Византийская базилика. Её конструкция и система освещения.
Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главное архитектурное сооружение - это храм построенный по типу БАЗИЛИКИ. Базилика ( от греч. яз. "царский дом" ),
Если египетский храм предназначен для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребывания божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.
Базилика отличается простотой плана: это вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части, - НЕФЫ, число которых достигло 3 или 5. Все храмы ориентированы на Восток, т.к. там, по представлению христиан, находился Иерусалим - центр Земли. С восточной части к храму примыкает полукруглая ниша - АПСИДА с расположенным в ней АЛТАРЁМ - священной частью храма. Характерную черту архитектуры базилики составляют деревянные балочные перекрытия, обращенные во внутреннее пространство храма. К входу здания на западе обычно примыкал двор - АТРИУМ, окруженный крытой колоннадой.
Особенностью оформления византийских храмов был контраст между внешним и внутренним обликом. Внешний облик базилик подчеркнуто скуп и строг, он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато, подобно скромному христианину с его богатой внутренней жизнью, базилика имела богато оформленный ИНТЕРЬЕР. Он украшен облицовками на стенах, роскошными предметами декоративно-прикладного искусства.
|
|
1. Собор и крепость в западноевропейской архитектуре романского периода.
Архитектура романского стиля сурова, тяжеловестна и замкнута. Ей пресуще стремление к целостности, строгости, простоте, отстутствию украшений и орнамента. Характерный элемент романской архитектуры - арочная форма дверей и оконных проёмов.
В период расцвета романской архитектуры, в конце 12 в., входы соборов оформлялись в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОРТАЛ. Стены романских зданий отличаются большой толщиной и создают впечатление массивности и мощи. Вместе с тем оконные и дверные проемы очень узкие. В очертаниях форм преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Главный строительный материал - камень. Основные типы архитектурных построек: монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.
Господствующий тип храма становится БАЗИЛИКА. Вытянутая в плане, она отражала главную идею католической церкви - "крестный путь", путь страданий и искупления грехов. Храм подобного типа должен был вмещать большое количество паломников, а поэтому перед архитекторами встала задача расширения внутреннего пространства храма. Последовали новшества в планировке и конструкции храма:
|
|
· отказ от неэффективных деревянных конструкций
· использование цилиндрических и более сложных крестовых сводовперекрытий.
· появление второго поперечного нефа - ТРАНСЕПТ.
· увиличение восточной части храма.
· был поднят центральный неф - для дополнительного освещения ( с многочисленными окнами )
Важным элементом романской архитектуры была КОЛОННА. Поверхность ее ствола часто украшена орнаментом, а капитель - растительными и животными мотивами. Но ведущим началом романского зодчества была - СТЕНА.
Если храм представлялся крепостью Бога, то ЗАМОК - крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Внутри замка находились жилые постройки и башеннообразное каменное жилище феодала - ЖОНДОН. Первые донжоны были прямоугольной формы и имели деревянные перекрытия. Возводились донжоны, а затем и комплексы замков у реки на естественном или насыпанном холме, окруженном рвом с водой. Через ров перекидывался мост. Вход защищали подъёмные металлические решетки - ГЕРАСЫ. Большое значение при обороне замка играли крепостные башни, вначале квадратные в плане, а затем круглые, что способствовало лучшему радиусу обстрела. Позже на крепостных стенах появились башни с бойницами и машикули - выступающие над стенами башни галереи с люками в полу.
|
|
Билет 13
2. Икона, ее структура и основные сюжеты.
"Икона - есть видимый образ невидимого" сказано византийским философом. Греческое слово "ейкон" - значит образ. Отсюда и русское слово "икона", и древнерусское "образы", как до сих пор в просторечии именуют иконы.
Сама икона - это множество слоёв, наложение которых друг на друга хорошо отражает труд иконописца.
