Особенности работы учителя на уроках литературы разных типов



Беляева Н. В. Литература: 10 кл.: поурочн. разработки: кн. для учителя / Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская. – М.: Просвещение, 2008. – 383 с.    

СОДЕРЖАНИЕ

 

Особенности работы учителя на уроках литературы разных типов………………………………… 10

Уроки 1—2. «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!».

Введение. Выявление уровня литературного развития учащихся. Общая

характеристика русской литературы первой половины XIX в. Поэтические

предшественники А. С. Пушкина: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский,

К. Н. Батюшков. Обзор творчества с обобщением

ранее изученного……………………………………………………………………………………12

Урок 3*. «Совершенно особый путь». Личность и судьба Державина. Основные этапы

его жизни и творчества. Поэтический смысл стихотворений «Ключ», «Бог»,

«Русские девушки»………………………………………………………………….........................16

Урок 4*. «Где добродетель обитает...». Традиции и новаторство в творчестве Державина.

Содержание и жанровые особенности оды «Фелица»……………………………………………18

Уроки 5*—6*. «Быть свободным — это значит быть человеком».

Романтизм в Европе и в Америке…………………………………………………………………19

Урок 7*. «У меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое».

Личность и судьба Жуковского. Романтические произведения поэта.

Развитие жанра баллады. Мастерство в передаче душевных состояний

человека. Переводческая деятельность……………………………………………………………19

Урок 8*. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Обучение анализу лирического

текста при изучении стихотворений Жуковского «Море» и «Эолова арфа»………………… 21

Урок 9*. «И в радости взываю: о Музы! я пиит!». Константин Николаевич

Батюшков: страницы жизни и творчества. Анакреонтические мотивы в лирике поэта………24

Урок 10*. «Только дружба обещает мне бессмертия венок». Философские элегии

Батюшкова. Трагизм мировосприятия и пути его преодоления. Высокое поэтическое

мастерство, глубокий лиризм и филигранность художественной формы

в поздней лирике поэта…………………………………………………………………………… 27

Урок 11*. «Невыразимое подвластно ль выраженью?». Художественный мир

русской романтической поэзии. Подготовка к домашнему сочинению

по лирике Державина, Жуковского, Батюшкова………………………………………………… 29

Урок 12. «Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким

своим способом: стихами». А. С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого

пути (с обобщением ранее изученного). Гуманизм лирики Пушкина и ее

национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских,

философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества.

Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии.

Речь Ф. М. Достоевского о Пушкине………………………………………………………………30

Уроки 13—14*. «И между тем грозы незримой сбиралась туча надо мной!..».

Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

«Погасло дневное светило...», «Я пережил свои желанья...», «Демон»,

«Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»),

«Если жизнь тебя обманет...». Преодоление трагизма мировосприятия……………………… 32

Урок 15. «Благословен же будь отныне судьбою вверенный мне дар...». Тема поэта

и поэзии в лирике Пушкина. «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Поэт»,

«Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»), «Осень»………………………………… 33

Урок 16. «Иная, лучшая потребна мне свобода...». Эволюция темы свободы

и рабства в лирике Пушкина. «Вольность»,

«Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти»…………………………………………… 35

Уроки 17—18. «Нет, весь я не умру...». Философская лирика Пушкина.

Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»,

«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Пора, мой друг, пора!

Покоя сердце просит...», «...Вновь я посетил...»,

«Отцы пустынники и жены непорочны...»……………………………………………………… 37

Урок 19*. «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове „дорога“!»

Тема дороги в лирике Пушкина и ее философский смысл. «Зимняя дорога»,

«В поле чистом серебрится...», «Дорожные жалобы», «Телега жизни»……………………… 39

Урок 20. «В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“

заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут

 волновать человечество!». Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник».

Человек и история в произведении. Роль вступления к поэме………………………………… 41

Урок 21. «В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы

вследствие избрания места для новой столицы». Тема «маленького человека»

и его социальный протест в поэме «Медный всадник»………………………………………… 42

Урок 22. «Эта поэма — апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная,

какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом

великого преобразователя России...». Образ Петра I как царя-преобразователя

в поэме «Медный всадник». «Два лика» Петра I. Социально-философские

проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России…………………… 44

Уроки 23*—24*. «...Я твердо уверен, что нашему театру приличны

народные законы драмы Шекспировой...». «Борис Годунов» А. С. Пушкина

как историческая трагедия. Взгляды на историю Пушкина и Карамзина.

