Опыт изучения средневековых портретов в мировой науке



Преображенский Александр Сергеевич

КТИТОРСКИЕ ПОРТРЕТЫ

СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА РУССКУЮ ИКОНОГРАФИЮ ( XI - XV ВВ.)

Специальность 17.00.04 — изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва, 2004


Содержание

Введение......................................................................................................... 5

1. Значение темы........................................................................................... 5

2. Опыт изучения средневековых портретов в мировой
науке       6

3.    Категории  памятников.  Функции  и  восприятие
портрета    9

4. Принципы интерпретации средневековых портретов..................... 16

5. Проблема количества портретов в искусстве Руси......................... 20

Глава I . Древнерусские портреты в трудах исследователей XIX -

XX вв............................................................................................................................ 28

1.   Основные направления исследований   древнерусского
портрета   28

2. Исследования XIX - начала XX вв....................................................... 29

3. Исследования советского времени..................................................... 42

4. Современное состояние проблемы..................................................... 63

Глава П.

Портреты князей-Рюриковичей XI - первой половины XIII вв.

....................................................................................................................................... 72

1. Ктиторы русских храмов XI-XIII вв.................................................... 72

1.1. Известия письменных источников............................................ 72

1.2. Княжеские усыпальницы и отние монастыри......................... 76

1.3. Княжеское храмоздательство и культ русских святых...83


2


з
1.4. Идеальный образ ктитора.......................................................... 87

2. Портреты XI века: Ярослав и его потомство................................... 92

3. Памятники XII - первой половины XIII вв...................................... 135

 

3.1. Киев................................................................................................. 136

3.2. Смоленск........................................................................................ 140

З.З.Полоцк.............................................................................................. 143

3.4. Владимиро-Суздальское княжество........................................ 149

3.5. Новгород и Псков......................................................................... 160

4. Особенности ктиторской иконографии в домонгольском
искусстве 184

Глава III .

Портреты второй половины XIII — XV вв.: города Северо-
Запада и княжества Северо-Востока
Руси
............................................................................................................................. 192

1. Изменения в восприятии донаторских акций................................. 192

2. Новгород.......................................................... t...................................... 203

 

2.1. Портреты новгородских архиепископов................................. 203

2.2. Портреты новгородских аристократов..................................... 225

 

3. Псков........................................................................................................ 237

4. Среднерусские земли.......................................................................... 252

 

4.1. Владимир, Тверь, Ростов, Рязань............................................... 252

4.2. Москва............................................................................................. 272

5. Судьба ктиторской иконографии во второй половине XIII - XV
вв         298


4

Глава IV .

Ктиторские портреты и русская иконография XII - XVI вв.

................................................................................................................................... 307

1. Памятники домонгольского времени............................................. 307

2. Воздействие ктиторских портретов на русскую иконографию
XIV-XVIbb............................................................................................................... 332

3. Роль ктиторских изображений в формировании русской
иконографической традиции.............................................................................. 360

Заключение............................................................................................. 363


Библиография


367


Введение

Значение темы

Воспринятая русскими заказчиками традиция ктиторского и надгробного портрета была существенным компонентом визуальной

среды! Византии и других стран православного мира. Не принадлежа к числу обязательных элементов храмовой декорации, цикла миниатюр иллюминированной рукописи или иконографической схемы моленного образа, памятники этих двух типов, при их несомненной элитарности, могут показаться маргинальным явлением, которое не в силах соревноваться с другими, более распространенными и актуальными темами византийского и древнерусского искусства. Однако несомненный рост интереса к ктиторским изображениям средневековья, проявившийся и в отечественной, и, прежде всего, в зарубежной историографии вопроса, показывает, что произведения этого типа, в том числе и русские, не стоит далее игнорировать. Дело не только в их прикладной ценности, состоящей в том, что с помощью портрета можно уточнить время создания произведения или, к примеру, представить себе историю средневекового светского костюма и церковных облачений. Несомненно, портреты донаторов представляют собой важный источник, информирующий исследователя о благочестии и религиозном сознании средневекового человека, постоянно находящегося "перед лицом смерти"^; портрет есть тот тип композиции, который напрямую связан с опасениями, пожеланиями и надеждами заказчика, а значит - тип композиции, с помощью которого заказчик определяет и фиксирует характер своих отношений с небожителями на личном и социальном уровнях. Можно сказать, что это едва ли не единственный иконографический разряд,

1 "Visual environment" - термин Р. Кормака (Cormack R. Writing in Gold. Byzantine Society and Its Icons.
London, 1985. P. 10 ff.).

