Смеховая культура 1920-30-х годов.
Семинар .
Проза 1920-х годов. Люди и время.
1. Основные исторические, культурные и политические события 1920-х годов (составить небольшую таблицу или перечень). Быт советского гражданина. Человек в контексте времени (М. Булгаков «Собачье сердце», «Дьяволиада»; А. Толстой «Гадюка», Г. Алексеев «Шуба»).
2. Образ будущего: ожидания и опасения (Е. Замятин «Мы», В. Маяковский «Баня»).
3. Герои времени и «лишние люди» (Ю. Олеша «Зависть»).
2 семинар.
Природа и техника. Экология отношений человека с окружающим миром.
1. Наступающий технократический век: освобождение или новое рабство (М. Волошин «Путями Каина. Трагедия материальной культуры»).
2. Человек и природа: подчинение или общение на равных? Отдельное существование или взаимопроникновение? (М. Пришвин «Жень-шень», «Неодетая весна» и др.).
3. Индустриализация и коллективизация: победа над природой или поражение человека? (Л. Леонов «Соть», К. Паустовский «Кара-Бугаз», Н. Заболоцкий «Торжество земледелия»).
3 семинар
Философские головоломки писателей 1920-30 гг.
I . Творчество А. Платонова
Общее задание (правила, рамки): одним из ключевых художественных образов Платонова становится путешествие. Поэтому:форма семинара – «путешествие» с «открытым сердцем» по произведениям Платонова (в хронологическом порядке).
Рабочая гипотеза: произведения Платонова воспринимаются как один большой Текст, который, однако, разбивается на небольшие отрезки-остановки во время путешествия читателя по нему.
|
|
Во время этого путешествия:
1. Нужно ответить на вопрос – кто путешествует (герой Платонова)?
2. Нужно всегда отмечать отправную точку путешествия (потеря чего-то или кого-то, появление вопроса, «манящая даль», желание уйти).
3. Направление путешествия (задано или нет, знает герой – куда идёт или идёт куда глаза глядят; по-горизонтали путешествует (вдаль) и по-вертикали (верх и низ)).
4. Итог путешествия (достиг цели, если она была или нет; к чему пришёл герой в конечном итоге).
«Сокровенный человек».
«Котлован».
«Фро».
«Река Потудань».
«Возвращение».
Творчество С. Кржижановского.
1. Творческая биография С. Кржижановского и путь его книг к читателю.
2. Литературно-философские головоломки: поэтика деконструкции (переворачивания противоположностей):
жизнь – смерть («Пни», «Некто», «Страна нетов»);
верх – низ («Грайи»);
пространство – время («Странствующее странно»);
наполненность пространства – пустота («Квадратурин»).
3. «Игра фантазмов против фактов», «борьба за несуществование; творчество как достижение молчания, алексии («Клуб убийц букв», «Возвращение Мюнхгаузена»).
|
|
4. Умение найти «многое в одном»: особенности сюжетосложения в произведениях С. Кржижановского («Клуб убийц букв»).
4 семинар
Смеховая культура 1920-30-х годов.
1. Стихотворные и прозаические фельетоны (по материалам журналов «Огонёк», «Журналист», «Бегемот», «Смехач» и др.
Фельетоны И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, М. Кольцова, А. Зорича и др.
2. Особенности советского «сатирического романа» (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», С. Заяицкий «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова» и др.),
повести (В. Катаев «Растратчики», А. Платонов «Город Градов») и
рассказа (М. Зощенко).
темы, особенности создания комического характера, амплуа комических героев, способы создания авантюрного сюжета.
3. Комедиография 1920-х годов: Б. Ромашов «Воздушный пирог», М. Булгаков «Зойкина квартира», В. Маяковский «Баня», В. Катаев «Квадратура круга».
4. Эксперимент 25 писателей. Роман «Большие пожары».
5 семнар
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!