Отдельные стадии работы над киносценарием 2 страница



20. Сотник смотрит пораженный и, вместо прямого от­вета, говорит восхищенно:

- ЧЕРТ, А НЕ СТАНИШНИК! ЛОВОК РУБИТЬСЯ...

21. И, засмеявшись, добавил:

- ДОБРОМ САТАНЕ В КОГТИ ЛЕЗЕШЬ? ПОЙДЕМ К КИВРИНУ, ОН ТЯ ПРИПЕКЕТ.

22. Фролова башня в кремлевской стене. От нее трехсаженный переход к пыточной. Между башня­ми — мост на железных проволочных тяжах. Туск­ло освещен вход, слабо пробивается сквозь слюдя­ные окна свет. У опущенного моста сверкают бер­дыши стражи.

23. Стража. Сумрачные, сонные стрельцы. Один, опира­ясь на бердыш, говорит другому:

- КАК НОЧЬ - НЕ СПИТ БОЯРИН. И ОТКУДА СТОЛЬ ВОРОВ НА МОСКВЕ?..

24. Зевает другой. И вдруг, вглядываясь по ту сторону моста, кричит:

- КТО ИДЕТ?..

25. У опущенного моста, на краю рва, наполненного во­дой, стоит казак и, подняв руку, отвечает:

- ДОВЕСТИ «СЛОВО И ДЕЛО» БОЯРИНУ КИВРИНУ

26. Сонные стрельцы оживляются. Все тот же стрелец, перед тем как поднять мост, ругается:

- ЕСТЬ ЖЕ ЛЮДИ, КОМУ СВОЯ ГОЛОВА НАСКУ­ЧИЛА!..

27. Казак все так же упорно:

- СКАЖУ «СЛОВО И ДЕЛО» ГОСУДАРЕВЫ.

28. С лязгом и шумом поднимается мост. Казак идет.

29. Два стрельца, идя по бокам, ведут его по лестнице в башню.

30. На стенах помещения, перед пыточной башней, го­рят факелы.

Стрельцы вводят казака и останавливаются.

-ЖДИ, ПОСПЕЕШЬ ЖАРЕНЫМ БЫТЬ.

31. На стене приказ: «Татей и разбойников пытать во все дни, не разбирая праздников».

32. Один стрелец уходит, другой становится у двери, сквозь большие щели которой пробивается свет.

33. Казак прислушивается, слышны голоса.

34. Слушает казак, слышит мертвый голос боярина Киврина:

-...ЗАМЫШЛЯЛ ЛИ ТЫ, ВОР ИВАН РАЗЯ, ПРОТИ-ВУ ВОЕВОДЫ ДОЛГОРУКОВА? А КОЛИ ЗАМЫШЛЯЛ ПРОТИВУ ПОСЛАННОГО В ВОЙНУ ГОСУДА­РЕМ-ЦАРЕМ ПОЛКОВОДЦА, ТО И ПРОТИВУ ВЕ­ЛИКОГО ГОСУДАРЯ ЗАМЫШЛЯЛ ЛИ?

35. Прерывающийся голос ответил:

-ПРОТИВУ ВСЕХ УТЕСНИТЕЛЕН КАЗАЦКОЙ ВОЛЬНОСТИ - ВОЕВОД, БОЯР, ГОЛОВ КОРЫСТ­НЫХ, ДЬЯКОВ БЕССОВЕСТНЫХ - ЗАМЫШЛЯЛ.

36. Услыхав этот голос, вскочил со своего места казак, прильнул к щели и видит...

37. ...пыточная. На стенах, потрескивая, горят факелы. За столом бородатый дворянин, помощник разбойно­го начальника боярина Киврина. На главном месте, за тем же столом, сам боярин Киврин. У дверей, на скамье, по ту и другую сторону два дьяка. Огонь фа­келов мотается. По мутной белой стене прерывисто мечется тень казака, вздернутого на дыбу. Рубаха со­рвана с плеч, серый кафтан лежит перед столом на полу.

38. И так же мертво спрашивает Киврин:

- ПИШИТЕ, ДЬЯКИ... СНОСИЛСЯ ЛИ ТЫ, ВОР ИВАН РАЗЯ, СО ПСКОВСКИМИ СТРЕЛЬЦАМИ, КОИ БИЛИ ШВЕДСКИХ ПОСЛОВ И ХЛЕБ ГОСУ­ДАРЕВ ЗАКУПНОЙ У НИХ ОТНЯЛИ?

