Нужен ли собаке альфа-лидер ?



Практически каждая книга по воспитанию собак говорит собаководу, что главное, наиболее важное, что они должны сделать - это поставить себя как альфа-лидера стаи. Популярнейшее шоу Цезаря Милана, его книги - все об этом, о стайном лидерстве. 12. Но если собаки - это волки, а у волков нет стайных лидеров, почему тогда собаке нужен лидер стаи?

Думаю, у исследователей и дрессировщиков займет много времени выяснить все пути, какими набор ложных представлений о волках, вероятно, повлиял на создание набора ложных представлений о собаках. Многие бихевиористы и этологи-кинологи, уже давно выступали против образа "альфа-самцов" и "доминирования" у псовых. Но они не уделяли достаточно внимания тому, что волки живут в семьях, и что это означает для собак.

Собаки эволюционировали для жизни с людьми, но что это означает? То, что собаки эволюционировали, чтобы жить в человеческих семьях? А если так, означает ли это, что собакам, живущим в человеческой семье, нужны мама с папой, а не альфа-лидер? Или то, что собаки, живущие в человеческих семьях, чувствуют себя больше как волки, насильно сведенные в стаю, чем живущие в своей семье, и поэтому кому-то придется стать альфа-лидером?

Начну с тех случаев, когда хозяева берут на себя роль альфа-лидеров.

Цезарь Милано и Его Собаки

Огромная коллекция из тридцати или сорока собак, живущих вместе в Психологическом Центре для Собак Цезаря Милано - это утрированная версия искусственной волчьей стаи, создаваемой людьми из волков, содержащихся в неволе в исследовательских центрах и приютах. Поскольку волки в неволе формируют доминантную иерархию, когда вынуждены жить вместе, естественно, что собаки Цезаря также сформировали свою доминантную иерархию, с альфа-псом, бета-псом, и, может быть даже, собакой третьего ранга. Чтобы не допустить такого, Цезарь сам сделал себя альфа-лидером.

Цезарь говорит всем владельцам собак становиться лидером стаи. Если собака, живущая с людьми, психологически ощущает себя, как волк с неродственными взрослыми, тогда он, наверное, прав. Вопрос в чем: ощущают ли себя взрослые собаки, живущие в человеческих семьях, как взрослые волки, живущие с неродственными волками, или собаки, живущие в человеческих семьях больше похожи на волчат, живущих с родителями?

Цезарь основывает свои идеи про собачью стаю на наблюдениях за группами рабочих собак, что жили на фермах Мексики, когда он был еще ребенком. Собаки жили вместе группами от пяти до семи особей. Они не заходили в дом, и не были домашними любимцами, однако, не являлись также и дикими. Они были рабочими собаками, помогающими пасти коров, охранять собственность и защищать людей.

Это не похоже на то, как собаки жили бы в своих семьях. Цезарь говорит, что они обычно происходили от разных родителей, и в большинстве стай периодически случались драки за доминирование, чего не наблюдается в волчьих семьях. Это раскрывает еще один интересный аспект детского опыта общения Цезаря с собачьими стаями, который производил на него большое впечатление. Собаки из дедушкиной стаи никогда не дрались за доминирование: Казалось, что у некоторых фермеров структура собачьих стай гораздо жестче, там одна собака брала на себя роль лидера, а остальные были последователями. В этих семьях любили посмотреть на собачьи драки за доминирование - когда одна собака рвала другую... Я также была свидетелем демонстрации доминирования среди дикой стаи собак, которая бегала по полям возле нашего дома. Но... у собак на нашей ферме не наблюдалось явного лидера стаи. Теперь я понимаю, что это оттого, что мой дедушка никогда не позволял ни одной собаке забрать у него роль лидера - или у кого-либо из нас, людей, раз уж на то пошло.

Цезарь может быть прав на счет того, почему собаки его дедушки не дрались между собой. Думаю, Цезарь определенно прав по поводу большой группы брошенных и агрессивных собак в его Психологическом Центре для Собак. Работа Цезаря показывает, что это возможно и, вероятно, желательно во многих случаях, чтобы человек становился лидером стаи для группы неродственных между собой собак. Когда лидером стаи является человек, собаки не дерутся.

Но я не могу сказать, что происходило на дедушкиной ферме. Может быть, дедушка и был лидером стаи для них. С другой стороны, они могли видеть в дедуле своего человеческого родителя. Причина, по которой они не дрались между собой, могла быть в том, что они воспринимали друг друга как братьев и сестер-волчат, а волчата не дерутся между собой.

