Тема 5. (Псевдо-)Дионисий Ареопагит.



Тема 1. Философско-символический смысл Библейского послания.

 

 

Вопросы:

1. Философско-религиозные воззрения Филона Александрийского (учение о Логосе).

2. Христианское послание в зазоре между иудаизмом и эллинской мудростью.

3. Ответ Евангелий на вопрос «что есть истина?»

4. Философское содержание посланий апостола Павла.

5. Феномен христианской апологетики. Ранняя апологетика Востока и Запада (Кодрат, Аристид, Ириней Лионский).

6. (дополнительный вопрос - доклад) «Или, Или! Лама савахфани?» - сомневающийся Бог и заброшенность субъекта.

 

Источники:

Библия (в первую очередь Евангелия и послания апостола Павла), Синодальное издание.

Сочинения Филона Александрийского: http://anthropology.rchgi.spb.ru/philon/philon_s.htm

Толкования Ветхого Завета. / Вступ. ст. Е. Д. Матусовой, пер. и комм. А. В. Вдовиченко, М. Г. и В. Е. Витковских, О. Л. Левинской, И. А. Макарова, А. В. Рубана. М., 2000.

Св. Ириней Лионский. Творения. – М., 1996.

 

Литература:

Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. СПб., 2001.

Косидовский З. Сказания евангелистов. Пер. с польск. М., 1977

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001.

Ситников А.В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. – СПб., 2001

Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

 

Дополнительная литература:

Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма. – М., СПб., 1999.

Жижек С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом. – М., 2009.

Захаров В. Герой абсурда и его бунт (Альбер Камю: трагедия счастья) // Московский эзотерический сборник. – М., 1997. Сс. 106 – 206.

 

Сетевые ресурсы:

http://antology.rchgi.spb.ru/

 

 

Тема 2. Гностицизм.

 

1. Общая характеристика гностицизма, классификация гностических учений. Гностические тексты и другие источники знаний о гностицизме.

2. Учение Маркиона (Маркионство).

3. Гностическое учение Василида.

4. Гностическое учение Валентина

5. Учение Мани (Манихейство).

 

Доклад:

«Техногнозис» Эрика Дэвиса.

 

Источники и литература:

Гностические тексты // http://apokrif.fullweb.ru/gnost/ 

Памятники литературы на коптском языке. Введение, перевод с коптского и комментарии А. И. Еланской. СПб: Издательство Чернышева, 1993, 316 с.

Статья Владимира Соловьёва "Гностицизм" для "Энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона.

Алексеев Д. A. Античное христианство и гностицизм // http://kenoma.chat.ru/gnost/gnostpam.htm

Йонас Ганс. Гностицизм.(Гностическая религия). — СПб.: «Лань», 1998

Лосев А. Ф. Гностицизм / История Античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. — История античной эстетики, том VIII, книги I и II. М.: «Искусство», 1992, 1994

Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. СПб., 2001.

Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма (Наг-Хаммади, II, соч. 2, 3, 6, 7). М., 1979.

Афонасин Е.В. Гносис. Фрагменты и свидетельства. СПб: Издательство Санкт-Перебургского университета, 2008. - 318 с.

Хосроев А. Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади (II, 7; VI, 3;. VII, 4; IX, 3). Ответственный редактор К. Н. Юзбашян. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 276 с.

Шохин В. К. Санкхья-йога и традиция гностицизма. // Вопросы философии. — 1994. — № 7—8.

 

 

Тема 3 . Становление христианской философии.

 

1. Философско-теологические воззрения Иустина.

2. Александрийская богословская школа: Климент (гносеология, онтология и учение о Логосе).

3. Учение Оригена как попытка синтеза христианского вероучения с неоплатонизмом.

4. Онтология и гносеология Оригена.

5. Латинская апологетика: Тертуллиан.

 

Доклады:

- Вера и абсурд.

- Осуждение Оригена и оригенизма.

- Философия как служанка теологии.

 

Литература:

Ориген. О началах. Самара 1993. Кн.1, гл.1,2,3. Кн.III, гл.5,6, с. 35-68, 230-247.

Иустин. Первая и Вторая апологии // http://antology.rchgi.spb.ru/Justin_Martyr/_opus_rus.html

Климент Александрийский. Педагог; Строматы (книги: 1, 5, 6).

Тертуллиан. О свидетельстве души; О плоти Христа.

Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. СПб., 2001.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., "Высшая школа",1979. С.38-40, с.40-46.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., "Мысль", 1979, с. 80-128.

 

 

Тема 4. Золотой век патристики: "Светила Каппадокии"

 

1. Исторический контекст деятельности каппадокийцев: религия, философия, политика.

2. Григорий Нисский: рационализм в свете догматики, тринитарная проблематика

3. Григорий Нисский: имматериализм, антропология и психология.

4. Тринитарная проблема в трудах Василия Великого.

5. Учение о Троице Григория Богослова.

6. Герменевтика Иоанна Златоуста.

 

Доклад:

Имматериализм Григория Нисского

 

Тексты:

Василий Великий. Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси.

Григорий Богослов. Слова о богословии (Слово 29-31)

Григорий Нисский. Большое катехизисное слово. / Об устроении человека. / Шестоднев.

 

 

Литература:

Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. СПб., 2001.

Карсавин Л. П. Святые Отцы и учители Церкви. М., 1994.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. — М., 2003.

 

Интернет:

http://antology.rchgi.spb.ru/

http://orthlib.narod.ru/authors.html

http://www.pagez.ru/index.php

 

Тема 5. (Псевдо-)Дионисий Ареопагит.

 

1. Происхождение и состав "Ареопагитик", время жизни их автора.

2. Учение о видах теологии; диалектика и мистика в богознании.

3. Учение о "Божественных именах"

4. Проблема соотношения Бога и мира; теодицея.

5. Учение об иерархиях сущего.

 

Доклады:

- Сущность и перспективы апофатического метода

- Дискуссии об авторстве «Ареопагитик»

 

 

Источники и литература:

Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. СПб, "Глагол", 1994. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Тексты, пер. с древнегреческого. - СПб, "Глагол", РХГИ, "Университетская книга", 1997.

Святой Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии (пер. В.В. Бибихина). - Историко-философский ежегодник, 1990.

Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. - М., 1994 (см. Отдел Первый, гл. II)

Бычков В.В. На путях "незнаемого знания". К публикации малых сочинений из Corpus Areopagiticum. - Историко-философский ежегодник, 1990. М., 1991.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. - М., 1991 (в гл. II)

Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, Изд-во Поморского международного педагогического университета им. М.В. Ломоносова, 1995.

Нуцубидзе Ш.И. Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита. - Тбилиси, 1942.

Нуцубизде Ш.И. Петр Ивер и античное философское наследие (проблемы Ареопагитики) - Тбилиси, 1957.

Соколов В.В. К публикации трактата "О божественных именах". - Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. II. - М., 1990, с. 152-153.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., "Высшая школа",1979.

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!