Найдите в характеристике героя ключевые слова, определяющие его особенности.



    Учащиеся работают в парах с текстом отрывка – время работы 1 минута, затем предлагают варианты, учитель фиксирует их на доске:   

«беспечность»,

«усталость»,

«скука»,

«мягкость»,

«добряк»,

«изнеженность»,

«лень»,       

«апатия»,

«лежание»

· В каком значении – прямом или переносном – употребляет Гончаров ключевые слова характеристики героя?

· Почему это важно для писателя?

· Обратите внимание на эмоциональную окраску этих слов:  какова она – позитивная, негативная или эмоционально-нейтральная?

· Как эмоциональная окраска ключевых в характеристике героя слов влияет на наше восприятие Обломова?

· Можем ли мы по прочитанному отрывку судить об отношении писателя к своему герою?

· Каково это отношение?

Давайте обобщим наши наблюдения за тем, как писатель характеризует своего героя.  

Учащиеся работают в парах с опорными конспектами, заранее розданными на каждого ученика. Задание: дополнить обобщение своими наблюдениями, записать их в опорный конспект (1). Время работы – 2 минуты.

 

Текст опорного конспекта 1 Предполагаемые дополнения учеников
Свой роман Гончаров начинает с главного (с чего?).   Писатель даёт нам ясно и чётко понять, какой это человек (какой?)   При этом автор романа избегает всякой двусмысленности (какимобразом?)   Гончаров сразу выражает свое отношение к герою (какое?) С характеристики героя, именем которого назван роман. Ленивый, апатичный, беспечный, но при этом мягкий и добрый. Ключевые слова характеристики героя употреблены в своем прямом значении. Спокойное, без осуждения и упреков, ближе к симпатии.

После выполнения задания оглашаются его результаты.

 

     Прежде чем  читать дальше, обратите внимание  на вопросы, по которым мы будем комментировать следующий отрывок (вопросы выведены на слайде презентации):

· На чём теперь сосредотачивает наше внимание Гончаров?

· Для чего писатель вводит данное описание?

· Встречались ли мы прежде в русской литературе с таким способом раскрытия характера героя? 

 

       Чтение учителем следующего отрывка со слов [Когда он был дома – а он был почти всегда дома…] до […так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия] с последующим комментарием учащимися по ранее предложенным вопросам.

 

· В чем особенность художественного пространства в данном отрывке?

 

Обратите внимание, как Гончаров «заставляет» нас принять своего героя таким, каким он его изначально задумал. Писатель  начинает с главного – с характеристики своего героя, а потом чётко очерчивает пространственные границы вокруг него. Ответив на вопрос «кто?», он отвечает далее на вопрос «где?»

·  Попробуйте понять логику писательской мысли. Как вы думаете, ответ на какой вопрос мы найдём далее?

 Читаем Гончарова. (Чтение учителем следующего отрывка со слов [На этажерках, правда, лежали две-три развёрнутые книги…] до слов […уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением]). /Акцентное чтение – интонационно выделяются слова и сочетания слов с временным значением/

Обратите внимание, в этом отрывке появляются указания на то, когда, в какой момент мы застаём главного героя романа. Найдите эти указания в тексте.

· Для чего писатель вводит временные образы в свое повествование?

· Что добавляется с их появлением к нашим представлениям о герое?

· Почему именно с утра героя начинает свой роман Гончаров?

· Что происходит в реальной жизни с человеком после пробуждения?Происходит ли это с Обломовым? Когда?

Найдите в тексте 1 части романа точные указания на то, сколько времени длилось «утро» Обломова? (1 и последняя главы 1 части)

 

Давайте обобщим наши наблюдения за тем, как развивается логика писательской мысли на первых страницах романа.

Учащиеся работают в парах с опорными конспектами, заранее розданными на каждого ученика. Задание: дополнить обобщение своими наблюдениями, записать их в опорный конспект (2). Время работы – 2 минуты.

 

Текст опорного конспекта 2 Предполагаемые дополнения учеников
Представив нам своего героя, Гончаров чётко очерчивает границы его существования (какие?) Пространственные границы вокруг главного героя сужаются писателем (каким образом?) Временные границы вокруг главного героя расширяются автором (каким образом?) Пространственные и временные Герой не выходит из дома, живет в одной комнате из трех, проводит практически весь день на диване. «Утро» героя растягивается до 5 часов вечера.

 

После выполнения задания оглашаются его результаты.

 

    Сегодня мы говорим о секретах художественного мастерства Гончарова и учимся у писателя ясному и четкому изложению своих собственных  мыслей и суждений. Вспомните, какую цель вы поставили для себя в начале урока (цели урока воспроизводятся на слайде презентации). В зависимости от выбранной цели ответьте на вопрос.

·  Какие же секреты понимания открывает нам Гончаров первыми строками своего романа?

     На что вы будете обращать внимание при дальнейшем чтении романа, чтобы лучше понять мысль писателя?

     Какие выводы о ясном и четком изложении своих мыслей вы сделали для себя на первом этапе чтения романа?   

III. Анализ эпизода

Задача: углубить представления учащихся об особенностях художественной манеры писателя

В статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров пишет: «Когда работа идет в голове, лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки их разговоров – и мне часто казалось, прости господи, что я это не выдумываю, а что это все носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться». Давайте же и мы будем «смотреть и вдумываться».

Класс делится на группы (по принципу соседства парт),каждая из которых работает с текстом одного из эпизодов «Визитеры Обломова»:

1) Обломов и Волков (II глава)

2) Обломов и Судьбинский (II глава)

3) Обломов и Пенкин (II глава)

4) Обломов и Алексеев (II глава)

5) Обломов и Тарантьев (III глава)

 

Задание [1]:

Пересмотреть эпизод, найти в тексте ответы на следующие вопросы, распределив их заранее между ребятами в группе:

 

ü Что предшествует встрече Обломова с каждым из его визитёров?

ü Каким размышлениям предаётся Обломов после каждого визита?

ü Как встречает Обломов каждого из них?

ü Поднимается ли Обломов с дивана навстречу визитеру и по ходу беседы с ним? 

ü Какие пространственные и временные образы появляются в тексте обозначенного эпизода?

Результаты поиска занести в таблицу в графу, соответствующую вашему эпизоду:

 

Эпизод Вопросы Обломов и Волков Обломов и Судьбинский Обломов и Пенкин Обломов и Алексеев Обломов и Тарантьев
1) Что предшествует встрече Обломова и визитёра?          
2) Каким размышлениям предаётся Обломов после визита?          
3) Как встречает визитёра Обломов?          
4) Поднимается ли Обломов с дивана навстречу визитеру и по ходу беседы с ним?           
5) Какие пространственные и временные образы появляются в тексте обозначенного эпизода          

 

Время на выполнение задания 3 – 5 минут. Оглашение результатов идёт последовательно по обозначенным заданием вопросам: сначала по всем эпизодам учащиеся отвечают на 1 вопрос, потом на 2 и т.д. По ходу заслушивания результатов поиска  таблица заполняется полностью каждой группой учащихся  по указанию учителя.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 939; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!