Материально-техническое обеспечение практики:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

 

 

Художественно-графический факультет

 

 

Программа

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

(МУЗЕЙНОЙ)

 

Рекомендуется для

 

направления: 53.04.01 Дизайн

профилей: "Дизайн среды", "Графический дизайн"

 

квалификация выпускника: бакалавр

 

 


Цель практики:

Целью практики является  развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций, соответствующих следующим видам профессиональной деятельности:

художественная:

способности обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи (ПК-2);

способности учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств (ПК-3);

проектная:

способности  анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта (ПК-4);

способности применять современные технологии, требуемые при реализации дизайн-проекта на практике (ПК-6);

информационно-технологическая:

способности решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6);

организационно-управленческая:

готовности руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности и принимать управленческие решения на основе нормативных правовых актов (ПК-11);

способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способности работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

научно-исследовательская:

способности применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывать новизну собственных концептуальных решений (ПК-12);

способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-10);

способности  анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

педагогическая:

способности к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

 

2. Трудоемкость практики составляет 2 учебные недели - 3 зачетные единицы (108 часов), из них 72 часа – аудиторные занятия, 36 часов отводится на СРС, форма промежуточной аттестации – зачет с оценкой.

3. Сроки проведения практики и ее место в структуре основной образовательной программы:  Музейная практика проходит в конце второго курса, в 4 семестре на 38-39 учебных неделях в музеях, выставочных залах и галереях города Уфа.

Цикл, к которому относится художественно-конструкторская практика: Б5. Практики, НИР.

Для успешного прохождения практики студент должен освоить следующие курсы: Историю, Философию, Технический рисунок, Пропедевтику, Проектирование, Введение в специальность, Формообразование, Основы шрифтовой композиции.

Требования к результатам практики

    В результате прохождения практики студент должен:

    Знать классификацию музеев, выставочных экспозиций; историю и профиль Национального музея Республики, Художественного музея им. М.В. Нестерова, Музея археологии и этнографии УНЦ РАН, Уфимской художественной галереи.

    Уметь определять функции музея; составлять классификационную характеристику музея, галереи, выставки; определять характер экспозиции, ее тематический план, график движения посетителей; анализировать музейный экспонат.

    Владеть навыками описания музейной и выставочной экспозиции и экспоната.

Содержание практики

Вид работы Формируемые компетенции Трудоемкость в ЗЕ
Художественная: -  Посещение музеев и выставочных залов; - Зарисовка планов музеев; - Определение художественной идеи экспозиции ПК -2 ПК-3 0,3
Проектная: - формирование предложений по изменению дизайна экспозиций ПК-4, ПК-6 1
Информационно-технологическая: - изучение истории музейного дела и сайтов музеев ОПК-6 ПК-10 0,5
Организационно-управленческая: - групповая организация посещения музеев ПК-11 ОК-5, ОК-6 0,2
Научно-исследовательская: - обобщение материалов практики и написание отчета ПК-12 ОК--, ОК-10 0,5
Педагогическая: - подготовка отчетов - презентаций к итоговой конференции ОК-1, ОК-4, ОК-7 0,5

Тематическое планирование практики

Дата

Тема занятия (содержание работы)

Трудоемкость в часах

ауд срс
14.05-16.05.18 Установочная конференция. Определение целей и задач практики. Историческая и культурная миссия музеев. История музейного дела в нашей стране. Система организации музейного дела. Научно-фондовая работа. Структура музеев. Экспозиционная работа музеев. Издательская деятельность музеев. Определение объема и содержания отчетной документации. Знакомство с перечнем музеев, выставочных залов, галерей. 4 10
15.05.-23.05.18 Посещение музеев, выставочных залов, галерей. Целью посещения является процесс ознакомления с экспозициями. Задача студентов рассмотреть структуру залов, размещение экспонатов и научную деятельность. Понять задумку художников – экспозиционеров, дизайнеров, представленную в последовательном размещении культурных памятников по определенным тематическим залам. 62  
24.05- 25.05.18 Написание реферата. Подготовка и сдача отчетной документации (билетов, буклетов, фотографий, контрольно-учетной книжки) 2 26
26.05.18 Итоговая конференция по музейной практике 4  

7. Сведения о местах проведения практики (

Музеи и галереи г. Уфы, обязательные для посещения:

1. Национальный музей Республики Башкортостан (ул. Советская, д.14, тел. 272-12-50);

2. Художественный музей им. М.В. Нестерова (ул. Гоголя, д.27, тел. 273-42-36, 272-2-17);

3. Музей археологии и этнографии УНЦ РАН (ул. Аксакова, д.7, тел. 250-71-20, 250-71-18);

4. Уфимская художественная галерея (ул. Революционная, д.34, тел. 250-49-24).

