Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа...»



1. К кому обращены первые строки стихотворения?

2. Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?

3. В чем родство природы и человека?

4. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?

5. Как в стихотворении проявилось несогласие Тютчева со сторонниками материалистической философии?

6. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.

Вывод. В мире, по мнению Тютчева, все пребывает в противоборстве, которое является источником движения. Мир постоянно меняется, но это не разрушает его целостности. Борьба стихийных сил происходит благодаря внутренним противоречиям, потому что природа, как и человек, — это живой и внутренне меняющийся организм. В стихотворении поэт спорит со сторонниками материалистической философии, для которых природа есть лишь бесчувственное тело, лишенное души. Утверждая родство между природой и человеком, поэт уверен, что человек может понять природу, а она обладает для него умиротворяющей, исцеляющей силой.

По Тютчеву, и человек, и природа обладают душой, чувствами и языком. Природа — творец мысли и красоты. Поэтому «лист и цвет на древе» сродни плодам труда рук и мысли человека. Плод в природе зреет, как человек в утробе матери, т. е. развивается по вечным и непреложным законам бытия. Тютчев уверен, что современный человек, зараженный микробом материалистического познания, утратил способность поверить в божественную сущность природы и не может услышать ее душу. Трагедию человечества поэт видит в разобщении человека с «мировой душой» природы, нарушении целостности мира. Вторая и четвертая строфы стихотворения, запрещенные цензурой, вероятно, с наибольшей силой выражали пантеистическое мировоззрение поэта, считавшего природу божеством.

Вопросы и задания к стихотворению «Природа — Сфинкс...»

1. Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом?

2. Какой философский смысл вкладывает поэт в утверждение, что природа «своим искусом губит человека»?

3. Можно ли утверждать, что в этом стихотворении человек и природа изначально враждебны?

4. Есть ли у природы загадка, которую не может разгадать человек, или это иллюзия, обман?

5. Индивидуальное задание. Сопоставьте позднее стихотворение «Природа — Сфинкс...» с ранними стихотворениями «Не то, что мните вы, природа...» и «Певучесть есть в морских волнах...». Что изменилось во взглядах Тютчева на природу в поздней лирике?

Вывод. В ранней лирике поэт наделяет природу мировой душой, которую слабый человек не в силах постигнуть. Поэтому он стремится слиться с природой, проникнуть в ее сущность. В поздней лирике природа видится лирическому «я» злобным сфинксом, который заставляет человека разгадывать ее несуществующие тайны. Человек и природа становятся враждебными силами. Вместе с тем, вероятно, в природе вовсе нет никакой загадки, а ее существование человек тщетно пытается найти, что и ведет его к «искусу» и гибели.

Изучение остальных стихотворений можно организовать в режиме работы в группах либо предложить школьникам для самостоятельного анализа.

Группа 1. «Осенний вечер».

1. Какие образы и картины в стихотворении указывают на приметы осени?

2. Выпишите слова и выражения, показывающие, что поэт изображает осенний пейзаж двойственно, в единстве темных и светлых сил.

 

Светлые силы Темные силы
Светлость вечеров Умильная, таинственная прелесть Багряных листьев томный, легкий шелест Туманная и тихая лазурь Кроткая улыбка Зловещий блеск Над грустно-сиротеющей землею Предчувствие бурь Порывистый холодный ветр Ущерб, изнеможенье Стыдливость страданья

 

3. Как соотносятся в стихотворении природа и человек? Докажите, что и природа, и «существо разумное» подчинены общим «божественным» законам мирозданья.

4. Как изображает поэт переход от ранней осени к поздней? Что характерно для этого переходного состояния, борьбы стихий?

5. Какие слова и выражения доказывают исключительность, неповторимость изображенного момента (прелесть, томный, ветр, ущерб, изнеможенье, увяданье, божественный и др.)?

6. Докажите, что поэт воспринимает осенний пейзаж философски, что он задумывается о проблемах жизни и смерти.

7. Индивидуальное задание 1. Проанализируйте цветовые и звуковые образы стихотворения. Как они помогают понять смысл текста?

8. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте стихотворения Тютчева «Осенний вечер» и «Есть в осени первоначальной...». В чем, по-вашему, разница в описании осеннего пейзажа и чувств человека?

9. Индивидуальное задание 3. Сопоставьте стихи Тютчева об осени со стихотворениями Пушкина «Осень», «19 октября», фрагментами об осени из романа «Евгений Онегин». Есть ли здесь основания для сопоставления? Можно ли говорить о пушкинской традиции в стихах Тютчева?

Группа 2. «Тени сизые смесились...».

1. Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому «я»?

2. Почему вечерний час для него — «час тоски невыразимой»? Как понять слова «Все во мне, и я во всем!»? Докажите, что единая «мировая душа» пронизывает и природу, и человека, и его внутренний мир. (По мысли Тютчева, человек не равен природе, но и не отделен от нее непроницаемой стеной.)

3. Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?

4. Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?

5. Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?

6. Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ? Что необходимо лирическому «я», чтобы соединиться с природой, проникнуть в ее внутреннюю сущность? (Если человеком владеет желание слиться с природой, то за это «блаженство» он «платит» утратой своей личности, своего неповторимого «я», теряет свою индивидуальность.)

