ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЯДЫ КВИНТИЛИАНА



 

Квинтилиан (42-118 гг. н. э.). Яркая фигура римской философской и педагогической мысли – Квинтилиан. Адвокат и оратор, он черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия (Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, Демосфен, Цицерон и др.). Главный труд Квинтилиана – «Ораторское образование». Из 12 книг этого трактата наиболее известны две: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Квинтилиан ратовал за общедоступность образования, полагая, что все нормальные дети римских граждан достойны получать образование. Он верил в созидательные возможности школьного обучения, считая, например, что ученики - тупицы – на совести педагогов.

Будучи не только теоретиком, но и практиком, в обширном (12 книг) сочинении «О воспитании оратора» систематизировал и переработал заимствованные из Греции педагогические идеи и дополнил их обширными дидактическими указаниями, почему его можно назвать первым по времени дидактом.

Квинтилиан указывал, что у ребенка имеются широкие возможности развития. Он дает ряд указаний о развитии речи у ребенка, начиная с первых лет его жизни. Указывает на большое значение школы для воспитания детей. К ребенку нужно подходить с учетом его индивидуальных особенностей. Квинтилиан предъявляет ряд требований к учителю: он должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным на похвалу и наказания, должен изучать детей и пр.

Главными методами обучения, по Квинтилиану, являются теоретические наставления, подражание и упражнения. Основы обучения надо закладывать прочно. Квинталиан подробно указывает значение каждого учебного предмета в системе образования,

Квинтилиан был первым преподавателем, получавшим оклад из государ-ственной казны и носившим титул профессора красноречия.

Везде и всегда, советует Квинтилиан, следует обращать внимание на свойства и способности различных возрастов. Начинать обучение детей в игровой форме. Обучаясь чтению, дети должны одновременно знакомиться с изображением и с названием букв. Обучая чтению, не следует слишком спешить, пока ребенок не в состоянии без запинок связать между собой буквы, а потом из складов слова, а потом уже при помощи упражнений добиваться правильной быстроты. При обучении письму, следует обращать внимание на содержание текста, который должен содержать не пустые сентенции, а нравственное правило.

Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора («поэтами родятся, а ораторами становятся»). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения.

Первой ее ступенью было домашнее воспитание. Следовало выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать от домашних «учителей-полузнаек». До 7 лет ребенок должен был овладеть латинской и частично греческой грамматикой (предлагалось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квинтилиана, в таком случае затем лучше усваиваются правила родного языка).

Испытав способности каждого ученика, учитель должен решить, как его обучать и чему. Ибо у одного ученика могут быть способности к истории, у другого к стихотворчеству, у третьего к правоведению, тогда как некоторых лучше всего отправить к плугу.

Как в обучении, так и в воспитании учитель должен относиться к детям снисходительно, лишь бы не преступить при этом меры. Не следует прибегать к телесным наказаниям: бить детей, значит, сперва не приучить их к добру и правде, а потом наказывать за упущение того и другого.

Наставник и учитель должны иметь к детям родительскую любовь, знать теорию обучения, быть просвещенным человеком. Квинтилиан был сторонником общественного воспитания, считая, что оно имеет преимущества по сравнению с индивидуальным, домашним.

Учитель может способствовать более быстрым успехам учеников, если он ознакомит их с сочинениями историков и ораторов, обратит внимание на красоты, укажет на ошибки автора, будет постепенно приучать учеников мыслить самостоятельно.

Идеи Квинтилиана, забытые в период раннего средневековья и вновь воскресшие в эпоху Возрождения, оказали значительное влияние на многих деятелей этого времени.

Речевая педагогика Квинтилиана . Марк Фавий Квинтилиан – автор, завершающий этап развития античной риторики, основатель педагогики. Трактат "Образование оратора", состоит из двенадцати книг, посвященных воспитанию и обучению гражданского и судебного оратора. Квинтилиан фактически строит процесс обучения таким образом, что затрагиваются все разделы, способствующие формированию личности оратора. Обучение воспитанника делится на «телесное и духовное» как единые составляющие. В процесс обучения включаются: физическая культуру и языки, образование в области философии и права, тренировка в изобретении речи, изучение образцов ораторской практики, воспитание этики оратора, изучение и понимание нравов и интересов аудитории, организация речи по частям речи, фигурам речи и мысли и многое другое.

