Стадии переработки информации, следующей за осознанием прямого



Всем, кто когда-либо сталкивался со стилистическим анализом художественного текста, знакомо понятие метафоры.  Словарь Даля определяет метафору как «иноречие, иносказание; перенос прямого значения к косвенному, по сходству понятий». Метафора- это литературоведческое понятие . Это некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении. Смысл метафоры как средства языковой выразительности в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи. Метафора представляет собой перенесение свойств одного предмета на другой по принципу структурного , функционального сходства и сходства внешних признаков.

Изучение этого наиболее популярного средства создания образа имеет многовековую традицию. Загадочность феномена  метафоры привлекала к себе внимание многих мыслителей (Аристотель,Т. Гоббс, Дж. Локк и др.).

Установлено, что метафора выполняет не только номинативную функцию, но и активно участвует в процессе формирования мышления человека, помогает ему получать новую информацию на основе уже имеющегося опыта. Многие ученые рассматривали феномен метафоры как некую неизбежность, без которой не может обойтись не только мысль как продукт мышления, но и само мышление. Например, Ф. Ницше пишет:

«Вещь в себе (ею была бы именно чистая, беспоследственная истина)

совершенно недостижима … для творца языка и в его глазах совершенно не заслуживает того, чтобы ее искать. Он обозначает только от ношения вещей к людям, для выражения их используется самыми смелыми метафорами. Возбуждение нерва становится изображением!

Первая метафора. Изображение становится звуком. Вторая метафора.

И каждый раз полный прыжок в совершенно другую и чуждую об-

ласть … Мы думаем, что знаем кое-что о самих вещах, когда говорим

о деревьях, красках, снеге и цветах; на самом же деле мы обладаем

лишь метафорами вещей, которые совершенно не соответствуют их

первоначальным сущностям»[1].

Лингвисты А.Н.Баранов и Е.Г.Казакевич считают метафору не просто языковым украшением, а «инструментом познания действительности». 

Из вышесказанного следует, что метафора выполняет когнитивную функцию, то есть участвует в процессе познания. . Для характеристики такой единицы лингвисты используют термин «когнитивная метафора» [2].Когнитивная метафора – это механизм, позволяющий новую мысль представлять через другую, известную мысль  другими словами, это способ думать об одной содержательной области посредством понятий о другой содержательной области, уже освоенной человеком ранее [2].

Дж. Лакофф[6] заключает, что метафора по своей природе является не чисто языковым, а концептуальным явлением, потому что она тесно связана с культурно специфическими моделями и сенсорно-моторным пространством и пространственным опытом человека. В этой связи хочется подчеркнуть, что любой естественный язык умеет извлекать значение из конкретного наглядного образа, из процесса чувственного восприятия в целом (синестезия). Это происходит тогда, когда создавая новое слово или придавая качественно новый смысл уже имеющемуся в языке слову, мы опираемся, прежде всего, на присутствующий опыт человека.

 

Метафоризация осуществляется как процесс взаимодействия языка и мышления, опирающегося на ассоциативные связи между предметами разных классов. Язык выступает как средство закрепления этих

связей и как «средство знакового хранения стандартов поведения, учитываемых при планировании будущих действий» ( А.Ченки)[7].

 

При изучении вышеуказанных теоретических положений о когнитивной функции метафоры, возникают вопросы «возможно ли использование метафоры в обучении? Повлияет ли это каким-то образом на способы усвоения человеком информации и , как следствие, окажет ли это влияние на формирование его персонального познавательного стиля ?» Вслед за М.А. Холодной, мы понимаем под познавательным стилем «индивидуально-своеобразный способ изучения реальности» [].

Существует иерархия данных стилей: стили кодирования информации; стили переработки информации (когнитивные стили); стили постановки и решения проблем (стили мышления или интеллектуальные стили); эпистемологические стили (стили познавательного отношения к миру). В процессе интеллектуального развития за счёт интеграции механизмов разных уровней стилевого поведения формируется персональный познавательный стиль. Именно его на определённом уровне сформированности, а не отдельные учебные или познавательные стили, демонстрирует конкретный ребёнок в реальной учебной деятельности [].

