XI . Уборка рабочего места, задание на следующий урок



Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следу­ющий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры. Л также не забудьте портреты, над которыми вы начали трудиться.

Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-портрет и составить по ней рассказ экскурсовода.

 

Урок 30. Тема:  Картина-портрет (завершение темы. )

 

Цели: завершить рисование портрета; создать его фоновое ре­шение; расширить знания о видах портретов; познакомить с жан­ром «автопортрет».

Вид деятельности: рисование.

Планируемые результаты: школьники закрепят приобретен­ные знания о жанре портрета; завершат начатые работы; приоб­ретут навыки связных повествований о картинах.

Оборудование: образцы портретов и автопортретов разных ви­дов и эпох, бумага, карандаши, краски.

Ключевые слова и понятия: автопортрет, портретисты, черты лица, Международный день музеев.

Примечание. Для пояснения темы «Автопортрет» можно под­готовить компьютерную презентацию.

Ход урока

I . Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II . Повторение пройденного материала

- Вспомните и назовите известные вам жанры изобразитель­ного искусства.

- Что изображено на картине в жанре пейзажа?

- Что изображено на картине в жанре портрета?

- Сколько человек может быть изображено на портрете?

- Чем отличается портрет индивидуальный от портрета парного?

 - В чем отличие портрета группового?

- Как вы отличите портрет парадный от портрета домашнего?

- Как называется человек, который работает в музеях и про­водит экскурсии с посетителями музея?

Кто из вас выполнил домашнее задание к этому уроку - нашел картину-портрет и придумал по ней свой рассказ экскурсовода? Кто готов познакомить нас со своим рассказом? Остальные ребята вместе со мной превращаются в посетителей музея, внимательно рассматривают картину и слушают пояснения экскурсовода.

(Рассказы школьников о картинах-портретах.)

- Назовите виды работ, которыми вы занимались на послед­нем уроке.

Вы приступили к рисованию портрета. Сегодня вам надо за­вершить эту работу.

I II . Беседа по теме урока

Слово «портрет» произошло от французского выражения «черта в черту». То есть главное условие при создании портрета — передача индивидуального сходства этого произведения изобразительного искусства с его оригиналом.

- Кто является оригиналом при создании художником порт­рета? (Тот, с кого пишется портрет.)

Художники пишут портреты знакомых, близких или просто интересных им людей. Однако портрет отражает не только вне­шность, но и характер человека, его настроение.

- Если человек на портрете улыбается, то в каком настроении он находится?

- Как изобразить черты лица, чтобы было понятно, что че­ловек озабочен или недоволен? (Он нахмурен, углы его рта опущены вниз, глаза потухли, взгляд унылый.)

Сегодня вы познакомитесь с разновидностью портретов, ко­торая называется словом «автопортрет».

IV . Работа в тетради

Запишите в тетрадях определение жанра автопортрета.

Автопортрет - это разновидность портрета, изображение художника, выполненное им самим. Слово «автопортрет» про­изошло от греческого «авто», что означает «сам».

Чаще всего автопортреты рисуют с помощью зеркала или даже нескольких зеркал, поставленных так, чтобы художнику было удобно видеть себя в нужном ракурсе. Обычно художник хочет передать автопортретом какие-то мысли, желания, продемонстри­ровать свое окружение, свою роль и мире искусства.

— Какая разновидность портрета называется «автопортрет»? (Изображение художника, выполненное им самим.)

V . Знакомство с образцами автопортретов

Посмотрите на репродукции автопортретов, на которых ху­дожники изображали самих себя.

(Демонстрация автопортретов А. ван Дейка, К. Брюллова, Ра­фаэля, В. Тропинина, Рембрандта.)

— Чем эти работы отличаются друг от друга? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Все эти портреты изображают людей в разные периоды их жизни - в успешное время и во время нищеты; в разные возрас­ты - в юности и в старости. У каждого из людей, изображенных на автопортрете, разные позы, разные предметы одежды, по кото­рым можно судить, в какой стране они жили. Предметы, которые их окружают, также могут рассказать о каждом портрете что-то свое, особенное, присущее только ему. По портрету можно судить, в каком состоянии находился художник во время написания про­изведения - хорошо ли ему жилось или его преследовали неудачи. Например, голландский художник Рембрандт неоднократно ри­совал свои портреты и в годы успеха, и в глубокой старости, когда умерли все его близкие и он остался в одиночестве. В юности он изображал себя молодым, пышущим здоровьем, в окружении пре­красных драгоценных вещей, с бокалом вина в руке.

— Как вы думаете, когда нарисован этот автопортрет Рем­брандта? (В конце жизни, когда он обнищал и состарился.)

Верно, этот автопортрет — последний из тех, что рисовал Рем­брандт. Возможно, вы помните, что одними из самых значитель­ных мастеров портрета были художники из Голландии, в их числе и Рембрандт.

А в конце XVII в. одним из самых знаменитых портретистов этой страны был А. ван Дейк. Посмотрите на его автопортрет. А ван Дейк жил не только в Голландии, но также в Италии, в Ан­глии, и везде богатые люди стремились в его мастерскую, чтобы он изобразил их своей виртуозной кистью. Маркизы и сенато­ры, многие знаменитости того времени считали за честь, если их портрет напишет этот художник, который рисовал и членов королевских семей.

