Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти».



Тема свободы личности и ее конфликт с дисгармоничным, несправедливым миром пронизывает всю лирику Пушкина и начинается еще в творчестве петербургского периода. Она возникла у поэта под влиянием западноевропейского романтизма, но динамично развивалась и претерпевала изменения.

Истоком вольнолюбивой лирики, которая зародилась в общении с либералами и «арзамасцами», в политических спорах с ними, стала ода «Вольность», напоминающая нам названием известную оду Радищева, знакомую передовой молодежи по спискам.

Вопросы и задания к оде «Вольность»

1. Как в оде отразилось отношение Пушкина к Французской революции и русскому самодержавию?

2. Какую роль в жизни общества поэт придает закону? Как соотнесена с законом свобода?

3. В чем отличие отношения к законности в «Вольности» Пушкина и в произведениях Державина «Фелица» и «Властителям и судиям»?

4. Какие события русской и европейской истории поэтически переосмыслены Пушкиным?

5. Найдите в оде «Вольность» признаки жанра. Подтвердите свои мысли примерами.

6. Индивидуальное задание. Составьте к оде «Вольность» лексический и историко-культурный комментарии.

В период южной ссылки Пушкин раскрывает тему свободолюбия по-новому. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» отразился кризис мировоззрения поэта, связанный с поражением освободительных движений в Европе. Поэтому сквозная тема свободы и рабства пребывает в этом стихотворении в биографическом, политическом, социально-психологическом и философском аспектах.

Вопросы и задания к стихотворению «Свободы сеятель пустынный...»

1. Определите общий эмоциональный настрой стихотворения.

2. Какой смысл придает тексту эпиграф из Евангелия?

3. Почему слова свободы, обращенные сеятелем к народам, не находят у них отклика? Что является препятствием для достижения вольности?

4. Как помогает постижению смысла композиция стихотворения?

5. Какую характеристику личности лирического «я» дает автор в первой строфе? Какие слова и выражения подтверждают искренность его помыслов и действий?

6. Как характеризуются «мирные народы»? Что звучит в авторских оценках: осуждение или жалость? Аргументируйте свою позицию.

7. Какие атрибуты рабства сопутствуют угнетенным и непросвещенным народам? Какой смысл эти образы придают тексту?

8. Как помогают понять авторскую позицию синтаксические конструкции стихотворения?

Эволюция темы свободы и рабства продолжается до заключительного этапа творчества Пушкина и венчает самый глубокий по философскому наполнению «каменноостровский» цикл поэта. Наиболее ярко мысли Пушкина о внутренней свободе личности, не зависящей ни от царя, ни от народа, выражаются в стихотворении «Из Пиндемонти». Для поэта чужды как самодержавная, так и парламентская формы государственного правления. Поэтому он провозглашает высшими ценностями, венцом внутренней свободы личности ее гармоническую связь с природой и возможность свободного творчества.

Вопросы и задания к стихотворению «Из Пиндемонти»

1. Какой смысл придает стихотворению его композиция?

2. От каких прав отказывается лирический герой? Почему он это делает?

3. Выявите политический подтекст выражения «Зависеть от властей, зависеть от народа — Не все ли нам равно».

4. Какие права человека поэт считает самыми главными? Подтвердите свои мысли текстом.

5. Какими способами создается иронический пафос первой части и торжественный, возвышенный характер текста в стихах 10—21?

6. Индивидуальное задание. Проследите смысловую роль изменения лексики и синтаксических конструкций стихотворения. Обобщите свои наблюдения.

Итог урока. Тема свободы и рабства является ведущей в лирике Пушкина и связана с изменениями в его мировоззрении. Если в ранних вольнолюбивых стихах поэт считает, что для свободы и устранения пороков самодержавного общественного устройства человеку нужны справедливые законы, то в период южной ссылки его мнение меняется. Он понимает отдаленность декабристских идей от порабощенного и непросвещенного народа и уже не верит и в парламентскую, демократическую форму правления. В конце жизни он вообще не связывает свободу с государственными и общественными институтами. Его ценностные ориентиры вольности включают в себя возможность беспрепятственного передвижения в мире, свободного общения с природой и независимого творчества.

Уроки 17—18. «Нет, весь я не умру...»[19]

Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...», «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...»

На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Но в юношеских стихотворениях смерть поэта не страшит. В стихах 1830-х гг. он уже не хочет умирать, ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Но тема жизни звучит в зрелой лирике Пушкина гораздо трагичнее и обреченнее.

Предвосхищая свою безвременную кончину, Пушкин в стихотворении «Андре Шенье» (1830) восклицает:

  Я скоро весь умру. Но тень мою любя, Храните рукопись, о други, для себя! Когда гроза пройдет, толпою суеверной Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный, И, долго слушая, скажите: это он; Вот речь его. А я, забыв могильный сон, Взойду невидимо и сяду между вами, И сам заслушаюсь...

Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники. Философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни, преемственности поколений и вечности природы наполнено стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных...».


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!