7. Индивидуальное задание 1. Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа...», «Тени сизые смесились...» и «Silentium!».

8. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте стихотворение Ф. Тютчева «Тени сизые смесились...» со стихотворением И. Бунина «Вечер» («О счастье мы всегда лишь вспоминаем...»).

Группа 3. «Полдень».

1. Как в стихотворении передается одухотворенность природы?

2. Какие слова и выражения подтверждают, что природа живет своей жизнью?

3. Какой смысл заключен в том, что ключевым словом первой строфы становится слово лениво?

4. Какие звукописные образы помогают понять смысл стихотворения?

5. Какой смысл выявляется при анализе пространства текста?

6. Индивидуальное задание 1. Дайте к стихотворению культуроведческий комментарий.

7. Индивидуальное задание 2. Проанализируйте образы, изображающие летний полдень. При помощи каких языковых средств они создаются?

Группа 4. «День и ночь».

1. Какова композиция стихотворения? Почему в стихотворении день и ночь противопоставлены?

2. Что, по мнению лирического «я», является истинной картиной мира, а что — ложной?

3. Почему по воле богов день «златотканым» солнечным покровом должен скрывать бездну?

4. Как с природными явлениями связаны движения души лирического «я»? Почему день несет душе исцеление, а ночь — страхи? Почему именно ночь страшит человека?

5. Можно ли утверждать, что двойственность мироустройства сродни «диалектике души» человека?

6. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте стихотворения Тютчева «День и ночь», «Как птичка с раннею зарей...», «Безумие», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...».

7. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте контекстуальные синонимы к слову день и к слову ночь, которые употреблены в этом стихотворении. Сделайте вывод об эмоциональном наполнении этих понятий.

8. Индивидуальное задание 3. Проанализируйте звукописные образы стихотворения. Можно ли утверждать, что оппозиция день — ночь проявляется в стихотворении и на фонетическом уровне?

Группа 5. «Как хорошо ты, о море ночное...».

1. В каких отношениях находятся в этом стихотворении человек и море?

2. Какими способами создается образ моря как живого существа?

3. Какое настроение придают тексту обращения, вопросительные и восклицательные конструкции?

4. Проанализируйте зрительные и слуховые образы текста. Как они помогают понять его смысл?

5. Почему человек на фоне моря чувствует себя потерянным? Что мешает ему ощущать мир так же свободно, как море?

6. Какой всеобщий смысл бытия читателю помогает понять картина моря?

7. Что нового вносит автор в изображение мира природы и мира человеческой души?

8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...», Жуковского «Море» и Пушкина «К морю». Определите, что в настроении и образном ряде этих стихотворений дает основания для их сопоставления.

Итог уроков. Если в первом периоде творчества Тютчев выступает как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогащается сложностью чувств и настроений. Для выражения сложного мира человеческой души поэт использует ассоциации и образы из мира природы. Он рисует не просто состояние души, а ее «биение», движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы. Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.

Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется «звук цвета» и «цвет звука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицаньем» и др.). Стихи о природе наполнены неожиданными олицетворениями, эпитетами и метафорами и лишены будничных слов и красок.

Природа для Тютчева — это что-то величественное, бесконечное. Торжественность, приподнятость настроения создается и языком, полным архаизмов и особых синтаксических конструкций, часто восклицательных, которые выражают восхищение поэта миром природы.

Урок 61. «Счастлив, кто посетил сей мир / В его минуты роковые...»[57]

Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева. Тема России в его творчестве. Человек и история в лирике поэта. «Цицерон», «Эти бедные селенья...», «Над этой темною толпой...». Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «Слезы людские, о слезы людские...».

В 1822 г. восемнадцатилетний Тютчев отправляется в Германию, получив место чиновника русской миссии в Баварии, где увлекается немецкой литературой и философией немецких романтиков. 24 стихотворения молодого Тютчева были напечатаны в пушкинском «Современнике».

Будучи свидетелем французских революций 1830 и 1848 гг., Тютчев начинает задумываться о гибели, крахе европейской культуры и считает его неизбежным. Чтобы родился новый мир, должен погибнуть старый. И Тютчев воспринимает его гибель как бесконечно скорбную, но вместе с тем грандиозную, величественную картину. Когда рушится цивилизация и культура, мир наполняется хаосом, полным неуправляемых и грозных сил. Обреченность Европы Тютчев связывал с мыслью о России, которая должна противостоять революциям, объединив вокруг себя славянские народы (теория панславизма). Современник многих исторических катастроф в России и Европе XIX в., Тютчев переживал их как факты личной биографии. Отсюда появление в его творчестве произведений, отразивших события эпохи. Задумываясь о месте человека в истории и судьбе Родины, Тютчев создает такие стихотворения, как «Цицерон», «Над этой темною толпой...», «Эти бедные селенья...».

Учащимся можно предложить самостоятельно составить вопросы для анализа текстов или дать алгоритм анализа этих стихотворений. Порядок обсуждения предложенных проблем школьники могут определить сами.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 6309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!