Проявление персонального познавательного стиля обучающегося на данном уровне его сформированности в конкретной учебной ситуации называют стилем учения [3].

В связи с этим целесообразно обратиться к трудам М.А.Холодной, которая среди эпистемологических стилей выявляет метафорический  стиль как ориентированный на интуицию. Е.А.Богданова в своих исследованиях

соотносит метафорический эпистемологический стиль с интуитивным стилем учения. По мнению Е.А. Богдановой[3], интуиция представляет собой особую форму интеллектуального знания, без которого никто ничего не открывает и не изобретает. Интуитивный стиль учения благоприятствует в наибольшей степени развитию творческого потенциала человека. Развитая интуитивная деятельность позволяет продуктивно изучать разные предметы и творчески работать в разных направлениях.

При определенном сходстве интуитивного и метафорического стилей учения имеются существенные различия между ними, поскольку при интуитивном стиле человек догадывается о решении проблемы по наитию, имея определенный опыт в области решения проблемы, которая стоит перед ним. Интуитивной способности человека свойственны: 1) неожиданность решения задачи, 2) неосознанность путей и средств ее решения и 3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов. В то время как метафорический стиль учения зачастую требует проведения дополнительных умозаключений, так как осознание метафорического

(переносного) смысла в основном осуществляется на более поздней

стадии переработки информации, следующей за осознанием прямого

Значения.

При обучении младших школьников иностранному языку мы считаем необходимым формировать в комплексе все стили учения, включая метафорический. Необходимость акцентировать внимание именно на метафорическом стиле вызвана тем, что через понимание и осмысливание иносказаний, с опорой на имеющийся опыт обучающихся, происходит не только познание нового, но и облегчается процесс понимания смысла высказываний другого человека, замысла автора художественного произведения, фразеологические обороты, идиомы. Несомненно, использование в обучении заданий, направленных на формирование метафорического стиля, расширяет границы воображения учащихся, развивает творческое мышление. Так же метафорический стиль учения способствует формированию коммуникативной компетенции, главным образом таким ее составляющим, как 1) социокультурная субкомпетенция (заключается в овладении учащимися нацио­нально-культурной спецификой страны изучаемого языка и уме­нием строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой).

2)Социолингвистическая субкомпетенция (пред­полагает умение осуществлять выбор лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватный условиям акта комму­никации, т. е. ситуации общения, целям и намерениям, социальным и функциональным ролям партнеров по общению.)

3) Стратегическая субкомпетенция( предполагает умения компенсировать недостаточность зна­ния языка, речевого и социального опыта общения в иноязычной среде)

Условно получение знаний с помощью метафор можно представить с помощью такой схемы( см.рис.1)

рис.1

Закругленные стрелки на схеме означают плавность и постепенность перехода от одного этапа к другому.

Мы предполагаем, что формирование именно метафорического стиля учения ( не исключая всех остальных) необходимо начинать с младшего школьного возраста. Обосновать это можно тем, что в возрасте 7-10 лет у детей происходит смена типа мышления. От наглядно- образного оно переходит к словесно- логическому по пути интеллектуализации . Дети постепенно знакомятся с богатством и многозначностью сначала родного языка, потом переходят к обучению иностранному, осваивают множество новых вещей. Именно в этом возрасте от «передозировки» информации и дезорганизации спасает игра воображения, помогающая «расставить по полкам» представления и знания о словах и предметах. Задача учителя- таким образом организовать работу, чтобы детям было интересно, а если будет интересно, то будет и понятно.

На уроках иностранного языка в начальной школе для формирования метафорического стиля учения можно предложить такие приемы работы, как:

1) Шуточные задачки по английскому языку. Пояснение:Нужно использовать прием «Слово в слове». К словам, которые выделены ПРОПИСНЫМИ буквами, нужно подобрать антоним так, чтобы получились следующие слова


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!