Особенность труда Квинтилиана не только в подведении итогов описания феномена речи, но и в том, что, будучи педагогическим сочинением, его "Наставления" создали педагогическую систему, в которой были разработаны основы общего образования. Воспитание собственно ораторских навыков мыслилось как венец подготовки по всему комплексу предметов общего образования. Это воспитание позволяет человеку действовать в любой области как лицу, как говорят теперь, «управляющему» какой – либо деятельностью.

Воспитание оратора по Квинтилиану заложило основы педагогической психологии, предположило учебную методику, разделенную по ступеням обучения, включило в себя воспитание языкового творчества. Принципы Квинтилиана сохраняют полную силу для современной подготовки гражданского оратора.

 

АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО «РИТОРИКА»

 

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу (ликей), так называемую перипатетическую школу (от греч. перипатео – прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями. Аристотелем написаны трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии, риторики, педагогике.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) подробно излагает в своем сочинении «Риторика», которое состоит из трех книг, взгляды на данную науку. В I книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого предмета…Их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие – от того или другого настроения слушателя, третьи – от самой речи». Далее рассматриваются виды ораторских речей. Во II книге «Риторики» говорится о «причинах, возбуждающих доверие к говорящему». «Это разум, добродетель и благорасположение». Если «слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие». Автор рассказывает о том, как убеждать слушателей, учитывая их возраст, происхождение, общественное положение и т.д. Автор подчеркивает необходимость использования достоверных знаний, приводить примеры из жизни. III книга «Риторики посвящена самой речи: стилю (он должен подходить к предмету речи и быть ясным, доступным, изящным, благородным и т.д.).

 

Практикум

1. Подготовить сообщения:

ü Демосфен – величайший оратор Древней Греции (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. - М., 1968.-Т.3; Кохтев Н. Н. Риторика.- М.. 1994; Демосфен. Речи. - М.. 1994).

ü Марк Тулий Цицерон – вершина риторического мастерства Древнего Рима (Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика. – М., 1972; Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме.-М.. 1976; Три трактата об ораторском искусстве.-М., 1994).

ü «Риторика» Аристотеля как изложение научных основ красноречия (Аристотель. Риторика // Античные риторики.-М., 1978; Аристотель и античная литература.- М., 1978: Кохтев Н.Н. Риторика.-М., 1996).

2. Составьте и произнесите речь. Тема ее – вы сами. Ваше выступление – это ваша визитная карточка. Цель ее – познакомить с собой, представить себя, заинтриговать собой, по возможности обаять аудиторию. Найдите для такого хорошо знакомого вам предмета разговора, информацию о себе, своем характере, увлечениях, достоинствах и недостатках, неожиданный прием, ассоциацию, чтобы не только сообщить свои анкетные данные, но и наиболее искренне и полно представить свой внутренний мир. Итак, «заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ).

3.Прочитайте выше приведенную статью: Из истории риторики. Выступите перед аудиторией в роли оратора (перескажите данный фрагмент).

 

Литература

 

1. Аннушкин В.И. Риторика Экспресс-курс. Учебное пособие. М., 2007.

2. Безменова Н. А. Очерки по истории и теории риторики. [Текст]. М., 1991.

3. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. [Текст]. – М., 1996. – Глава I

4. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. [Текст] – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 480 с.

5. Панов М. И. Риторика от античности до наших дней [Текст]. // Антология русской риторики. – М., 1997.

 

Практическое занятие № 1.2

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО РОССИИ

 

Теоретическая часть

 

1. История возникновения академического красноречия.

2.Первые учебники по риторике в России. Авторы наиболее известных учебников по риторике конца CVIII - первой половины CIC в.

3. Академическое красноречие. Ораторское искусство педагога (Т.Н.Грановский, А.А.Ухтомский, О.В.Ключевский, Е.Н.Ильин).

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 6468; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!