Глава 23. АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА 4 страница



Перевод или другая переработка произведения тоже является способом его использования. При этом под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или базы данных с одного языка на другой, за исключением адаптации, т.е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

Способом использования архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта является его практическая реализация. Всякое практическое воплощение в жизнь произведений архитектурной, градостроительной, дизайнерской, садово-парковой графики может осуществляться только с согласия авторов, которые вправе разрешить или запретить создание в натуре изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, здания, сооружения, сада, парка.

Права архитекторов и дизайнеров не ограничиваются теми чертежами, эскизами, макетами, в которых нашла воплощение их творческая мысль. Они действуют и в отношении тех решений, которые нашли воплощение в конкретных строящихся или уже построенных объектах. Без согласия автора, а в случае перехода прав к правопреемнику - без его согласия нельзя повторно реализовать соответствующий проект, хотя бы он и был воплощен в конкретных объектах. Автор проекта имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством архитектурного объекта.

Использованием произведения считается также предоставление доступа к нему таким образом, что лицо, желающее им воспользоваться, может сделать это из любого места и в любое время по собственному выбору. Ранее это право рассматривалось как право на доведение до всеобщего сведения. Оно реализуется в праве на размещение произведения в сети Интернет, которое включает в себя и право определять режим и условия такого использования (платный или бесплатный, общедоступный или ограниченный). Использование произведения в сети Интернет, производимое без согласия автора (правообладателя), является незаконным, нарушает авторские права.

 

3. Коллективное управление имущественными правами

 

Появление института коллективного управления названными правами обусловлено невозможностью или затруднительностью их осуществления в индивидуальном порядке, обусловленными характером произведения и способом его использования <1>. Авторы, а также исполнители, изготовители фонограмм (видеозаписей) и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено <2> либо когда действующее законодательство допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе) (п. 1 ст. 1242 ГК). Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами.

--------------------------------

<1> См.: Моргунова Е.А. Коллективное управление авторскими правами на современном этапе. М., 2005. С. 9.

<2> В качестве примеров можно назвать публичное исполнение произведений, в том числе на радио, на телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование. Вопрос о том, является ли затруднительным осуществление имущественных прав, должен решать сам правообладатель.

 

Организации по управлению правами на коллективной (членской) основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав или способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и смежными правами. Но в каждой из сфер деятельности, указанных в ГК, должна действовать лишь одна такая аккредитованная организация <1>.

--------------------------------

<1> "Монополия организаций по коллективному управлению в определенной сфере использования произведений в отношении одной категории правообладателей должна существовать как необходимое условие и существует практически во всех странах мира" (Близнец И., Антонова А. Коллективное управление и государственный контроль: проблемы и перспективы // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004. N 1. С. 5).

 

Организации по управлению правами на коллективной основе могут представлять лишь тех авторов, с которыми они заключили соответствующие договоры. Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является только договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателями в письменной форме. Указанный договор может быть заключен с правообладателями, как являющимися членами такой организации, так и не являющимися ее членами. Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе <1>.

--------------------------------

<1> Модель коллективного управления, которая в большей степени отвечает интересам пользователей, - так называемая модель расширенного представительства, когда организация по управлению правами на коллективной основе уполномочена выдавать лицензии не только на произведения, полномочия на управление которыми были переданы ей в управление на основании договоров, но и на все произведения. Система расширенного представительства нашла свое отражение в части четвертой ГК, но только в отдельных сферах коллективного управления, прямо названных в ГК в подп. 1 - 6 п. 1 ст. 1244.

 

Организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей либо от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе, без доверенности (п. 5 ст. 1242 ГК).

Организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о предоставлении прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав (лицензионные договоры) и собирает с них средства на выплату вознаграждения за использование этих объектов. При этом указанная организация не вправе отказать пользователю в заключении договора без достаточных оснований.

Пользователи обязаны по требованию организации по управлению правами на коллективной основе представлять ей отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения средств на выплату вознаграждения.

Организация по управлению правами на коллективной основе производит распределение средств, собранных на выплату вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав, между правообладателями, а также осуществляет выплату им указанного вознаграждения в размерах и порядке, которые предусмотрены уставом организации. Она вправе удерживать из собранных на выплату вознаграждения средств суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этой организацией, с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей. Одновременно с выплатой вознаграждения организация обязана представить правообладателю отчет, содержащий сведения об использовании его прав, в том числе о размере средств, собранных на выплату вознаграждения, и удержанных из этих средств сумм.

Организации по управлению правами на коллективной основе формируют реестры, содержащие сведения о правообладателях, о правах, переданных им в управление, а также об объектах авторских и смежных прав. Сведения, содержащиеся в таких реестрах, предоставляются всем заинтересованным лицам в порядке, установленном организацией, за исключением сведений, которые в соответствии с законом не могут разглашаться без согласия правообладателя.

