ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДРАМАТУРГИИ 1920—40-х ГОДОВ



 

1. Основные тенденции развития драматургии 1920 – 1940-х годов («героическая драма», комедия, социально-философская драма; психологическая драма, интеллектуальная драма).

2. Комедия Н. Эрдмана «Самоубийца».

а) Социально-бытовой характер конфликта. Бытовая си­туация (бытовой парадокс) как принцип отражения сущно­сти человека и общества.

б) Осмеяние обывательской философии жизни. Социаль­но-психологические разновидности обывательского сознания (Гранд-Скубик, Виктор Викторович, Серафима Ильинична, Мария Лукьяновна, Егорушка и др.).

в) Место главного персонажа в комедии (Подсекальников): трагическое начало в пьесе.

г) Приемы создания комического: «словесное» саморазо­блачение героев, гиперболизация ситуаций и образов, сим­волика и т. д.

 

2. Эволюция драматургии М. Булгакова Социально-философская драма «Бег».

а) Своеобразие воплощения конфликта: субстанциаль­ный («экзистенциальный») конфликт и частные коллизии.

б) Интеллигенция в ситуации «расколотого бытия» (Го­лубков, Серафима). Тема ответственности человека за исто­рическое самоопределение.

в) Крах белого движения: проблема трагической обре­ченности и вины. Неоднородность белого движения. Траге­дия Хлудова.

г) Авторская позиция и способы ее выражения: поэтика названия, мотивы покоя и бега, функции снов, мотивы безу­мия и разума, роль библейской символики, природно-космических образов.

3. Особенности драматургии Булгакова 1930-х годов. Антиутопия «Адам и Ева».

а) Трансформация конфликтной системы; герои – антагонисты в пьесе. 

б) Мировоззрение и система ценностей Ефросимова. Трансформация образа ученого.

в) Структура драматического действия: проблема созидания нового общества; тема войны и мира (милитаризация и органическое саморазвитие жизни).

г) Система парных мотивов, характеризующих героев: слепоты – зрения, безумия –разума; семантика образов животных, числовая семантика, поэтика имени.

д) Библейская символика: миф об Адаме и Еве и его функция в структуре действия.

 

4. Драматургия 1940-х годов: «Дракон» Е. Шварца как философская драма.

1. Философское осмысление эпического конфликта: значе­ние и черты сказочного архетипа в пьесе.

2. Создание модели общественного устройства как поста­новка ключевой проблемы: народ и власть, существование личности в условиях тотальных режимов XX века и проблема ее вины и ответственности за состояние мира.

3. Структура драматического действия (сюжет) как сред­ство исследования социальной психологии человека и проти­воречий массового сознания. Проанализируйте основные сю­жетные линии: Шарлемань и Эльза; Бургомистр и Генрих; подруги Эльзы, садовник, горожане; кот и помощники Ланце­лота.

4. Особенности изображения героев-антагонистов (Дра­кон и Ланделот). Их место в системе персонажей; принципы создания образов, их мифоло­гические и культурные корни.

5. Способы развертывания драматического действия. Принцип парадоксального переворачивания ситуаций.

6. Полемика с утопическим сознанием: скептическое ис­толкование героя-рыцаря. Утверждение веры в нравственное подвижничество.

Литература:

Эрдман Н. Самоубийца.//Современная драматургия. 1987. № 2.

Булгаков М. Бег. Адам и Ева (или «Последние дни»).

Шварц Е. Дракон.

Леонов Л. Золотая карета.

Бабичева Ю. Эволюция жанров русской драмы XIX– XX в. Вол огда, 1982. Гема 3. «Театр М. Булгакова». С. 88– 126. 

Фролов В. Муза пламенной сатиры. М., 1988. Гл. 4.

Шевченко Е.С. Театр Николая Эрдмана. Самара, 2006.

Стрельцова Е. Великое унижение: Николай Эрдман // Парадокс о драме. М., 1993.

Смелянский А. Мих. Булгаков в Художественном театре. М., 1989. Гл. 4.

М. А. Булгаков – драматург и художествен, культура его времени. М., 1988. Ст.: Кораблев А. Время и вечность в пье­сах М. Булгакова. С. 39—57.

Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. М., 1997. (Ст. «Бег»).

Козлова С. М. Утопия и реальность // Козлова С. М. Па­радоксы драмы – драма парадоксов. Новосибирск, 1993.

Щеглова Г. Н. Жанрово-стилевое своеобразие драматур­гии Л. Леонова. М., 1984.