— Рассмотрите автопортрет А. ван Дейка, опишите его — что вы видите, какие детали говорят об образе жизни художни­ка, его характере?

(Педагог обобщает ответы школьников.)

Перед нами молодой, красивый человек с вьющимися воло­сами пепельного цвета, в шелковом итальянском костюме, дей­ствительно, художник проживал в это время в Италии. Но его вьющиеся волосы слишком светлые, чтобы мы решили, будто он — итальянец. Так внешность на портрете подсказывает нам, где родился этот человек — на севере Европы, в Голландии. Его непринужденная, смелая поза говорит о характере А. ван Дейка. И, правда, художник не стеснялся смело разговаривать с высо­копоставленными вельможами, ведь ему приходилось общаться даже с самими королями, которые были в восторге от его картин.  

— Какие руки у художника на автопортрете? (У него длинные, узкие кисти с тонкими пальцами.)

Это выдает профессию того, кто нарисован: мы сразу верим,  что этот человек — художник, мастер своего дела в творчестве, в изобразительном искусстве. И потому что он молод, но талант­лив и уже известен, мы уверены - он еще не раз покорит зрителей своим мастерством. А. ван Дейк нарисовал сотни портретов, но одной из лучших его работ является вот этот автопортрет, где он так точно передал многие черты своего характера.

— В каких тонах нарисован этот автопортрет? (В светлых, ра­достных, передающих оттенки дневного света.)

Эта картина находится в Эрмитаже.

А теперь посмотрите на автопортрет русского художника К. Брюллова. Художник нарисовал его после того, как много меся­цев болел, а когда начал поправляться, то потребовал, чтобы ему дали кисти, краски и поставили перед ним мольберт и зеркало. Всего два часа потребовалось этому живописцу, чтобы нарисовать автопортрет.

— О чем нам говорит этот автопортрет К. Брюллова? (О том, что этот человек действительно был болен, у него утомлен­ный вид, страдальчески сдвинутые брови, мрачный взгляд.)

В каких тонах нарисован автопортрет К. Брюллова? (В тем­ных черных, коричневых.)

Действительно, и спинка кресла, на которую он облокотился, и блуза художника изображены в мрачных, затемненных тонах. Даже черты лица предстают перед нами в полумраке. Верхнюю часть автопортрета художник обвел гибкой линией, создав впечат­ление, как будто он смотрит н зеркало и видит там свое отражение.

— Какая деталь выделяется светлым пятном на картине? (Рука художника.)

— Есть сходство изображений руки Брюллова и руки А. ван Дейка? (Да, рука Брюллова также узкая, с удлинен­ными пальцами, что подтверждает — перед нами художник.)

Но обратите внимание на такие детали: рука русского художника натруженная, на ней проступают тяжелые вены, жилы. К. Брюллов был великим тружеником, он создал картины, кото­рые относят к классическим шедеврам. Его картины - большие по своим размерам, поэтому, чтобы нарисовать их, приходилось работать подолгу, не считаясь со здоровьем.

- Как А ван Дейк и К. Брюллов подчеркнули в автопортретах свою профессию? (Нарисовали свои руки.)

Этот автопортрет Брюллова находится в Русском музее Санкт-Петербурга. И там же находится его самая знаменитая картина — «Последний день Помпеи».

(Демонстрация репродукции картины.)

На картине изображено извержение вулкана. Это страшное событие произошло на самом деле в Италии несколько веков назад, но рассказал о нем в своей картине русский живописец К.. Брюллов. На картине видно, как рушатся статуи, как паникой охвачены люди. Этой картиной восхищались многие современ­ники художника, в том числе и А. Пушкин, который описал эту картину в своих восторженных стихах.

Картина «Последний день Помпеи» многофигурная, но для нас важным моментом является то, что на своей самой знаменитой картине ее создатель нашел место для автопортрета. Посмотрите на левую часть картины: на втором плане, у входа в здание изобра­жен художник, который пытается спасти от стихии самое дорогое, что у него есть, - свои краски и кисти. Ящик с этими принадлежностями он поставил на голову, чтобы его было удобнее нести. Для облика этого юного художника-итальянца К. Брюллов использовал свой автопортрет: так он выглядел, когда был молодым.

Видите, как иногда бывает: на огромной картине, которая на­селена большим числом людей, художник находит местечко для автопортрета. И случай с картиной «Последний день Помпеи» К. Брюллова — не единственный тому пример.

- Какую картину художника Брюллова вы видели на прошлом уроке? («Всадница».)

Посмотрите на автопортрет величайшего художника Италии Рафаэля.

- Опишите автопортрет. (На нем изображен молодой художник в бархатном берете, голова его обращена к зрителям в полу­повороте.)

Теперь посмотрите на картину Рафаэля «Афинская школа», где он изобразил многих великих ученых античности: Платона, Аристотеля, Пифагора. — Рассмотрите ее внимательно, может быть, вам удастся отыс­кать на ней автопортрет самого художника. (Да, он изобра­жен также в образе художника, рисующего картину.)

— Какой вывод можно сделать, рассматривая картины «По­следний день Помпеи» и «Афинская школа»? (Художники нередко вставляли автопортреты в свои картины.)

С оставшимся последним автопортретом вы подробно позна­комитесь в конце урока.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!