2 Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.


5


первостепенной задачей которого является демонстрация контакта представителей двух миров. Эта постоянная цель на протяжении всего периода бытования таких портретов (а они с большей или меньшей частотой использовались в общей сложности с V по XIX в.) выражалась достаточно разнообразно. Впрочем, исследователь средневекового вотивного портрета должен реагировать не только на иконографическую схему и вербальные компоненты того или иного изображения, но и на сам факт его наличия в определенном культурном пространстве и широком иконографическом контексте, равно как и на факт его отсутствия, если таковое можно считать доказанным (следует помнить о том, что ктиторская инициатива могла быть зафиксирована не только портретом с надписью, но и надписью без портрета, а также изображением патронального святого заказчика). К тому же повсеместное распространение подобных портретов и их связь с общими византийскими корнями не означает отсутствия локальной специфики, и именно изучение динамики развития региональных традиций представляет собой один из наиболее интересных аспектов данной темы.

Опыт изучения средневековых портретов в мировой науке

Попытка воссоздать историю древнерусской традиции ктиторского и надгробного портрета довольно сложна, поскольку развитие аналогичного феномена византийского и поствизантийского искусства остается неизученным. Собственно византийским памятникам, которые могли бы служить точкой отсчета для исследования локальных традиций, пока не посвящено ни одного обобщающего труда. Изрядное количество работ по средневековому портрету - следствие того, что многие зарубежные исследователи начиная с А. Грабара и С. Радойчича^ были

3 Grabar A. L' empereur dans Г art byzantin. Paris, 1936 (далее - ссылки на русский перевод: Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000); Радо]чигї С. Портрети српских владара у средньем веку. Скопгье, 1934 (переиздано: Београд, 1997); Окунев Н. Л. Портреты королей-ктиторов в сербской


заинтригованы проблемой царского портрета, которая имеет прямое отношение к нашей теме, но все же ее не исчерпывает, поскольку сосредочена исключительно на принципах репрезентации власти православного государя. При этом изучение портретов представителей других социальных групп (аристократия, духовенство, художники) носило

эпизодический характер и активизировалось лишь в недавнее время^. Многочисленные прецеденты обращения к ктиторской проблематике не были систематическими: существующие исследования затрагивают отдельные иконографические или функциональные разряды портрета (изображения донатора в позе проскинесиса; надгробные портреты и т. д. 5), группы памятников, выделенных по хронологическому или

церковной  живописи    //  Byzantinoslavica. Щ1).   Praha,  1930.   С.   74-99;

Лацтірос; Е. Лєикоца (iu^avxivrav аотократорсоу. AGnva, 1930; Jorga N. Domini Romani dupa portrete ci
fresce contamporane. Sibiu, 1930; Virtosu E. Chrysobulles Valaques ornees de portraits princiers II Balcania. 10.
1947. P. 3-13; ЪуриИ В. Портрети на повелама византийских и српских владара // Зборник философског
факултета. 8 (1). Београд, 1963. С. 251-272 (переиздано под названием "Портрети византийских и српских
владара с повелама" в кн.: Ивиїї П., ЪуриЬ B.J., Тїирковиїї С. Есфигменска повела деспота "byprja.
Београд, 1989. С. 20-54); Grabar A. Une pyxide en ivoire a Dumbarton Oaks, quelques notes sur Г art profane
pendant les dernier siecles de 1' empire byzantin II Dumbarton Oaks Papers. 14. 1960. P. 123-146; Kampfer F.
Das russische Herrscherbild. Von den Anfangen bis zum Peter dem Grossen. Recklinghausen, 1978; Magdalino
P., Nelson R. The Emperor in Byzantine Art of the Twelfth Century II Byzantinische Forschungen. 8. 1982. S.
123-183; Haustein E. Der Nemanjedenstammbaum. Studien zur mittelalterlichen Herrscherikonographie. Bonn,
1985; Thierry N. Le souverain dans les programmes d' eglises en Cappadoce et en Georgie du Xe au XIII siecles
II Revue des etudes Georgiennes et Caucasiennes. 4. 1988. P. 127-170; Maguire H. Style and Ideology in
Byzantine Imperial Art II Gesta. 28/2. 1989. P. 217-231; ТЬуригі В. Друштво, держава и владар у уметности у
доба династще ЛазаревиГі-Бранковиґі // Зборник Матице српске за ликовне уметности. 26. Нови Сад,
1990. С 13-46; Eastmond A. An Intentional Error? Imperial Art and "Mis"-lnterpetation Under Andronikos I
Komnenos II Art Bulletin. 73. 1994. P. 502-510; BoJBOflHh Д. Владарски портрети српских деспота II
Манастир Ресава. Исторща и уметност. Деспотовац, 1995. С 65-98; Djuric V. L' art imperial serbe: marques
du          statut         imperial         et          traits         de          prestige         II