Организация по управлению правами на коллективной основе может осуществлять деятельность в следующих сферах коллективного управления:

- управление авторскими правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю посредством передачи по радио или телевидению (сообщение в эфир или по кабелю), в том числе путем ретрансляции (подп. 6 - 8 п. 2 ст. 1270 ГК);

- управление авторскими правами на обнародованные отрывки из драматических произведений, а также на малообъемные литературные и драматические произведения (конферанс, скетчи, репризы, фельетоны и т.п.) в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подп. 6 - 8 п. 2 ст. 1270 ГК);

- осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение такого аудиовизуального произведения (п. 5 ст. 1263 ГК);

- управление правами изготовителей аудиовизуальных произведений (видеозаписей) в отношении их использования путем ретрансляции;

- управление авторскими правами на произведения изобразительного искусства, а также на рукописи литературных и музыкальных произведений в отношении права следования (ст. 1293 ГК);

- управление авторскими правами на обнародованные произведения в отношении их воспроизведения путем репродуцирования (п. 2 ст. 1275 ГК);

- осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и видеозаписей на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и видеозаписей в личных целях (ст. 1245 ГК);

- осуществление прав исполнителей и прав изготовителей фонограмм и видеозаписей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм и видеозаписей, опубликованных в коммерческих целях (ст. 1326 ГК).

Управление имущественными правами в указанных сферах возможно только в отношении обнародованных произведений, поскольку использование необнародованных произведений представляет собой способ реализации не только имущественных прав, но и неимущественного права - права на обнародование.

Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из перечисленных сфер коллективного управления может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе <1>. Однако в определенных случаях такая организация может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления. Аккредитованные организации действуют на основании типового устава <2>, который утверждается в порядке, определяемом Правительством РФ.

--------------------------------

<1> Приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 23 октября 2008 г. N 92 "Об утверждении Положения об аккредитационной комиссии" // Российская газета. 2008. 25 ноября.

<2> Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 февраля 2008 г. N 30 "О типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" // БНА. 2008. N 23.

 

Наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в аналогичных сферах коллективного управления. Такие организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению их правами.

 

4. Иные права автора

 

Право доступа (ст. 1292 ГК) к произведению нередко относят к личным неимущественным правам, хотя по своему характеру оно значительно отличается от них. Право доступа связано с материальным объектом, поскольку имеется в виду доступ именно к оригиналу произведения, а не к его копии. В то же время это право является средством осуществления автором своего имущественного права на воспроизведение. Так, чтобы автор мог осуществить творческий повтор своего произведения изобразительного искусства, ему необходим доступ к оригиналу произведения.

Автор может требовать осуществления данного права не только от собственника оригинала произведения изобразительного искусства, но и от другого лица (государственного или частного музея и т.п.). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Законный владелец оригинала вправе требовать от автора возмещения своих расходов, связанных с предоставлением автору права доступа.

Определенным своеобразием обладает право следования, которое имеет в виду защиту имущественных прав автора произведения изобразительного искусства. В случае отчуждения автором оригинала такого произведения при каждой публичной перепродаже этого оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвуют галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин и тому подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от перепродажной цены (п. 1 ст. 1293 ГК). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ <1>. В результате, например, малоизвестный художник, первоначально продавший свою картину по незначительной цене, впоследствии, приобретя большую известность, имеет также возможность получить некоторое дополнительное вознаграждение за свое творчество <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2008 г. N 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений" // СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1880.

<2> Действительно, кажется крайне несправедливым, что, например, картины, которые Поль Гоген отдавал в качестве платы за проезд, спустя несколько лет были оценены публикой и стоили миллионы, однако ни автор, ни его наследники не могли получить выгоду от этих уже раз отчужденных произведений.

 

Авторы пользуются правом следования также в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

 

§ 5. Пределы авторских прав

 

1. Понятие свободного использования произведения

 

Использование произведения без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения не допускается. Однако в публичных интересах в изъятие из этого правила в некоторых случаях разрешается свободное использование произведений науки, литературы и искусства: в личных, информационных, научных, учебных, культурных целях, без намерения извлечь выгоду, но при условии, что указанное произведение было правомерно опубликовано, т.е. введено в гражданский оборот с разрешения автора.

Названные исключения не применяются в отношении воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; воспроизведения баз данных или их существенных частей; воспроизведения программ для ЭВМ (кроме случаев, предусмотренных ст. 1280 ГК); репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов; видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, и воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях. Таким образом, можно перезаписать произведение с диска или со звуковой кассеты, снять с него ксерокопию, распечатать его изображение на принтере и т.д. Но их последующая передача другому лицу, не входящему в обычный круг семьи, уже нарушает условия разрешенного использования.

 

2. Основные случаи свободного использования произведений

 

Наиболее частые случаи свободного использования произведений перечислены в ст. 1274 ГК, которая допускает без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

- цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;

- использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

- воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;

- воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;

- воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

- воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений (кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами).

В том случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!