39. И тем же прерывающимся голосом, но твердо отве­чает казак:

- ЖАЛЬ, НЕ ВЕДАЛ ТОГО, - СНОСИЛСЯ БЫ. Уже раздраженно, снова спрашивает Киврин:

40. - ЕЩЕ ЧТО МОЛВИШЬ?

41. И снова ответ:

- ПОШЕЛ БЫ С ТЕМИ, КТО ВСТАЛ ЗА ГОЛОД­НЫЙ НАРОД, НА ТЕХ, КТО СИДИТ НА РУСИ ХУДЧЕ ЗЛЫХ ТАТАР, НА ПОМЕЩИКОВ ПОШЕЛ БЫ, БОЯР, КТО ПРОДАЕТ МУЖИКА ЗА СОБАКИ МЕСТО...

42. Последние слова казака приводят в ярость боярина. Он вскакивает и вопит:

- ПАЛАЧ, КАЛИ ЩИПЦЫ, ЛОМАЙ РЕБРА ВОРУ!

43. С наружной стороны пыточной прильнул к двери пришедший казак. За дверью тяжелый стон и хрипя­щий крик:

-ДЬЯВОЛ! А-А-А-А!..

44. Казак у дверей хватается за дверь, стрелец бросает­ся к нему.

45. Казак молча ударяет его рукояткой пистолета. Стре­лец беззвучно падает.

46. Казак хватается за дверь. Она заперта. Он рвет ее и кричит:

- ИВАН, БЛИЗКО Я, ТУТ Я, ИВАН!

47. Пораженный, вскакивает Киврин.

48. Застыли дьяки.

49. Пытаемый, услыхав голос, отвечает:

- СТЕНЬКО, БРАТ, У ГРОБА СТОЮ!

50. Помощник Киврина бросается к двери, дверь откры­вается. Снова сверкает сабля в руках Степана. Пора­женный ею, падает помощник.

51. Метнулся Киврин. Но Степан настигает его. Сабля его скользит по шапке Киврина. Киврин падает. Пря­чутся под стол дьяки.

52. Палач, получив удар саблей, мешком опускается на пол.

53. Степан бросается к висящему на дыбе брату, переру­бает ремни, тело Ивана валится ему на руки.

54. Степан держит на руках брата. Иван смотрит на него.

55. Коснеющим языком, умирая, хрипло шепчет:

- УМИРАЮ, СТЕНЬКО, УПОМНИ МЕНЯ...

56. Степан смотрит на брата. Иван умирает. Степан опус­кает тело на пол, становится около него на колени. Снимает шапку, долго молчит, потом говорит:

- ЖИВ БУДУ, ТРИЖДЫ КРОВЬ ТВОЯ ОТОЛЬЕТ­СЯ БОЯРАМ.

57. Киврин под столом тихонько ползет к двери.

58. Стоит у тела брата Степан. За дверью вдруг раздает­ся дикий, свистящий вопль Киврина:

- СТРЕЛЬЦЫ, СТРАЖА, РАТУЙТЕ!..

59. Степан вскакивает, бросается к двери...

60. ... сшибает с ног кричащего за дверью Киврина. Бе­жит к лестнице, сталкивается на ней со стрельцами, саблей и телом мнет их на ступеньках...

61. ... пробивается.

62. Предрассветная улица Москвы, по ней быстро бежит Степан.

63. Набатная башня, на ней ударяют в набат.

64. Мечутся тени конных и пеших стрельцов. У Фроло­вой башни гудит набат.

65. У пыточной, как зверь, мечется Киврин, грозит:

- ХОТЬ В ЗЕМЛЮ ЗАРОЙСЯ, СЫЩУ ВОРА!

66. Улицы Москвы. Они заполняются конными и пеши­ми стрельцами.

67. Улица Москвы. Бежит Степан. Ближе и ближе топот и выстрелы.

68. Останавливают стрельцы на улицах случайных про­хожих.

69. На окраине Москвы садится на коня Степан. Слы­шен далекий набат. Близки выстрелы и крики.

70. Рыщет по улицам стража.

