Смута. Начало династии романовых
После смерти Ивана Грозного Земский собор, составленный из служилых людей, признал царем сына Ивана IV Федора. В 1589 г. было введено патриаршество, что означало независимость Русской православной церкви от Константинополя. В 1597 г. вводились «урочные лета» – пятилетний срок сыска беглых крестьян. В 1598 г. со смертью Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей Земский собор большинством голосов избрал Бориса Годунова на царство.
Начало ХVII в. – период Смутного времени. Причины Смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана IV и при его преемниках.
Культура второй половины 15-16 веков
Фольклор.
Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества становятся исторические песни(популярная песни о взятии Казани)
Одним из положительных героев УНТ стал Иван Грозный, Отрицательным героем стал Малюта Скуратов.
Особое место цикл песен о Ермаке( Ермак стал воплощением народного идеала )
Просвещение и книгопечатание.
Большим достижением русской культуры середины 16 века было начало книгопечатания.( Первая типография 1553 году и вошла в науку под названием анонимной) за 1556 год упоминается мастер печатных книг Маруша Нефедьев.
В 1563-1564 годах на печатном дворе в Москве Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец по повелению царя и митрополита напечатали в казенной типографии первую книгу с выходными данными – «Апостол» .В 1565 году выходит «Часословец» – первая русская книга для обучения грамоте.
|
|
Иван Федоров был исправлял переводы печатавшихся им книг Священного Писания, заменяя устаревшие слова более современными. И. Федоров и Мстиславец первый букварь с грамматикой (1574 г.).
Никифор Тарасьев, Тимифей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа В 1686 г. издали «Псалтырь».
Всего до конца 16 века было издано около 20 книг, все церково-религиозного содержания, но ни в 16, ни в 17 веках печатная книга не смогла вытеснить рукописную. Летописи и повести, сказания и жития писались от руки.
Литература.
“Сказание о князьях Владимирских”, созданное в начале 16 века,
игумен Псковского Елиазарова монастыря Филофей в своих посланиях к Василию в 1510-1511гг создает - теорию «Москва – третий Рим
В 16 веке появляются первые настоящие публицистические произведения в виде посланий и писем, предназначенных широкой аудитории.
Ивана Семеновича Пересветова челобитные к царю Ивану Грозному, в произведениях «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете Салтане», «Предсказание философов и докторов латинских о царе Иване Васильевиче
священник Ермолай(в монашестве Еразма) «Правительница и землеменрие»
|
|
Курбский -памфлет против Грозного «История о великом князе Московском».
В 16 веке продолжает развитие летописание. «Летописец начала царства»,
«Книга степенная царского родословия».
В середине 16 века московские летописцы подготовили огромный летописный свод –называемую «Никоновскую летопись» (в 17 веке она принадлежала патриарху Никону).
исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени – «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков», «История о Казанском царстве».
Большое значение имело составление «Великих Четьих Миней», созданных по инициативе митрополита Макария .
Наиболее ярким примером бытового жанра 16 века стал «Домострой», протопоп кремлевского Благовещенского собора Сильвестр.
В 16 веке появились первые учебники по грамматике и арифметике, а также словари - «Азбуковники».
4.Архитектура и живопись.
Москва окончательно приобретает статус общерусского художественного центра. Достраивается архитектурный комплекс Кремля.
В 1505-1508 годах архитектор Алевзин Новый возводит Архангельский собор
В 1505-1508 годах архитектор Бон Фрязин возвел столпообразную церковь-колокольню Ивана Лествичника,
|
|
К концу 15 века белокаменный Кремль, построенный из известняка в 1367 г. Дмитрием Донским, обветшал. Новые стены начали строить в 1485 году под руководством Аристотеля Фиорованти. Кремль превратился в одну из самых надежных и крупных крепостей Европы.
В 1585-1593 годах Федор Савельевич Конь возводит кольцо укреплений Белого города – 9,5 километров и 27 башен
По подобию Московского Кремля возводятся крепости в Смоленске, Коломне, Туле, Нижнем Новгороде и других городах.
