Вопросы и задания для наблюдений
Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства. (Доброта, простота, честность, сочувствие к людям, непосредственность, любовь к природе, к своему «гнезду», к музыке и поверхностность переживаний, неспособность защитить дорогое им имение, неприспособленность к труду, беспорядочная доброта, эгоистичность. Это неплохие люди, но автор разоблачает их.)
— Расскажите о Раневской. Сравните, как о ней говорят Лопахин и Трофимов. Как ее характеризует отношение к Варе, к Ане, к слугам, к Лопахину, Трофимову? Как ее характеризует отказ от предложения Лопахина? Как можно оценить доброту Раневской?
— Как понять слова Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться»?
Работа над образом Раневской должна вестись по тексту в двух планах. Внешняя линия: обаятельная женщина, простая, непосредственная. Но во внешней (событийной) линии тоже не один план (например, любит Аню, плачет о погибшем сыне, но оставляет 12-летнюю Аню на 5 лет с непутевым братом; обнимает Фирса, целует Дуняшу, но не думает о том, что в доме нечего есть, и т. д.). Внутренняя (авторская) линия возникает при сопоставлении реплик, в контрасте между речью и поступками. Например:
«Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Шкафчик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой.
Г а е в. А без тебя тут няня умерла.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. (Садится и пьет кофе.) Да, царство небесное. Мне писали».
|
|
При сообщении о смерти няни Раневская пьет кофе, а Гаев сосет леденцы.
— Что Раневская считает своими грехами и грехи ли это? А в чем ее настоящие грехи? Кто виноват в судьбе Раневской? Была ли возможность выбора?
— Расскажите о Гаеве. Чем он похож на Раневскую? Чем интересуется? Сравните их монологи перед шкафом. Как они их характеризуют?
— Почему они все успокоились после продажи вишневого сада?
— Чем близок хозяевам вишневого сада Симеонов-Пищик?
Выводы. Поместное дворянство — это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм — в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», — скажет о них Горький.
Группа 2. «Параллели» к хозяевам: Яша и Фирс.
Вопросы и задания для наблюдений
— Что олицетворяет Фирс? (Фирс — крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я не согласился на волю, остался при господах... И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают».)
— Найдите смысловой подтекст в последнем монологе Фирса. (Последний монолог Фирса имеет две смысловые линии: «жизнь прошла» и «недотепа». Эти мысли и о хозяевах.)
|
|
— Чем отличается от Фирса Яша? Как он относится к окружающим? (Яша — слуга нового поколения, наглый (отношение к матери, к Дуняше, к Родине).)
Группа 3. Лопахин — буржуазия, приходящая на смену дворянству.
Вопросы и задания для наблюдений
— Чехов писал Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов». Какие черты Лопахина привлекательны?
— Что автор говорит о прошлом Лопахина? Как характеризует его отношение к Раневской и к Гаеву?
— Почему Петя говорит о нем «хищный зверь» и «нежная душа»? Как это понять? В чем его противоречия? Какое качество в нем победит?
— Почему Лопахин не делает предложения Варе? Почему он не раз называет жизнь «дурацкой», «нескладной»?
— О каком будущем России он говорит?
— В чем своеобразие речи Лопахина?
Выводы. Смысл характера Лопахина — смена «хозяев жизни». Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о Родине, о нескладной, несчастливой жизни — это голос самого автора.
|
|
Группа 4. «Молодое поколение»: Петя и Аня.
Вопросы и задания для наблюдений
— Какова роль этих персонажей в пьесе? Одинаково ли их рисует автор?
— Почему Петя показан иронично? Почему соединением разноплановых реплик его образ снижается?
— Сравните Лопахина и Петю. Почему один работает, а другой говорит?
— В чем образ Пети сходен с образом Гаева?
— Какое место занимает в пьесе Аня? Почему Чехов считал, что Аня должна говорить «молодым, звонким голосом»?
— Почему реплики Ани есть в конце каждого акта?
— Индивидуальное задание. Проследите, какую роль играет в пьесе образ времени. Почему Чехов все время по ходу пьесы напоминает зрителю о времени? Подтвердите свои мысли цитатами.
Выводы. Будущее, которое видят Петя и Аня, — это романтическое будущее. Противоречивость изображения Пети, ирония автора говорят о его неуверенности, что такие, как Петя, смогут сделать будущее прекрасным. Воплощение веры писателя в будущее — это Аня. Автор изображает чистоту, непосредственность, цельность ее характера.
Итог уроков. Жанровое своеобразие, система персонажей помогают понять главный конфликт пьесы — между человеком и временем, которое неумолимо отбрасывает назад тех, кто не может жить настоящим, не думает о будущем.
Урок 164. «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?»[148]
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 5320; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!