II. Изучение нового материала.



Учащиеся читают произведение по цепочке.

– «“Может быть, с лентяями приключается меньше бед, чем с тружениками?” – спросила Маша». А вы как думаете? (Если лентяй сидит дома, ничего не делает и никуда не выходит, возможно, это и так.)

– Интересна ли такая жизнь? Много ли в ней смысла?

– Какая сказка тебе понравилась больше других и почему?

– Вспомните, какое название для сказок Сергея Седова предложил Михаил Потапович. Вы с ним согласны?

Учащиеся открывают начало сказок и уточняют, какое название предложил Михаил Потапович.

– Название «Сказки про мальчиков из нашего двора» очень подходит для сказок Сергея Седова, потому что эти сказки рассказывают о том, какие разные мальчики живут в одном дворе, о том, какие разные у них недостатки и как каждый из них выдержал встречу со Змеем Горынычем.

– «Конечно, писатель просто шутит! – сказал Кот. – Но даже в шутке обязательно есть какая-то главная мысль». А вы можете определить эту главную мысль?

– Послушайте, что думают Миша и Маша. «Получается, что, если у тебя есть какой-то серьезный недостаток, это может спасти тебе жизнь! – сказал Миша.

– Миша еще маленький, он воспринимает сказки С. Седова слишком прямолинейно, не чувствует иронии автора». Вы тоже так думаете? Миша правильно определил главную мысль этих сказок?

Учащиеся высказывают свое мнение.

– «Получается совсем другое! – сказала Маша. – Получается, что любой серьезный недостаток – это такое зло, с которым даже Змей Горыныч не может справиться!» Мнение Маши более зрелое. Оно точнее передает авторскую иронию.

III. Итог урока.

– С каким произведением познакомились? Кто автор?

– Что понравилось? Что запомнили больше всего?

Урок 130
П. Синявский. «Такса едет на такси».
П. Коран. «По дорожке босиком»

Цели: определить разную роль повторов в литературном произведении; учить находить в тексте повторы; совершенствовать умение анализировать и объяснять роль повторов в стихотворении; закреплять умение определять приемы смешного в тексте.

Ход урока

I. Речевая разминка.

– Прочитайте скороговорки на доске сначала медленно, четко произнося слова, затем наращивая темп чтения:

Серый зайка, зубки спрячь:

Не капуста это – мяч.

Тетерев на току толкнул тетерева,

Тот тетерев тетерева, и

Этого тетерева тетерев.

Удит рыбу удочкой

Умница наш Юрочка.

                Татьяна Агибалова

II. Изучение нового материала.

– Отгадайте загадки про собак:

Тянет хозяина за поводок,

Как настоящий бульдозер, … (бульдог).

Под лавкой ей живется тяжко,

Она бездомная … (дворняжка).

Такса черная, как клякса,

Отзывается на свист,

А хозяин умной таксы

Называется … (таксист).

Звонко, словно балалайка,

На охоте лает … (лайка).

Любимой собачкой китайских принцесс

Считался лохматый смешной … (пекинес).

Выходит, как на ринг, во двор

Подраться с кошками … (боксер).

Рыча сердито, как пропеллер,

За вором вслед летит … (ротвеллер).

Пес дразниться не привык,

Только если очень жарко,

Может высунуть язык

Европейская … (овчарка).

Погрыз в квартире интерьер

Щенок породы … (фокстерьер).

Учился он в собачьей школе,

Ее с медалью кончил … (колли).

– Сегодня прочитаем веселое стихотворение про таксу.

Учащиеся читают стихотворение П. Синявского.

– А это стихотворение смешное?

– Долго ли такса едет на такси? Или все зависит от того, сколько раз вы произнесешь повторяющуюся строчку?

– Понимаете теперь, зачем нужны повторы?

– Скоро ли такса доедет, зависит от того, сколько раз читающий будет повторять строчку «Такса едет на такси...» перед строчкой «Все. Приехали. Мерси». Повторы создают ощущение бесконечно длинного пути.

– Когда же такса, наконец, доедет? (Такса доедет, когда будет прочитана последняя строчка стихотворения.)

– Это зависит хоть немножко от читателя? (Да.) Читатель может ускорить или удлинить время таксы в пути быстрым или медленным темпом чтения и тем, сколько раз он произнесет строчку «Такса едет на такси...».

Учащиеся читают стихотворение П. Корана.

– Вы догадываетесь, куда смотрит мальчик (или девочка), когда запускает змея? (Герой или героиня стихотворения смотрит наверх, на своего змея.)

– Какая строчка это подтверждает? (Это подтверждает строчка «Надо мной – летучий змей».)

– А сколько примерно герою лет? Какая строчка подсказывает тебе ответ на этот вопрос? (Возраст героя или героини помогает определить строчка «Двух зубов молочных нет!». Судя по этой строчке, ему или ей лет 6 или 7.)

– Зачем в этом стихотворении повторы? Чтобы мы лучше его запомнили? Или для того, чтобы создать определенный ритм?

– Какой же ритм создается? А где он обрывается и почему? (При помощи повторов в стихотворении создается ощущение все нарастающей скорости, с которой бежит герой или героиня. Обрывается этот ритм после строчки «Кувырком!». Две последние строчки звучат уже как результат того, что случилось.)

– Вам было смешно? А вы поняли – почему?

– Последние строчки стихотворения звучат неожиданно: мы уже успели втянуться в тот ритм, который создавался бегом героя (или героини). И вдруг – этот ритм нарушается падением. Поскольку в результате этого падения герой серьезно не покалечился, он сам говорит об этом довольно спокойно: «Двух зубов молочных нет», нам смешно.

III. Итог урока.

– С какими произведениями познакомились? Кто автор?

Урок 131
Л. Яхнин. «Зеркальце».
П. Синявский. «Ириски и редиски»

Цели: учить выполнять сравнительный анализ структурного построения стихотворения «Зеркальце» с народными сказками; совершенствовать умение ориентироваться в тексте для ответа на вопросы.

Ход урока

I. Речевая разминка.

– Прочитайте скороговорки на доске сначала медленно, четко произнося слова, затем наращивая темп чтения:

Утка-юннатка

Ютится в палатке.

Не ютись там, утка –

Жить в палатке жутко.

Яша с Пашей ели кашу,

Саша с Ташей простоквашу,

А Мишутка – селедку под шубой.

                      Татьяна Агибалова


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1089; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!