыба? (Туловище, голова, плавники, хвост и внешняя раскраска.)

Интересно, что стоит изменить только один из пяти пунктов - и получится совсем другая рыба. Например, меняем плавники и или окраску. Давайте посмотрим, как это сделать.

Вид туловища рыбы зависит от того, какие дуги мы выбрали. Затем прорисовываются головы и плавники, добавляются, если надо, детали. После этого придумывают раскраску для рыбы. А как вы думаете, от чего зависит окраска рыбы?

Для большинства рыб, обитающих в верхних и средних слоях воды, характерен общий тип защитной окраски. Нижняя часть тела у них светлая и сливается с ярко-освещенной поверхностью воды, если смотреть снизу. Верхняя же часть тела у них темнее - чтобы сливаться с темной глубиной внизу. Некоторые рыбы обманывают своих врагов с помощью раскраски. На спинном плавнике рыбы-бабочки имеется ложный глаз - в результате нападающий не может понять, где у этой рыбы голова. Темные линии на теле рыбы-ангела очень похожи на водоросли и растения, среди которых она живет.кто еще может быть изображен в подводном сказочном мире?

русалочки, волшебные замки, морские растения и животные, кораллы, моллюски и раковины, возможно вы придумаете своих волшебных животных


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!