Практические задания для самостоятельной работы



o Обосновать хронологический, исторический и эстетический принципы периодизации русской литературы XVIII века.

o Охарактеризовать основные направления культурной реформы Петровской эпохи.

o Перечислить основные признаки отличия литературы Нового времени от древнерусской литературы.

o Назвать основные признаки протожанра новой русской литературы - проповеди.

o Перечислить признаки риторической поэтики в старших жанрах Нового времени – сатире и торжественной оде.

o Охарактеризовать парадигму жанровой эволюции русской литературы периода классицизма.

o Проанализировать типологические особенности поэтики ранней русской прозы.

o Определить основные особенности индивидуального стиля первых русских классицистов – Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова..

o Охарактеризовать роль нормативных актов русского классицизма (реформа стихосложения, реформа стиля, регламентация системы литературных жанров..

o Описать типологию метасюжета русской классицистической трагедии.

o Целостный анализ одной из трагедий А.П. Сумарокова (по выбору: «Хореев», «Димитрий Самозванец»)

o Проанализировать пути становления жанра комедии в творчестве А.П. Сумарокова.

o Целостный анализ одной из комедий А.П. Сумарокова (по выбору: «Тресотиниус», «Опекун», «Рогоносец по воображению»).

o Охарактеризовать особенности переходного периода в русской литературе XVIII века: 1760-1770-е гг. (уровни демократизации литературного процесса).

o Назвать причины расцвета русской периодики и сатирической публицистики в 1760-1770-х гг.

o Описать особенности нарратива в раннем русском романе (Ф. Эмин, М.Д. Чулков).

o Типология повествования в русской лироэпической поэме 1770-1780-х гг (проблема героя, автора и читателя).

o Элементы фольклорного мирообраза в русском лироэпосе (В.И. Майков, И.Ф. Богданович).

o Целостный анализ комедии Д.И. Фонвизина (по выбору: «Бригадир», «Недоросль»).

o Эволюция одического жанра в творчестве Г.Р. Державина.

o Основные признаки индивидуального поэтического стиля Г.Р. Державина.

o Роль пародии в творчестве И.А. Крылова в XVIII веке.

o Идеология раннего творчества А.Н. Радищева.

o Жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву».

o Сравнить типологические особенности европейского и русского сентиментализма: общее и различное.

o Эстетика и поэтика сентиментализма в «Дневнике одной недели».

o Особенности нарратива в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина.

o Жанровые разновидности повести в творчестве Н.М. Карамзина.

o Своеобразие романного повествования в «Рыцаре нашего времени» Н.М. Карамзина.

4. Перечень вопросов для экзамена:

1. Культура первой четверти XVIII в. (просвещение, театр, периодическая печать и книгоиздание, массовая литература).

2. Безавторские гистории. «Повесть о российском матросе Василии Кориотском».

3. Жанр проповеди в творчестве Ф. Прокоповича.

4. Поэтика жанра сатиры в творчестве А.Д. Кантемира (генезис, поэтика, идеология, жанровая установка, особенности словоупотребления, типология образности, мирообраз).

5. Реформа стихосложения В.К. Тредиаковского.

6. Жанрово-стилевое своеобразие лирики В.К. Тредиаковского.

7. Переводы западноевропейского романа в творчестве В.К. Тредиаковского.

8. Понятие классицизма (социально-исторические предпосылки, философские основы). Своеобразие русского классицизма.

9. Эстетика классицизма: концепция личности, типология конфликта, система жанров.

10. Жанр торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова (понятие одического канона, особенности словоупотребления, типология образности, мирообраз).

11. Литературная позиция М.В. Ломоносова («Разговор с Анакреоном», «Письмо о пользе стекла»).

12. Духовная и анакреонтическая ода М.В. Ломоносова как лирические жанры.

13. Теоретико-литературные труды М.В. Ломоносова.

14. Поэтика жанра трагедии в творчестве А.П. Сумарокова (стилистика, атрибутика, пространственная структура, художественная образность, своеобразие конфликта, типология развязки).

15. Эволюция и поэтика жанра комедии в творчестве А.П. Сумарокова (жанровый фон комедии, особенности словоупотребления, функции понятий, типология художественной образности, мирообраз, типология развязки, жанровое своеобразие).

16. Лирика А.П. Сумарокова: жанровый состав, поэтика, стилистика (песня, басня, пародия).

17. Особенности литературного процесса 1760-1780 гг.