- ОСНОВОЙ иконы почти всегда являлась хорошо просушенная деревянная доска. Для больших икон несколько досок сплачивают вместе при помощи поперечных вставок с обратной стороны. С лица икону оклеивают грубой тканью ПОВАЛОКОЙ. Она сглаживает неровности доски. перекрывает щели между досками и главное, спасает изображение от растрескивания при усыхании досок.
|
|
- На повалоку наносят слой грунтовки - ЛЕВКАС ( от греч. "белый" ) - мела, перемешанного с животным клеем. Левкас позволяет еще тщательней выровнять поверхность и делает нижний слой белым, бескрасочным, нейтральным к изображению.
- Краски так же наносят на доску в несколько слоев, так , чтобы слои просвечивали один над другим. Вначале на слой левкоса с эскиза перенося рисунок. Это - ПРОРИСОВКА.
- Затем следует РОСКРЫШЬ - то есть , нанесение тонкого слоя основной краски на одинакого окрашенные поверхности по всему полю иконы.
- Затем делают ПРОБЕЛИВАНИЕ - то есть постепенное высветление выпуклых деталей озображения.
- А на затененные, невысветленные места изображения наносят ЗАТИНКИ или ПРИПЛЕСКИ.
- ЗАЩИТНЫМ СЛОЕМ служилаолифа или масляный лак.
- ОКЛАД предавал иконе более праздничный вид и дополнительно защищал его от влияния внешней среды. Оклад делали из дорогих металлов ( золото, серебро, медь) или ткани с богатым шитьем или резного дерева. Он закрывает все иконное поле, кроме лика и рук.
Основные сюжеты иконописи:
1) Богоматерь, 2) Иоанн Креститель, 3)апостолы, 4)праотцы, 5)святые, 6) житие.
Житийная икона - иконописная композиция, которая повествует о жизни святого. На такой иконе образ святого окружен житийными клеймами ( изображение его жизни в картинках ).
1.Историческое развитие готики.
На смену романскому стилю приходит готика - новый архитектурный стиль. Для него было характерно: вертикальность композиций, стрельчатые арки, сложная каркасная система опор и ребристых сводов, устремленность ввысь, легкость и ажурность образа. Название "готика" не отражает сущности этого стиля. Стрельчатый стиль - вот его точное определение, которое появилось на родине готики - во Франции.
Готику принято делить на три периода:
· раннюю ( 12век ).
· зрелую, или высокую ( 13 -14в.в.).
· позднюю, или "пламенеющую" (14-15в.в.).
Главным строительным материалом остался КАМЕНЬ. Конструктивную основу готики составляют каркасная система и ее важнейшая составная часть - РЕБРИСТЫЙ СВОД. К каркасной системе привело стремление максимально увеличить высоту и уменьшить массивность сооружения. Благодаря каркасу стена перестала быть несущим элементом, а стала лишь заполнением между пилонами. Такое "освобождение" стены открыло новые возможности для развития ажурного декора и освещения собора цветным светом ВИТРАЖЕЙ - типичного готического нововведения.
Главной задачей строителей было создание прочного, легкого и высокого свода, с помощью которого можно было устраивать перекрытия высоко над землёй. Этой задаче соответствовал готический ребристый свод, который образовывал упругий каркас - НЕРВЮР (скелет свода ), который заполнялся облегченной кладкой.
Опираясь не на стены, а на столбы, свод был значительно легче романского, обладал гибкостью и позволял перекрывать пространство неправильной формы.
Впервые новую архитектурную конструкцию применили на северо - востоке Франции. К шедеврам ранней готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже ( начат около 1167г., закончен в 14в.). К зрелой готике относятся "Собор в Реймсе", где короновались короли и самый высокий из готических соборов - "Собор в Амьене". Новый архитектурный стиль быстро распространился и по землям Англии, Италии, Германии, Чехии и Австрии. Но здесь готика приобрела несколько иной вид. Мастера стремились передать беспокойный, мятущийся дух готики, усиливали экспрессию внешнего и внутреннего облика собора. В итоге внешне собор исчезал за обилием витражей, рельефов, скульптур и прочего декора, что дало еще одно дополнительное название позднему периоду готики - "ПЛАМЕНЕЮЩАЯ". Ярким ее примером служит "Собор в Кельне" (Германия),"Собор Вестминстерского аббатства" (Англия), "Миланский собор" (Италия).
Билет . экзамен
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1027; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!