5. Галерея "Мирас" (ул. Ленина, д.72, тел.273-17-71).

6.  Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова (ул. Благоева, д.4, тел. 276-83-52).

 

Музеи, галереи и выставочные залы г. Уфы для посещения по выбору студентов (не менее 3-х):

1. Мемориальный дом-музей М. Гафури (ул. Гоголя, д.28, тел. 272-65-65);

2. Музей 112 Башкирской кавалерийской дивизии (ул. Левитана, д.27, тел. 227-52-02, 227-47-57);

3. Музей истории Башкирской организации ВОС (ул. Кирова, д.47, тел. 272-71-53);

4. Музей истории и спортивной славы оборонного общества РБ (Бульвар Славы, д.6, тел. 231-62-07);

5. Музей кино (бульвар Х.Давлетшиной, д.10, тел. 228-90-13, 228-90-17);

6. Музей геологии и полезных ископаемых (ул. Ленина, д.47, тел. 273-51-11);

7. Музей леса (Лесной проезд, д.1, тел. 232-89-31);

9. Музей современного искусства им. Наиля Латфуллина (ул. К.Маркса, д. 32, тел. 250-80-77);

10. Музей Театра оперы и балета (ул. Ленина, д.5, тел. 273-83-66);

11. Музей Ш. Худайбердина (ул. Новомостовая, д.20, тел. 272-65-43);

12. Республиканский музей Боевой Славы (ул. Комарова, д.7, тел. 260-44-64);

13. Экзотариум Уфимского музея естественной истории (ул. 50 лет Октября, д.14, тел. 273-76-64);

14. Галерея «Башфото.ru» (ул. Жукова, д.10);

15. Галерея «Урал» (ул. Ленина, д.56, тел. 272-61-44);

16. Выставочный зал «Ижад» (ул. Космонавтов, д.22, тел. 242-28-35);

17. Выставочный зал Союза художников РБ (ул. Ленина, д.43, тел. 231-42-47);

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики:

    а) основная литература (до 5 наименований)

1. Культурология /Н.Г. Богдасарьян. – М.: Высш. шк., 2007.- МО РФ;

2. Культурология / Под ред. Ю.Н. Солонина.- М.: Юрайт, Высш. образ-е, 2010.- МО РФ.

3. Розенсон И.А. Основы теории дизайна.- СПб.: Питер, 2008.- УМО.

4. Шимко В.Т. Архитектурно – дизайнерское проектирование.- М.: Архитектура–С, 2006.- УМО

5. Волкова Д. Школа современного дизайна от А до Я.- М.: Эксмо, 2008

 

    б) дополнительная литература (до 15 наименований)

1. Рапацкая Л.А История художественной культуры России.- М.: Академия, 2008.- УМО.

2. Садохин А.П. Мировая художественная культура.- М.: Юнити- Дана, 2007.- МО РФ.

3. Соколова, М.В. Мировая культура и искусство.- М.: Академия, 2008.- УМО.

4. Объемно – пространственная композиция. /Под ред. А.В. Степанова.- М.: Архитектура, 2007.- МО РФ.

5. Рунге В.Ф. Эргономика в дизайне среды.- М.: Архитектура, 2005.- УМО.

6. Дизайн архитектурной среды. /А.В. Ефимов.- М.: Архитектура, 2006.- МО РФ.

 

    г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

www.komandirovka.ru › ... › Уфа › Достопримечательности Уфы

www.museumrb.ru/

www.afisha.ru › Путешествия › Россия › Уфа

welcomeinufa.com › Услуги › Экскурсии по Уфе и РБ

razvlecheniya.ufa.mnogonado.net › Уфа › Развлечения

 

 

Материально-техническое обеспечение практики:

Для выполнения заданий по практике студентам необходимо иметь доступ к сети интернет, личные фотоаппараты и компьютеры.

 

10. Методические рекомендации по проведению практики

Организация музейной практики направлена на выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью «Дизайн» и присваиваемой квалификацией «бакалавр дизайна»; последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики.