18. - спор о сатире.

19. Сатирическая публицистика 1769-1774 гг. Журналы Н.И. Новикова «Трутень» и «Живописец» в полемике с журналом Екатерины II «Всякая всячина» - крестьянский вопрос.

20. Пути развития русской художественной прозы XVIII в.

21. Жанровая система романистики Ф.А. Эмина.

22. Поэтика, проблематика и жанровое своеобразие романа М.Д. Чулкова «Пригожая повариха, или похождения развратной женщины».

23. Ирои-комическая поэма В.И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх»: пародийный аспект, особенности сюжетосложения, формы выражения авторской позиции.

24. Ирои-комическая поэма И.Ф. Богдановича «Душенька»: миф и фольклор в сюжете поэмы, ирония и лиризм как формы выражения авторской позиции.

25. Своеобразие действия и жанровая структура комедии Д.И. Фонвизина «Бригадир».

26. Каламбурное слово и типология художественной образности в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (бытовые герои и герои-идеологи).

27. Структура действия и конфликта комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

28. Жанровое своеобразие комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: синтез комедийных и трагедийных жанровых факторов.

29. Поэтика жанра стихотворной высокой комедии: «Ябеда» В.В. Капниста.

30. Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г.Р. Державина 1779-1783 гг. Поэтика оды «Фелица».

31. Категория личности и уровни ее проявления в лирике Г.Р. Державина 1780-1790 гг.

32. Журнал И.А. Крылова «Почта духов»: сюжет, композиция, приемы сатиры.

33. Пародийные жанры публицистики И.А. Крылова (ложный панегирик и восточная повесть).

34. Шутотрагедия И.А. Крылова «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет.

35. Сентиментализм как литературный метод. Своеобразие русского сентиментализма.

36. Идеология раннего творчества А.Н. Радищева. Структура повествования в «Письме к другу, жительствующему в Тобольске»

37. «Житие Ф.В. Ушакова» А.Н. Радищева: жанровые традиции жития, исповеди, воспитательного романа.

38. Структура повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

39. План автора и план героя в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

40. Особенности сюжета и композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

41. Жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева в соотношении с национальной литературной традицией.

42. Жанровое своеобразие и проблематика «Дневника одной недели» А.Н. Радищева. Проблема художественного метода.

43. Документальный, публицистический и художественный пласты повествования в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина.

44. Проблема жизнестроительства как эстетическая категория «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина.

45. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

46. Эволюция жанра исторической повести в творчестве Н.М. Карамзина.

47. Предромантические тенденции в прозе Н.М. Карамзина: повесть настроения «Остров Борнгольм».

48. Проблема героя времени и особенности романной эстетики в романе Н.М. Карамзина «Рыцарь нашего времени».

49. Основные закономерности развития и художественное своеобразие русской литературы XVIII в.

50. Периодизация русской литературы XVIII в.

 

5. Учебные пособия и хрестоматии:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000; 2003

2. Бухаркин П.Е. История русской литературы XVIII века (1700-1750-е годы). Учебно-методический комплекс по курсу «история русской литературы XVIII века». Учебник для высших учебных заведений Российской Федерации. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2013.

3. Тверьянович К.Ю. Русский стих 1735-1810-х годов. Метрика и строфика. Антология. Учебно-методический комплекс по курсу «история русской литературы XVIII века». Учебное пособие для высших учебных заведений Российской Федерации. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2013.

4. Гуськов Н.А. История русской литературы XVIII века. Учебно-методический комплекс по курсу «история русской литературы XVIII века». Учебная книга. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2013.

5. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII в. Л., 1939.

6. История русской литературы: В 4 т. Л., 1980 (Т. 1. Ч. 2).

7. Ларкович Д.В. Г.Р. Державин и художественная культура его времени: формирование индивидуального авторского сознания. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011.

8. Эммин. Ф.А. Адская почта.СПб.: Изд-во «Пушкинский дом», 2013.

9. Альтшуллер Марк. В тени Державина СПб.: Изд-во «Пушкинский дом», 2014.

10. Минералов Ю.И. История русской литературы XVIII века. М.: Высшая школа, 2007.

11. Бухаркин П.Е. История русской литературы XVIII века: Петровская эпоха. СПб.: «Русский мир: учебники для высшей школы», 2009.

12. Гуськов Н.А. История русской литературы XVIII века: Учебная книга. СПб.: «Русский мир: учебники для высшей школы», 2009.