71. Быстро удаляясь, мчится на коне Степан. Останавли­вает на мгновенье коня, повертывается к Москве и, подняв саблю, машет:

- ВСПОМНИТЕ МОИ ДЕЛА, КЛЯТЫЕ БОЯРЕ!

72. И снова мчится дальше и дальше...

73....(из шторки в шторку с движения)... перелесками...

74. ...горами...

75. По степи мчится Степан.

76. Бежит по бокам его и сзади степь.

77. Усталый и запыленный, снимает шапку, ветер разду­вает его волосы. Он полной грудью вдыхает степной воздух, всматривается вперед, и на усталом лице мерцает слабая улыбка радости.

78. Впереди широкая, тихая река Дон с силуэтами башен Черкасска. Не сбавляя хода коня, Степан врезается в воду.

79....плывет Степан...

80. ...выбирается на противоположный берег...

81....спешивается у казачьего куреня...

82. ...идет в курень...

83. ...и, войдя, останавливается в дверях.

84. Навстречу ему, отрываясь от зыбки с ребенком, броса­ется жена, Алена, стремительно обнимает его...

85....Целует, гладит волосы, лицо, плечи, повторяя одно:

- СТЕНЬКО, ГОЛУБЬ МОЙ!..

86. ...целует снова и снова, утыкается лицом в грудь и плачет и смеется от радости.

87. Степан смотрит на Алену, тянется, чтобы поцеловать, но вдруг закрывает глаза и, бросая в сторону шапку, говорит:

- СПАТЬ!

88....проходит к кровати и плашмя падает на нее.

89. Алена бросается к ногам его, хочет снять сапоги.

90. Степан подымает усталое лицо и, борясь со сном спрашивает:

- ИВАШКО ЧЕРНОЯРЕЦ ПРИШЕЛ ЛИ С МОРЯ?

91. Алена хотела ответить, но какая-то пугающая мысль останавливает ее, и она, подходя, спрашивает тре­вожно:

- ПОШТО ТЕБЕ ЧЕРНОЯРЕЦ?

92. Степан, засыпая:

- УТРОМ КЛИЧЬ ЕГО.

93. Алена, не отвечая, смотрит на него, потом в ужасе оглядывается кругом, как бы ища поддержки и помо­щи. Наклоняется снова к лицу мужа и растерянно шепчет:

- ПРИШЕЛ БУДТО ВО СНЕ И, КАК СОН, УЙТИ ХОЧЕШЬ.

94. Поднимается снова, долго стоит с неподвижным, пол­ным муки лицом, бросается к колыбели с ребенком, хватает его оттуда...

95....подбегает к спящему Степану и, протягивая ему ре­бенка, умоляюще шепчет:

- ВЗГЛЯНИ ХОТЬ, КАКОЙ У НАС СЫНОЧЕК, СТЕНЬКО... ПОБУДЬ С НАМИ... ХОТЬ НЕДОЛГО... СОВСЕМ НЕДОЛГО ПОБУДЬ...

96. Обнимает мальчика, показывая ему на Степана:

- НУ ЖЕ, СЫНКУ, ПРОСИ БАТЬКА ПОЖИТЬ С НАМИ.

97....прижимает ребенка к себе и, устремив взор на лицо Степана, замирает.

Пауза. ЗТМ.

В режиссерской разработке этот сценарный кусок принял такой вид (см. таблицу ниже).

 

Форма постановочного звукового сценария, при нали­чии общих основных элементов, варьируется в различ­ных киностудиях в отдельных частностях. Вот какая фор­ма была принята, например, на 1-й Комсомольской фаб­рике в Одессе:

1) номера кадров;

2) место съемки (натура, декорация);

3) способы съемки (указания для оператора);

4) содержание кадра (зрительное изображение) и внутрикадровые реплики;

5) метраж (каждого кадра);

6) закадрованные реплики (т.е. реплики, которые про­износятся за кадром лицами, в кадре не присутствую­щими);

7) звук с подграфами: а) игровые шумы; б) фоновые шумы; в) музыка.

Примером более простой записи режиссерского сце­нария без разнесения его или до разнесения его по от­дельным графам может служить опубликованный сцена­рий «Мы из Кронштадта» Вс. Вишневского.

В практике современных больших американских кино­студий постановочные сценарии пишутся если не самими авторами тритментов (что бывает далеко не всегда вслед­ствие трудности такой работы), то специалистами, нахо­дящимися в ведении специальных сценарных департамен­тов (отделов), там, где они существуют.

