Основные положения рассказа учителя



1. Творчество А. Рембо (1854—1891) положило начало тенденциям эстетики символизма. Рембо при жизни не был так известен, как Малларме и Верлен. Рембо умер совсем молодым, не дожив и до 40 лет, о чем в медицинской книге марсельской больницы было записано: «Артюр Рембо, негоциант, 37 лет», а о его поэтической профессии даже не упомянуто.

2. Артюра Рембо впоследствии назвали Франсуа Вийоном своего времени. Он также мало прожил, столь же мало известна и местами просто загадочна его биография, и удивительна поэтическая судьба. О его творчестве спорят до сегодняшнего дня. Во французском литературоведении появился даже термин, отражающий сложность отношения к его поэтическому наследию — «миф Рембо».

3. Разорванность и хаотичность поэтического стиля Рембо отразили сложность общественной жизни Франции после поражения Парижской Коммуны. Его эстетика, безусловно, зависит от мировоззрения и социального бытия поэта, от наследуемых литературных традиций, особенностей дарования и обстоятельств личной жизни.

4. Детство и юность Рембо прошли в строгой буржуазной семье маленького провинциального городка Шарлевиля. Уже в самом раннем, почти детском творчестве мы видим яростное отрицание скучной мещанской среды, в которой он рос. Он несколько раз бежал из дома, его влекли путешествия, мерещилась великая судьба. Его необычный внешний вид: растрепанные длинные волосы, огромная трубка в зубах — противоречили принятым нормам поведения и давали повод к насмешкам. Рембо, узнав о революции в Париже, спешит туда, но попадает в столицу только после разгрома Коммуны. Там он знакомится с Верленом, и они начинают вместе странствовать, предпочитая образ жизни богемы.

5. В поэтическом творчестве он пытался создать особую поэтику ясновидящего с его обостренным ощущением мира и занимался «алхимией слова». Его первые поэтические и прозаические опыты вылились в сборники фрагментов «Лето в аду» (1873) и «Озарения» (1873—1875). Это были короткие, не всегда объяснимые тексты, которые он сам в 1878 г. стал называть ошибочными.

6. Не сумев стать провидцем в поэзии, он решает отказаться от поэзии вообще, не мысля для себя возвращения к ее общепринятым нормам. Им овладела «охота к перемене мест», он стал искать землю, куда бы не проникла ненавистная для него буржуазная цивилизация, где он мог бы стать сильным и свободным. Таким местом ему представлялась Африка. Перед отъездом он написал: «Я вернусь с железными руками, смуглой кожей, бешеным взглядом». Однако на родину он вернулся умирать.

7. Поэтическое творчество Рембо продолжалось всего около 10 лет. В его поэзии переплелись лиризм и ирония, ставшая, как заметил А. Блок, выражением одиночества человека в мире конца XIX в. Первой темой стихов ученика шарлевильского колледжа стала тема романтического бунта, основанного на отрицании всех сторон общественного бытия Второй империи. Рембо клеймит религиозное ханжество, тупость чиновников, бесчеловечность франко-прусской войны. (Выразительное чтение стихотворений «Наказание Тартюфа», «Заседатели», «Зло».) Поиски героического и влияние романтизма В. Гюго приводят Рембо, который видел в народе грозную и справедливую силу, к теме революции, к стихам о Парижской Коммуне. (Выразительное чтение стихотворений «Париж заселяется вновь» и «Руки Жанны-Марии».)

8. Главные черты поэтического стиля Рембо — это:

— взволнованная лирическая интонация;

— смелость образов, образы-воплощения (Париж — «красная блудница», Парижская Коммуна — «пожаров прилив» и др.);

— подчеркнутая грубость деталей, отсутствие запретных тем и запретных слов;

— ломка привычных размеров, привычных границ дозволенного, шокирующая поэзия;

— свободный перенос строфы, одной строки в другую;

— субъективизм, тяготение к символическим образам, подчеркнутая музыкальность и живописность стихов. Выразительное чтение и анализ сонета «Гласные» («Цветной сонет»).

Стихотворение «Пьяный корабль» написано шестнадцатилетним Рембо в Шарлевиле. В нем отразилось стремление юного поэта к опасным приключениям, известным ему из книг «Труженики моря» Гюго, «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна, экзотических описаний Шатобриана.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 505; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!