Я говорю так, потому что собаки на дедушкиной ферме во многом выглядели точно так же, как те, с которыми я выросла. В нашем квартале было четыре собаки. Они жили в четырех разных семьях, но так как между нашими домами нигде не было заборов, то собаки обычно гуляли или играли в одном и том же пространстве. Трое из них были некастрированными кобелями (никто не кастрировал кобелей в 1950-х) и еще одна стерилизованная сука: два из них - золотые ретривера (наша собака Энди и еще один ретривер по кличке Молния), а еще два были лабрадорами (Хантер и Таки). Собаки спали и ели каждая у себя дома, но могли свободно бродить в течение дня.

Мы, дети, обычно гоняли на велосипедах по улице, по тихой круговой дороге, а все четыре пса бегали вокруг нас. Они никогда не дрались между собой, и никогда не грызли ничего в доме, потому что их не бывало там, в течение дня. Они находились на улице, где у них было много дел. Лай редко становился проблемой, кроме разве что нескольких странных инцидентов с нашей собакой, которая иногда оставалась на улице допоздна и гавкала под окнами одного конкретного дома. У людей, что там жили, не было собаки, так что Энди явно беспокоило что-то другое. Единственное из необычного, что можно сказать про этих соседей, у моих родителей несколько раз возникали разногласия с ними.

Иногда собаки уходили, и у нас не было ни малейшего понятия, где те проводили время. Через дорогу от моего дома находилось гигантское зеленое хозяйство с сотнями акров леса, так что, думаю, они проводили много времени там. Однако, я не знаю наверняка, ходили они туда вместе или по раздельности, потому что я никогда не видела, чтобы они уходили или возвращались. Просто иногда собаки были рядом, а в другое время - нет.

Собаки были почти всегда вместе, когда были рядом с нами, детьми, но я не помню, чтобы они вели себя, как стая с альфа-лидером, хотя некоторые выражения доминантности случались. Каждый раз, когда наша золотая ретривер Энди видела Молнию, второго ретривера, она всегда ложилась на спину на несколько мгновений. Иногда она приходила во двор к Молнии и добровольно ложилась напротив него. Я никогда не видела, чтобы подобное проделывал кто-то из лабрадоров. (И этому есть веская причина, о которой я расскажу в следующем разделе).

Никто на самом деле не знает, какой естественный порядок у собак, частично потому, что образ жизни человека постоянно меняется. Но думаю, что у собак из нашего квартала, вероятно, было наиболее приближенное к природному для собак существованию. Городские собаки из книги "Двери Мерла" Теда Керасота по описанию похожи на собак из нашего квартала. В Керасотовском городе нет заборов, и собак, похоже, это целиком устраивало. Никто из них не лаял, когда другая собака проходила мимо дома, что сложно представить, если вы живете в городе, где дворы обнесены заборами. Вместо этого, собаки обнюхивали друг другу зады и виляли хвостами.

Причина, по которой я думаю, что наиболее природное существование для собак - без заборов, преимущественно на улице с хозяином-человеком, в том, что так, вероятно, жили собаки с людьми сотни тысяч лет тому назад, когда волки только эволюционировали в собак. Это было задолго до изобретения сельского хозяйства (всего лишь десять тысяч лет назад), когда люди жили как кочевники охотники и собиратели. У охотников и собирателей, скорее всего, была база, дом, куда они возвращались после охоты, но дом часто менялся, потому что людям надо было следовать за источниками еды.

Может быть, у первых собак и был в каком-то роде "хозяин" или человеческая семья, но они никогда не жили в домах с заборами. (Нет ни единой возможности узнать, привязывали ли люди прото-собак, или они были совершенно вольны приходить и уходить). Думаю, прото-собаки, скорее всего, вели себя как те собаки, с которыми я выросла. Они ходили охотиться или бродили сами по себе, когда возвращались домой. В какой-то момент они, вероятно, переставали жить в собачьих семьях и начинали ассоциировать себя с группой неродных взрослых. Но они не становились стаей, и у них не появлялся альфа-лидер. Они были коллегами, соратниками по играм, и, вероятно, компаньонами в дороге. Их главная привязанность была к человеческой семье, а не друг к другу.

Моя теория состоит в том, что Цезарь Миллан, возможно, ошибается насчет собак с фермы, с которыми он рос, но он точно прав насчет животных из его центра психологии собак. Псы его деда, вероятно, не были настоящей сворой. Животные в центре психологии собак живут в одной из самых неестественных обстановок, в которой вообще это возможно: от тридцати до сорока животных без привязи, различных пород, все слиплись внутри одного большого сарая. У собак должна быть свора, чтобы им не хотелось разорвать друг друга на части. И Цезарь проделал блестящую работу, сам став лидером этой своры, и не позволив собакам сражаться за первое место. Более половины псов Цезаря - бездомные животные, большинство из них имеют проблемы с агрессией, и все равно они живут мирно под одной крышей.18 Цезарь Милано заставил неестественную обстановку работать на спасение собак.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!