13. Клейн Иоахим. Русская литература в XVIII веке. М.: Индрик, 2010.

14. Благой Д.Д. История русской литературы XVIII в. М., 1960.

15. Орлов П.А. История русской литературы XVIII в. М., 1991.

16. Травников С.Н., Ольшевская Л.А. История русской литературы XVIII века: Практикум. М., 2004.

17. Русская литература XVIII в. 1770-1775. Хрестоматия. Сост. В.А. Западов. М., 1979.

18. Русская литература последней четверти XVIII в. Хрестоматия. Сост. В.А. Западов. М., 1985.

19. Русская литература. Век XVIII. Лирика. М., 1990.

20. Русская литература. Век XVIII. Трагедия. М., 1991.

21. Хрестоматия по русской литературе XVIII в. Сост. А.В. Кокорев. Изд. 4. М., 1965.

22. Русская литература XVIII в. Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970.

Литературоведение (общие исследования):

1. Лотман Ю.М. Очерки по русской культуре XVIII в. // Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII - начало XIX века). М., 1996.

2. Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха. Мелодика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984.

3. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.

4. Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.

5. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII в. М.; Л., 1952.

6. Западов А.В. Поэты XVIII в. (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин). М., 1979.

7. Западов А.В. Поэты XVIII в. (А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков). М., 1984.

8. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII в. Л., 1985.

9. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1982.

10. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977.

11. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977.

19. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. СПб., 1994.

20. Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов, 1974.

21. Лебедева О.Б. Поэтика русской высокой комедии. М.: Языки славянской культуры, 2014. Ч. 1. Русская высокая комедия XVIII века.

 

Литературоведение (статьи по истории русской литературы XVIII в.):

1. Стенник Ю.В. Проблема периодизации русской литературы XVIII в. // XVIII век. Сб. 16. Л., 1989.

2. Кузьмина В.Д. Повести Петровского времени // История русской литературы: В 14 т. М.; Л., 1941. Т. 3.

3. Кочеткова Н.Д. Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма // XVIII век. Сб. 9. Л., 1974.

4. Купреянова Е.Н. К вопросу о классицизме // XVIII век. Сб. 4. М.; Л., 1959.

5. Пумпянский Л.В. Кантемир // История русской литературы: В 14 т. Т. 3.

6. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

7. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.; Л., 1966.

8. Орлов А.С. «Тилемахида» В.К. Тредиаковского // XVIII век. Сб. 1. М.; Л., 1935.

9. Стенник Ю.В. О художественной структуре трагедии А.П. Сумарокова // XVIII век. Сб. 5. М.; Л., 1962.

10. Серман И.З. Русская поэзия середины XVIII в. Сумароков и его школа // История русской поэзии: В 2 т. Л., 1968. Т. 1.

11. Сазонова Л.И. Переводная художественная проза в России 30-60 гг. XVIII в. // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.

12. Курилов А.С., Шаталов С.Е., Лебедев Е.Н., Сахаров В.И. Роман // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.

13. Кузьмина В.Д. В.И. Майков // История русской литературы: В 14 т. М.; Л., 1947. Т. 4. Ч. 2.

14. Рассадин Ст. Сатиры смелый властелин. М., 1985.

15. Стричек А. Денис Фонвизин. Россия эпохи Просвещения. М., 1994.

22. Серман И.З. Русская поэзия второй половины XVIII в. Державин // История русской поэзии: В 2 т. Л., 1968. Т. 1.

23. Гордин М., Гордин Я. Театр Ивана Крылова. Л., 1983.

24. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. Л., 1974.

25. Канунова Ф.З. Из истории русской повести: Историко-литературное значение повестей Н.М. Карамзина. Томск, 1967.

26. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1984.

27. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.

28. Гончарова О.М. Власть традиции и «Новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века. СПБ., 2004.

29. Пезенти Мария Кьяра. Комедия дель арте и жанр интермедии в русском театре XVIII века. СПб., 2008.

30. Литературная культура России XVIII века. Вып. 3. СПб., 2009.

31. Ларкович Д.В. Г.Р. Державин и художественная культура его времени: формирование индивидуального авторского сознания. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011.

32. Эмин Ф.А. Адская почта.СПб.: Изд-во «Пушкинский дом», 2013.

33. Альтшуллер Марк. В тени Державина СПб.: Изд-во «Пушкинский дом», 2014.

34. Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла…: Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII – первой трети XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 31-156.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!