Bu^avuo кой Еєр(3іа ката xov IA atcova. A8n.va, 1996. Z. 23-56; Eastmond A. Royal Imagery in Medieval Georgia. University Park, Pennsylvania, 1998.

4 Tomekovic-Reggiani S. Portraits et structures sociales au Xlle siecle. Un aspect du probleme: le portrait laique
II Actes du XVe congres international des etudes byzantines. Athenes, 1976. II. 1981. P. 823-836; Kalopissi-
Verti         S.         Painters'        Portraits        in         Byzantine       Art         II
Ae^xvov triq XpiaxiaviKTiq ApxouoA.oyucr|<; Exaipeiaq. Пєр. 4. Т. 17 (1993-1994). AGnva, 1994. £. 129-14
2; Babic G. Les portraits des grandes dignitaires du temps des tsars serbes. Hierarchie et ideologie II
Bu^avtio кал Еєрріа ката xov IA auova. AGnva, 1996. E. 158-168; Walter C. Portraits of Bishops
appointed by the Serbian Conquerors on Byzantine Territory II Ibid. E. 291-298

5 Джурич В. Портреты в изображениях рождественских стихир // Византия. Южные славяне и древняя
Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь 75-летия В.Н. Лазарева. М., 1973.
С. 244-255; Cutler A. Proskynesis and Anastasis II Cutler A. Transfigurations: Studies in the Dynamics of
Byzantine Iconography. University Park, Pennsylvania.; London, 1975. P. 53-110; Tatic-Duric M. La Vierge de
la Vraie Esperance - symbole commun aux arts byzantin, georgien et slave II Зборник Матице српске за
ликовне уметности. 15. Нови Сад, 1979. Р. 71-92; Spatharakis I. The Proskynesis in Byzantine Art II
Spatharakis I. Studies in Byzantine Manuscript Illumination and Iconography. London, 1996. P. 193-224;
Semoglou A. Contribution a 1' etude du portrait funeraire dans le monde byzantin (14e - 16e siecle) II Зограф. 24.


территориальному признаку (скажем, фресковые портреты XIII в. на территории Греции или все возможные типы портрета палеологовской эпохиб), конкретные памятники^, а также изображения, связанные с

определенным типом предмета, к примеру - с лицевыми рукописями^, в которых могли оказаться портреты, наделенные самыми разнообразными и необязательно вотивными функциями. Интерпретация ктиторских и надгробных портретов нередко затруднялась стремлением квалифицировать их преимущественно как памятники "светского" или

придворного искусства^, которые должны возместить утрату других оформлявших аристократический быт предметов, или несколько наивным желанием выяснить реальную степень их "портретносте", и в том числе сходства с другими (словесными и невербальными) портретами

Београд,                                  1995.                                   Р.                                   5-11;

