ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 (2 часа)
ПРАКТИЧЕКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (2 часа)
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ.
ТВОРЧЕСТВО ЭСХИЛА
И ЕГО ТРИЛОГИЯ
Орестея»
План
1. Мифологические предпосылки и социальные причины возникновения театра и трагедии. Учение Аристотеля о трагедии. Трагическое очищение (катарсис).
2. Творчество Эсхила. Эсхил – «гениальный отец трагедии»: проблематика, основные художественные идеи, новаторство его произведений (на материале трагедий «Умоляющие», или в другом переводе «Просительницы», и «Персы»).
3. Нарушение человеком нравственной нормы (старого и нового закона жизни) и действие закона возмездия-справедливости (на образах Клитемнестры и Ореста, героев трагедии "Орестея").
4. Общечеловеческий смысл катарсиса этого произведения (каким образомсюжети основнойконфликтпроизведения черезсострадание и страх создают эффект очищения).
Литература
1. Эсхил. Трагедии: Пер. С. Апта. М., 1971 или 1978 (2-е изд.).
2. Учебники: И.М.Тронский. История античной литературы. – М., 1988 (можно, в крайней случае, заменить на: Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. − Л., 1963); Лосев А.Ф. История античной литературы. М., 2005. Лекции.
3. Ильин И.А. О трагическом очищении у древних. Греческий театр в лучшую пору своего развития // Ильин И.А. История искусства и эстетика. – М., 1983.
4. Лифшиц М.А. Поэтическая справедливость. − М., 1992. – С.73, 74.
5. Ярхо В.Н. Эсхил. − М., 1958.
|
|
6. Ярхо В. Н. Античная драма. Технология мастерства. – М.,1990.
7. Сахарный Н.И. Трагедия Эсхила // Эсхил. Трагедии. – М., 1971.
8. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.4. – М.,1983.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 (2 часа)
СОФОКЛ, «Антигона»
План
1. Новаторство Софокла-драматурга. Основные темы и идеи трагедии Софокла.
2. Основной конфликт трагедии «Антигона», его конкретно-исторический и общечеловеческий смысл. Своеобразие принципа катарсиса в трагедии. Понятие трагической ошибки (трагического заблуждения).
3. Многогранность образов Креонта и Антигоны.
4. Роль «второстепенных» персонажей в осуществлении нравственной («божественной») справедливости.
5. Мастерство Софокла-драматурга.
Литература
1. Тронский И.М.. История античной литературы. – М., 1988 (можно использовать также более ранние издания).
2. Чистякова Н.А., Вулих Н.В.История античной литературы. − Л., 1963.
3. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». – М., 1986.
4. Боннар А. Греческая цивилизация: В з-х т. Т.3. - М., 1992 (и других лет издания).
5. История всемирной литературы: В 9 т. Т.1. – М., 1983..
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2 часа)
ЕВРИПИД, «Медея»
|
|
План
1. Кризис античной демократии и полисной идеологи и творчество Еврипида. Критика традиционного античного мировоззрения в произведениях драматурга. Образ человека у Еврипида.
2. Образ кормилицы и роль детей в конфликте трагедии. Образ Ясона и проблема истоков трагического конфликта у Еврипида.
3. Своеобразие конфликта и героя в трагедии «Медея». Личностное начало в характере Медеи, ее гуманизм (вера в человека, его силы) и их отражение в решении проблемы равенства женщины, нравственной («божественной») справедливости. Справедливость и месть у драматурга, гибельность человеческих страстей. Переход трагического в ужасное.
Литература
1. Текст: Еврипид. Медея // Еврипид. Трагедии.- М., 2007.
2. Учебник: Тронский И.М.. История античной литературы. – М., 1988 (можно использовать также более ранние издания).
2. Учебник: Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. − Л., 1963.
3. Апт С. Античная драма // Античная драма. – М., 1970 (БВЛ).
4. Ярхо В.Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии // Еврипид. Трагедии. В 2-х т. Т.1. – М.,1970.
5. Боннар А. Греческая цивилизация: В з-х т. Т. 3. - М., 1992 (и других лет издания).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 (2 часа)
|
|
КОМЕДИИ АРИСТОФАНА
План
1. История возникновения комедии как жанра. Обрядовые традиции.
2. Сущность комического по Аристотелю. Отличие комического от трагического.
3. Аристофан и Менандр. Их роль в создании греческой комедии. Новаторство Аристофана. Основные композиционные принципы его комедии.
4. Проблематика комедий Аристофана «Лисистрата», «Облака», «Мир», «Лягушки», их основные идеи и приемы выражения.
Литература
1. Аристофан. Лисистрата. Облака. Мир. Лягушки.
2. Учебник: Тронский И.М.. История античной литературы. – М., 1988 (можно использовать также более ранние издания).
3. Учебник: Дилите Д. Античная литература. – М., 2003.
4. Ярхо. В.Н. Аристофан.- М.,1954.
5. Соболевский С.И. Аристофан и его время. – М.,1957.
6. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия. – М.,1979.
7. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. – М., 1979.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 (2 часа)
РИМСКАЯ КОМЕДИЯ.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1177; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!