Глава 1. ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И РУСОВ
Nbsp; "История государства и права России: Учебник для вузов" (3-е издание, стереотипное) (Толстая А.И.) ("Юстицинформ", "Омега-Л", 2010) Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 22.10.2013
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ
УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ
3-е издание, стереотипное
А.И. ТОЛСТАЯ
Толстая Анна Ивановна, доцент кафедры теории и истории государства и права Московского государственного социального университета, кандидат философских наук.
Автор ряда учебно-методических пособий и статей по истории государства и права России, теории гуманитарного процесса, религиоведению.
Рецензенты:
Пахомов В.Г., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Московского государственного социального университета, доктор юридических наук, профессор.
Шабанов Ю.В., профессор Московского государственного социального университета, доктор юридических наук.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс истории отечественного государства и права является одной из основополагающих, фундаментальных правовых дисциплин, занимающих важное место в учебных планах подготовки студентов по специальности "Юриспруденция". История государства и права - наука и юридическая, и историческая. Она изучает общие исторические закономерности развития государства и права. Государство, будучи организацией публичной власти, и право как система общеобязательных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю, - это два взаимосвязанных общественных явления. Они прошли долгий путь в своем становлении и развитии. Как учебная дисциплина история государства и права ставит перед собой цель: научить студента-юриста уже с первого курса анализировать текст закона на историческом материале, привить ему профессиональные навыки.
|
|
Обращение к истории Руси и России помогает не только увидеть настоящее сквозь призму прошлого, но и ответить на вечные вопросы: кто мы, откуда вышли, куда идем, во имя чего? Знание прошлого помогает понять настоящее и объясняет задачи будущего. Народ, знакомый со своей историей, живет сознательно, чуток к окружающей его действительности и умеет понимать ее. Знание национальной истории есть путь к национальному самосознанию.
Долг национальной историографии заключается в том, чтобы показать обществу его прошлое в истинном свете. Русская историография до сих пор страдает от субъективизма и одностороннего освещения, поскольку зачастую русские историки просто лишь собирают факты и дают им первоначальную научную обработку.
История почти всех народов начинается с какой-либо сказки, мифа или легенды о родоначальнике, давшем народу свое имя. Русская история начата с того периода, когда Русь представляла собой мощный союз славянских княжеств с сильным, многочисленным, предприимчивым народом, заселявшим территорию в несколько сот тысяч квадратных верст, богатую лесами, животными и другими природными ценностями, что давало возможность вести развернутую торговлю.
|
|
О возникновении Древнерусского государства до сих пор идут споры в исторической литературе. В XVIII веке возникла так называемая "норманнская" теория происхождения русского государства. Ее авторы, немецкие ученые Байер, Миллер и Шлецер, основываясь на летописной легенде о призвании славянами варягов, сделали далеко идущие выводы о якобы низком уровне развития восточных славян, о неспособности их создать свое государство, о подчинении таким путем славян варягам и создании последними изначальной государственной власти в лице Рюрика. Зарубежные историки-норманнисты также утверждали, что славяне до прихода варягов жили "зверинским образом", подчеркивая таким образом их политическую неполноценность и неспособность к историческому творчеству.
|
|
Решительным противником этой теории выступил великий русский ученый М.В. Ломоносов, который считал, что история - это непрерывный процесс, являющийся результатом не только деятельности князей, но и народа. В своем труде "Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава 1, или до 1054 года" он обосновал, что Русское государство образовано именно русскими людьми, а не пришельцами с Северо-Запада.
В XIX веке появились и другие направления российской историографии. Заметный вклад внесли славянофилы А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Кириевские, братья И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, евразийцы Г. Вернадский, Н. Алексеев, Г. Флоровский, Л. Гумилев.
В советской историографии не оспаривалось положение о том, что Древнерусское государство сложилось в 80-х годах IX в. в результате объединения двух общественно-политических союзов восточных славян: "южного" с центром в Киеве и "северного" с центром в Новгороде. Но при этом стало исключаться влияние "внешних импульсов" на процесс образования государства.
Становление и развитие государственных и правовых феноменов России рассматривается в определенных временных и пространственных пределах. Простая периодизация курса предполагает разделение истории отечественного государства и права на дореволюционную, советскую и современную. Ее главными вехами, различающимися уровнем социально-политического и культурного развития, являются: восточно-славянское общество, Киевская Русь, возникновение самостоятельных феодальных княжеств, объединение этих княжеств в единое государство и становление Московской Руси, создание Российской империи, образование Советского Союза, образование Российской Федерации.
|
|
Изучение истории России предполагает обращение к конкретным экономическим, социальным и политическим отношениям, определявшим развитие страны в тот или иной период многовековой истории. В отличие от истории, разрабатывающей весь комплекс проблем, связанных с жизнедеятельностью человечества, история государства и права рассматривает человеческое общество на этапе зарождения государственности. При этом основное внимание уделяется развитию государственного строя и правовой культуры.
Глава 1. ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И РУСОВ
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!