В практике советского кинопроизводства до после­днего времени составление постановочного сценария, на основании авторского сценария, считалось функцией ре­жиссера. Поэтому постановочный сценарий чаще у нас называется режиссерским сценарием.

Либретто (синопсис, экспозэ), расширенное либ­ретто (тритмент) или литературный сценарий и поста­новочный сценарий представляют собою различные стадии становления кинодраматургического произве­дения.

Основным и решающим моментом в этом становле­нии является изложение полного содержания кинопье­сы в развернутой драматургической композиции. Этопо преимуществу функция кинодраматурга, осуществляющего свою задачу в литературной форме профессионально написанного либретто (тритмента) или авторского (литературного) сценария.

 

Объект

План

Содержание

Звук

метры

секунды

Примечание

 кадра

 

 

 

съемки

 

 

 

 

 

 

 

 

(декорация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общий план

Общий

Москва. Ночь. Ранняя весна. Талый снег смешал-

Удары

__

__

Силуэты Кремля

  комплекса

 

ся с грязью. Темные мрачные улицы. Ползет ту-

часов

 

 

(выполнено

  Москвы

 

ман. Вдали четкие силуэты Кремля. На Фроловой

 

 

 

по методу

   

 

башне бьют часы.

 

 

 

дорисовки)

2 То же

Первый

Фролова (Спасская) башня. Бьют часы три часа

Удары

11/2

3

Макет

   

 

ночи.

часов

 

 

 

3 Бревно-

Средний

Стрелецкая застава. Поперечное бревно-колода

Удары

11/2

3

 

  колода

 

преградило путь по улице к Кремлю.

часов

 

 

 

   

 

 

в доску

 

 

 

4

Крупный

Под тусклым фонарем наклеен на стену приказ:

То же

4

8

 

   

 

«Ночью ходить с фонарем и подорожной грамотой.

 

 

 

 

   

 

Кто без фонаря и грамоты - ловить, отводить в зем-

 

 

 

 

   

 

ской приказ».

 

 

 

 

5 -

Первый

У бревна-колоды решеточный сторож. Бьет в чу-

Удары

3

6

 

   

 

гунную доску, вторя часам.

часов

 

 

 

6 1-я улица

Средний

Московская улица. По выстланным осклизлым стру-

Далекие

4

8

 

   

 

ганым бревнам, по грязи, смешанной со снегом,

удары

 

 

 

 

 

 

часов |

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

идет казак. Скользя и спотыкаясь, ругается:

Слова

 

 

 

 

 

 

«Живут, как черти в аду! Пути не видно - ноги из-

Разина

 

 

 

 

 

 

ломаешь».

 

 

 

 

 

7 -

Средний

Идет дальше и дальше.

Звук

3

6

 

 
 

 

 

 

шагов

 

 

 

 
8

Бревно-

Средний

Натыкается на заставу.

Слова

2

4

 

 
 

колода

 

«Эй, сволочь, в земском не бывал?- Будешь!» — окли-

 

 

 

 

 
 

 

 

кает казака решеточный сторож.

 

 

 

 

 
9

_

Первый

В темноте в руках у казака сверкает пистолет.

Слова

4

8

 

 
 

 

 

«Я ваших порядков московицких не ведаю, вот дырье

 

 

 

 

 
 

 

 

в башке умею сверлить...»

 

 

 

 

 
10

Средний

Сторож отшатывается. Казак, согнув широкую

-

3

6

 

 
 

 

 

спину, пролез под колоду и скрылся.

 

 

 

 

 
11

Первый

Напуганный пистолетом, сторож, опомнившись,

Слова

21/2

5

 

 
 

 

 

кричит: «Ум, черт, чтоб тебе ребра сломить!»

 

 

 

 

 
12

_

Первый

Подошел другой: «Ты потто пропустил?»

Слова

31/2

7

 

 
 

 

 

Первый взволнованно: «Вишь, воровской казак с пи-

 

 

 

 

 
 

 

 

столем и саблей».

 

 

 

 

 
13

_

Первый

Возмущенно развел руками подошедший: «Ой,

Слова

3

6

 

 
 

 

 

ты сговорился бы, кого ежели ограбить, чтобы

 

 

 

 

 
 

 

 

доля нам... »

 

 

 

 

 
                             

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!