Музейная практика студентов ХГФ организуется кафедрой дизайна. Перед началом квалификационной практики деканат ХГФ или заведующий кафедрой совместно с факультетским руководителем проводит установочную конференцию, направленную на ознакомление студентов с целями, задачами и содержанием квалификационной музейной практики. На установочной конференции руководитель практики сообщает об общих положениях практики, об этапах её прохождения, о правилах техники безопасности на момент осуществления практики и об организационных вопросах. На конференции студенты знакомятся со спецификой работы и её объемом.

Групповые руководители (члены кафедры дизайна)осуществляют непосредственное руководство квалификационной практикой студентов. В зависимости от места проводимой музейной практики (в г. Уфа, Москва, Санкт-Петербург и др.) совместно с групповым руководителем практики студенты составляют ежедневный график работы практиканта и индивидуальные планы работы.

Общий объем времени на проведение практики определен Государственным образовательным стандартом и учебным планом и составляет 12 дней (2 недели по 6 дней). Сроки проведения практики установлены ХГФ в соответствии с учебным планом и соответствующих требований к проведению учебной практики в условиях вуза. В период практики на студентов распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка учебного заведения. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики не должна превышать 6 часов в день.

Музейная практика преследует цель дать четкое представление о музеях и экспозиционных выставках, о различных направлениях их деятельности и особенностях формирования экспозиций. Профессиональная подготовка студентов на базе знакомства с музеями и выставками приобщит их к традициям прошлого, к образцам современного искусства, познакомит с современной экспозиционной культурой и новейшими методами выставочной работы.

Практиканты получают представление о вопросах, связанных с проектированием экспозиции, выставочного оборудования, применением вспомогательных технических средств. В процессе изучения и практического освоения материала должны быть использованы знания и навыки, приобретенные на занятиях по Истории, Философии, Техническому рисунку, Пропедевтике, Проектированию, Введению в специальность, Формообразованию, Основам шрифтовой композиции.

В период музейной практики студенты последовательно знакомятся с каждой темой, отдельным музеем, сосредоточив внимание на тенденциях развития музейного дела в 21 веке. При рассмотрении тем, практического блока программы студентам предлагается выполнить определенное задание по написанию реферата. Эта работа является для студента основным заданием, по которому будет оценен результат его практики.

11. Требования к промежуточной аттестации по практике.

В отчетную часть входит представление студентами входных билетов, буклетов, фотоматериалов тех музеев, выставочных залов и галерей, которые они изучили по программе и реферат с описанием посещенных музеев, выставочных залов, галерей и экспозиций, с анализом выставочного экспоната и заполненная контрольно-учетная книжка практиканта.

Отчетная документация и научно-исследовательская разработка просматривается заранее групповым руководителем и оценивается. После конструктивных предложений и замечаний группового руководителя студенты вносят исправления и преобразования в текущие работы, оформляют окончательный вариант творческого исследования к дифференцированному зачету, а отчетные материалы к зачету-собеседованию. Далее факультетский руководитель практики суммирует баллы текущих оценок практики и выставляет «сводную оценку».

Оценка учебной практики учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Студент, получивший неудовлетворительную оценку по практике или отстраненный от участия в ней, без предоставления дополнительного времени считается не выполнившим учебный план. В этом случае ставится вопрос об отчислении студента из вуза, как имеющего академическую задолженность по практике.

При выставлении оценки учитываются следующие критерии:

· полнота выполнения программы квалификационной практики;

· отношение студента к своим обязанностям практиканта и усидчивость студентов в период практики;

· уровень подготовленности практикантов к изучению памятников искусства, культура написания исследовательской работы, способность самостоятельного ведения «анализа выставочных экспозиций»;

· системность в работе, полнота знаний и способность к теоретическому осмыслению студентами своей практической деятельности, четкость и полнота определения целей, задач, содержания и методов проведения исследовательской работы;

· уровень сформированности профессиональных умений, организационных и коммуникативных качеств личности студентов на момент практики;

· полнота и качество отчетных материалов.

Квалификационной практика завершается итоговой конференцией, на которой подводятся итоги факультетским руководителем и оглашаются результаты (дифференцированные оценки).

Оценка «отлично» ставится в том случае, если студент полностью выполнил программу музейной практики; не нарушал трудовую дисциплину, реферат по практике выполнен на высоком профессиональном уровне, отчетная документация оформлена в соответствии с требованиями и сдана вовремя.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если студент полностью выполнил программу музейной практики; не нарушал трудовую дисциплину, реферат по практике выполнен на хорошем профессиональном уровне с небольшими замечаниями, отчетная документация оформлена в соответствии с требованиями и сдана вовремя.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент не полностью выполнил программу музейной практики; незначительно нарушал трудовую дисциплину, реферат по практике выполнен с замечаниями, отчетная документация оформлена в соответствии с требованиями и сдана вовремя.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент не выполнил программу музейной практики; нарушал трудовую дисциплину, реферат по практике выполнен с большими замечаниями, оформление отчетной документации не соответствует требованиям.