К началу 16 века русские зодчие изобрели новую систему кирпичных перекрытий – крестчатый свод, опирающийся не на внутренние столбы, а на наружные стены. Такие небольшие храмы строились в посадах (церковь Благовещения на Ваганкове, церковь Николы в Мясниках).
Еще одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры 16 века -строительство шатровых храмов(церковь Вознесения в селе Коломенском )
Вершиной архитектуры 16 века является собор Покрова на Рву (Собор Василия Блаженного), построенный в 1555-1565 годах русскими зодчими Бармой и Постником
живопись
В середине 16 века была написана 4-х метровая икона-картина «Церковь воинствующая»,
аллегоричность сюжетов – отличительная черта изобразительного искусства 16 века.
|
|
С возрастанием интереса к историческим темам связано развитие жанра исторического портрета, хотя изображение реальных лиц носило условный характер.
Но церковь опасалась вольномыслия в иконописи, в результате Стоглавый собор 1551 года принял постановление о введении лицевых иконописных подлинников, т. е. трафаретов для изображения святых и целых композиций. Каноном является иконописание Андрея Рублева.
Собор 1554 года узаконил символико-дидактический жанр, разделив живопись на 2 вида: «письмо бытийное» и «письмо притчами»
В конце 16 века появилась «строгановская школа». Она сосредоточила внимание на собственно живописной технике.Наиболее крупными мастерами «строгановской школы» были Прокопий Чирин, Никифор, Истома, Назарий и Федор Савины..
21. Внутренняя политика России в XVII веке
11 июля 1613 г. первый русский царь из династии Романовых венчался на царство. Молодому и неопытному царю в условиях разорения страны требовалась поддержка. Земские соборы заседали почти беспрерывно первые десять лет правления. Поначалу решающую роль в управлении государством стали играть мать царя и его родственники с материнской стороны - бояре Салтыковы, пользовавшиеся уважением современников. В 1619 г. из польского плена возвратился после Деулинского перемирия отец Михаила. В Москве Филарет был провозглашён патриархом Московским и всея Руси и великим государем. До своей смерти в 1633 г. он, умный и властный политик, вместе с сыном правил страной.
Михаил Фёдорович (1613-1645) пошёл по пути закрепления крестьян за их владельцами. В 1619 г. был снова объявлен пятилетний, а в 1637 г. - девятилетний сыск беглых. В 1642 г. вновь был издан указ о десятилетнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем сыске вывезенных насильно крестьян.
Завершилось складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию.
Разделение на категории: служилые люди. тяглые люди , холопы.
реформы Русской православной церкви, повлёкшие за собой ряд серьёзных изменений в политической и духовной жизни русского общества.
В конце 1640-х годов в Москве возник Кружок ревнителей древнего благочестия, объединившихся людей, обеспокоенных как положением дел в церкви, так и проникновением светских начал в духовную жизнь общества.
После избрания Никона патриархом, реформа начала проводиться в жизнь. В 1653 г. он разослал по всем московским церквам «память» (циркуляр) о замене крестного знамени с двуперстного на троеперстное. Против ослушников с благословения царя он развязал репрессии. Непримиримость Никона, поспешность и насильственные методы проведения реформы вызвали глубокий протест населения и стали одним из факторов раскола Русской православной церкви.
Было произведено изменение церковных обрядов и богослужебных книг в соответствии с новейшими греческими образцами. Произошла реформа церковно - славянского языка, изменилась лексика, грамматика, ударения.
В итоге деятельность Никона и его поражение ослабили Русскую православную церковь, стали предлогом ликвидации патриаршества. Одним из духовных последствий реформы и раскола стала деформация идеи «Москва - третий Рим».
Как и преобразования в других сферах жизни, церковная реформа XVII века отличалась непоследовательностью, непродуманностью и привела к неожиданным и противоречивым результатам.
1Соляной бунт 1648 г.2)Восстания в Пскове и Новгороде 1650 г.3)Медный бунт 1662 г4).Движение под предводительством С. Разина5)Стрелецкий бунт 1682 г.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!