Основной конфликт трагедии. Царь, бояре, дворяне как противоборствующие

социальные силы. Народ в оценке автора. Своеобразие художественного

историзма Пушкина и его новаторство в пьесе………………………………………………… 45

Уроки 25*—26*. «...Ничего нет труднее, как говорить о произведении, которое велико

и в целом и в частях! К таким принадлежат: „Моцарт и Сальери“,

„Скупой рыцарь“, „Каменный гость“...». Вечные вопросы бытия

в драматическом цикле Пушкина «Маленькие трагедии»……………………………………… 48

Уроки 27*—28*. «„Евгений Онегин“ — это образ мира, явленный в стиле»

Повторение романа Пушкина «Евгений Онегин»……………………………………………… 50

Урок 29*. «Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и

бьется — и которые напечатаем тоже Аnоnymе. Под моим именем нельзя будет,

ибо Булгарин заругает». Развитие реализма в прозе Пушкина 1830-х гг.

«Повести Белкина» как прозаический цикл……………………………………………………… 52

Уроки 30—31. Классное сочинение или контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина……… 53

Урок 32. «Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое,

где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему.

Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем,

что у актера называют „сотой интонацией“. Слово слушается его,

как змея заклинателя...». М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы

и мотивы лирики Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару.

«Нет, я не Байрон, я другой...». «Есть речи — значенье...»………………………………………53

Урок 33. «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв...».

Молитва как «жанр» в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного).

«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Благодарность»……………………… 56

Урок 34. «Пора уснуть последним сном, / Довольно в мире пожил я; / Обманут жизнью

был во всем / И ненавидя и любя». Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова.

Анализ стихотворений «Валерик», «Завещание», «Сон» («В полдневный жар

в долине Дагестана...»)…………………………………………………………………………… 58

Урок 35. «Что же мне так больно и так трудно...». Философские мотивы

лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Трагическая

судьба человека и поэта в бездуховном мире. «Как часто, пестрою толпою

окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном

и прекрасном мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...»………………… 59

Урок 36. «Мне грустно, потому что я тебя люблю...». Адресаты любовной лирики

М. Ю. Лермонтова. «Я не унижусь пред тобою...»……………………………………………… 61

Урок 37*. «Нет поэта более космичного и более лиричного...». Своеобразие

художественного мира лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему

сочинению по анализу одного стихотворения…………………………………………………… 62

Уроки 38*—39*. «И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело...»

М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма. Проблема гордости

и одиночества. Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы……………… 64

Уроки 40*—41*. «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня...»

М. Ю. Лермонтов. «Демон»: замысел, особенности сюжета и композиции.

Герои поэмы. Образ Демона в творчестве Лермонтова. «Демон». «Мой Демон».

Проблематика и поэтика поэмы «Демон». Анализ эпизода из поэмы.

Романтизм и реализм в творчестве поэта………………………………………………………… 66

Уроки 42*—43*. «Именно такой роман наиболее соответствовал духу времени,

потребности в беспощадном анализе современной действительности, во всей ее

трагичности и в то же время в утверждении идеала». Повторение романа

«Герой нашего времени»……………………………………………………………………………67

Уроки 44—45. Классное сочинение или контрольная работа

по творчеству М. Ю. Лермонтова………………………………………………………………… 69

Урок 46. «Перестаешь верить действительности, читая Гоголя. Свет искусства,

льющийся из него, затмевает всё. Теряешь осязание, зрение и веришь только ему»

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного).

Народная фантастика в ранних романтических произведениях. Героическое

и комическое в сборнике «Миргород». Проблематика и поэтика комедии «Ревизор»……… 69

Уроки 47—48. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект...». Н. В. Гоголь.

«Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. Правда и ложь,

реальность и фантастика в повести «Невский проспект»…………………………………… 70

Уроки 49—50*. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою...»

Н. В. Гоголь. «Портрет». Проблематика и поэтика повести. Ее место в сборнике

«Петербургские повести». В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя»…… 72

Урок 51*. «...Оригинальность у г. Гоголя состоит... в комическом одушевлении,

всегда побеждаемом чувством глубокой грусти». «Петербургские повести» Н. В. Го-

голя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека»

в «Петербургских повестях»……………………………………………………………………… 73

Урок 52*. «Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль

и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не „сюжет“...»

Повторение поэмы «Мертвые души»…………………………………………………………… 74

Урок 53*. «Чище горнего снега и светлей небес должна быть душа моя,

и тогда только я приду в силы начать подвиги и великое поприще, тогда только

разрешится загадка моего существования». «Выбранные места из переписки

с друзьями» и их место в творческом пути Гоголя. «Письмо к Гоголю» Белинского………… 78

Уроки 54—55. Классное сочинение или контрольная работа по творчеству Гоголя……………… 80

Урок 56. «Порвалась цепь великая...». Обзор русской литературы 1850—1880 гг.

Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной

критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция

национального театра. Мировое значение русской классической литературы……………… 80

Урок 57. «Я знал одной лишь думы власть». Н. Г. Чернышевский. Жизнь, творчество,

эстетические взгляды. Роман «Что делать?». Система образов романа. Идеал будущего

общества. Смысл снов, иллюзий и утопий в художественной структуре романа……………81

Урок 58. «Подлинный смысл его роман приобретает только в живой связи с будущим».

Роман «Что делать?». Структура романа. Система образов. Идеал будущего

общества. Смысл снов, иллюзий, утопий в художественной структуре романа……………… 83

Уроки 59—60. «Стихи Тютчева о природе — почти всегда страстное признание

в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, —

любоваться многообразными проявлениями жизни природы». Ф. И. Тютчев.

Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.

«Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «Тени сизые смесились...»,

«Полдень», «День и ночь», «Осенний вечер», «Как хорошо ты, о море ночное...»,

«Природа — Сфинкс...»…………………………………………………………………………… 86

Урок 61. «Счастлив, кто посетил сей мир / В его минуты роковые...».

Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева. Тема России

в его творчестве. Человек и история в лирике поэта. «Цицерон», «Эти бедные

селенья...», «Над этой темною толпой...». Жанр лирического фрагмента в его

творчестве. «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...»,

«Слезы людские, о слезы людские...»…………………………………………………………… 91

Урок 62. «О, как на склоне наших лет / Нежней мы любим и суеверней...». Любовная

лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и как «поединок роковой».

«О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «Я помню время золотое...»

и «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое...»). Обучение сопоставительному

анализу стихотворений………………………………………………………………………… . 94

Уроки 63—64*. «Только песне нужна красота, / Красоте же и песен не надо».

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

Философия красоты. «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта...»,

«Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...»,

«Заря прощается с землею...» и др…………………………………………………………………99

Урок 65*. «Как мы живем, так мы поем и славим, /И так живем, что нам нельзя не петь!

Размышления о поэтическом даре в лирике Фета. «Как беден наш язык!..»,

«Одним толчком согнать ладью живую...»………………………………………………………101

Урок 66. «У любви есть слова, те слова не умрут...»

Любовная лирика Фета и ее утонченно чувственный психологизм.

«Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...»,

«Певице», «Еще одно забывчивое слово...», «На качелях» и др.

Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.

Импрессионизм поэзии Фета…………………………………………………………………… 102

Урок 67*. «Здесь духа мощного господство...». Сопоставительный анализ стихов

Тютчева и Фета. Особенности их поэтического стиля.

Домашнее сочинение по лирике поэтов………………………………………………………… 105

Урок 68. «...Это была натура прежде всего русская... поэзия Толстого есть

действительно „русский глагол“». А. К. Толстой. Жизнь и творчество.

Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные,

романтические и исторические черты лирики поэта. «Против течения»,

«Государь ты наш батюшка...»……………………………………………………………………106

Урок 69*. «Коль любить, так без рассудку...»

Природа и любовь в лирике А. К. Толстого. «Слеза дрожит в твоем

ревнивом взоре...», «Средь шумного бала, случайно...», «Острою секирой

ранена береза...», «Ты не спрашивай, не распытывай...». Романсы на стихи Толстого………108

Урок 70*. Урок контроля. Анализ одного стихотворения

русского поэта середины XIX века (по выбору учащихся)……………………………………109

Урок 71*. «Сущность классического реализма прошлого века — не в социально-критическом

пафосе, хотя он и играл немалую роль, а прежде всего в широком освоении

живых связей человека с его близким окружением...»

Реализм в литературе Европы и Америки……………………………………………………… 110

Урок 72*. «Как все в жизни странно и изменчиво! Как мало нужно,

чтобы погибнуть или спастись!». Ги де Мопассан. «Ожерелье».

Особенности жанра. Психологические проблемы

и мастерство композиции новеллы……………………………………………………………… 112

Урок 73*. «...Если влияние Ибсена распространилось далеко за пределы его родины,

то это значит, что в его произведениях были такие черты,

которые соответствовали настроению читающей публики современного

цивилизованного мира». Генрик Ибсен. «Кукольный дом». Социально-нравственные

проблемы пьесы. Истинное и ложное в драме. Особенности конфликта…………………… 114

Урок 74. «Был он поэт, но только слишком искусно и удачно выдавал себя

за прозаика». И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа

«Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв».

Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика………… 117

Урок 75. «Обломов отразил в своей природе некоторые особенности национального

жизненного уклада и национальной психологии, особенно устойчивые, коренные»

Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова.

Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову………………………119

Урок 76. «И в любви нет покоя, и она движется все куда-то вперед, вперед...

„как вся жизнь“...». «Обломов» как роман о любви.

Авторская позиция и способы ее выражения в романе…………………………………………121

Уроки 77—78*. «Обломов — это не только расчеты со своим временем

и определенным социальным укладом, но и обнажение великой тайны жизни...

Это произведение обязывает к долгим и сложным раздумьям человека над собой»

Роман «Обломов» в русской критике: оценка романа Н. А. Добролюбовым,

Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым. «Обломовщина»

как общественное явление. И. А. Гончаров как литературный критик……………………… 122

Уроки 79—80*. Зачетная работа за первое полугодие……………………………………………… 123

Урок 81. «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости,

должен называться: „Театр Островского“». А. Н. Островский. Жизнь

и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

«Отец русского театра»……………………………………………………………………………125

Урок 82. «Самое решительное произведение Островского». Драма «Гроза».

История создания, система образов, приемы раскрытия

характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия………………………………. 126

Урок 83. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...». «Гроза». Город Калинов

и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»……………………… 128

Урок 84. «Такая уж я зародилась, горячая!». Протест Катерины против

«темного царства». Духовное самосознание Катерины.

Нравственная проблематика пьесы. Анализ эпизода……………………………………………130

Уроки 85—86. «Что тут должен делать критик?». Споры критиков вокруг

драмы «Гроза». Пьеса в оценке Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева,

А. А. Григорьева. Подготовка к домашнему сочинению по драме «Гроза»………………… 131

Уроки 87*—88*. «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез»

Любовь в пьесах А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница»…………… 133

Уроки 89*—90*. «Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует»

А. Н. Островский. «Лес». Проблематика, конфликт, композиция,

система образов. Нравственный смысл и символика комедии…………………………………135

Урок 91. «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом»

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного).

Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа

как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге»,

«Еду ли ночью по улице темной...», «Забытая деревня» и др………………………………… 138

Урок 92. «Ценность любого деятеля и своей собственной деятельности

он [Некрасов] считал возможным определять лишь на основании

той реальной пользы, которую принес данный деятель (или сам поэт)

жизни, народу, родине». Героическое и жертвенное в образе

разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро. Жалкое

наследство...», «Пророк» и др…………………………………………………………………… 141

Урок 93. «Проходит он тернистый путь с своей карающею лирой...».

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение

народу. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «Блажен незлобивый

поэт...», «Поэт и Гражданин», «Элегия», «Праздник жизни — молодости

годы...», «Сеятелям», «О Муза! я у двери гроба...»…………………………………………… 142

Урок 94*. «Стихи мои! Свидетели живые за мир пролитых слез...»

Особенности поэтических интонаций в лирике Некрасова. «Надрывается сердце

от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Под жестокой рукой человека...»…………… 145

Урок 95. «Разночинная пылкая ссора / И в любви его темой была...». Тема любви

в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация.

«Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...»,

«Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др………………………………………………………147

Урок 96. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». «Кому на Руси жить

хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога»,

глав «Поп», «Сельская ярмонка»…………………………………………………………………149

Уроки 97—98*. «На мерочку господскую крестьянина не мерь!». Многообразие

крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Проблемы осмысления

Некрасовым народного бунта. Образы помещиков и их идейный смысл.

Дореформенная и пореформенная Россия. Тема социального и духовного рабства………… 151

Урок 99. «Путь славный, имя громкое народного заступника...». Образы народных

заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов —

центральный образ поэмы…………………………………………………………………………153

Урок 100. «...Важен в поэме стиль, отвечающий теме». Фольклорные традиции

и народно-поэтическая стилистика поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Особенности языка поэмы. Подготовка к домашнему сочинению

по творчеству Н. А. Некрасова……………………………………………………………………154

Урок 101. «Вся моя биография — в моих сочинениях». И. С. Тургенев. Жизнь и

творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника»

и их место в русской литературе………………………………………………………………… 155

Урок 102. «И даль свободного романа...». И. С. Тургенев — создатель

русского романа. Проблематика и поэтика одного из романов писателя.

История создания романа «Отцы и дети»……………………………………………………… 157

Урок 103. «Я над всем, что сделано, ставлю „nihil“». Духовный конфликт

поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети».