Пажхцааторакг^ Т. Еліти |лрЧє<; шхраатааєц ката тг| цєал. каї иотєрГ| Pu^avTivn, лєрюбо // Ae^xiov т r\ c, Xpicmavucnc; АрхаюХоуїкгц; Етаїрєіас;. Пер. 4. Т. 19. 1996-1997. A8r|va, 1997. Е. 285-304; Djuric S. Svetiteljev zagrljaj - istorija teme do XII veka II Годишник на Софийския университет "Св. Климент Охридски". Център за славяно-византийски проучвания "Иван Дуйчев". Т. 88 (7). 1995. София, 1999. С. 85-94; Djuric V. Svetiteljev zagrljaj u slicarstwu vizantijskog sveta od XII do XIV veka II Там же. С. 95-103

6 Stylianou A. and J. Donors and Dedicatory Inscriptions, Supplicants and Supplications in the Painted Churches
of Cyprus II Jahrbuch der Osterreichischen byzantinischen Gesellschaft. 9. 1960. P. 97-128; Василиев A.
Ктиторски портрети. София, 1960 (о портретах в болгарских храмах); Muzicescu М.-А. Introduction a une ё
tude sur le portrait de fondateur dans le sud-est europeen. Essai de typologie II Revue des etudes sud-est europe
ennes. 7. Bucarest, 1969. P. 281-310; Tatic-Djuric M. Iconographie de la donation dans 1' ancien art serbe II
Actes du XlVe congres international des etudes byzantines. Bucarest, 1971. III. P. 311-322; Velmans T. Le
portrait dans 1' art des Paleologues II Art et societe a Byzance sous les Paleologues. Venise, 1971. P. 93-148;
Musicescu M.-A. Byzance et le portrait roumain au Moyen Age II Etudes byzantines et postbyzantines. I.
Bucuresti,                                1979.                                 P.                                 153-179;
Мабєракг^ It. H яроаашоурафіа tcov Scopucov сттк; єккХіочєс, rnq Крлтг]*;. Xavia, 1988; Kalopissi-Verti
S. Dedicatory Inscriptions and Donor Portraits in Thirteenth-Century Churches of Greece. Wien, 1992;
Semoglou A. La representation des donateurs dans les fresques et les icones portatives a Chypre. Paris, 1990 (me
moire de D. E. A. soutenu a 1' Universite de Paris 1).

7 См. многочисленные статьи о памятниках Сербии и Македонии.

8 Belting Н. Das illuminierte Buch in der spatbyzantinischen Gesellschaft. Heidelberg, 1970; Spatharakis I. The
Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts. Leiden, 1976.

9 Проблеме светского искусства Византии посвящены некоторые труды А. Грабара (Grabar A. Une pyxide
en ivoire...; Грабар A.H. Светское изобразительное искусство домонгольской Руси и "Слово о полку
Игореве" // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 18. 1962. С. 233-271; Grabar A. L' art profane а
Byzance II Art et societe a Byzance. Venise, 1971. P. 195-221). Термин "светский портрет" или близкие ему
понятия довольно широко употреблялись представителями "национальных" школ советских республик и
соцстран (Алибегашвили Г. Четыре портрета царицы Тамары. Тбилиси, 1957; Она же. Светский портрет в
грузинской средневековой монументальной живописи. Тбилиси, 1973; Армянская миниатюра. Портрет.
Авт.-сост. А. Геворкян. Ереван, 1982; Василиев А. Ктиторски портрети. София, 1960; Высоцкий С.А.
Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев, 1989). Однако он фигурирует даже в относительно
недавнем труде Э. Истмонда (Eastmond A. Royal Imagery...)


конкретного исторического деятеля^. Тем не менее, труды зарубежных византинистов, и особенно те из них, в которых сделана попытка добраться до "анатомии" византийского портрета, до сути связанных с ним явлений вроде художественного патронажа, оформления погребений, византийского самосознания и вообще проблемы взаимоотношения искусства и общества (исследования А. Грабара, X. Бельтинга, Т. Вельманс, Н. Паттерсон-Шевченко, Н. Икономидеса, Д. Попович, Э.

Истмонда, Л. Брубакер и др.)11, дают возможность исследовать локальную портретную традицию на фоне православного искусства средневековья и рассмотреть ее иконографический, функциональный и социальный аспекты.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 316; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!