М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма. Проблема гордости и одиночества. Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы.



Урок должен дать представление об основных признаках романтической драмы, полной сильных страстей и трагических ошибок. Необходимо выявить связь «Маскарада» с комедией Грибоедова «Горе от ума», трагедией Шекспира «Отелло» и драмой Шиллера «Коварство и любовь». Сильные учащиеся подготовятся к сопоставлению этих произведений.

Важно подчеркнуть многозначность названия пьесы, вспомнить, где у Лермонтова появляется мотив маскарада, в каком контексте это слово употребляется в комедии «Горе от ума» и романе «Евгений Онегин». Исследовательская работа учащихся может быть организована в группах.

Группа 1. Светское общество: Казарин, Шприх, князь Звездич, баронесса Штраль.

1. Проанализируйте сцену игры (действие первое, сцена первая, выход второй). Дайте общую характеристику Казарину и князю. Чем на них не похож Арбенин?

2. Проанализируйте диалог баронессы и князя (действие второе, сцена первая, выходы пятый — восьмой). Каковы жизненные принципы представителей света? В чем их порочность и безнравственность?

3. Проанализируйте диалог Казарина и Арбенина (действие второе, сцена вторая, выход пятый). Какие принципы светского общества утверждает Казарин? Согласен ли с ними Арбенин?

Группа 2. Арбенин и Нина.

1. Проанализируйте диалог Арбенина и Нины (действие первое, сцена третья, выходы третий—пятый). Докажите, что Арбенин не принимает «мнений света» и одновременно живет по его законам. В чем нравственное превосходство Нины?

2. Проанализируйте диалог князя и Нины (действие второе, сцена первая, выход четвертый) со слов князя «Вот время объясненья!..» до слов «И я своей достигну цели». Как в этой сцене показана искренность Нины и порочность князя?

3. Проанализируйте диалог Арбенина и Нины перед смертью (действие третье, сцена вторая, выход второй). Как в ней проявились характеры Арбенина и Нины?

Группа 3. Неизвестный.

1. Проанализируйте диалог князя и неизвестного (действие четвертое, сцена первая, выход седьмой). Докажите, что неизвестный исповедует законы света.

2. Проанализируйте диалог Арбенина и неизвестного (действие четвертое, сцена первая, выход восьмой). Какова смысловая роль образа неизвестного в драме?

Итоговые вопросы уроков

1. Почему и Арбенин, и Нина становятся жертвами света?

2. Какой смысл приобретают в драме ее бытовой и философский планы?

3. В чем символический смысл маскарада?

4. Как развенчиваются в драме богоборческие стремления Арбенина?

5. В чем драма «Маскарад» близка романтическим произведениям и чем от них отличается?

Итог уроков. Автор драмы осуждает порочность светского общества, его губительность для человеческой души. Свет — это толпа, законам которой трудно противостоять. Главные герои драмы — Арбенин и Нина — хотят жить в свете, не надевая масок, и становятся жертвами маскарада жизни. Нина гибнет от своей простосердечности и естественных чувств. Арбенин — оттого, что решил отделить себя от света, но остался его порождением. Маскарад — символ разрушенного общества, пораженного порочными страстями. В философском плане маскарад — это арена испытаний человека в схватке добра и зла. Нина, не испорченная светом, остается невинной жертвой, а Арбенин, теряя рассудок, становится снова представителем света, от которого он пытался убежать. Взращенный светом, он так и не смог встать выше его. Новаторство Лермонтова выразилось в том, что романтическая теория «высокого зла» и мести поставлена им под сомнение, а стремления героя занять место Бога на земле потерпели крах.

 

Уроки 40*—41*. «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня...»[41]

М. Ю. Лермонтов. «Демон»: замысел, особенности сюжета и композиции. Герои поэмы. Образ Демона в творчестве Лермонтова. «Демон». «Мой Демон». Проблематика и поэтика поэмы «Демон». Анализ эпизода из поэмы. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Десятиклассники уже знакомы с лироэпическими произведениями Лермонтова, поэтому начать урок можно с повторения его поэм «Песня про... купца Калашникова» и «Мцыри». Эта работа может быть организована в форме фронтальной беседы или в виде сообщений учащихся на темы:

1. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова в русской литературной критике. Историческая и народно-поэтическая основы поэмы.

2. «Мцыри» Лермонтова и «Цыганы» Пушкина как романтические поэмы. Особенности их сюжетно-композиционной структуры.

Обобщая результаты беседы или сообщений учащихся, класс делает следующие выводы.

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтов ищет идеал в историческом прошлом и народных нравственных основах. Однако патриархальная эпоха гибнет безвозвратно, что усиливает трагизм мироощущения. В поэме «Мцыри» романтический герой Лермонтова трагически обречен. Мцыри как герой действия, дитя природы, наследник отцов поставлен в ситуацию изоляции от естественного для него мира, разлучен с родиной. Но выросший в чуждой среде, он уже не может вернуться в лоно природы, которая стала для него врагом. Всякое возвращение назад невозможно, что также усиливает трагизм звучания поэмы.

В центре урока изучение поэмы «Демон».

Во вступительном слове учителя или индивидуальных сообщениях учащихся должна прозвучать информация о том, что замысел поэмы возник еще у юного поэта, когда он в 1829 г. создал стихотворение «Мой Демон», написанное, вероятно, под явным влиянием стихотворения Пушкина «Демон», которое было известно задолго до его публикации в 1834 г.

После чтения этих стихотворений возможна беседа, включающая вопросы и задания для сопоставительного анализа этих стихов.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 2408; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!