Базаров — герой своего времени…………………………………………………………………158

Урок 104. «Меж ними все рождало споры...». «Отцы» и «дети» в романе

«Отцы и дети». Сторонники и противники Базарова……………………………………………159

Урок 105. «За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье».

Любовь в романе «Отцы и дети»………………………………………………………………… 160

Урок 106. «Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг».

Анализ эпизода «Смерть Базарова»………………………………………………………………162

Уроки 107—108*. «Кто ж вам милей: отцы иль дети?» Споры в критике

вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению…………………………163

Урок 109. «...Удивился силе этого крупного таланта... Мастер, мастер!»

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути.

Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека……… 164

Уроки 110—111*. «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души,

которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был,

есть и будет прекрасен, — правда». Правда о войне в

«Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого………………………………………………… 165

Урок 112. «В эпопее писатель построил огромную художественную пирамиду,

поставленную на прочное основание, имя которому народ». История создания

романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи. Образ автора в романе……… 168

Уроки 113—114. «Чтобы жить честно...»

Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова………………………………… 170

Урок 115. «Что есть красота?». Женские образы в романе «Война и мир»………………………172

Урок 116. «Ум ума» и «ум сердца». Семья Ростовых и семья Болконских………………………… 174

Уроки 117—118. «Чудесный, бесподобный народ...». Тема народа в романе

«Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева………………………………176

Урок 119. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов……………………………………… 181

Уроки 120—121*. «Какая сила управляет всем?». Проблема истинного

и ложного в романе «Война и мир»………………………………………………………………183

Уроки 122—123. «Какая громада и какая стройность! Ничего подобного

не представляет нам ни одна литература». Художественные особенности

романа «Война и мир»…………………………………………………………………………… 185

Уроки 124*—125*. «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..»

Духовные искания Л. Н. Толстого и их отражение в позднем творчестве писателя.

Обзор романов «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат»……………… 189

Уроки 126*—127*. Классное сочинение

или контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого…………………………………………192

Урок 128. «Человек, который весь борьба». Ф. М. Достоевский. Жизнь

и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды…………………………192

Урок 129. «В глубине „Преступления и наказания“ живет художническая память

о „Медном всаднике“ Пушкина». Образ Петербурга в русской литературе.

Петербург Ф. М. Достоевского……………………………………………………………………194

Уроки 130—131. «Век искривлен, и не моя вина, что я рожден, чтоб выправить его»

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленький человек»

в романе «Преступление и наказание»,

проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя……………………………… 195

Уроки 132—133. «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Духовные искания

интеллектуального героя и способы их выявления.

Теория Раскольникова. Истоки его бунта…………………………………………………… . 197

Урок 134. «Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель

почитают. Плуты и подлецы они...». «Двойники» Раскольникова……………………………198

Урок 135. «Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой

в романе «Преступление и наказание». Сопоставление Раскольникова и Сони………………200

Урок 136. «Их воскресила любовь». Композиционная роль эпилога

в романе «Преступление и наказание»………………………………………………………… 202

Уроки 137—138. «Общий дух романа... — это тайна автора».

Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».

Полифонизм романа. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова

«Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“».

Подготовка к домашнему сочинению…………………………………………………………… 203

Уроки 139—140. «В первый раз человека видела».

Обзор романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Проблемы и герои романа…………………… 206

Уроки 141—142*. «Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы

восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде

и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет».

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика

сказок Салтыкова-Щедрина (обобщение ранее изученного)………………………………… 208

Уроки 143—144. «Книга Щедрина не только величайшая антиутопия на темы

российской истории. Это еще и философский роман о парадоксе

человеческого существования». М. Е. Салтыков-Щедрин

«История одного города». Замысел, история создания, жанр и

композиция романа. Образы градоначальников…………………………………………………212

Урок 145*. Салтыков-Щедрин «создает произведения, в которых гротеск

является не просто литературным приемом, а принципом, определяющим

художественную структуру в целом» . Особенности стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Подготовка к домашнему сочинению по анализу эпизода…………………………………… 214

Урок 146. «Пока мы живем и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими

от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя»

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Личность и судьба писателя………………………………216

Урок 147. «Русский человек со всем справится». «Очарованный странник».

Внешняя и духовная биография Ивана Флягина……………………………………………… 217

Урок 148*. «Лесков — самобытнейший писатель русский, чуждый всяких

влияний со стороны». Поэтика названия сказа «Очарованный странник».

Особенности жанра и композиции. Язык и стиль произведения……………………………… 219

Урок 149*. Лесков «обладал редким даром вдумчивой, зоркой любви и способностью

глубоко чувствовать муки человека, слишком разнообразные и обильные»

Н. С. Лесков. «Тупейный художник». Самобытный характер и необычная

судьба русского человека………………………………………………………………………… 221

Урок 150*. «Где, кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины?..»

«Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу

Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)…………………………………………… 223

Урок 151*. «Победоносцев над Россией простер совиные крыла...»

Россия в 1880—1890-х гг. Идеологическая и политическая обстановка в стране.

Творчество писателей-классиков. Особенности прозы и поэзии конца XIX в. ………………225

Урок 152. «Поборник разума, добра и красоты». Судьба и творчество

осетинского поэта Коста Хетагурова. Основные темы творчества.

Сборник «Осетинская лира» («Ирон фандыр»)………………………………………………… 226

Уроки 153—154*. «Мы — поэты заката, упадка, гибели». Символизм в Европе.

А. Рембо. «Пьяный корабль». Формирование художественных

идеалов символизма в русской литературе 1880— 1890 гг…………………………………… 228

Урок 155. «Большой, умный, ко всему внимательный человек». А. П. Чехов.

Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х гг……………………………… 232

Урок 156. «Беспринципным писателем я никогда не был...»

Проблемы прозы Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Палата № 6», «Студент»…………… 236

Урок 157. «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!».

Проблемы рассказов А. П. Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов

«Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»…………………………242

Урок 158. «Он [Чехов] овладел своим представлением жизни и... освещает ее скуку,

ее нелепости, ее стремления, весь ее хаос с высшей точки зрения».

Многообразие философско-психологической проблематики в прозе

зрелого Чехова. «Скучная история», «Случай из практики», «Черный монах»……………… 244

Урок 159. «Его врагом была пошлость». А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла

рассказов «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»……… 248

Урок 160. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»

Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»…………………………… 249

Урок 161. «Чехов одинаково владеет на сцене и внешней и внутренней правдой»

Особенности драматургии А. П. Чехова…………………………………………………………252

Уроки 162—163. «Затронуть самую суть и самые наболевшие струны...»

А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои.

Разрушение дворянского гнезда………………………………………………………………… 253

Урок 164. «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?». Символ сада

в комедии «Вишневый сад». Подготовка к домашнему сочинению…………………………256

Урок 165. «Безнадежный вздох сострадания к людям». Своеобразие чеховского стиля………… 257

Уроки 166—167*. Зачетная работа за второе полугодие…………………………………………… 259

Уроки 168—169. Итоговые уроки. Нравственные уроки русской

и зарубежной литературы XIX в. ……………………………………………………………… 260

Урок 170. Итоги года и задание на лето……………………………………………………………… 261

 

Проблемные вопросы в формате ЕГЭ (С 3.1)………………………………………………………… 261

 

Особенности работы учителя на уроках литературы разных типов

 

В 10 классе учащиеся приступают к изучению линейного историко-литературного курса. Они должны получить все более возрастающий объем сложной литературной информации, поэтому появляется необходимость в увеличении количества уроков-лекций. Лекция — это форма ораторского искусства, подчиняющаяся определенным законам. Для качественной лекции необходимы:

— индивидуальность и глубокие знания лектора, умение четко нести организованную информацию, личная заинтересованность лектора материалом;

— строгость композиции лекции, ведущая слушателей к самостоятельным выводам;

— живой литературный слог, свободное владение устной речью, так как лекция не диктант.

Школьная лекция отличается от вузовской, так как психологически даже старшие школьники не готовы слушать ее в течение целого урока. Поэтому после 25—30 минут получения словесной информации необходима перемена деятельности. Лекционный материал может сопровождаться демонстрацией аудио- и видеоматериалов, чтением наизусть, сообщениями учащихся и т. п.

Для активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях желательно предварительное знакомство учащихся с соответствующими статьями учебника и их сопоставление с информацией учителя. Заранее следует спланировать индивидуальные сообщения учащихся. На таком уроке целесообразно обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов.

При подготовке уроков-семинаров важно учитывать уровень литературного развития класса, место и роль планируемого занятия в логике курса литературы. Семинары дают возможность для обобщения и углубления знаний по теме, раскрытия ведущих идей курса или раздела программы. Тема и проблематика семинара должны быть сообщены учащимся заранее (за 2—3 недели); в ходе подготовки к нему школьники изучают рекомендованную учителем обязательную и дополнительную литературу, составляют планы выступлений, конспекты научных статей, тематические рефераты, выполняют индивидуальные задания исследовательского характера. При подготовке к семинару учитель может организовать консультации, включить отдельные вопросы в домашние задания. Семинарских занятий не должно быть много (4—6 в год), так как серьезная подготовка к ним требует длительного времени и определенных усилий и со стороны учителя, и стороны школьников.