Головчинер В. Е. Эпический театр Е. Шварца. Томск, 1992. С. 131-178.

 

 

Примерные вопросы для экзаменов

 

1. Проблема периодизации литературы XX века и место в ней изучаемого периода.

2. Внутренняя динамика литературы. Этапы развития ли­тературы 1917—30-х годов: эволюция социокультурной ситуа­ции, проблематики и эстетика.

3. Проблема исторического самоопределения в поэзии Есенина и в поэме «Страна негодяев».

4. Единство мироощущения лирического героя (мифоло­гическая картина мира) и эволюция поэтического сознания в поэзии С. Есенина.

5. Русская космическая философия и литературный про­цесс 1920—1950-х годов.

6. Традиционные гуманистические ценности и идеалы но­вого времени в романе К. Федина «Города и годы».

7. Исследование противоречий социальной действительно­сти и человеческого сознания романе Ю. Олеши «Зависть».

8. Формирование интеллектуального романа в прозе Л. Леонова 20-х годов. («Барсуки», «Вор»).

10. Проблематика и поэтика прозы рубежа 1920-х годов: «Голый год» Б. Пильняка.

11. Роман «Вор» как метароман.

12. Мифологическое народное сознание и социальные пре­образования в романе А. Платонова «Чевенгур».

13. Эволюция прозы А. Платонова в 30-е годы.

14. Национальная жизнь и «государственные прожекты» в прозе А. Платонова :конца 20-х – начала 30-х годов («Епи-фанскис шлюзы», «Котлован»).

15. Проблема насилия и милосердия в литературе 20-х годов.

16. Экспериментальное искусство конца 20-х годов. Груп­па Обериу (ранний П. Заболоцкий, Д. Хармс).

17. Натурфилософская проблематика в поэзии Н. Заболоц­кого 30—40-х годов.

18. Эволюция поэтического мира Н. Заболоцкого в 40– 50-е годы.

19. Закон природной эволюции и поиски человеком своего места на земле в повести М. Пришвина «Женьшень».

20. Реалистические тенденции в прозе 2-ой половины 1920-х годов.

21. «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея. Нацио­нальный мир и его судьба в эпоху исторических катаклизмов.

22. Трагедия Григория Мелехова: истоки, причины и сущ­ность.

23. Особенности неороматпческого мира М. Цветаевой.

24. Тема поэтического творчества в лирике М. Цветаевой.

25. Эволюция поэтического мира А. Ахматовой в 20—30-е годы.  

26. Зрелая лирика Ахматовой: проблематика и поэтика «Седьмой книги».

27. Роман Е. Замятина «Мы» как антиутопия.

28. Драматургия послевоенного десятилетия («Золотая карета» Л. Леонова).

29. Личность и история в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

30. Особенности драматургии М. Булгакова 1920-х годов (пьеса «Бег»).

31. Эволюция драмы Булгакова в 1930-е годы. 

32. Народ и интеллигенция в прозе Булгакова 1920-х годов.

33. Концепция художника в романе «Мастер и Маргарита».

34. Человек, Бог и дьявол в романе «Мастер и Марга­рита».

35. Литература Великой Отечественной войны и послево­енного десятилетия: эволюция социокультурной ситуации, эстетика, тематические пласты литературного процесса.

36. Проза Д. Хармса: проблематика и поэтика литературы абсурда.

37. Основные стилевые тенденции поэзии военных лет. Ли­рика индивидуального переживания.

38. Повествовательные жанры поэзии Великой Отечест­венной войны. Поэзия фронтового поколения.

39. Поэзия А. Твардовского второй половины 1940—1960-х годов.

40. Тема возвращения в литературе 40-х годов.

41. «Русский лес» Л. Леонова как социалъно-философский роман.

42. Творческая личность и проблема ее самоопределения в истории в романе «Русский лес».

43. Философская драма Е. Шварца «Дракон»: струк­тура конфликта и проблематика.

44. Реалистические тенденции в прозе о войне в литературе второй по­ловины 40-х годов. («Спутники» В. Пановой).

45. Проблематика и поэтика прозы Великой Отечествен­ной войны.

46. Поэтический мир Б. Пастернака 20—30-х годов: книги «Сестра моя – жизнь» и «Второе рождение».

47. Эволюция поэтической системы Б. Пастернака в 40 —50-е годы.

48. Философия истории и история России в XX веке в ро­мане «Доктор Живаго».

49. Христианская проблематика в романе «Доктор Жи­ваго».

50. Концепция поэта в творчестве Б. Пастернака.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 531; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!