 

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВП по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата). Приказ №104 от 11 августа 2016г.

                                 

Разработчик:

Доцент кафедры дизайна, кандидат педагогических наук, член СДР  

Е.Н. Дорофеева.

 

Эксперты (2 и более эксперта):

Доцент кафедры дизайна УГАИ им. З. Исмагилова, член СДР  

М.Л. Ахмадуллин.

Доцент кафедры дизайна БГПУ им. М. Акмуллы, член СД РФ 

Е.В. Плотникова

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
СтРуктура реферата по музейной практике

 

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Основная часть – анализ экспозиций музеев, галерей, выставочных залов, музейного экспоната.

4. Заключение.

5. Список литературы и Интернет-ресурсов.

6. Приложение (фотоматериалы, билеты, буклеты и т.д.)

 

Реферат оформляется на бумаге формата А4. Шрифт Times New Roman, размер 12, Междустрочный интервал 1. Поля: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2 см. Выравнивание текста - по ширине. Абзацный отступ – 1,25. Нумерация страниц - внизу в середине. На титульном листе номер страницы не ставится.

Листы реферата и контрольно-учетной книжки брошюруются в отдельные папки со скоросшивателями.

 

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М.АКМУЛЛЫ (ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)

 

КАФЕДРА ДИЗАЙНА

 

 

РЕФЕРАТ

ПО МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

Выполнил: студент 2 курса ОДО ХГФ

направления «Дизайн» ____подгруппы

__________________________________

(Фамилия И.О.) 

 

Принял: групповой руководитель

__________________________________

(должность, Фамилия И.О.)

Дата сдачи:_________________________

 

Оценка:____________________________

 

Уфа 2018


Образец содержания

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Введение………………………………………………………………… 3
2 Анализ выставочных экспозиций: Национальный музей Республики Башкортостан……………….. Уфимская художественная галерея ……………………………... Выставочный зал Союза художников РБ ……………………….. И т.д.   Анализ выставочного экспоната…………………………………..   5 7 11     17
3 Заключение 19
4 Список использованных литературных и Интернет-источников……. 20
5 Приложение……………………………………………………………… 21

 


Во введении дается историческая справка музейного дела в Республике Башкортостан, описываются современные тенденции развития музейного и выставочного дела. Ставятся цели и задачи музейной практики.

Анализ выставочных экспозиций выполняется по следующей схеме:

1. Краткая история музея, галереи, выставочного зала;

2. Масштаб деятельности: центральный, региональный, местный;

3. Форма собственности: государственный, ведомственный, общественный, частный;

4. Функции: научно-документационная, охранная, научно-исследовательская, образовательно-воспитательная, рекреационная (организация досуга);

5. По профилю:

· исторический (общеисторический, национальной истории, региональной истории, истории отдельных периодов, истории событий, узкоспециализированный);

· отдельных отраслей культуры (художественный, литературный, музыкальный, театральный, спортивный);

· педагогический;

· естественнонаучный;

· промышленный (торговли, промышленности, ремесел, техники, отдельных предприятий);

· сельскохозяйственный;

· комплексный.

6. Характер выставки (коммерческая, тематическая);

7. Характер выставочной продукции, коллекции (типологический, тематический, мемориальный, персональный);

8. Характер выставленных экспонатов (информативность, сохранность, коммуникативность, привлекательность, эмоциональность, репрезентативность, эстетичность);

9. Характер экспозиции;

10. Художественная идея;

11. Тематический план экспозиции (вводная зона, основная экспозиция, разделенная на тематические зоны, расположение главного элемента выставки, завершающая зона);

12. График движения посетителей (строго последовательное, с возможностью отхода в другие зоны, свободное);

13. Общее цветовое и световое решение выставочной экспозиции.

Пункты 12 13 проиллюстрировать схематичными зарисовками.

Анализ сайта

В заключении делается сравнительный анализ музеев, выставочных залов, галерей: чем они похожи и чем отличаются. Делаются выводы о реализации поставленных целей и задач практики. Высказываются пожелания в плане совершенствования практики.

В приложение помещаются входные билеты, буклеты, фотоматериал.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!