На уроках-практикумах ведущей деятельностью станет углубленная исследовательская работа с текстом. Объем произведений для текстуального анализа на практических занятиях не должен быть большим (лирическое стихотворение, фрагмент прозы, явление драмы), но внимание к нему нужно усилить. В центре обсуждения должен находиться сам текст со своими неповторимыми особенностями, главный акцент направлен на выявление поэтики текста, определение специфики его содержания и смыслов, художественной формы, жанра, стиля. Учащиеся обращают внимание на фонетические, лексические, синтаксические, композиционные, изобразительно-выразительные особенности текста. При изучении лирики важно выявить особенности ритма, рифмы, строфики, слов в субъективно-авторском значении, заметить условность описаний, определить цветовые, звуковые, пространственные отношения в тексте. При анализе прозаического отрывка следует обратить внимание на особенности языка и авторского стиля, сюжет и композицию, систему образов, авторскую позицию, подтекст и др. Об идее, главном смысле текста следует говорить в конце обсуждения, так как, если идея текста ясна сразу, становится ненужным анализ содержания и формы. На уроках-практикумах оптимальна работа в группах, когда школьники делятся своими наблюдениями исследовательского характера, обсуждают мнения одноклассников, делают выводы и обобщения.

Однако основным типом урока литературы в 10 классе остается урок-беседа. В старших классах уместна беседа проблемного характера. Вопросы для нее должны быть достаточно высокой степени сложности и не предполагать односложного ответа. Беседа обязательно включает в себя текст художественного произведения, т. е. на уроке должны звучать цитаты, школьники будут комментировать детали, авторские оценки. Учителю важно удержать беседу на уровне анализа текста, не дать ей вылиться в общие рассуждения бытового характера, уйти к отвлеченной морализации. Живой, ненатянутой беседе помогают элементы импровизации: учитель может отреагировать на чье-либо мнение новым вопросом, замечанием, объяснением своей позиции. В беседе эвристического характера ученики не просто участвуют в разговоре, а защищают свое мнение, аргументируют свою точку зрения. Язык беседы не должен быть перегружен терминологической лексикой, но нельзя и снизить литературоведческий уровень разговора, для чего следует использовать специальные слова и понятия: сюжет, конфликт, композиция, ремарка и пр.

Особое место занимают в курсе 10 класса уроки внеклассного чтения. Их цель — расширение читательского кругозора, выработка умения применять знания, полученные на уроках, в новой учебной ситуации. Содержание уроков внеклассного чтения в 10 классе целесообразно связать с основным курсом.

Именно на уроках внеклассного чтения уместны приемы, применяемые во внеклассной работе по литературе: инсценирование, театрализация, концертные номера, элементы конференций, диспуты и пр. Уроки внеклассного чтения не предполагают углубленной работы с текстом, их стержень — выявление читательских впечатлений и развитие самостоятельности суждений и оценок. В 10 классе в форме уроков внеклассного чтения можно изучить предлагаемые программой произведения литературы народов России и зарубежной литературы, а также некоторые тексты, обозначенные в образовательном стандарте по литературе курсивом.

В 10 классе должно быть окончательно сформировано умение школьников создавать письменные высказывания, поэтому необходимы уроки обучения сочинениям. Письменная работа как форма итогового контроля необходима в конце изучения творчества каждого писателя, но 4—6 сочинений в учебном году нужно сделать классными, так как режим работы на таких уроках позволяет школьникам потренироваться в написании сочинения на выпускных и конкурсных экзаменах, подготовиться к выполнению части С Единого государственного экзамена по литературе.

В конце каждого полугодия можно организовать уроки-зачеты в форме устных или письменных работ контрольного характера, тестирований, коллоквиумов, смотров знаний и т. п.

На элективных занятиях по литературе возможно изучение курсов «Фольклор и литература» и «На подступах к риторике» (автор В. Я. Коровина) и др.

Уроки 1—2. «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»[1]

Введение. Выявление уровня литературного развития учащихся. Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в. Поэтические предшественники А. С. Пушкина: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков. Обзор творчества с обобщением ранее изученного.

 

Первый урок литературы в 10 классе — вводный. На нем учителю предстоит решить три задачи:

— выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, то есть литературный кругозор; степень развития навыков анализа художественного текста; уровень развития речи;

— во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературе первой половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики;

— в классах базового уровня дать обзор поэтического творчества предшественников Пушкина, так как подробно их творчество будет изучаться только в профильных гуманитарных классах.

Выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса в начале учебного года можно несколькими способами. Фронтальная беседа на уроке поможет выявить общий уровень развития класса. Для определения уровня каждого школьника можно предложить им дома письменно ответить на вопросы учителя, а затем проанализировать результаты анкетирования:

1. Какие произведения русской литературы XIX в. вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе.

2. Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?

3. Какие герои литературы XIX в. вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.

Чтобы выявить: 1) общую начитанность и читательский кругозор учащихся; 2) навыки анализа текста; 3) уровень развития речи — на уроке возможна и небольшая письменная диагностическая работа, состоящая из трех заданий, например:

1. Назовите русских писателей XVIII—XIX вв., их произведения, прочитанные вами, и проблемы, которые в них поднимаются. Укажите жанр названных произведений.

2. Вспомните одно из стихотворений А. С. Пушкина о поэте и поэзии, выученное наизусть. Какими способами автор пытается передать свое настроение и мысли читателю? Каковы ключевые образы стихотворения? Приведите примеры. Дайте к стихотворению краткий историко-культурный комментарий.

3. Как вы понимаете выражение «общечеловеческие ценности»?

Критерии оценки заданий

К заданию 1

— Правильно ли учащийся называет писателей и произведения XVIII—XIX вв.?

— Умеет ли определить их авторство, жанр и проблематику?

— Называет ли произведения, не входящие в школьный курс?

К заданию 2

— Умеет ли ученик проанализировать стихотворение, выученное наизусть, определить способы и средства создания настроения и ключевых образов?

— Понимает ли функции композиции и изобразительно-выразительных средств? Замечает ли роль пространственно-временнóй организации текста?

— Отличает ли понятия автор и лирический герой?

— Может ли составить историко-культурный или биографический комментарий?

К заданию 3

— Понимает ли учащийся содержание и эстетическое наполнение понятия общечеловеческие ценности?

— Активно ли владеет литературоведческими понятиями и историко-культурной информацией? Приводит ли примеры?

— Может ли излагать мысли ясно, точно и эмоционально и создать текст, отличающийся стилевым единством?

— Есть ли в рассуждениях социально-нравственная зрелость?

В ходе лекции учитель может подготовить с учащимися опорную схему:

 

Периодизация русской литературы первой половины XIX в. Важнейшие исторические события в Европе и России Общая характеристика развития русской литературы Основные литературные жанры
1795—1815 гг. Великая французская революция (1789—1793 гг.). Открытие Царскосельского лицея. Отечественная война 1812 г. Возникновение декабристских организаций Светский характер литературы. Освоение европейского культурного наследия. Усиление внимания к русскому фольклору и народным преданиям. Закат классицизма и его трансформация в творчестве Державина. Специфика русского сентиментализма и зарождающегося романтизма. Расцвет журналистики. Литературные общества и кружки Путешествие, роман (воспитательный роман, роман в письмах). Элегия, послание, идиллия
1816—1825 гг. Нарастание революционных и национально-освободительных движений в Европе. Возникновение тайных обществ в России (1821—1822 гг.). Смерть Наполеона и смерть Байрона. Восстание декабристов (1825) Господствующее направление — романтизм. Его психологическое и социальное течения. «Школа гармонической точности». Литература декабристов. Издание альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления в творчестве Пушкина 1812—1824 гг. «Модернизированные» декабристами ода, трагедия, «высокая комедия», гражданская, или патриотическая, поэма, элегия, послание. «Психологическая повесть», баллада
1826— первая половина 50-х гг. Поражение восстания декабристов. «Новый цензурный устав». Победы России в войнах с Персией и Турцией (1826—1829). Июльская революция во Франции (1830). Подавление Польского восстания (1831). Гонения на свободомыслие в России. Углубление кризиса крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина. Расцвет романтизма Лермонтова. Переход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм. Появление новых романтических жанров. Вытеснение поэзии прозой. 1830-е гг. — расцвет повести. Теория «официальной народности». Реалистическая эстетика Белинского. Выход в свет первого тома «Мертвых душ» (1842). Рост влияния передовой журналистики на общественную жизнь. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике. Идейная борьба славянофилов и западников. «Натуральная школа». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана Романтическая баллада, поэма, исторический роман. Светская, историческая, романтическая, бытовая повесть. Литературно-крити-ческая статья. Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетичес-кая и философская лирика поэтов-романтиков

 

Лекция учителя в классе базового уровня должна содержать обзор творчества предшественников Пушкина: Державина, Жуковского, Батюшкова. В профильных классах для изучения творчества этих поэтов будут проведены отдельные уроки.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!