Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Разработаны В.Н. Гвоздеем.

1. Художественное своеобразие баллад В.А. Жуковского
(«Людмила», «Светлана»)

1. Основной художественный конфликт баллады «Людмила». Показать его развитие.

2. Роль пейзажных зарисовок.

3. Авторская позиция в балладе и способы её выражения.

4. В чём состоит своеобразие стиля Жуковского?

5. Какими средствами достигается усиление «русского» колорита в балладе «Светлана» (в сравнении с балладой «Людмила»)? Какую роль в структуре баллады играют сцены гадания?

6. Общее и различное в образах героинь (Людмилы и Светланы).

7. Конфликт в балладе «Светлана».

8. Смысл сна Светланы и счастливой развязки. Образы-символы, их значение.

9. Образ автора в балладе (в сравнении с балладой «Людмила»). Средства выражения авторской позиции.

Лит. 1. История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – Л., 1981.

2. Семенко И.М. Жизнь и творчество Жуковского. – М., 1975.

3. Шаталов С.Е. Романтизм Жуковского // История романтизма в русской литературе: в 2 кн. – Кн. 1. – М., 1979. – С. 110–144.

4. Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Выделить экспозицию, завязку, кульминацию, развязку комедии. Какими событиями, происходящими на сцене, они определяются?

2. Охарактеризовать развитие действия комедии. Объяснить «перебивку» темпа в развитии действия. В каких сценах темп особенно высок и почему?

3. Две ведущих сюжетных коллизии комедии. Чем обусловлена необходимость каждой из них? Показать их развитие и взаимодействие.

4. Своеобразие композиции. Ведущий композиционный приём комедии.

5. Система образов. Основные принципы расстановки сил.

6. Речевые характеристики основные действующих лиц. Связь этого аспекта произведения с системой образов.

7. Стилевое разнообразие языка комедии. Указать приметы «разговорности» языка.

8. Каково участие героев в каждой из сюжетных коллизий.

9. Причины складывания и противопоставления Чацкому московской, «Фамусовской» группировки. Можно ли говорить о «двух лагерях» в комедии?

10. Смысл финальной сцены. Кто терпит «горе от ума»? К какому итогу приходят в финале комедии носители разных типов «ума» (Чацкий, Фамусов, Софья, Молчалин)? Какой тип «ума» торжествует?

11. Идея произведения и специфика жанра. Как авторский идейный замысел повлиял на систему образов, отбор персонажей, сюжетостроение? Как объяснить «перенаселённость» комедии и значительное количество внесценических персонажей?

Лит. 1. История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – Л., 1981.

2. Орлов В.Н. А.С. Грибоедов. – Л., 1967.

3. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горе от ума». – М., 1971.

4. Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. – М., 1974.

5. А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиция. – Л., 1977.

6. Гончаров И.А. Мильон терзаний (любое издание).

3. Эволюция пушкинского романтизма. «Южные поэмы».
«Кавказский пленник»

1. Пушкинское решение романтического мотива «двоемирия».

2. Приметы традиционного для романтической поэмы «этнографизма».

3. Точное место и время описанных событий. Какова мера этой точности и чем она объясняется?

4. Действие поэмы развивается непрерывно или прерывисто? Почему?

5. Преобладающее время суток, в которое происходит действие основных эпизодов. Чем объясняется выбор этого времени?

6. Система образов и её связь с романтической концепцией личности.

7. В какой форме представлена речь героев? Чем объясняется преобладание этой формы?

8. В чём причина разочарования героя? Даёт ли автор исчерпывающее объяснение и – почему?

9. Чем обусловлена трагичность судьбы черкешенки? А если бы не было пленника?

10. Почему черкешенка более «активна»? Почему все важнейшие действия в поэме совершаются по её инициативе? Чем объяснить пассивность пленника?

11. Как объяснить название поэмы, если характер черкешенки в большей мере отвечает традиционным представлениям о романтическом герое?

12. Роль эпилога. Его художественная и идейная функция.

13. В чём своеобразие русского романтического героя в понимании Пушкина?

14. Идея произведения.

Лит. 1. История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – Л., 1981.

2. Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.

3. История романтизма в русской литературе: в 2 кн. – Кн. 1. – М., 1979.

4. Эволюция пушкинской драматургии.
Маленькая трагедия «Каменный гость»

1. Источник сюжета. Предшественники А.С. Пушкина в его художественной разработке. Почему герой у Пушкина назван Дон Гуаном, а не Дон Жуаном?

2. Мотивы возвращения Дон Гуана в Мадрид.

3. О каких женщинах вспоминает Дон Гуан? Чем они привлекают его и как он к ним относится?

4. Характер Лауры. За что она любит Дон Гуана?

5. Зачем Пушкин, вопреки легенде, наделяет героя положительным даром?

6. Почему Дон Гуан начинает ухаживать за Донной Анной? Его слова, обращённые к ней, это уловка опытного обольстителя или – выражение искреннего чувства?

7. Характер Донны Анны. Почему она принимает ухаживания Дон Гуана?

8. Зачем Дон Гуан открывает ей своё настоящее имя (сравните с Самозванцем)?

9. Мотив приглашения статуи Командора. Зачем Пушкин отступает от традиционного сюжета, вводя мотив, усугубляющий вину Дон Гуана?

10. В чём исток трагедии Дон Гуана (в традиционном сюжете; в произведении А.С. Пушкина)?

11. Авторская оценка образа Дон Гуана и способы её выражения. Поведение Дон Гуана перед смертью. Ваше отношение к образу Дон Гуана.

12. Художественная функция образа Лепорелло.

13. Национальный характер трагедии.

14. Специфика жанра маленькой трагедии. Эстетика пушкинского театра.

Лит. 1. История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – Л., 1981.

2. Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. – М., 1983.

3. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957.

4. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы. – Л., 1974.

Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1. Композиция романа как средство раскрытия характеров и концепции произведения в целом.

2. Система образов и особенности конфликта. Роль любовной коллизии в романе.

3. Сюжетная и идейная функция мотива дуэли.

4. Существует ли связь образа главного героя с Пленником и Алеко? Обоснуйте свой вывод.

5. Новая встреча Онегина с Татьяной – повторение (зеркальное) исходной любовной ситуации или принципиально иная ситуация?

6. В чём причина отказа Татьяны?

7. Образ автора в романе. Его отношение к героям и способы раскрытия авторской позиции.

8. Идейный итог произведения. Почему в романе отсутствует традиционный финал (каким он мог бы быть)?

9. «Путешествие Евгения Онегина» в структуре романа. Его идейно-художественная роль.

10. Ваше суждение о концепции мира и человека в произведении. Пушкинское понимание отношения художника к действительности.

Лит. 1. История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – Л., 1981.

2. Белинский В.Г. Сочинения А.С. Пушкина. Ст. 8–9 (любое издание).

3. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. – М., 1957.

4. Макогоненко Г.П. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – М., 1963.

5. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы. – Л., 1974.

6. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л., 1980.

7. Одиноков В.Г. «И даль свободного романа…». – Новосибирск, 1983.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 501; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!